Для того чтобы заповеди глубже врезались в умы людей, Христос насытил своё Ученье множеством парадоксальных мыслей, фраз, ситуаций. Один из таких парадоксов: Спаситель много учил, что НАДО ДЕЛАТЬ для того, чтобы приблизиться к Божьему Царству, а Сам принял в Рай разбойника, который ничего этого не делал! Ведь до встречи с Иисусом этот человек был типичным злодеем, а по квалификации Христа, был «теплым». (Он, очевидно, верил, что есть Бог, но не считал нужным жить по Заповедям).
Как и мои друзья, читая Библию, я на этот эпизод практически не обращал внимания: «Этот случай исключение из правил, а мы должны жить по правилам». Но однажды я подумал: это же история первой новозаветной «путёвки» в Рай! Допустимо ли игнорировать этот пример?!
Да, случай, действительно, уникальный греховный образ жизни привёл его на смертную дорогу, на которой для него случайно оказался и Великий Праведник. Но это ПУТЬ разбойника, а итог? Он попал в Рай! И именно поэтому я решил обстоятельно проанализировать этот эпизод.
Однажды я прочёл: «разбойник на кресте крестился тем же крещением, что и Господь Иисус». По-моему, это не так. Огненным крещением крестился Иисус, Стефан и тысячи других, претерпевших мучения за веру. Оба же разбойника просто получили своё, а один обрёл Рай, конечно же, не за то, что был распят.
Говорят: герой анализируемого эпизода покаялся, и Христос ему простил. Да, это так, но суть, по-видимому, находится глубже. Покаяние если оно искренние это результат внутренней работы души. Можно предположить, что жизнь разбойников происходила примерно в следующем порядке. Украл винограда, избил девчонку, ограбил, повеселился, убил. Но вот Бог сотворил ситуацию, которой впервые задал двум злодеям вопрос, как они относятся к Нему и ближним? И если один продолжал думать только о себе, то другой на этот же вопрос ответил самоотверженной любовью до забвения себя и своих проблем.
Результаты трансформации души разбойника выпукло показаны в Библии всего лишь несколькими короткими репликами обоих разбойников. В последние часы своей жизни, взирая на безвинно мучившегося Христа, один из них прозрел и смог переплавить своё сердце. В нём возобладали те чувства, которые называют благородными. Он сам истекал кровью, всё тело опоясывала страшная боль, впереди предстояла неминуемая смерть, но он переживал за то, что рядом такой же, мучительной смертью погибал безвинный Праведник, и у вчерашнего злодея родилось Сострадание да какое! До забвения самого себя, до презрения своих мучений! Иисус обратил внимание на тот духовный прорыв, который произошёл в душе разбойника.
То есть для Иисуса было не важно, каков был путь человека, важен был итог плод души.
Справедливость этой мысли мне стала очевидной, когда я сравнил поступок Адама и жизнь разбойника. Адам съел запрещённый плод нарушил Божий запрет; разбойник грабил и убивал людей нарушал многие Заповеди. Конечно же, для Бога убийство НЕ менее грешно, чем съесть некий фрукт. Дело, очевидно, в другом: Адам начал прятаться, юлить, а разбойник смог обрести любвеобильную душу и проявить сопереживание к Безвинному и искренно покаялся.
Кстати, и в Ветхом завете говорится, что Бог оценивает человека по наличию любвеобильного сердца и смиреной души. (Притч.16:2, 21:2). Например, в Притче 16:2 говорится: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души». Остаётся одно: спасенье разбойник обрёл за те душевные качества, которые появились у него во время казни. Как сказано (Пс.50:14), «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Очевидно, душа разбойника достигла такого «веса», что Христос счёл возможным удостоить его высшей благодати.
Иисус этим примером учит, что для спасения необходима душа, смиренная до отвержения себя. В считанные часы разбойник достиг такого уровня смирения, какого не может достичь иной христианин за всю жизнь.
