Альберт Швейцер в своей отличнейшей книге «Мистика Апостола Павла», в главе «Эсхатологическое учение о спасении», пишет:
«В эти эсхатологические представления о власти ангелов и уничтожении этой власти Мессией Павел странным образом привносит идею, принадлежащую ему лично, а именно: что Закон был дан ангелами, которые хотели таким способом подчинить себе людей, и что теперь благодаря смерти Иисуса их власть настолько подорвана, что этот Закон уже не имеет силы
Павел не одинок в своем мнении хотя в Писании об этом ничего не говорится, что при принятии Закона на Синае (Исх. 1920) Моисей получил его не непосредственно от Бога, а от ангелов. В позднем иудаизме Бог мыслится как существо настолько трансцендентное, что Его прямой контакт с человеком трудно себе представить. Вдобавок в Писании говорится, что во времена патриархов Он присутствовал среди людей через своих посланцев. В александрийских кругах, принимавших идею трансцендентности Бога во всей ее полноте, сложилась точка зрения, по которой во всех местах Писания, где говорится о сношениях Бога с людьми, эти сношения следует понимать как осуществляемые через посредство ангелов.
Утверждение, что Моисей получил Закон через ангелов, мы находим в речи Стефана перед синедрионом (Деян. 7:38, 53). Это же мнение представлено в Послании к евреям (2:2) и у Иосифа Флавия, младшего современника Павла (Древн. XV, 5:3). У Флавия Ирод перед боем с арабами говорит солдатам, что евреи получили свои самые важные установления и самую священную часть своего Закона через ангелов, посланных Богом. Это говорится в связи с вопросом о неприкосновенности послов. Еврейские послы были убиты арабами, хотя неприкосновенность послов установлена не только языческим, но ив еще большей степени! еврейским Законом.
В Книге Юбилеев (Юб. 1:272:1; 50:12), по-видимому, тоже подразумевается, что Закон был сообщен через ангелов, так как Моисей находится на горе Синай вместе с ангелом.
В еврейском тексте Второзакония (33:2) сказано: "Яхве пришел от Синая... одесную Его огнь пылающий". В Септуагинте это же место выглядит так: "...одесную Его вместе с Ним Его ангелы". Следовательно, ангелы здесь сопровождают Бога при передаче Закона.
В раввинистическом предании тоже упоминается о присутствии ангелов на Синае в момент, когда был дан Закон. В Pesiqta Rabbati со ссылкой на предание, восходящее ко временам вавилонского пленения, говорится, что "два мириада... ангелов спустились вместе с Богом на гору Синай, чтобы дать Тору Израилю".
О том, что Закон был, собственно говоря, дан через ангелов, Павел говорит в Послании к галатам: "...преподан чрез ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один" (Гал. 3:1920). Логика раввинистической аргументации, которая строится на слове "посредник" (???????), заключается в следующем. Если бы Бог а Он один
пожелал дать Закон народу, т.е. многим, то тогда не нужен был бы посредник, поскольку один может иметь дело непосредственно с многими. Однако две группы "многих" не могут сообщаться друг с другом иначе как через какого-то посредника. Поэтому если Закон был дан через посредника, то отсюда следует, что в этом деле с каждой стороны участвовали многие. Следовательно, с небесной стороны не мог быть Бог, который один. Единственные "многие", которые здесь могут быть, это ангелы. Заметим, что лежащее в основе всей аргументации слово "посредник" в книге Левит (Лев. 26:46), на которую здесь ссылается Павел, отсутствует: оно вставлено туда самим Павлом.
Лев. 26:46: "Вот постановления и определения и законы, которые постановил Господь между собою и между сынами Израилевыми на горе Синае, рукою Моисея"*. Возможность заменить последние слова нужным словосочетанием "рукою посредника" представилась Павлу благодаря тому, что в раввинистических школах представление о Моисее как о sarsor (посреднике, ???????) было широко распространено.
