Благодарю всех, кто откликнулся на мой вопрос «Голгофа жертва во искупление наших грехов?!?». Мне показались наиболее убедительными мысли Toivo, СМИРНА, timur. А после одной мысли Эстер-Эстония у меня по поводу жертвы Иисуса появилась ясность. И вот что получилось.
2. Бог Всемогущ, и Он может всё, и без всяких условий. А потому, спасать людей Он может без каких-либо жертв. Библия не сообщает, что кровавые жертвы возносились за спасение Еноха, Моисея, Илии, других ветхозаветных праведников. Мысль о том, что Бог НЕ МОГ спасать праведников без жертвы Иисуса, по моему пониманию, молчаливо подразумевает, что могущество Бога не является полным не так ли?
Но возникает вопрос: для чего Бог ниспослал бесчисленные заповеди о жертвах? Отметим: Он же многократно говорил, что именно Ему жертвы не нужны! Например, пророк Осия (6:6) писал: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Не значит ли это, что жертвы, адресуемые, вроде бы, Богу, на самом деле, Ему не нужны?! Тогда кому? Людям?! Для чего? А может, для того, чтобы евреи, исполняя ритуалы жертвоприношения, взращивали в себе смирение перед Всемогущим?
А чем объяснить, что и до сего дня применительно к Иисусу живы такие специфические понятия, как «Он явился жертвой умилостивления», что Он «унёс наши грехи»? А может, так?
СУТЬ любого действа люди объясняют на языке их времени с использованием привычных для них стереотипов. И Бог свои назидания о жертвах давал пророкам в словах, присущих людям того времени. Ветхозаветные евреи приносили покаяния за содеянные грехи, принося Богу «жертвы умилостивления» и участвуя в ежегодном ритуале «унесения грехов» козлом отпущения. Конечно же, реально на козлов ничего не возлагали, но был ритуал, и все верили, что о соделанных грехах можно забыть.
И вот пророчество о Мессии, Который решит проблему грехов. Исаия дитя своего времени записал в привычных терминах жертва умилостивления, возложение и унесение грехов.
Да, некоторые богословы эти стереотипы того далёкого времени и сегодня воспринимают буквально. Так, во многих церквях учат, что Иисус для спасения сделал всё: принёс Себя в жертву Богу, и, тем самым, выкупил грешников, а нам остаётся всего ничего: уверовать и креститься. А может, это эффективный шаг искусителя? Поверьте: спасение у вас в кармане! Человек полон сил, он мог бы взращивать в себе любовь и смирение, например, совершая дела по Божьим заповедям, но он ведёт откровенно плотской образ жизни, ибо его усыпили сладенькими уверениями о том, что он УЖЕ спасён.
А первыми о таком странном понимании Голгофы заговорили апостолы. Так, Павел писал (Рим.3:23-25): «Все согрешили получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». Так чем же объяснить появление не Иисусовых идей в объяснении Голгофы? А может, так?
Апостолы осуществляли титаническую работу на основе преподанной Иисусом науки они практически созидали новую церковь, созидали в очень непростое время. Соратниками у них были соплеменники, которым с детства были привиты стереотипы иудейской веры. И вот в 1Кор.9:20 Павел писал: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных». Чтобы привлечь иудеев к вере в Иисуса, Павел всё, что произошло с Иисусом, старался излагать на привычном им языке. Чтобы, по их вере, «закрыть» вопрос о грехе надо приносить Богу кровавые жертвы! А здесь жертва Иисуса! И полетела мысль апостола навстречу стереотипам мышления тех евреев. Для этого он придумал идею об аналогии крови жертвенных тельцов с Кровью безгрешного Иисуса. Даже вопреки прямому запрету Бога на человеческие жертвы для Него.
Но для чего же, нужна была Голгофа? Ответ мы находим у апостола Павла. В 1Кор.15:14 он писал: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Иисус проповедовал необходимость взращивать в себе любовь к ближним и смирение перед волей Творца. И была Голгофа великая, парадоксальная, исполненная мудрого смысла. Она явилась логическим завершением Его проповеди. А за ней последовало воскресение как пронзительно прозвучавший финал проповеди смирения перед волей Отца. И люди увидели, что воскресение, как итог жизни в смирении перед Богом это реально.
Зададимся обратным вопросом: что произошло бы, если бы Иисус избежал Голгофы? Например, помог бы Пилату в его желании не предавать Его казни? А, будучи освобождённым, просто скрылся бы от глаз возмущённой толпы? Ответ очевиден: Он не показал бы людям реальность воскресения, и учение Его быстро кануло бы в Лету, и Церковь, как лечебница от пристрастия ко греху, не состоялась.
Но для чего же, была нужна Голгофа? А может, она была необходима как часть Божьего плана сотворения новой Церкви, базирующейся на Любви и Смирении? Не как жертва для того, чтобы Бог мог (?) спасать людей это Он делал задолго до Голгофы. Жертва была нужна для того, чтобы люди для своего спасения получили бы возможность идти к Богу по более эффективной дороге. В ветхозаветных стереотипах, ситуацию можно выразить так: Бог послал Сына своего совершить жертву для умилостивления жестоковыйных людей.
