15.3. Как ПРАКТИЧЕСКИ взрастить необходимые качества души?
(Продолжение: см. http://www.evangelie.ru/forum/t131465.html#post4626421).
А сейчас важное: небольшое количество глубоко верующих исповедующих различные вероучения достигают абсолютного смирения, стойкого покаянного состояния, доброжелательного отношения ко всем людям. Они осознают, что всё земное это тлен. И вот эти немногие действительно, свободны от греха. Ими не владеет ни жажда обрести те или иные ценности, ни страх их потерять, ни желание что-либо доказать. Не делает их несчастными материальные утраты, неизлечимая болезнь. У них не вызывают приступы отчаяния «капризы» природы. Они не идут на конфликт с соседом, а возникающие неурядицы стараются разрешить в духе доброжелательности. То есть их объединяет неподдельная любовь ко всем людям, а, тем более, к Богу.
Но. Нелёгок путь достижения этого состояния! Человек в течение ряда лет понуждает себя совершать духовные и телесные подвиги, творить которые в обычной жизни людям, исполняющим самую первую заповедь «плодитесь и размножайтесь» практически НЕРЕАЛЬНО. К тому же убеждать себя любить, скажем, начальника бюрократа очень проблематично.
О важности любви говорят все, но КАК достичь глубокой, всеохватной любви? Как обрести любовь к этому начальнику, который и самоуверенный, и жестокий? Как научиться с добром относиться ко всем-всем? А может, это положительные качества души можно достичь, если научиться абсолютному исполнению одной единственной заповеди: «не осуждай»? Ведь эту заповедь предложил Сам Иисус: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», Лук.6:37.
Давайте представим, что ЛИЧНО МЫ смогли взрастить в своей душе такое смирение перед Божьей волей, что сумеем жить, НЕ ОСУЖДАЯ
- ни Бога даже, если Он ниспошлёт нам самые тяжкие испытания;
- ни ближних даже, если они нечто делают и понимают не так, как мы считаем нужным;
- ни тех, которые веруют чему-то, по-нашему, ошибочному.
- ни наших врагов несмотря на причиняемый ими нам вред;
На все подобные негативы есть один ответ: на всё воля Божья.
И если бы мы научили себя никого не осуждать, у нас постепенно угасли бы все негативные чувства и к Богу, и к людям, и к обстоятельствам жизни. А это уже то, что Библия называет любовью! А ведь то, что осуждать кого-то нельзя это осознать проще, чем сразу осознать, что к кому-то относиться с любовью.
К сожалению, и заповедь «не осуждай» нам исполнять тоже нелегко. Хотя мы понимаем, что и сами не ангелы, дня прожить не можем, чтобы не бросить в кого-то камень осуждения. Нам, подчас, нелегко согласиться с тем, что к кому-то малоприятному надо относиться с пожеланием добра. Даже если мы очень хотели бы НЕ осуждать кого-то, подчас, осуждающие слова вырываются против нашей воли.
И всё-таки, мы здесь в «школе», мы здесь временно, и в этот краткий «миг» нашей жизни надо бы Богу оказывать послушание. Повторю: упоминаемые праведники НЕ ОСУЖДАЮТ НИКОГО!
Но вот эта задача уже поддаётся самоконтролю! Для начала, надо просто запретить себе любое осуждение во всяком общении. Ведь, при желании, мы всегда можем настроить себя ОТМЕЧАТЬ, когда осуждающая мысль или слово омрачит наше сознание. Отметим и покаемся! И раз, и два, и десять, а там
Вот как происходит борьба с этим грехом у меня. Коротко: нелегко, но виден прогресс!
Во-первых, я уже почти не спорю с теми, которые, ПО-МОЕМУ, заблуждаются по вопросам понимания текстов Библии. Я пришёл к выводу: поскольку сам Бог не дал нам полноценного зрения, нам, с ненадёжным зрением, не надо копья ломать по поводу неглавных разнопониманий. Слежу лишь за тем, чтобы у меня не запряталась хула на Бога. Скажем, чтобы из моей веры не следовало, что Он не МОЖЕТ или не ХОЧЕТ решить какой-то важный вопрос. Например, я когда-то верил, что Сатана враг Богу. А ведь получается, что я допускал, что будто бы Бог в течение многих веков допускал издевательства со стороны могучего ангела над Его чадами! Не осознавая, я верил, что Сатана, по своей злой воле, всюду творит нам беды, а Всемогущий Бог может, но никак нас не ограждает.