Но из теории, что Закон был дан ангелами, Павел делает выводы, которых другие представители этой точки зрения не делали. В то время как эти последние не идут дальше утверждения, что Закон был объявлен ангелами по поручению Бога, Павел и только он один утверждает, что повиновение Закону было повиновением вовсе не Богу, но лишь ангелам. Посредством Закона люди были отданы под опеку "вещественным началам мира" (???????? ??? ??????, Гал. 4:3, 9), которые держали их в подчинении до тех пор, пока Бог, через Христа, не освободил их от
проклятия Закона (Гал. 4:15). И если бывшие язычники, став христианами, подчиняются Закону, это, согласно Павлу, означает, что вместо служения одному только Богу они еще раз (только в иной форме) попадают в подчинение "вещественным началам мира" (которые теперь уже благодаря Христу стали немощными и убогими) и наблюдают относящиеся к ним "дни, месяцы, времена и годы" (Гал. 4:811).
Филон, а еще раньше, около 100 г. до н.э.. Премудрость Соломона (Прем. 13:2) утверждают, что язычники поклоняются началам мира земле, воде, воздуху, огню, а также звездам как божественным существам. Павел придает этим воззрениям иной поворот: все эти сущности на самом деле являются ангелами и стоят за иудейским Законом. Утверждая, что Закон означает власть ангелов, а не власть Бога, Павел делает шаг в сторону от традиционных иудейских представлений и подготавливает почву для гностицизма».
С этим трудно не согласится, хотя правда в этом вопросе для большинства людей затерялась где то посередине между разборками ортодоксов и гностиков. Ортодоксы не правы и гностики ошибаются, правда - посередине.
Единственное, Швейцер недостаточно корректен, когда пишет: «Но из теории, что Закон был дан ангелами, Павел делает выводы, которых другие представители этой точки зрения не делали. В то время как эти последние не идут дальше утверждения, что Закон был объявлен ангелами по поручению Бога, Павел и только он один утверждает, что повиновение Закону было повиновением вовсе не Богу, но лишь ангелам». Разумнее было бы написать так: « для Павла, служение Торе, было служением Богу и ангелам».
Ведь Павел называет Тору, Торой Бога: «22 Ибо я услаждаюсь Законом Божиим во внутреннем человеке», через нее глаголет сам Всевышний из высших: «9 Ибо в Моисеевом Законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли заботится Бог?» (1 к Кор. 9) никто иной как Бог вывел Израиль из рабства и вел его по пустыне: «Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они были поражены в пустыне.» (1 к Кор. 10), когда Израиль не слушалась гласа говорящего с Моше, Израиль тем самым грешил именно против Бога: «Не будем и искушать Господа, как некоторые из них искусили, и гибли от змей» (1 к Кор. 10), который и беседовал с Моше: «Что же скажем? Неужели у Бога неправда? Отнюдь нет. 15 Ибо Моисею Он говорит: Я помилую того, кого милую, и пожалею того, кого жалею» (к Рим. 9).
Каким же образом служение Торе это служение и Богу и архонтам, которые, между прочим, являются войском диавола: «11 облекитесь во всеоружие Божие, чтобы могли вы противостать козням диавола, 12 потому что борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах» (к Еф. 6) ?
Евреи служили архонтам через Тору следующим образом:
1) Именно архонты дали Тору евреям.
2)Тора обрекала на проклятие: «9 Я жил некогда без Закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, 10 а я умер, и заповедь к жизни она-то стала мне к смерти» (к Рим. 7), а значит на власть архонтов над людьми, ибо проклятие отлучает от Бога, поэтому то Павел после провозглашения свободы от Торы пишет : «.38 Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, 39 ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не сможет нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (к Рим 8).
Каким образом евреи служили через Тору Богу?
1) Тора содержит святые предписания Богу, даже церемониальные заповеди это предзнаменование о Христе: «16 Итак, да не судит вас кто за пищу и питие, или в вопросе праздника, или новомесячия, или субботы; 17 это есть тень будущего, тело же Христово» (к Колл. 2).
2) Это было волей Бога, чтобы Торой евреи подчинились архонтам, как Отец подчиняет своих сыновей воспитателям: «1 Но говорю: наследник, пока он младенец, ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего,
2 но находится под опекунами и домоправителями до срока, предназначенного отцом,
3 Так и мы, когда были младенцами, были в рабстве у стихий мира» (к Гал. 4)
...
