Существование души

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Ostrbor
    Участник

    • 19 May 2010
    • 2

    #1

    Существование души

    Здравствуйте.

    Скажите, пожалуйста, что в христианстве понимается под душой человека?

    Как понять, что я есть или у меня есть душа?

    PS Воспользовавшись поиском я не смог найти ответы - слишком много написано, слишком много споров на отвлеченные темы. Просьба не превращать мой топик во флуд.

    Заранее спасибо!
  • Viktor.o
    Ищущий

    • 20 July 2009
    • 52312

    #2
    Сообщение от Ostrbor
    Здравствуйте.

    Скажите, пожалуйста, что в христианстве понимается под душой человека?

    Как понять, что я есть или у меня есть душа?

    PS Воспользовавшись поиском я не смог найти ответы - слишком много написано, слишком много споров на отвлеченные темы. Просьба не превращать мой топик во флуд.

    Заранее спасибо!
    Пожилые люди, которые телом хоть и старые уже, но чувствуют себя молодыми. Это - душа. Она никогда не стареет и всегда молода.

    Комментарий

    • MixoID
      R.I.P

      • 09 July 2007
      • 5889

      #3
      Сообщение от Ostrbor
      Как понять, что я есть или у меня есть душа?
      Лопатой по голове (с.)
      Если будет загробный мир, значит душа есть. А нет - то и суда нет.

      Комментарий

      • Игорь Голаев
        Отключен

        • 01 October 2008
        • 7493

        #4
        Скажите, пожалуйста, что в христианстве понимается под душой человека?

        Как понять, что я есть или у меня есть душа?
        Душа - это и есть сама личность человека. У человека нет души, он и есть душа.
        Если человек говорит, что у него есть душа, то это значит, что он отделяет себя от души.
        Человеческое Я - это и есть душа.

        Душа рождена (несотворена) от соприкосновения Духа Божия и материей.
        Душа умереть не может, так как рождена от Духа Божия.
        Но если она при своей жизни не познает Бога и не соединиться с Ним, то дальнейшее ее существование будет во тьме внешней. Тьма внешняя - это то, что вне Бога. А это огромная мука для души человеческой.

        Комментарий

        • Андрей Рамин
          Ветеран

          • 15 April 2009
          • 1246

          #5
          Сообщение от Ostrbor
          Здравствуйте.

          Скажите, пожалуйста, что в христианстве понимается под душой человека?

          Как понять, что я есть или у меня есть душа?

          PS Воспользовавшись поиском я не смог найти ответы - слишком много написано, слишком много споров на отвлеченные темы. Просьба не превращать мой топик во флуд.

          Заранее спасибо!
          Чтобы понять что такое есть душа, нужно сказать, что душа есть у всего живого: всех животных, растений. Вот только с вирусами и субвирусами - не понятно, промежуточное звено между живым и неживым.
          Это наш день - мы узнали его по расположению звёзд, знаки огня и воды, взгляды Богов...

          Комментарий

          • Игорь Голаев
            Отключен

            • 01 October 2008
            • 7493

            #6
            Для души очень важно тело.
            Человеческое тело Бог сотворил совершенным.
            Поэтому душа человека не такая, какая у другого живого мира.
            Человек - это соединение двух совершенств: Духа Божия и совершенного материального тела.
            Ведь тело человека не такое, как у всего остального животного мира.
            Только тело человека способна принять и вместить Логос. Животные на это неспособны.

            Комментарий

            • Андрей Рамин
              Ветеран

              • 15 April 2009
              • 1246

              #7
              Сообщение от Игорь Голаев
              Человеческое тело Бог сотворил совершенным.
              И чего же в нём совершенного? Более несовершенное тело трудно найти: не может быстро бегать, нет острых зубов, нет защитного покрова в виде шерсти и пр. и пр.
              Это наш день - мы узнали его по расположению звёзд, знаки огня и воды, взгляды Богов...

              Комментарий

              • Игорь Голаев
                Отключен

                • 01 October 2008
                • 7493

                #8
                И чего же в нём совершенного? Более несовершенное тело трудно найти: не может быстро бегать, нет острых зубов, нет защитного покрова в виде шерсти и пр. и пр.
                Весь мир сотворен Логосом и только человек может познать Логос. Во всем остальном тело человеческое уступает миру животных. Однако человек господствует над миром и может жить везде. Животные могут жить только в своем ареале.

                Комментарий

                • Rioter
                  Экзорцист

                  • 22 October 2009
                  • 526

                  #9
                  Что толку рассуждать о душе, если никто из нас не познал её?Только невежественный судит о том, чего не знает, то же, кстати в послании к Коринфянам сказано, а вы нарушаете, нехорошо!

                  Комментарий

                  • tabo
                    Ветеран

                    • 12 November 2007
                    • 16147

                    #10
                    Сообщение от Ostrbor
                    Здравствуйте.

                    Скажите, пожалуйста, что в христианстве понимается под душой человека?

                    Как понять, что я есть или у меня есть душа?

                    PS Воспользовавшись поиском я не смог найти ответы - слишком много написано, слишком много споров на отвлеченные темы. Просьба не превращать мой топик во флуд.

                    Заранее спасибо!
                    вообще Душа есть в каждом =))) человеке

                    Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела.

                    Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

                    Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

                    Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом". Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.

                    Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

                    Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.

                    Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

                    Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. "Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно". Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

                    В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) - разумную, раздражительную и вожделевательную.

                    Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила "здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определено и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям" (св. Симеон Новый Богослов).

                    Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. "Дело раздражительной части души гневаться на дьявола", - говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.

                    Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.

                    Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они не отделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.

                    Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы - душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова. срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором "ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть" (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

                    Комментарий

                    • Ostrbor
                      Участник

                      • 19 May 2010
                      • 2

                      #11
                      tabo

                      На основании чего вы принимаете точку зрения святых: личных переживаний и практики или вам достаточно мнения того, кого признали авторитетом?

                      Спасибо за ответ на вопрос: что есть душа. Как видно у души не простая структура и у души много отличительных признаков. Без исследования, без познавательного процесса получить столь подробное описание, как мне кажется, невозможно.
                      не воспринимается и не познается телесными органами
                      Чем же тогда познают душу? Как осознать, что я есть душа? Если исключить все телесные органы (хотя достаточно один только головной мозг), то с познанием внутреннего и внешнего мира возникают проблемы.

                      Rioter

                      Что толку рассуждать о душе, если никто из нас не познал её?
                      Можно узнать о том, как ее познать? Это надеюсь не порицаемая тема.

                      Комментарий

                      Обработка...