Предлагаю для тщательного изучения теми участниками, кто еще не владеет предметом, основные приемы риторического манипулирования личностью - не для использования, а для распознавания. Братья и сестры в Христе! Каждый из этих приемов - ложь, и прибегая к ним для отстаивания своей точки зрения, вы не побеждаете другого, но сами побеждаемы отцом всякой лжи. Не юзайте их, а обличать в их использовании других участников - уже дело темперамента каждого.
Привешивание ярлыка (name calling) - первый из семи основных приемов информационно-психологического воздействия, известных специалистам как «азбука пропаганды». Данный прием заключается в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен, так называемых «ярлыков», для обозначения человека, организации, идеи, любого социального явления. Эти «ярлыки» вызывают эмоционально негативное отношение окружающих, ассоциируются у них с низкими (бесчестными и социально неодобряемыми) поступками и, таким образом, используются для того, чтобы опорочить личность, высказываемые идеи и предложения, организацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории.
Второй прием - «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality). Этот прием заключается в замене названия, обозначения определенного социального явления, идеи, организации, социальной группы или конкретного человека более общим родовым именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих. Он основан на эксплуатации положительных чувств и эмоций людей к определенным понятиям и словам.
Третий прием - Перенос или «трансфер» (transfer). Суть данного приема состоит в искусном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится и уважается на то, что преподносит источник коммуникации. В рассматриваемой главе автором используется чаще негативный «трансфер» посредством побуждения к ассоциациям с явно отрицательными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, фактами, людьми и т.д. Но и про позитивный трансфер автор не забывает.
Следующий прием манипулирования - Ссылка на авторитеты, свидетельства или «свидетельствование» (testimonial). Содержание этого приема заключается в приведении высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом или же наоборот, таких, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, на которых направляется манипулятивное воздействие. Используемые высказывания обычно содержат не аргументы, а оценочные суждения.
Следующий манипулятивный прием - Игра в простонародность (plain folks). Не без этого, как же. Пролетарии всех стран, не прибедняйтесь!
Шестой классический прием манипулирования - Перетасовка или «подтасовка карт» (card stacking). Содержание данного приема заключается в отборе и тенденциозном поднесении только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных.
И наконец, последний, седьмой прием информационно-психологического воздействия называется «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon). При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т.п. Аппеляция ко «всем» учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу и правильность мнения большинства и поэтому, естественно, хотят быть с теми, кто его составляет. Происходит некритическое принятие излагаемых в сообщении оценок, точек зрения.
(цитировано по Об интеллектуальной совести)
Второй прием - «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность» (glittering generality). Этот прием заключается в замене названия, обозначения определенного социального явления, идеи, организации, социальной группы или конкретного человека более общим родовым именем, которое имеет положительную эмоциональную окраску и вызывает доброжелательное отношение окружающих. Он основан на эксплуатации положительных чувств и эмоций людей к определенным понятиям и словам.
Третий прием - Перенос или «трансфер» (transfer). Суть данного приема состоит в искусном, ненавязчивом и незаметном для большинства людей распространении авторитета и престижа того, что ими ценится и уважается на то, что преподносит источник коммуникации. В рассматриваемой главе автором используется чаще негативный «трансфер» посредством побуждения к ассоциациям с явно отрицательными понятиями и социально неодобряемыми явлениями, событиями, действиями, фактами, людьми и т.д. Но и про позитивный трансфер автор не забывает.
Следующий прием манипулирования - Ссылка на авторитеты, свидетельства или «свидетельствование» (testimonial). Содержание этого приема заключается в приведении высказываний личностей, обладающих высоким авторитетом или же наоборот, таких, которые вызывают отрицательную реакцию у категории людей, на которых направляется манипулятивное воздействие. Используемые высказывания обычно содержат не аргументы, а оценочные суждения.
Следующий манипулятивный прием - Игра в простонародность (plain folks). Не без этого, как же. Пролетарии всех стран, не прибедняйтесь!
Шестой классический прием манипулирования - Перетасовка или «подтасовка карт» (card stacking). Содержание данного приема заключается в отборе и тенденциозном поднесении только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных.
И наконец, последний, седьмой прием информационно-психологического воздействия называется «Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon). При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все. Сообщение, например, может начинаться словами: «Все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т.п. Аппеляция ко «всем» учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу и правильность мнения большинства и поэтому, естественно, хотят быть с теми, кто его составляет. Происходит некритическое принятие излагаемых в сообщении оценок, точек зрения.
(цитировано по Об интеллектуальной совести)

Комментарий