«В эти эсхатологические представления о власти ангелов и уничтожении этой власти Мессией Павел странным образом привносит идею, принадлежащую ему лично, а именно: что Закон был дан ангелами, которые хотели таким способом подчинить себе людей, и что теперь благодаря смерти Иисуса их власть настолько подорвана, что этот Закон уже не имеет силы
Павел не одинок в своем мнении хотя в Писании об этом ничего не говорится, что при принятии Закона на Синае (Исх. 1920) Моисей получил его не непосредственно от Бога, а от ангелов. В позднем иудаизме Бог мыслится как существо настолько трансцендентное, что Его прямой контакт с человеком трудно себе представить. Вдобавок в Писании говорится, что во времена патриархов Он присутствовал среди людей через своих посланцев. В александрийских кругах, принимавших идею трансцендентности Бога во всей ее полноте, сложилась точка зрения, по которой во всех местах Писания, где говорится о сношениях Бога с людьми, эти сношения следует понимать как осуществляемые через посредство ангелов.
Утверждение, что Моисей получил Закон через ангелов, мы находим в речи Стефана перед синедрионом (Деян. 7:38, 53). Это же мнение представлено в Послании к евреям (2:2) и у Иосифа Флавия, младшего современника Павла (Древн. XV, 5:3). У Флавия Ирод перед боем с арабами говорит солдатам, что евреи получили свои самые важные установления и самую священную часть своего Закона через ангелов, посланных Богом. Это говорится в связи с вопросом о неприкосновенности послов. Еврейские послы были убиты арабами, хотя неприкосновенность послов установлена не только языческим, но ив еще большей степени! еврейским Законом.
В Книге Юбилеев (Юб. 1:272:1; 50:12), по-видимому, тоже подразумевается, что Закон был сообщен через ангелов, так как Моисей находится на горе Синай вместе с ангелом.
В еврейском тексте Второзакония (33:2) сказано: "Яхве пришел от Синая... одесную Его огнь пылающий". В Септуагинте это же место выглядит так: "...одесную Его вместе с Ним Его ангелы". Следовательно, ангелы здесь сопровождают Бога при передаче Закона.
В раввинистическом предании тоже упоминается о присутствии ангелов на Синае в момент, когда был дан Закон. В Pesiqta Rabbati со ссылкой на предание, восходящее ко временам вавилонского пленения, говорится, что "два мириада... ангелов спустились вместе с Богом на гору Синай, чтобы дать Тору Израилю".
О том, что Закон был, собственно говоря, дан через ангелов, Павел говорит в Послании к галатам: "...преподан чрез ангелов, рукою посредника. Но посредник при одном не бывает, а Бог один" (Гал. 3:1920). Логика раввинистической аргументации, которая строится на слове "посредник" (???????), заключается в следующем. Если бы Бог а Он один
пожелал дать Закон народу, т.е. многим, то тогда не нужен был бы посредник, поскольку один может иметь дело непосредственно с многими. Однако две группы "многих" не могут сообщаться друг с другом иначе как через какого-то посредника. Поэтому если Закон был дан через посредника, то отсюда следует, что в этом деле с каждой стороны участвовали многие. Следовательно, с небесной стороны не мог быть Бог, который один. Единственные "многие", которые здесь могут быть, это ангелы. Заметим, что лежащее в основе всей аргументации слово "посредник" в книге Левит (Лев. 26:46), на которую здесь ссылается Павел, отсутствует: оно вставлено туда самим Павлом.
Лев. 26:46: "Вот постановления и определения и законы, которые постановил Господь между собою и между сынами Израилевыми на горе Синае, рукою Моисея"*. Возможность заменить последние слова нужным словосочетанием "рукою посредника" представилась Павлу благодаря тому, что в раввинистических школах представление о Моисее как о sarsor (посреднике, ???????) было широко распространено.