И ещё. Разбойник не только проявил человечность по отношению к Иисусу, но он НЕ ОСУДИЛ никого, кроме себя, вместе со своим сотоварищем по разбойным делам. Даже своего непутёвого соратника он не осуждал за его злые речи он просто пытался остановить поток нечестивых слов.
А вот мы, к сожалению не такие! Хотя нам не дозволено осуждать никого, мы осуждаем всех и вся, тем самым, не желая ждать, когда Суд произведёт Бог. А ведь, чтобы исполнять эту заповедь, нам не требуется изнурительная борьба с позывами бушующей плоти. Для этого у нас есть всё, кроме желания. Адаму тоже не требовались особые усилия.
Второй разбойник находился в тех же условиях, но он не мог отрешиться от своих проблем ругал Иисуса, упрекал Его, что Он не спасает всех троих. Его сердце оказалось мёртвым для сострадания.
Таким образом, оба разбойника вели бездуховную жизнь, верша греховные дела, но один из них в последние часы смог переплавить своё сердце в симбиоз Смирения и Любви.
Иногда говорят: я не вор, не убийца я заведомо лучше библейского разбойника. А так ли? Сравнивать себя надо не со злодеем, наводившим ужас на случайных встречных. На кресте уже висел праведник, имевший такую душу, каковую хорошо бы иметь и нам! В самом деле: есть ли у нас такая любовь, о какой заповедал Иисус «всей душой, всей крепостью своей», «даже до смерти»? Любовь к Богу и ближним (не родным, а к тем, кто встречается на нашем пути)? Мы верим в жизнь после смерти, но многие из нас более всего устремляются к тому, чтобы было комфортно в этой жизни.
Теперь я с удивлением вспоминаю о том, что не обращал внимания на этот эпизод. Я понял, что в Библии нет «исключений», из которых мы не должны извлекать назидания. А мнение об «исключениях», очевидно, объясняется тем, что, по своему промыслу, Бог многие свои заповеди изложил в виде частных истин, каждая из которых относится ЛИШЬ к некоторым условиям; к другим условиям в Библии имеются другие заповеди. И если учитывать все библейские заповеди, относящиеся к одному вопросу, то в ней всё полезно для наставления в праведности.
Яркий пример: в двадцатой главе Исхода есть заповедь «Не убивай», но она относится НЕ ко всем случаям жизни. В следующей же главе этой книги многократно приводятся заповеди обратной направленности за некие нарушения Закона убей, убей, убей! Конечно же, в этих двух главах нет исключений просто каждая из них заповедает, как люди должны себя вести то в одних условиях, то в других. Мы НЕ должны абсолютизировать частные заповеди. Мы должны исполнять всё, но в своё время, и в своих условиях.
А я, не отдавая себе отчёта, поддавался нехитрому механизму самообмана. Если что-то в Библии противоречило моим устоявшимся убеждениям, я считал этот текст исключением и не обращал на него внимания. И при этом, верил, что использую Библию в полном объёме! Кое на что НЕ обращал внимания, а сам был уверен, что чту всю Библию!?
И я понял: для меня в Библии нет ничего незначащего, есть лишь то, значенье чего я не смог оценить. Если какое-то её место встало «поперёк горла», то это не значит, что его не надо замечать. Просто надо бы что-то поправить в своих верованиях, чтобы учитывался И этот момент. В полной мере, это относится и к эпизоду с разбойником.
Итак, посмотрим на этот библейский факт со спокойным сердцем: в Рай был принят человек, который не считал нужным следовать Божьим заповедям. Так может, в экстремальных условиях Голгофы высветилось именно то, что абсолютно необходимо для того, чтобы оказаться в числе божьих избранников? Может, в обители Рая примут только за то, что человек каким-то образом обрёл сердце любящее всех, смиренное, до самоотвержения? Может, только это и НЕОБХОДИМО для того, чтобы устремляющейся душе открылись узкие двери?