Во-вторых, у меня появилась постоянная готовность выявлять СВОИ заблуждения и пытаться их поправлять. Теперь я во всех случаях разногласий не затягиваю спор. Выскажу своё мнение по существу, попытаюсь опровергнуть его аргументы и, если он остался при своём мнении, я останавливаюсь. И проверяю: а может, это я заблуждаюсь, но, как все, этого не вижу?
Естественен вопрос: почему нельзя осуждать того, кто, скажем, допускает аморальные поступки? Почему нельзя осуждать алкоголика, рассеянного, безалаберного и др.? Нет, им надо помогать, надо с ними работать, но осуждать нельзя. Когда мы кого-то осуждаем, фактически осуждаем Бога, Который попустил этим лицам делать то, что вызвало наше желание их осудить. Нам надо бы осознать, что осуждать кого-либо это, во-первых, возвышение себя: мол, я это знаю точнее, я так не поступаю. Во-вторых, пренебрежение Божьим запретом.
А ведь, чтобы убедить себя не осуждать, надо на деле глубоко-глубоко осознавать одну единственную истину: мы на земле временно, и мы должны готовиться к переселению может, через десяток лет, а может прямо сейчас. И тогда мы ощутим себя свободными от целой связки грехов! Это превозношение своих знаний, умения, понимания; это дефицит смирения, неприязнь к ближним! А также от таких проявлений греха, как уныние, разочарование, зависть, злость. То есть, глубоко осознав, что мы здесь временно, мы увидим бессмысленность и самого желания осуждать. И человек начнёт обретать те личностные качества, возрождение которых обеспечило разбойнику на Голгофе «пропуск» в Рай!
Словом, стремление воспитать в себе умение исполнять заповедь «Не осуждай» это конкретный путь, эффективный метод взращивания в себе всеобъемлющей Любви.
15.4. Особо остановимся на отношении с инакомыслящими.
В одной книге встретилась фраза, в которой проповедники некоторых церквей сравниваются с продавцами, нахваливающими в условиях нецивилизованного рынка свой «продукт» духовную пищу, и осуждающими «пищу», предлагаемую соседом. Осуждают эмоционально, подчас демонстрируя злобу, агрессивность. «Все инакомыслящие заблуждаются». Они «так называемые христиане». Эта «церковь ложная». Их церковь «еретическая».
Кстати Иисус слова «еретик» не использовал ни разу! Более того, Он говорил нечто противоположное! «Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мар.9:40). То есть те, кто исповедует Христа иначе, чем мы, и, по нашему пониманию, в чём-то заблуждаются, но они не против нас, значит, за нас, они тоже христиане, и свой вердикт всем поставит Иисус. Нет, инакомыслящего надо любить. И не как врага, а как друга, идущего к Богу по другой дороге. Да, они смотрят на мир, как через тусклое стекло; но и у нас зрение лишь отчасти, и нельзя исключать, что они к Богу ближе, чем мы.
Люди подняли множество альтернативных вопросов. Почитание икон это идолослужение, или нет? Всё ли знает Бог о будущем, или кое-чего не знает? Сатана падший ангел, или Божий работник? Надо ли Бога чтить в субботу, или можно и в другой день? Можно ли пользоваться оружием, или это всегда грешно? Ест ли он свинину, или считает это недопустимым? Крещён ли он так, как я вижу это в Библии, или нет? И т.д.
Каждый, кто старается глубже познать библейскую науку, обычно «прикипел» к какому-то пониманию этих и других догматов. Ну и что? Ведь судит Бог, а не мы! Почему мы пытаемся понудить кого-то понимать Библию так, как мы? Не получается ли, что мы надеваем на себя мантию судьи? Альтернатива проста: или мы верим, что и наше зрение МОЖЕТ БЫТЬ затуманено, или нам, в отличие от всех иных, Бог сделал исключение? В стремлении ДОКАЗАТЬ, что «Я ПРАВ», мы и возвышаем себя, и унижаем иных. А, в целом, мы проявляем дефицит смирения.
И, возможно, самый существенный недостаток: ни одно понимание истинности какого-то догмата никого не сделало свободным от греха. Ведь любая оригинальная мысль, которую исповедует какая-то церковь, понуждает её заниматься сизифовым трудом: все пытаются доказывать, что поднятая ими мысль должна быть принята всеми, но эти попытки обычно безуспешны. При этом они «вынуждены» осуждать инакомыслящих, которые не только их не понимают, но и предлагают своё. Какая уж тут свобода!