Но из теории, что Закон был дан ангелами, Павел делает выводы, которых другие представители этой точки зрения не делали. В то время как эти последние не идут дальше утверждения, что Закон был объявлен ангелами по поручению Бога, Павел и только он один утверждает, что повиновение Закону было повиновением вовсе не Богу, но лишь ангелам. Посредством Закона люди были отданы под опеку "вещественным началам мира" (???????? ??? ??????, Гал. 4:3, 9), которые держали их в подчинении до тех пор, пока Бог, через Христа, не освободил их от
проклятия Закона (Гал. 4:15). И если бывшие язычники, став христианами, подчиняются Закону, это, согласно Павлу, означает, что вместо служения одному только Богу они еще раз (только в иной форме) попадают в подчинение "вещественным началам мира" (которые теперь уже благодаря Христу стали немощными и убогими) и наблюдают относящиеся к ним "дни, месяцы, времена и годы" (Гал. 4:811).
Филон, а еще раньше, около 100 г. до н.э.. Премудрость Соломона (Прем. 13:2) утверждают, что язычники поклоняются началам мира земле, воде, воздуху, огню, а также звездам как божественным существам. Павел придает этим воззрениям иной поворот: все эти сущности на самом деле являются ангелами и стоят за иудейским Законом. Утверждая, что Закон означает власть ангелов, а не власть Бога, Павел делает шаг в сторону от традиционных иудейских представлений и подготавливает почву для гностицизма».
С этим трудно не согласится, хотя правда в этом вопросе для большинства людей затерялась где то посередине между разборками ортодоксов и гностиков. Ортодоксы не правы и гностики ошибаются, правда - посередине.
Единственное, Швейцер недостаточно корректен, когда пишет: «Но из теории, что Закон был дан ангелами, Павел делает выводы, которых другие представители этой точки зрения не делали. В то время как эти последние не идут дальше утверждения, что Закон был объявлен ангелами по поручению Бога, Павел и только он один утверждает, что повиновение Закону было повиновением вовсе не Богу, но лишь ангелам». Разумнее было бы написать так: « для Павла, служение Торе, было служением Богу и ангелам».
Ведь Павел называет Тору, Торой Бога: «22 Ибо я услаждаюсь Законом Божиим во внутреннем человеке», через нее глаголет сам Всевышний из высших: «9 Ибо в Моисеевом Законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли заботится Бог?» (1 к Кор. 9) никто иной как Бог вывел Израиль из рабства и вел его по пустыне: «Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они были поражены в пустыне.» (1 к Кор. 10), когда Израиль не слушалась гласа говорящего с Моше, Израиль тем самым грешил именно против Бога: «Не будем и искушать Господа, как некоторые из них искусили, и гибли от змей» (1 к Кор. 10), который и беседовал с Моше: «Что же скажем? Неужели у Бога неправда? Отнюдь нет. 15 Ибо Моисею Он говорит: Я помилую того, кого милую, и пожалею того, кого жалею» (к Рим. 9).
Каким же образом служение Торе это служение и Богу и архонтам, которые, между прочим, являются войском диавола: «11 облекитесь во всеоружие Божие, чтобы могли вы противостать козням диавола, 12 потому что борьба у нас не против крови и плоти, но против начал, против властей, против повелителей этого мира тьмы, против злых духов на небесах» (к Еф. 6) ?
Евреи служили архонтам через Тору следующим образом:
1) Именно архонты дали Тору евреям.
2)Тора обрекала на проклятие: «9 Я жил некогда без Закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, 10 а я умер, и заповедь к жизни она-то стала мне к смерти» (к Рим. 7), а значит на власть архонтов над людьми, ибо проклятие отлучает от Бога, поэтому то Павел после провозглашения свободы от Торы пишет : «.38 Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, 39 ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не сможет нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (к Рим 8).
Каким образом евреи служили через Тору Богу?
1) Тора содержит святые предписания Богу, даже церемониальные заповеди это предзнаменование о Христе: «16 Итак, да не судит вас кто за пищу и питие, или в вопросе праздника, или новомесячия, или субботы; 17 это есть тень будущего, тело же Христово» (к Колл. 2).
2) Это было волей Бога, чтобы Торой евреи подчинились архонтам, как Отец подчиняет своих сыновей воспитателям: «1 Но говорю: наследник, пока он младенец, ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего,
2 но находится под опекунами и домоправителями до срока, предназначенного отцом,
3 Так и мы, когда были младенцами, были в рабстве у стихий мира» (к Гал. 4)
...
Комментарий