Почему есть книги канонические и неканонические? Причём и те, и другие в Библии есть?
Канонические - неканонические
Свернуть
X
-
Метки: Нет
-
-
"Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)Комментарий
-
Да, я помню про апокрифы. Но пока этот вопрос беспокоит.
Кстати, кто решил, что они неправдоподобные?Комментарий
-
"Следует обязательно соблюсти вот что: Божество бесстрастным и неизменным, у Бога три ипостаси поклоняемые, и во Святую Троицу веровать и креститься, и не служить творению, и хранить согласие в Святом Писании, Ветхом и Новом." (преп. Иоанн Дамаскин)Комментарий
-
Но хочу добавить, вернее уточнить основные критерии канона.
1) богодухновенность. Собственно канонические книги уже евреи определяли на основе пророческого слова о Писании (плюс слова Христа для нас). Если книга была написана по т.н. библейской технологии Откровения, то она признавалась канонической. Т.н. неканонические книги ВЗ не подпадают под этот критерий. Это не значит что они написаны не пророками, но написаны по другой технологии. Кстати, это видно и невооружённым глазом по тексту.
Под этот критерий несомненно подпадают четыре Евангелия. Письма Павла попали как письма Павла - тут просто.
2) единство учения. Этот критерий разумен, но он подвел под сомнения относительно ряд книг Нового Завета. Почему? Библия содержит учение, но не является собственно учебником.
3) человеческие компиляции. Это апокрифы в первую очередь, что и видно из текста - явный "винегрет" из разных источников, в том числе и из "одна бабка сказала". Принято, что раз компиляция, то и не богодухновенна. Под этот критерий подходит послание к Евреям, очень похожа на компиляцию в раввнистическом духе, хотя оно и содержит элементы христианской доктрины и говорит о Христе. (ещё один принятый критерий из уст самого Христа). С другой стороны видно если не прямо рука апостолов, но то, что оно вышло из их окружения. Это вряд ли проповедь Аполлоса, "поливающего", к примеру. Хотя он, как иудей, вседующий в Писаниях, наверняка мог так составить. Явно, что из рук "насаждающих", таких как ап. Павел. Но это могли быть из окружения Иакова и др. иерусалимских "знаменитейших", опекавших т.н. "обрезаных" и написавших некий циркуляр всем евреям, а наипаче первым из них. Мы не знаем, раз письмо не подписано.
4) самодостаточность. Ясно, что канон, как официальный список книг, не может быть резиновым. Есть разумные границы. Так и Бог говорит о Писании в рамках или Торы ("Моисея"), или "Закон, Пророки и Псалмы" и др.
Споры были об Откровении, о письмах Иакова, Иоанна и др. Может, канон обойдется и без них?
Это если очень, очень кратко.
В дополнение скажу, что на каноне лежит печать Божья, вернее, на каждой изданной книге. Её видят пророки Божии и многие из паствы Христовой чуют "нутром" как-то, в духе. Как Иисус Сам сказал:
И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
Это субъективный критерий канона, и все составители канона несомненно руководствовались этим внутренним убеждением веры в той или иной мере.
Кроме чужих, разумеется. Эти не знают и Бога, ни веры, У них только ум, и если ум дерзнёт на устои, то что его остановит? Только банальная непопулярность, разве что...Комментарий
-
А могла в этот процесс вмешаться политика? То есть какие-то книги исключили/включили, руководствуясь иной идеологией, нежели духом Учения Христа?Комментарий
-
Канонические-это угодные деятелям церкви,отражающие их интересы.
Не канонические-это те которые они ещё могут терпеть.
Апокрифы-это то чего они допустить не могут,так как пошатнётся фундамент их церкви,который создан для вполне земных задач.
Вспомните хотя бы ариан и что с ними стало,это было только начало!Комментарий
-
Подобно малому дитя. Когда младенец мал, то его питают лишь молоком. Но когда он подрастает, и начинают появляться зубки его, то ему дают понемногу вкушать пищу по-тверже. А когда его зубы окрепнут, то тогда такой вкушает уже твердую пищу, он больше не младенец, а муж совершенный.
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла
Поэтому их три:
Каноническая-молоко
Неканоническая- пища по-тверже
Апокрифы(Гнозис)- твердая пища.Комментарий
-
Есть молоко, а есть и твердая пища. Те, кто питается молоком, те не могут вкушать твердую пищу и откладывают ее отдельно.
Подобно малому дитя. Когда младенец мал, то его питают лишь молоком. Но когда он подрастает, и начинают появляться зубки его, то ему дают понемногу вкушать пищу по-тверже. А когда его зубы окрепнут, то тогда такой вкушает уже твердую пищу, он больше не младенец, а муж совершенный.
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла
Поэтому их три:
Каноническая-молоко
Неканоническая- пища по-тверже
Апокрифы(Гнозис)- твердая пища.Комментарий
-
Есть молоко, а есть и твердая пища. Те, кто питается молоком, те не могут вкушать твердую пищу и откладывают ее отдельно.
Подобно малому дитя. Когда младенец мал, то его питают лишь молоком. Но когда он подрастает, и начинают появляться зубки его, то ему дают понемногу вкушать пищу по-тверже. А когда его зубы окрепнут, то тогда такой вкушает уже твердую пищу, он больше не младенец, а муж совершенный.
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла
Поэтому их три:
Каноническая-молоко
Неканоническая- пища по-тверже
Апокрифы(Гнозис)- твердая пища.Комментарий
Комментарий