А ведь Иисус заповедал любить даже врагов! Любопытно, что в некоторых церквях делом стремятся исповедовать любовь к врагу, а вот с инакомыслящим христианином и говорить по-доброму не желают.
15.5. Итак
Мало кто возражает, что заповедь «не осуждай» надо бы исполнять, но. почти никто не исполняет! А ведь, по-моему, грех осуждения особенно недопустим. В самом деле: когда мы осуждаем, то грешим не потому, что не можем усмирить позывы бушующей плоти, а от, простите, духовной разболтанности. Мы осуждаем, потому что не верим Библии о ненадёжности нашего зрения, и, следовательно, о недопустимости утверждать, что у нас нет ошибок. И не только других осуждаем, но и возвышаем себя. Возможность не грешить есть, но мы этой возможностью пренебрегаем. Всё-таки надо помнить, что и у нас зрение лишь отчасти, что и в нашем миропонимании где-то искусно прячутся «Иисусовы брёвна».
Бог Суд оставил Себе. Этот мир сотворил Он, и нам выступать в качестве самозваных судей запретил! Но нам неймётся. Мы не можем без того, чтобы не вершить «праведный суд» на кухне! Суд над супругом, соседом, начальником, мы мечем громы в адрес президента, а точнее, в пустоту. А ведь последнее просто неразумно! Хорошо сказал Нельсон Мандела: «негодовать это всё равно, что выпить яд в надежде, что он убьёт твоих врагов». Руководство региона, страны, может, отдыхает где-то на море и о моих гневных речах даже не подозревает, а я подтачиваю своё здоровье.
Можно продолжать показывать ссылками на Библию, что осуждать нельзя. Но можно отметить коротко: Бог осуждать кого-либо запретил, и точка! Так может, Иисус, говоря об Истине, дающей свободу от греха, имел в виду заповедь «не осуждай»? Ведь исполнение её ведёт к расцвету в нашей душе величайшей заповеди «ВОЗЛЮБИ», и, значит, к свободе от греховных устремлений?!!
(Продолжение: см. http://www.evangelie.ru/forum/t131465.html#post4626421).
А сейчас важное: небольшое количество глубоко верующих исповедующих различные вероучения достигают абсолютного смирения, стойкого покаянного состояния, доброжелательного отношения ко всем людям. Они осознают, что всё земное это тлен. И вот эти немногие действительно, свободны от греха. Ими не владеет ни жажда обрести те или иные ценности, ни страх их потерять, ни желание что-либо доказать. Не делает их несчастными материальные утраты, неизлечимая болезнь. У них не вызывают приступы отчаяния «капризы» природы. Они не идут на конфликт с соседом, а возникающие неурядицы стараются разрешить в духе доброжелательности. То есть их объединяет неподдельная любовь ко всем людям, а, тем более, к Богу.
Но. Нелёгок путь достижения этого состояния! Человек в течение ряда лет понуждает себя совершать духовные и телесные подвиги, творить которые в обычной жизни людям, исполняющим самую первую заповедь «плодитесь и размножайтесь» практически НЕРЕАЛЬНО. К тому же убеждать себя любить, скажем, начальника бюрократа очень проблематично.
О важности любви говорят все, но КАК достичь глубокой, всеохватной любви? Как обрести любовь к этому начальнику, который и самоуверенный, и жестокий? Как научиться с добром относиться ко всем-всем? А может, это положительные качества души можно достичь, если научиться абсолютному исполнению одной единственной заповеди: «не осуждай»? Ведь эту заповедь предложил Сам Иисус: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», Лук.6:37.
Давайте представим, что ЛИЧНО МЫ смогли взрастить в своей душе такое смирение перед Божьей волей, что сумеем жить, НЕ ОСУЖДАЯ
- ни Бога даже, если Он ниспошлёт нам самые тяжкие испытания;
- ни ближних даже, если они нечто делают и понимают не так, как мы считаем нужным;
- ни тех, которые веруют чему-то, по-нашему, ошибочному.
- ни наших врагов несмотря на причиняемый ими нам вред;
На все подобные негативы есть один ответ: на всё воля Божья.
