Что должны знать Адвентисты Седьмого Дня
о других Христианских хранителях Субботы?
Как христианин, который хранит Субботу как седьмой день недели (от захода солнца в Пятницу до захода солнца в Субботу), я иногда вызываю недоумение у других не знакомых с моим убеждениям. Они упорно думают, что я или Хасид или Адвентист Седьмого Дня. В глазах многих, эти деноминации являются единственными религиями, соблюдающими седьмой день Субботу.
Известные всем Адвентисты Седьмого Дня, имеют миллионы своих членов. Однако, большинство Адвентистов Седьмого Дня ничего не знают или почти ничего не знают о сотнях других деноминациях, хранящих Субботу и верующих в Иисуса Христа. Эта информация тщательно скрывается служителями АСД, чтобы их паства не могла иметь альтернативы в выборе Субботней Церкви, кроме как Церкви АСД. Эта монополия подобна монополии на власть Компартии во времена СССР, когда в стране была только одна партия, располагающая всей властью в стране и преследующая всех инакомысля-щих. Аналогично и АСД пытаются стать одной Церковью, монополизирующей власть над Христианскими хранителями Субботы и преследующей и клеймящей как еретиков всех других Христиан, соблюдающих Субботу (не Адвентистов). Поэтому, будет справедливым, если простые члены Церкви АСД узнают о других Христианах, соблюдающих Субботу (и не являющихся АСД).
Неизвестная история
Старейшая организованная и действующая в настоящее время Христианская Церковь, сохраняющая Субботу, Церковь в Мил Ярде, Лондон, Англия, не является и никогда не была, в составе Адвентистов Седьмого Дня. Первые Христиане, соблюдающие Субботу, прибыли на Американский континент за 200 лет до появления Адвентистов Седьмого Дня. Первая Церковь, соблюдающая Субботу, была в штате Орегон и она никогда не была в числе Адвентистов Седьмого Дня.
Церковь Адвентистов Седьмого Дня была сформирована в 1860-х годах, из многих Христиан, соблюдающих Субботу, которые вошли в эту деноминацию. Деноминация «Адвентисты Седьмого Дня» была создана в 1861 году из последователей Эллен Уайт, а до этого ее не было. Адвентисты Седьмого Дня не были единственным остатком движения Уильяма Миллера в 1840-х годах. Крупнейшая не адвентистская Церковь Бога (Седьмого Дня), хранящая Субботу не была «ответвлением» Церкви Адвентистов Седьмого Дня, но была намного раньше Адвентистов. Они разошлись по вопросу принятия видений Эллен Уайт и различных других доктринальных взглядов. Есть и другие Хранители Субботы, которые никогда не были связаны с Адвентистами Седьмого Дня и Церковью Бога (Седьмого Дня). Многие Адвентисты узнали истину о Субботе от Баптистов Седьмого Дня из Нью Гемпшира.
Я настоятельно призываю Адвентистов Седьмого Дня изучить лучше свою историю и узнать других Христиан, сохраняющих Субботу и не являющихся Адвентистами Седьмого Дня.
Обзор основных деноминаций, сохраняющих Субботу
(1) Адвентисты Седьмого Дня. Численность членов более 4,5 млн. человек (1986) с почти миллиона человек в Северной Америке. Это на 50% больше по сравнению с 1970-х. Их больницы, колледжи и университеты, издательства, литература, радио и телевидение сделали их известными. Они учат о вегетарианстве, но немногие знают о их других учениям, которые отличаются от учения главных протестантов (авторитет писаний Уайт, мертвые не имеют сознания, бессмертие будет вручаться праведным после Второго Пришествия Христа, Тысячелетие будет в небесах). Главное их отличие от других Субботних Церквей это вера в авторитет книг Уайт как в источник истины. Это направление имеет много новых Церквей появившихся в результате реформации в их среде. Реформации вызвали появление таких деноминаций как: Международное Миссионерское общество АСД РД, АСД РД, Адвентисты Седьмого Дня Творения, Адвентистская Церковь Субботнего Покоя.
(2) Церковь Бога. Численность членов этого движения 300,000-500,000. Эта широкое движение, включающее тех Христиан, кто именует свои собрания «Церковь Бога», соблюдает Субботу и не принимает видений Эллен Уайт как авторитетный источник истины. Церковь Бога никогда не была объединена в одну организацию с АСД. Их история характеризуется организацией местных автономных групп и Церквей несколько отличных в учении. Две самые большие направления этого движения это Церковь Бога (Седьмого Дня) и Всемирная Церковь Бога.
(а) Церковь Бога (Седьмого Дня). Это не просто Церковь, но это направление, состоящее из десятков независимых групп, крупнейшая из которых имеет центр в Денвере, штат Колорадо, США. Группа Денвера имеет около 6000 североамериканских 30000 членов за рубежом. Они издают журнал «Адвокат Библии» (начиная с 1863 году "Надежда Израиля) и имеют конференции, организованных из местных Церквей, аналогично Адвентистам. Главными отличительными убеждениями являются: ежегодное проведение Вечери Господней, воздержание от нечистого мяса, вера в распьятие Иисуса в Среду и Его воскрешение в Субботу (три дня и три ночи в могиле), декларация тысячелетия на земле, Святой Дух не третья личность Бога, но разум и сила Божия, отказ от практики Рождества и языческой Пасхи. Некоторые из других подобных сестринских Церквей имеют центры в Меридиане, Айдахо; в Салеме, Западная Вирджиния; в Колдуэлле, штат Айдахо; и Иерусалиме, Израиль. Десятки тысяч верующих находятся в локальных Церквях Бога (7-го Дня) : в Африке (Нигерия, Кения, Гана), Индии, Филиппинах, в Центральной и Южной Америки и Карибском бассейне. Они не прочно привязаны к какой-то одной организации и их верования несколько отличаются, но в главном - едины.
