Мир всем!
В прошлом году я задумался - а в чем виноват Исав?
Почему - так много об Иакове, и так мало об Исаве?
Забегая вперед - здесь нельзя промолчать о Книге Иова, в которую нужно вставить последний абзац, который описывает - от кого родился и где жил Иов.
В одной из тем ранее, я уже приводил эти строчки:
В Славянской Библии к книге Иова имеется следующее добавление:
"Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь. О нем толкуется в Сирской книге, что жил он в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии: прежде же было имя ему Иовав. Взяв жену Аравитянку, родил сына, которому имя Еннон. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. И сии цари, царствовавшие в Едоме, какою страною и он обладал: первый Валак, сын Веора, и имя городу его Деннава; после же Валака Иовав, называемый Иовом; после сего Ассом, игемон из Феманитской страны; после него Адад, сын Варада, поразивший Мадиама на поле Моава, и имя городу его Гефем. Пришедшие же к нему друзья, Елифаз (сын Софана) от сынов Исавовых, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарского) савхейский властитель, Софар Минейский царь. (Феман сын Елифаза, игемон Идумеи. О нем говорится в книге Сирской, что жил в земле Авситидийской, около берегов Евфрата; прежде имя его было Иовав, отец же его был Зареф, от востока солнца.)"
Здесь просто - для информации, которая собирается по крупинкам об Исаве.
Итак, из Исава - был праведный Иов. И был он в то время, пока евреи еще не пришли на свою землю...
Вернемся к Исаву!
Читаю Синодальный перевод:
1 И обратились мы и отправились в пустыню к Чермному морю, как говорил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеира.
2 И сказал мне Господь, говоря:
3 полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу;
4 и народу дай повеление и скажи: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь
5 начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву;
6 пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте;
7 ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой [и страшной] пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка.
8 И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины, от Елафа и Ецион-Гавера, и поворотили, и шли к пустыне Моава.
Довольно громкое заявление! А теперь представим Бог да Исаву гору Сеир.
Смотрим что об этом написано:
6 И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и всё имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего,
7 ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их.
8 И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.
Так вот, возникает вопрос - Исав сам пришел и поселился? Или был разговор Исава с Богом? То есть, как вариант, Бог сказал Исаву - иди туда...
Истории все эти, скорее всего также записывались...
Спросите откуда у меня такой вывод?
А вот из рассуждений:
1 Вот родословие Исава, он же Едом.
2 Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина,
3 и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа.
4 Ада родила Исаву Елифаза, Васемафа родила Рагуила,
5 Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея. Это сыновья Исава, родившиеся ему в земле Ханаанской.
6 И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и всё имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего,
7 ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их.
8 И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.
9 И вот родословие Исава, отца Идумеев, на горе Сеир.
10 Вот имена сынов Исава: Елифаз, сын Ады, жены Исавовой, и Рагуил, сын Васемафы, жены Исавовой.
11 У Елифаза были сыновья: Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ.
12 Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. Вот сыновья Ады, жены Исавовой.
13 И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой.
14 И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея.
15 Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ,
16 старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады.
17 Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой.
18 Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой.
19 Вот сыновья Исава, и вот старейшины их. Это Едом.
Откуда у евреев данная информация? Бог на Синае дал?.... Не думаю.
Ладно, ближе к самой теме, вернее к тому, до чего я дошел:
Читаю Синодальный перевод Библии:
31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.
32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.
34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
Можете почитать - что говорят отцы об этом:
Толкования Священного Писания. Толкования на Быт. 25:32
В целом - я вывод сделал, что многие верующие глядя на эти строчки и делают вывод о том, что Исав продал свое первородство за чичевичную похлебку - потому что хотел есть (умирал).
И я так считал тоже. Но мысль об этом первородстве не отпускала меня - ну что в нем действительно такого есть, тем более - что предписания о первородстве - даны были Моисеем позже... То есть, возможно здесь - подтасовка фактов о важности первородства!
И что я увидел вчера, читая Танах в этом месте:
И сварил Яаков кушанье; а Эйсав пришел с поля усталый. (30) И сказал Эйсав Яакову: дай мне поесть из красного, красного этого, ибо я устал. Поэтому дано ему прозвание Эдом. (31) И Яаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. (32) И Эйсав сказал: ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство? (33) И Яаков сказал: поклянись мне теперь же. И он поклялся ему, и продал первородство свое Яакову. (34) И дал Яаков Эйсаву хлеба и похлебку из чечевицы: и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Эйсав первородством.
То есть - здесь, в Танахе, Исав не говорит, что он умирает (от голода), а говорится - что Исав ходит на смерть. Для плохо знающих Библию, надо пояснить:
И отроки выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков человеком кротким, живущим в шатрах.
Я не знаю как Вам, но для меня - Исав ходил на смерть = занимался звероловством. И он мог погибнуть в каждый свой выход на ловлю. Поэтому то Исав и говорит: " ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство?".