И если бы мы научили себя никого не осуждать, у нас постепенно угасли бы все негативные чувства и к Богу, и к людям, и к обстоятельствам жизни. А это уже то, что Библия называет любовью! А ведь то, что осуждать кого-то нельзя это осознать проще, чем сразу осознать, что к кому-то относиться с любовью.
К сожалению, и заповедь «не осуждай» нам исполнять тоже нелегко. Хотя мы понимаем, что и сами не ангелы, дня прожить не можем, чтобы не бросить в кого-то камень осуждения. Нам, подчас, нелегко согласиться с тем, что к кому-то малоприятному надо относиться с пожеланием добра. Даже если мы очень хотели бы НЕ осуждать кого-то, подчас, осуждающие слова вырываются против нашей воли.
И всё-таки, мы здесь в «школе», мы здесь временно, и в этот краткий «миг» нашей жизни надо бы Богу оказывать послушание. Повторю: упоминаемые праведники НЕ ОСУЖДАЮТ НИКОГО!
Но вот эта задача уже поддаётся самоконтролю! Для начала, надо просто запретить себе любое осуждение во всяком общении. Ведь, при желании, мы всегда можем настроить себя ОТМЕЧАТЬ, когда осуждающая мысль или слово омрачит наше сознание. Отметим и покаемся! И раз, и два, и десять, а там
Вот как происходит борьба с этим грехом у меня. Коротко: нелегко, но виден прогресс!
Во-первых, я уже почти не спорю с теми, которые, ПО-МОЕМУ, заблуждаются по вопросам понимания текстов Библии. Я пришёл к выводу: поскольку сам Бог не дал нам полноценного зрения, нам, с ненадёжным зрением, не надо копья ломать по поводу неглавных разнопониманий. Слежу лишь за тем, чтобы у меня не запряталась хула на Бога. Скажем, чтобы из моей веры не следовало, что Он не МОЖЕТ или не ХОЧЕТ решить какой-то важный вопрос. Например, я когда-то верил, что Сатана враг Богу. А ведь получается, что я допускал, что будто бы Бог в течение многих веков допускал издевательства со стороны могучего ангела над Его чадами! Не осознавая, я верил, что Сатана, по своей злой воле, всюду творит нам беды, а Всемогущий Бог может, но никак нас не ограждает.
Во-вторых, у меня появилась постоянная готовность выявлять СВОИ заблуждения и пытаться их поправлять. Теперь я во всех случаях разногласий не затягиваю спор. Выскажу своё мнение по существу, попытаюсь опровергнуть его аргументы и, если он остался при своём мнении, я останавливаюсь. И проверяю: а может, это я заблуждаюсь, но, как все, этого не вижу?
Естественен вопрос: почему нельзя осуждать того, кто, скажем, допускает аморальные поступки? Почему нельзя осуждать алкоголика, рассеянного, безалаберного и др.? Нет, им надо помогать, надо с ними работать, но осуждать нельзя. Когда мы кого-то осуждаем, фактически осуждаем Бога, Который попустил этим лицам делать то, что вызвало наше желание их осудить. Нам надо бы осознать, что осуждать кого-либо это, во-первых, возвышение себя: мол, я это знаю точнее, я так не поступаю. Во-вторых, пренебрежение Божьим запретом.
А ведь, чтобы убедить себя не осуждать, надо на деле глубоко-глубоко осознавать одну единственную истину: мы на земле временно, и мы должны готовиться к переселению может, через десяток лет, а может прямо сейчас. И тогда мы ощутим себя свободными от целой связки грехов! Это превозношение своих знаний, умения, понимания; это дефицит смирения, неприязнь к ближним! А также от таких проявлений греха, как уныние, разочарование, зависть, злость. То есть, глубоко осознав, что мы здесь временно, мы увидим бессмысленность и самого желания осуждать. И человек начнёт обретать те личностные качества, возрождение которых обеспечило разбойнику на Голгофе «пропуск» в Рай!
Словом, стремление воспитать в себе умение исполнять заповедь «Не осуждай» это конкретный путь, эффективный метод взращивания в себе всеобъемлющей Любви.
15.4. Особо остановимся на отношении с инакомыслящими.
В одной книге встретилась фраза, в которой проповедники некоторых церквей сравниваются с продавцами, нахваливающими в условиях нецивилизованного рынка свой «продукт» духовную пищу, и осуждающими «пищу», предлагаемую соседом. Осуждают эмоционально, подчас демонстрируя злобу, агрессивность. «Все инакомыслящие заблуждаются». Они «так называемые христиане». Эта «церковь ложная». Их церковь «еретическая».
