Одна из известных евангельских притч - притча о десяти девах (Мф. 25:1-13), изложена в ев. Матфея. Главный смысл притчи не является в евангелии некой загадкой, не требует никаких «ушей чтобы слышать», смысл предельно чётко раскрыт в самой притче. Однако притча при этом как ни странно выглядит нераскрытой и порождает всевозможные вопросы. На форумах частенько возникают темы, посвящённые этой притче. А в критической библеистике возникало и мнение о содержании вообще иного поучительного смысла.
Хочется раскрыть и понять суть этих интересных особенностей данной притчи, порождающей толкования и вопросы.
Итак, для начала, базовые особенности.
Матфей акцентирует мысль об ожидании возвращения жениха, о необходимости бодрствования, о том, что возвращение жениха должно произойти, но пока не происходит, оно задержится и нужно быть к этому готовым. Таким образом, евангелист переносит читателя в сферу эсхатологии, в тему второго пришествия, которое обязательно быть должно, хоть и затягивается. Иисус как бы наперёд уже готовит слушателя к этой задержке.
Далее. Притча не содержит той главной и единственной мысли, которая должны бы вспыхнуть у «имеющего уши» слушателя и озарить его пониманием. Вспышка понимания не успевает или не может произойти, ведь Матфей сам и открывает читателю смысл притчи, правильный смысл.
«13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий»
Однако смысл этот как ни странно всё тот же, что и в притче о доме в ожидании возвращения хозяина (предыдущая глава).
Так как суть выражена и повторена уже Матфеем, то вся тайна притчи сама собой переносится в детали, в их уже разгадку. Перед читателем остаются предыдущие 12 стихов, со своими образами, логикой и смыслами. И это очень важный и интересный момент! Так как теперь, зная и понимая главную суть притчи, читатель пытается понять практическую пользу от самого рассказа и его подробностей. Но она, эта польза, почему-то ускальзает. Вроде всё предельно ясно в смысле, но почему-то и не так уж элементарно и однозначно толкуются образы притчи. И к таким выводам можно прийти, взглянув на всевозможные толкования.
Почему так - и попытаемся понять.
(продолжение следует)
Хочется раскрыть и понять суть этих интересных особенностей данной притчи, порождающей толкования и вопросы.
Итак, для начала, базовые особенности.
Матфей акцентирует мысль об ожидании возвращения жениха, о необходимости бодрствования, о том, что возвращение жениха должно произойти, но пока не происходит, оно задержится и нужно быть к этому готовым. Таким образом, евангелист переносит читателя в сферу эсхатологии, в тему второго пришествия, которое обязательно быть должно, хоть и затягивается. Иисус как бы наперёд уже готовит слушателя к этой задержке.
Далее. Притча не содержит той главной и единственной мысли, которая должны бы вспыхнуть у «имеющего уши» слушателя и озарить его пониманием. Вспышка понимания не успевает или не может произойти, ведь Матфей сам и открывает читателю смысл притчи, правильный смысл.
«13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий»
Однако смысл этот как ни странно всё тот же, что и в притче о доме в ожидании возвращения хозяина (предыдущая глава).
Так как суть выражена и повторена уже Матфеем, то вся тайна притчи сама собой переносится в детали, в их уже разгадку. Перед читателем остаются предыдущие 12 стихов, со своими образами, логикой и смыслами. И это очень важный и интересный момент! Так как теперь, зная и понимая главную суть притчи, читатель пытается понять практическую пользу от самого рассказа и его подробностей. Но она, эта польза, почему-то ускальзает. Вроде всё предельно ясно в смысле, но почему-то и не так уж элементарно и однозначно толкуются образы притчи. И к таким выводам можно прийти, взглянув на всевозможные толкования.
Почему так - и попытаемся понять.
(продолжение следует)
Комментарий