И я решил, что надо бы больше думать о том, что ещё в моей душе есть не богоугодное?
И встал вопрос: а какова роль тех заповедей, исполнять которые призывал Иисус, и которые не исполнял разбойник? Об этом в следующих размышлениях.
Как и мои друзья, читая Библию, я на этот эпизод практически не обращал внимания: «Этот случай исключение из правил, а мы должны жить по правилам». Но однажды я подумал: это же история первой новозаветной «путёвки» в Рай! Допустимо ли игнорировать этот пример?!
Да, случай, действительно, уникальный греховный образ жизни привёл его на смертную дорогу, на которой для него случайно оказался и Великий Праведник. Но это ПУТЬ разбойника, а итог? Он попал в Рай! И именно поэтому я решил обстоятельно проанализировать этот эпизод.
Однажды я прочёл: «разбойник на кресте крестился тем же крещением, что и Господь Иисус». По-моему, это не так. Огненным крещением крестился Иисус, Стефан и тысячи других, претерпевших мучения за веру. Оба же разбойника просто получили своё, а один обрёл Рай, конечно же, не за то, что был распят.
Говорят: герой анализируемого эпизода покаялся, и Христос ему простил. Да, это так, но суть, по-видимому, находится глубже. Покаяние если оно искренние это результат внутренней работы души. Можно предположить, что жизнь разбойников происходила примерно в следующем порядке. Украл винограда, избил девчонку, ограбил, повеселился, убил. Но вот Бог сотворил ситуацию, которой впервые задал двум злодеям вопрос, как они относятся к Нему и ближним? И если один продолжал думать только о себе, то другой на этот же вопрос ответил самоотверженной любовью до забвения себя и своих проблем.
Результаты трансформации души разбойника выпукло показаны в Библии всего лишь несколькими короткими репликами обоих разбойников. В последние часы своей жизни, взирая на безвинно мучившегося Христа, один из них прозрел и смог переплавить своё сердце. В нём возобладали те чувства, которые называют благородными. Он сам истекал кровью, всё тело опоясывала страшная боль, впереди предстояла неминуемая смерть, но он переживал за то, что рядом такой же, мучительной смертью погибал безвинный Праведник, и у вчерашнего злодея родилось Сострадание да какое! До забвения самого себя, до презрения своих мучений! Иисус обратил внимание на тот духовный прорыв, который произошёл в душе разбойника.
То есть для Иисуса было не важно, каков был путь человека, важен был итог плод души.
Справедливость этой мысли мне стала очевидной, когда я сравнил поступок Адама и жизнь разбойника. Адам съел запрещённый плод нарушил Божий запрет; разбойник грабил и убивал людей нарушал многие Заповеди. Конечно же, для Бога убийство НЕ менее грешно, чем съесть некий фрукт. Дело, очевидно, в другом: Адам начал прятаться, юлить, а разбойник смог обрести любвеобильную душу и проявить сопереживание к Безвинному и искренно покаялся.
Кстати, и в Ветхом завете говорится, что Бог оценивает человека по наличию любвеобильного сердца и смиреной души. (Притч.16:2, 21:2). Например, в Притче 16:2 говорится: «Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души». Остаётся одно: спасенье разбойник обрёл за те душевные качества, которые появились у него во время казни. Как сказано (Пс.50:14), «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Очевидно, душа разбойника достигла такого «веса», что Христос счёл возможным удостоить его высшей благодати.
Иисус этим примером учит, что для спасения необходима душа, смиренная до отвержения себя. В считанные часы разбойник достиг такого уровня смирения, какого не может достичь иной христианин за всю жизнь.
И ещё. Разбойник не только проявил человечность по отношению к Иисусу, но он НЕ ОСУДИЛ никого, кроме себя, вместе со своим сотоварищем по разбойным делам. Даже своего непутёвого соратника он не осуждал за его злые речи он просто пытался остановить поток нечестивых слов.