Кстати Иисус слова «еретик» не использовал ни разу! Более того, Он говорил нечто противоположное! «Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мар.9:40). То есть те, кто исповедует Христа иначе, чем мы, и, по нашему пониманию, в чём-то заблуждаются, но они не против нас, значит, за нас, они тоже христиане, и свой вердикт всем поставит Иисус. Нет, инакомыслящего надо любить. И не как врага, а как друга, идущего к Богу по другой дороге. Да, они смотрят на мир, как через тусклое стекло; но и у нас зрение лишь отчасти, и нельзя исключать, что они к Богу ближе, чем мы.
Люди подняли множество альтернативных вопросов. Почитание икон это идолослужение, или нет? Всё ли знает Бог о будущем, или кое-чего не знает? Сатана падший ангел, или Божий работник? Надо ли Бога чтить в субботу, или можно и в другой день? Можно ли пользоваться оружием, или это всегда грешно? Ест ли он свинину, или считает это недопустимым? Крещён ли он так, как я вижу это в Библии, или нет? И т.д.
Каждый, кто старается глубже познать библейскую науку, обычно «прикипел» к какому-то пониманию этих и других догматов. Ну и что? Ведь судит Бог, а не мы! Почему мы пытаемся понудить кого-то понимать Библию так, как мы? Не получается ли, что мы надеваем на себя мантию судьи? Альтернатива проста: или мы верим, что и наше зрение МОЖЕТ БЫТЬ затуманено, или нам, в отличие от всех иных, Бог сделал исключение? В стремлении ДОКАЗАТЬ, что «Я ПРАВ», мы и возвышаем себя, и унижаем иных. А, в целом, мы проявляем дефицит смирения.
И, возможно, самый существенный недостаток: ни одно понимание истинности какого-то догмата никого не сделало свободным от греха. Ведь любая оригинальная мысль, которую исповедует какая-то церковь, понуждает её заниматься сизифовым трудом: все пытаются доказывать, что поднятая ими мысль должна быть принята всеми, но эти попытки обычно безуспешны. При этом они «вынуждены» осуждать инакомыслящих, которые не только их не понимают, но и предлагают своё. Какая уж тут свобода!
А ведь Иисус заповедал любить даже врагов! Любопытно, что в некоторых церквях делом стремятся исповедовать любовь к врагу, а вот с инакомыслящим христианином и говорить по-доброму не желают.
15.5. Итак
Мало кто возражает, что заповедь «не осуждай» надо бы исполнять, но. почти никто не исполняет! А ведь, по-моему, грех осуждения особенно недопустим. В самом деле: когда мы осуждаем, то грешим не потому, что не можем усмирить позывы бушующей плоти, а от, простите, духовной разболтанности. Мы осуждаем, потому что не верим Библии о ненадёжности нашего зрения, и, следовательно, о недопустимости утверждать, что у нас нет ошибок. И не только других осуждаем, но и возвышаем себя. Возможность не грешить есть, но мы этой возможностью пренебрегаем. Всё-таки надо помнить, что и у нас зрение лишь отчасти, что и в нашем миропонимании где-то искусно прячутся «Иисусовы брёвна».
Бог Суд оставил Себе. Этот мир сотворил Он, и нам выступать в качестве самозваных судей запретил! Но нам неймётся. Мы не можем без того, чтобы не вершить «праведный суд» на кухне! Суд над супругом, соседом, начальником, мы мечем громы в адрес президента, а точнее, в пустоту. А ведь последнее просто неразумно! Хорошо сказал Нельсон Мандела: «негодовать это всё равно, что выпить яд в надежде, что он убьёт твоих врагов». Руководство региона, страны, может, отдыхает где-то на море и о моих гневных речах даже не подозревает, а я подтачиваю своё здоровье.
Можно продолжать показывать ссылками на Библию, что осуждать нельзя. Но можно отметить коротко: Бог осуждать кого-либо запретил, и точка! Так может, Иисус, говоря об Истине, дающей свободу от греха, имел в виду заповедь «не осуждай»? Ведь исполнение её ведёт к расцвету в нашей душе величайшей заповеди «ВОЗЛЮБИ», и, значит, к свободе от греховных устремлений?!!
16. Общие выводы.
Комментарий