Смотрите еще момент - ответ Иакова Исааку на вопрос - почему ты так быстро вернулся?
"И сказал Ицхак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? И сказал тот: потому что Г-сподь Б-г твой доставил мне этот случай"
А теперь представьте себе - что эти слова сказал бы и Исав... Я делаю вывод - что Бог помогал Исаву, иначе ответ бы был очень чудным.
Далее следует рассмотреть вопрос о первородстве. Что именно сказал Исаак Иакову?
"Да даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли, и множество хлеба и вина. (29) Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими"
И отвечал Ицхак, и сказал Эйсаву: ведь я поставил его владыкою над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; поддержал его хлебом и вином; а тебе теперь что же я сделаю, сын мой?
Что здесь написано? Что Иаков - владыка на Исавом и над всеми остальными братьями.
А что было потом? Когда Иаков вышел от Лавана...
" (4) И послал Яаков перед собою посланцев к Эйсаву, брату своему, в землю Сэир, в поле Эдом. (5) И наказал им сказать: так скажите господину моему Эйсаву: так сказал раб твой Яаков: у Лавана жил я и задержался доныне;""
(4) И побежал Эйсав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и они плакали. (5) И поднял глаза свои, и увидел жен и детей, и сказал: кто это у тебя? И сказал тот: дети, которых Б-г даровал рабу твоему.
Так и не смог я в тот вечер понять - кто и кого из них вывел гулять... Извиняюсь за отступление.
Но Иаков - был названом господином, а Исав - рабом, а потом - потом то почему всё так поменялось - Иаков стал рабом, а Исав - господином?
История встречи Иакова и Исава, лично мне, очень напоминает притчу о блудном сыне.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
В общем не верю я - что Исав - плохой, наоборот - вижу много лжи, фальша, обмана и даже убийств (его сыновьями) у Иакова... Отсюда, осмелюсь предположить, и долги скитания и плен евреев,в то время, как Идумея жила и процветала.
Есть много слов, которые нельзя выкинуть из текста, но вот изменить их в свою пользу...
Есть ли у кого - нибудь дополнительная информация об Исаве? Об Едоме? Может кто знает и уже нашлась Сирская книга?
Будут полезны Ваши рассуждения на эту тему.
В прошлом году я задумался - а в чем виноват Исав?
Почему - так много об Иакове, и так мало об Исаве?
Забегая вперед - здесь нельзя промолчать о Книге Иова, в которую нужно вставить последний абзац, который описывает - от кого родился и где жил Иов.
В одной из тем ранее, я уже приводил эти строчки:
В Славянской Библии к книге Иова имеется следующее добавление:
"Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь. О нем толкуется в Сирской книге, что жил он в земле Авситидийской на пределах Идумеи и Аравии: прежде же было имя ему Иовав. Взяв жену Аравитянку, родил сына, которому имя Еннон. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. И сии цари, царствовавшие в Едоме, какою страною и он обладал: первый Валак, сын Веора, и имя городу его Деннава; после же Валака Иовав, называемый Иовом; после сего Ассом, игемон из Феманитской страны; после него Адад, сын Варада, поразивший Мадиама на поле Моава, и имя городу его Гефем. Пришедшие же к нему друзья, Елифаз (сын Софана) от сынов Исавовых, царь Феманский, Валдад (сын Амнона Ховарского) савхейский властитель, Софар Минейский царь. (Феман сын Елифаза, игемон Идумеи. О нем говорится в книге Сирской, что жил в земле Авситидийской, около берегов Евфрата; прежде имя его было Иовав, отец же его был Зареф, от востока солнца.)"
Здесь просто - для информации, которая собирается по крупинкам об Исаве.
Итак, из Исава - был праведный Иов. И был он в то время, пока евреи еще не пришли на свою землю...
Вернемся к Исаву!
Читаю Синодальный перевод:
1 И обратились мы и отправились в пустыню к Чермному морю, как говорил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеира.
2 И сказал мне Господь, говоря:
3 полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу;
4 и народу дай повеление и скажи: вы будете проходить пределы братьев ваших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, и они убоятся вас; но остерегайтесь
5 начинать с ними войну, ибо Я не дам вам земли их ни на стопу ноги, потому что гору Сеир Я дал во владение Исаву;
6 пищу покупайте у них за серебро и ешьте; и воду покупайте у них за серебро и пейте;
7 ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой [и страшной] пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка.
8 И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины, от Елафа и Ецион-Гавера, и поворотили, и шли к пустыне Моава.
Довольно громкое заявление! А теперь представим Бог да Исаву гору Сеир.
Смотрим что об этом написано:
6 И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и всё имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего,
7 ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их.
8 И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.
Так вот, возникает вопрос - Исав сам пришел и поселился? Или был разговор Исава с Богом? То есть, как вариант, Бог сказал Исаву - иди туда...
Истории все эти, скорее всего также записывались...
Спросите откуда у меня такой вывод?
А вот из рассуждений:
1 Вот родословие Исава, он же Едом.
2 Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина,
3 и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа.