Говорят: главное в христианстве уникальная жертва Иисуса. Так, может, Он претерпел страдания для того, чтобы заложенная Им Церковь жила и учила нас отвращаться от греха? Была Жертва Бога людям?
Конечно же, в этом тексте возможны ошибки. Буду благодарен за замечания, советы.
Моё понимание роли жертвы на Голгофе основывается на двух библейских мыслях.
1. Во Второзаконии, 12:31 сказано: «Не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим». То есть Бог запрещает приносить Ему кровавые жертвы людей. Конечно же, Иисус не мог нарушить Божий запрет, и слова Исаии, гл. 53, означают НЕ жертву Иисуса Отцу, а нечто иное.
Но возникает вопрос: для чего Бог ниспослал бесчисленные заповеди о жертвах? Отметим: Он же многократно говорил, что именно Ему жертвы не нужны! Например, пророк Осия (6:6) писал: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Не значит ли это, что жертвы, адресуемые, вроде бы, Богу, на самом деле, Ему не нужны?! Тогда кому? Людям?! Для чего? А может, для того, чтобы евреи, исполняя ритуалы жертвоприношения, взращивали в себе смирение перед Всемогущим?
А чем объяснить, что и до сего дня применительно к Иисусу живы такие специфические понятия, как «Он явился жертвой умилостивления», что Он «унёс наши грехи»? А может, так?
СУТЬ любого действа люди объясняют на языке их времени с использованием привычных для них стереотипов. И Бог свои назидания о жертвах давал пророкам в словах, присущих людям того времени. Ветхозаветные евреи приносили покаяния за содеянные грехи, принося Богу «жертвы умилостивления» и участвуя в ежегодном ритуале «унесения грехов» козлом отпущения. Конечно же, реально на козлов ничего не возлагали, но был ритуал, и все верили, что о соделанных грехах можно забыть.
И вот пророчество о Мессии, Который решит проблему грехов. Исаия дитя своего времени записал в привычных терминах жертва умилостивления, возложение и унесение грехов.
А Иисус, говоря о возможности прощения грехов, не использовал ветхозаветных стереотипов. Его мысль (Матф.11:28): «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И когда Он касался предстоящих страданий, то НЕ говорил ни о «восстановлении греховной природы людей», ни о том, что Его смерти на кресте будет достаточно, чтобы всё человечество по вере в Него получило оправдание даром. Не говорил Он, что умрёт вместо нас, то есть совершит заместительную жертву.
А первыми о таком странном понимании Голгофы заговорили апостолы. Так, Павел писал (Рим.3:23-25): «Все согрешили получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». Так чем же объяснить появление не Иисусовых идей в объяснении Голгофы? А может, так?
Апостолы осуществляли титаническую работу на основе преподанной Иисусом науки они практически созидали новую церковь, созидали в очень непростое время. Соратниками у них были соплеменники, которым с детства были привиты стереотипы иудейской веры. И вот в 1Кор.9:20 Павел писал: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных». Чтобы привлечь иудеев к вере в Иисуса, Павел всё, что произошло с Иисусом, старался излагать на привычном им языке. Чтобы, по их вере, «закрыть» вопрос о грехе надо приносить Богу кровавые жертвы! А здесь жертва Иисуса! И полетела мысль апостола навстречу стереотипам мышления тех евреев. Для этого он придумал идею об аналогии крови жертвенных тельцов с Кровью безгрешного Иисуса. Даже вопреки прямому запрету Бога на человеческие жертвы для Него.
Апостолы Церковь создали. Очевидно, и эта неожиданная аналогия Крови Иисуса с кровью агнцев способствовала привлечению в церковь некоторых иудаистов. Но нужно ли нам сегодня верить в то, что до Голгофы Бог НЕ МОГ (?!) спасать людей без пролития крови?! А может, это тот случай, когда недопустимо подобные слова воспринимать буквально? Ведь в частности, фактически подвергается сомнению Божье всемогущество! ТОГДА апостолам это было нужно, а зачем мы сегодня следуем тому представлению? Тем более что Иисус о такой роли Его жертвы не говорил
Зададимся обратным вопросом: что произошло бы, если бы Иисус избежал Голгофы? Например, помог бы Пилату в его желании не предавать Его казни? А, будучи освобождённым, просто скрылся бы от глаз возмущённой толпы? Ответ очевиден: Он не показал бы людям реальность воскресения, и учение Его быстро кануло бы в Лету, и Церковь, как лечебница от пристрастия ко греху, не состоялась.
Но для чего же, была нужна Голгофа? А может, она была необходима как часть Божьего плана сотворения новой Церкви, базирующейся на Любви и Смирении? Не как жертва для того, чтобы Бог мог (?) спасать людей это Он делал задолго до Голгофы. Жертва была нужна для того, чтобы люди для своего спасения получили бы возможность идти к Богу по более эффективной дороге. В ветхозаветных стереотипах, ситуацию можно выразить так: Бог послал Сына своего совершить жертву для умилостивления жестоковыйных людей.
Говорят: главное в христианстве уникальная жертва Иисуса. Так, может, Он претерпел страдания для того, чтобы заложенная Им Церковь жила и учила нас отвращаться от греха? Была Жертва Бога людям?
Конечно же, в этом тексте возможны ошибки. Буду благодарен за замечания, советы.
Комментарий