А вот мы, к сожалению не такие! Хотя нам не дозволено осуждать никого, мы осуждаем всех и вся, тем самым, не желая ждать, когда Суд произведёт Бог. А ведь, чтобы исполнять эту заповедь, нам не требуется изнурительная борьба с позывами бушующей плоти. Для этого у нас есть всё, кроме желания. Адаму тоже не требовались особые усилия.
Второй разбойник находился в тех же условиях, но он не мог отрешиться от своих проблем ругал Иисуса, упрекал Его, что Он не спасает всех троих. Его сердце оказалось мёртвым для сострадания.
Таким образом, оба разбойника вели бездуховную жизнь, верша греховные дела, но один из них в последние часы смог переплавить своё сердце в симбиоз Смирения и Любви.
Иногда говорят: я не вор, не убийца я заведомо лучше библейского разбойника. А так ли? Сравнивать себя надо не со злодеем, наводившим ужас на случайных встречных. На кресте уже висел праведник, имевший такую душу, каковую хорошо бы иметь и нам! В самом деле: есть ли у нас такая любовь, о какой заповедал Иисус «всей душой, всей крепостью своей», «даже до смерти»? Любовь к Богу и ближним (не родным, а к тем, кто встречается на нашем пути)? Мы верим в жизнь после смерти, но многие из нас более всего устремляются к тому, чтобы было комфортно в этой жизни.
Теперь я с удивлением вспоминаю о том, что не обращал внимания на этот эпизод. Я понял, что в Библии нет «исключений», из которых мы не должны извлекать назидания. А мнение об «исключениях», очевидно, объясняется тем, что, по своему промыслу, Бог многие свои заповеди изложил в виде частных истин, каждая из которых относится ЛИШЬ к некоторым условиям; к другим условиям в Библии имеются другие заповеди. И если учитывать все библейские заповеди, относящиеся к одному вопросу, то в ней всё полезно для наставления в праведности.
Яркий пример: в двадцатой главе Исхода есть заповедь «Не убивай», но она относится НЕ ко всем случаям жизни. В следующей же главе этой книги многократно приводятся заповеди обратной направленности за некие нарушения Закона убей, убей, убей! Конечно же, в этих двух главах нет исключений просто каждая из них заповедает, как люди должны себя вести то в одних условиях, то в других. Мы НЕ должны абсолютизировать частные заповеди. Мы должны исполнять всё, но в своё время, и в своих условиях.
А я, не отдавая себе отчёта, поддавался нехитрому механизму самообмана. Если что-то в Библии противоречило моим устоявшимся убеждениям, я считал этот текст исключением и не обращал на него внимания. И при этом, верил, что использую Библию в полном объёме! Кое на что НЕ обращал внимания, а сам был уверен, что чту всю Библию!?
И я понял: для меня в Библии нет ничего незначащего, есть лишь то, значенье чего я не смог оценить. Если какое-то её место встало «поперёк горла», то это не значит, что его не надо замечать. Просто надо бы что-то поправить в своих верованиях, чтобы учитывался И этот момент. В полной мере, это относится и к эпизоду с разбойником.
Итак, посмотрим на этот библейский факт со спокойным сердцем: в Рай был принят человек, который не считал нужным следовать Божьим заповедям. Так может, в экстремальных условиях Голгофы высветилось именно то, что абсолютно необходимо для того, чтобы оказаться в числе божьих избранников? Может, в обители Рая примут только за то, что человек каким-то образом обрёл сердце любящее всех, смиренное, до самоотвержения? Может, только это и НЕОБХОДИМО для того, чтобы устремляющейся душе открылись узкие двери?
И я решил, что надо бы больше думать о том, что ещё в моей душе есть не богоугодное?
И встал вопрос: а какова роль тех заповедей, исполнять которые призывал Иисус, и которые не исполнял разбойник? Об этом в следующих размышлениях.