4 Ада родила Исаву Елифаза, Васемафа родила Рагуила,
5 Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея. Это сыновья Исава, родившиеся ему в земле Ханаанской.
6 И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и всё имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего,
7 ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их.
8 И поселился Исав на горе Сеир, Исав, он же Едом.
9 И вот родословие Исава, отца Идумеев, на горе Сеир.
10 Вот имена сынов Исава: Елифаз, сын Ады, жены Исавовой, и Рагуил, сын Васемафы, жены Исавовой.
11 У Елифаза были сыновья: Феман, Омар, Цефо, Гафам и Кеназ.
12 Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. Вот сыновья Ады, жены Исавовой.
13 И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой.
14 И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея.
15 Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ,
16 старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады.
17 Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой.
18 Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой.
19 Вот сыновья Исава, и вот старейшины их. Это Едом.
Откуда у евреев данная информация? Бог на Синае дал?.... Не думаю.
Ладно, ближе к самой теме, вернее к тому, до чего я дошел:
Читаю Синодальный перевод Библии:
31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.
32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.
34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.
Можете почитать - что говорят отцы об этом:
Толкования Священного Писания. Толкования на Быт. 25:32
В целом - я вывод сделал, что многие верующие глядя на эти строчки и делают вывод о том, что Исав продал свое первородство за чичевичную похлебку - потому что хотел есть (умирал).
И я так считал тоже. Но мысль об этом первородстве не отпускала меня - ну что в нем действительно такого есть, тем более - что предписания о первородстве - даны были Моисеем позже... То есть, возможно здесь - подтасовка фактов о важности первородства!
И что я увидел вчера, читая Танах в этом месте:
И сварил Яаков кушанье; а Эйсав пришел с поля усталый. (30) И сказал Эйсав Яакову: дай мне поесть из красного, красного этого, ибо я устал. Поэтому дано ему прозвание Эдом. (31) И Яаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. (32) И Эйсав сказал: ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство? (33) И Яаков сказал: поклянись мне теперь же. И он поклялся ему, и продал первородство свое Яакову. (34) И дал Яаков Эйсаву хлеба и похлебку из чечевицы: и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Эйсав первородством.
То есть - здесь, в Танахе, Исав не говорит, что он умирает (от голода), а говорится - что Исав ходит на смерть. Для плохо знающих Библию, надо пояснить:
И отроки выросли, и стал Эйсав человеком, сведущим в звероловстве, человеком поля; а Яаков человеком кротким, живущим в шатрах.
Я не знаю как Вам, но для меня - Исав ходил на смерть = занимался звероловством. И он мог погибнуть в каждый свой выход на ловлю. Поэтому то Исав и говорит: " ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство?".
Смотрите еще момент - ответ Иакова Исааку на вопрос - почему ты так быстро вернулся?
"И сказал Ицхак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? И сказал тот: потому что Г-сподь Б-г твой доставил мне этот случай"
А теперь представьте себе - что эти слова сказал бы и Исав... Я делаю вывод - что Бог помогал Исаву, иначе ответ бы был очень чудным.
Далее следует рассмотреть вопрос о первородстве. Что именно сказал Исаак Иакову?
"Да даст тебе Б-г от росы небесной и от туков земли, и множество хлеба и вина. (29) Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими"
И отвечал Ицхак, и сказал Эйсаву: ведь я поставил его владыкою над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; поддержал его хлебом и вином; а тебе теперь что же я сделаю, сын мой?
Что здесь написано? Что Иаков - владыка на Исавом и над всеми остальными братьями.
А что было потом? Когда Иаков вышел от Лавана...
" (4) И послал Яаков перед собою посланцев к Эйсаву, брату своему, в землю Сэир, в поле Эдом. (5) И наказал им сказать: так скажите господину моему Эйсаву: так сказал раб твой Яаков: у Лавана жил я и задержался доныне;""
(4) И побежал Эйсав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и они плакали. (5) И поднял глаза свои, и увидел жен и детей, и сказал: кто это у тебя? И сказал тот: дети, которых Б-г даровал рабу твоему.
Так и не смог я в тот вечер понять - кто и кого из них вывел гулять... Извиняюсь за отступление.
Но Иаков - был названом господином, а Исав - рабом, а потом - потом то почему всё так поменялось - Иаков стал рабом, а Исав - господином?
История встречи Иакова и Исава, лично мне, очень напоминает притчу о блудном сыне.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
В общем не верю я - что Исав - плохой, наоборот - вижу много лжи, фальша, обмана и даже убийств (его сыновьями) у Иакова... Отсюда, осмелюсь предположить, и долги скитания и плен евреев,в то время, как Идумея жила и процветала.
Есть много слов, которые нельзя выкинуть из текста, но вот изменить их в свою пользу...
Есть ли у кого - нибудь дополнительная информация об Исаве? Об Едоме? Может кто знает и уже нашлась Сирская книга?
Будут полезны Ваши рассуждения на эту тему.
Комментарий