Пока не видна связь между Сетом, Ваалом, Авраамом, есть только ваши мысли.
Авраам - поклонник Ваала?
Свернуть
X
-
Комментарий
-
Итак, у Шифмана везде "Яхве". Но есть и несколько интересных нюансов. В 15-й главе Бытие описывается жертвоприношение Авраама:
В 11-м стихе в синодальном переводе:
"И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их."
А в переводе Шифмана:
"И опустились коршуны на эту убоину, и спугнул их Авраам"
Коршуны- это священные птицы угаритского божества Анату:
Вернувшись на землю, Анату сделала еще одну попытку договориться с Акхитом и предложила ему свою любовь. Но и любовь богини отверг Акхит. Тогда еще больше разгневалась Анату и направилась в город Абулуму, который был городом бога луны Йариху. Там она явилась к искусному Йатпану и пожелала Йатпану, чтобы благословил его Йариху. Понял Йатпану, зачем пришла к нему великая богиня, и сказал ей, что погубит она храброго Акхита и он поможет ей, обратившись в демона. Возликовала Анату и предложила Йатпану превратить его, Йатпану, в орла и коршуна, и тогда вместе с ее орлами и коршунами будет он летать над Акхитом и поразит юного воина. Так она и сделала.
Уленшпигель - Мифы | Угарит и Финикия | Угарит | Сказание о Данниилу и Акхите
Т.е., речь идет о генотеистическом восприятии: жертвенные животные другого божества прогоняются от жертвы, чтобы "накормить" вполне конкретное божество- баала Яхве (т.е. господа Яхве).
В главе 16, где Агарь приравняла себя к госпоже, идет апелляция к законам Ур Намму и Хаммурапи, описывавшим как раз такой (в точности, как в 16-й главе) составообразующий признак преступления.
В Быт 17:1 идет контаминация разных божеств: Яхве и финикийского Шадида (трансформировано в "Эл Шаддай").
В Быт 19:1: праведный Лот приветствует гостей земным поклоном- городской обычай приветствия в эль-Амарне.
В Быт 20:13 в оригинале вся фраза во множественном числе (т.е. "боги").
В Быт 21:33 - дерево, посвященное Яхве. Параллелелизм (заимствование?) с финикийским культом Улом - Эона.
Быт 22:1-13: финикийский эпиграф + параллель с моавитским ритуалом.
Быт 24:3 - "Бог небес и земли"- параллель с финикийским и арамейским титулами Бога.
Параллели с угаритским культом Ба'Лу как такового есть лишь в Быт 25:5-6. Комментарий Шифмана:
"на восток"- Восток рассматривается преданием как местопребывание дикарей. Ср. в угаритских поэмах о Силаче Балу эпизод борьбы Анату с восточными людьми.Комментарий
Комментарий