Слово это многозначно и в Библии. Поэтому важен контекст речи.
Я сам читал в документах РПЦ, что в инославных церквях как бы недостаток благодати, но не разъясняется, в каком смысле.
Библия, если вкратце, использует следующие контексты:
1) Бог возлюбил мир, и отдал Сына Своего единородного... Это о благоарсположенни Бога к грешникам, которым недвусмысленно светит суд и ад. Это милость, которая возвышается над судом.
И это независимо от нас. Так как никто не способен ублажить Бога (как бы кто ни думал, что может), то
Рим.5:6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
2) т.н. доступ к благодати. Это о дарах Божьих в контексте деяний Христа, относящиеся к спасению души. Это прощение грехов, даром, это оправдание перед судом и это состояние, статус благодати, когда грехи не вменяются так, что приносили бы плод смерти. Это обновление ума, освящение, новая праведность... И в этом есть зависимость от нас, в определённой мере. Поскольку всё это - и доступ и обладание только по вере, без заслуг по делам.
3) харизмы. Это дары Божьи в контексте Божьего домостроительства (Церкви и её миссии). Об это написано:
Еф.3:2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
Так Павел о своём призвании, даре и способности апостольского служения. Это благоадать, потому что даром, без заслуг по делам. Хотя мы знаем и Павел пишет, что дар благодати необходимо возгревать и развивать, как, прочем и прочие таланты. То есть результат зависит и от нас, вернее, от делания веры.
2Кор.3:5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога
2Кор.3:6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета,
4) Слово и Таинства. Лютеране говорят, что это т.н. средства благодати. И то, узко, уточняя, как и насколько таинства порождают и укрепляют веру. В таинствах Бог действйет во всей широте (пп 1,2,3). Мы приобщаемся к деяниям Христа, получаем доступ к спасающей благодати ( Слово порождает веру, утешает, вразумляет... Крещение спасает, и "ядущий.. имеет жизнь вечную"), и они включены в Божье домостроительство - в служение Церкви.
Спиритуалистическое понимание благодати, как некоего "энергетического воздействия" на чувства или без ощущений, без ясного объяснения и понимания, со смутным представлением, свойственным более суевериям, нежели здравому богословию - сии суть порождения обыденного языческого сознания масс, некогда не просвещённых Словом Божьим, как и ныне повсеместно существует. Никто не может объяснить, например, почему Причастие надо обязательно освящать на антиминсе с человеческими мощами? Без заслуг почившего святого не "сработает"? Или как? А как Христос на тайной вечере? Нет внятного объяснения до сих пор. И не будет! "крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Не знаем." Мифы и предания ясности не добавляют - мол, соображай сам. Сообразил? Молодец.
Но воздействие Божьей благодати. прежде всего деяний Его, на чувства существует и описано в Библии:
Рим.14:17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
Рим.7:22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
1Иоан.3:1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими.
И даже такое:
Деян.2:13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Деян.11:5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение:
Меня также часто "пьянит", воодушевляет и бодрит Причастие или благословение Христово. Мой дух радуется при крещении детей. Да и точно, у Христа в Его Царстве достаточно поводов попрыгать от счастья. Особенно когда грешник кающийся получает прощение грехов и жизнь. Или вот так:
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. 3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. 4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
Тит.2:11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
Я сам читал в документах РПЦ, что в инославных церквях как бы недостаток благодати, но не разъясняется, в каком смысле.
Библия, если вкратце, использует следующие контексты:
1) Бог возлюбил мир, и отдал Сына Своего единородного... Это о благоарсположенни Бога к грешникам, которым недвусмысленно светит суд и ад. Это милость, которая возвышается над судом.
И это независимо от нас. Так как никто не способен ублажить Бога (как бы кто ни думал, что может), то
Рим.5:6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
2) т.н. доступ к благодати. Это о дарах Божьих в контексте деяний Христа, относящиеся к спасению души. Это прощение грехов, даром, это оправдание перед судом и это состояние, статус благодати, когда грехи не вменяются так, что приносили бы плод смерти. Это обновление ума, освящение, новая праведность... И в этом есть зависимость от нас, в определённой мере. Поскольку всё это - и доступ и обладание только по вере, без заслуг по делам.
3) харизмы. Это дары Божьи в контексте Божьего домостроительства (Церкви и её миссии). Об это написано:
Еф.3:2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,
Так Павел о своём призвании, даре и способности апостольского служения. Это благоадать, потому что даром, без заслуг по делам. Хотя мы знаем и Павел пишет, что дар благодати необходимо возгревать и развивать, как, прочем и прочие таланты. То есть результат зависит и от нас, вернее, от делания веры.
2Кор.3:5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога
2Кор.3:6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета,
4) Слово и Таинства. Лютеране говорят, что это т.н. средства благодати. И то, узко, уточняя, как и насколько таинства порождают и укрепляют веру. В таинствах Бог действйет во всей широте (пп 1,2,3). Мы приобщаемся к деяниям Христа, получаем доступ к спасающей благодати ( Слово порождает веру, утешает, вразумляет... Крещение спасает, и "ядущий.. имеет жизнь вечную"), и они включены в Божье домостроительство - в служение Церкви.
Спиритуалистическое понимание благодати, как некоего "энергетического воздействия" на чувства или без ощущений, без ясного объяснения и понимания, со смутным представлением, свойственным более суевериям, нежели здравому богословию - сии суть порождения обыденного языческого сознания масс, некогда не просвещённых Словом Божьим, как и ныне повсеместно существует. Никто не может объяснить, например, почему Причастие надо обязательно освящать на антиминсе с человеческими мощами? Без заслуг почившего святого не "сработает"? Или как? А как Христос на тайной вечере? Нет внятного объяснения до сих пор. И не будет! "крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Не знаем." Мифы и предания ясности не добавляют - мол, соображай сам. Сообразил? Молодец.
Но воздействие Божьей благодати. прежде всего деяний Его, на чувства существует и описано в Библии:
Рим.14:17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
Рим.7:22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
1Иоан.3:1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими.
И даже такое:
Деян.2:13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Деян.11:5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение:
Меня также часто "пьянит", воодушевляет и бодрит Причастие или благословение Христово. Мой дух радуется при крещении детей. Да и точно, у Христа в Его Царстве достаточно поводов попрыгать от счастья. Особенно когда грешник кающийся получает прощение грехов и жизнь. Или вот так:
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. 3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. 4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
Тит.2:11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
Комментарий