Доказательство бессмертия человеческой души
посредством непрерывного сорита.
Душа человеческая есть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении.
Если некоторое действие какого-либо существа есть мышление, то некоторое действие этого существа есть вещь, непосредственно сознаваемая (sensibilis) без представления (imaginatione) частей.
В самом деле, мышление есть вещь: 1) непосредственно сознаваемая; так как душа, когда сознает себя мыслящею, непосредственно предстоит сама себе; 2) мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей. Это ясно из опыта. Ибо мышление есть то самое неуловимое нечто, которое мы сознаем (sentimus), когда сознаем себя мыслящими. Когда, например, мы сознаем, что думали о Тиции, мы сознаем не только то, что имели в своем уме (animo) образ Тиция (конечно, имеющий части), ибо этого недостаточно еще для мышления: ведь мы имеем образы в уме даже тогда, когда не думаем о них, но и сознаем сверх того, что осознали (cogitasse) это образ Тиция; и вот в представлении-то этого самого сознания мы и не замечаем никаких частей.
Если некоторое действие какого-либо существа есть вещь, непосредственно сознаваемая без представления частей, то некоторое его действие есть вещь без частей.
Ибо, каковым что-нибудь непосредственно сознается, таковым оно и существует в действительности: причина заблуждения в среде, так если бы причиною заблуждения был сам объект сознания, то он всегда бы представлялся бы ложно, а если бы ею был субъект, он всегда бы сознавался ложно.
Если некоторое действие какого-либо предмета есть вещь без частей, то некоторое действие этого предмета не есть движение.
Ибо всякое движение имеет части, по доказательству Аристотеля и всеобщему признанию.
Если некоторое действие какого-либо предмета не есть движение, то этот предмет не есть тело.
Ибо всякое действие тела есть движение. В самом деле, всякое действие вещи есть изменение ее сущности; сущность же тела состоит в ом, чтобы существовать в пространстве, а изменение существования в пространстве есть движение. Итак, всякое действие тела есть движение.
Что не есть тело, то не существует в пространстве.
Ибо определение тела состоит в том, что бы существовать в пространстве.
Что не существует в пространстве, то не способно к движению.
Ибо движение есть перемена пространства.
Что не способно к движению, то недоступно распадению.
Что недоступно распадению, то неразрушимо.
Ибо разрушение есть внутреннее распадение.
Все неразрушимое бессмертно.
Ибо смерть есть разрушение живого существа, или распадение его механизма, посредством которого оно является двигающим само себя.
Следовательно, душа человеческая бессмертна, что и требовалось доказать.
Ваши мнения.
Комментарий