(б) Всемирная Церковь Бога. Это направление имеет разнообразные группы, образованные после смерти их главного лидера Гербердта Армстронга. В свое время, в их главной организации было более 100000 членов, но в середине 1990-х годах, они распались и сократили свою численность на 60% или более. Основатель этого направления Герберт Армстронг в 1933-34. Они проводили по всему миру свои телевизионные программы и издавали большой тираж журналов. Имеют свои отделения и Церкви во многих странах, и первоначально управляелись централизованно из Пасадены, Калифорния. Герберт Армстронг был рукоположен Церковь Бога (Седьмого Дня) и был исключен от туда в 1937 году за его доктрину об Англо-Израильской теории и соблюдение всех Ветхозаветних праздников Бога. Его классические доктрины были поддержаны разными группами, такими, как Объединенная Церковь Бога, Глобальная Церковь Бога, Живая Церковь Бога, и Церковью Бога Интернациональной. Сын Армстронга Гарнер Тед ведет гораздо меньше работы, чем его отец. Тед был отстранен от Церкви Божией еще при жизни его отца, за обнародование своих сексуальных вольностей. В середине 1990-х годов, основные доктринальные изменения привели к формированию Объединенной Церкви Бога и Глобальной Церкови Бога (позднее, Живая Церковь Бога).
(3) Баптисты Седьмого Дня. Эта деноминация насчитывает около 5000 членов в США, и более 50000 за рубежом. Их центр находится в Дженесвилле, штат Висконсин, США. Баптисты Седьмого Дня старейшая Церковь, соблюдающая субботу. Их Церковь в Мил Ярде, Лондон, Англии, восходит по крайней мере, к 1600-м годам. Церкви БСД имеют значительную местную автономию. Их первая церковь в Америке была организована в 1671 году в Ньюпорте, Род-Айленд. Их журнал «Саббат Рекордер» начал издаваться в 1844 году и по-прежнему публикуется. БСД очень похожи на других баптистов в доктринах, но отличаются соблюдением Субботы. Есть и независимые БСД. На территории СНГ есть подобная большая независимая группа именуемая «Христиане Седьмого Дня», которая тесно связана с БСД.
(4) Движение Святого Имени. Их численность членов насчитывает до 50000 во всем мире. Это хранители Субботы, которые настаивают, что верующие должны употреблять только Еврейское имя Бога и Его сына (Йагве и Йашуа и т.п.). Употребление слов «Бог» или «Иисус» они называют "язычеством". Использует термин "ассамблея" вместо "церковь". Большинство групп соблюдают библейские праздники Ветхого Завета по календарю Евреев. В остальном, они имеют много сходства с их предшественниками из Церкови Бога (Седьмого Дня).
Крупнейшая группа Ассамблеи Йагве находится в Базеле, штат Пенсильвания, возглавляемая . Джейкобом Мейером, начиная с конца 1960-х. Исторические лидеры этого движения - Кларенс Додд (бывший служитель Церкви Божией Седьмого Дня) и Трайана, который написал Библию святых имен.
(5) Церкви Субботствующих Пятидесятников. "Пятидесятники" представляет собой термин, относящийся к харизматической проповеди, а иногда и "говорения на языках". Такие Пятидесятнические Церкви существуют в движении Церкви Бога и Движении Святого Имени и в других движениях появившихся в результате реформации Пятидесятников, соблюдавших до этого Воскресенье, но потом начавших хранить Субботу. Ниже приведено три из них, которые не перечислены выше:
(а) Церковь Бога, Святых Христа. Была основана в 1896 году негром Уильямом Кроуди, который утверждал, что имел видения от Бога. Эта группа соблюдает библейские праздники и имеет центр в Кливленде, штат Огайо. Численность членов около 40000.
(б) Церковь Божия, Иерусалимской Земли. Соблюдает Субботу и появилась в результате реформации в Пятидесятников Толлинсона, которые начали работу в начале 1900-х. Она имеет около 1000 членов в Америке и 6000 за рубежом, с центром в Кливленде, штат Теннесси.
(в) Церковь Истинного Иисуса. Численность членов более 1,5 млн. человек (2000). Они учат модализму, водному крещению во имя Господа Иисуса и крещению Духом Святым со знамением иных языков. Они сильно отличаются от других Субботних Церквей восточной направленностью и соблюдают приоритет Евангелизации только среди Китайцев.
(6) Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (Стренжета). Это направление Мормонов, которые соблюдают Субботу, согласно откровений их пророка Стренжета. Их насчитывают всего несколько общин, самая известная из которых управляется старейшиной Джоном Хайсеком. Наряду с Библией, они верят в книгу Мормона и книгу откровений Стренжета.
(7) Новозаветняя Церковь Бога. Появилась в результате реформации в движении Мормонов. Они отказались от книги Мормона, начали соблюдать Субботу и праздники Бога, но сохранили многие взгляды Мормонов (бессмертие и предсуществование душ, практика многоженства и т.п.).
Старейшина Церкви Бога (7-го Дня), Юрий Андреев
Комментарий