*** Даниил 9: 24-27 ***
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых (по-еврейски: "Святое Святых").
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
В книге Даниила 9:25 иудеям было сказано, когда придет Мессия. Там говорится: «Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». На первый взгляд это пророчество может показаться загадочным. Но в широком смысле оно требует сведений лишь в двух отношениях: исходную дату и длину промежутка времени. К примеру, если бы ты имел карту, которая бы указывала на сокровище, лежащее «50 аршин восточнее колодца в городском парке», эти указания могли бы тебя озадачить - в особенности, если бы ты не знал, где находился этот колодец, или какой длины был «аршин». Не попытался бы ты выяснить эти два факта, чтобы установить, где лежит сокровище? То же самое относится и к пророчеству Даниила, за исключением того, что мы определяем исходную дату и измеряем следующий за ней период времени.
Сначала нам нужно установить исходную дату, то есть время, в которое вышло повеление о восстановлении Иерусалима". Затем нам необходимо определить отрезок времени, следующий с этого момента, а именно, сколько времени включали в себя эти 69 (7 плюс 62) седьмин. С получением этой информации проблем нет. Неемия совершенно ясно говорит нам, что повеление о восстановлении стен вокруг Иерусалима, вследствие чего город наконец был бы восстановлен, вышло «в двадцатый год царя Артаксеркса» (Неемия 2: 1, 5, 7, 8). Это определяет наше исходное время как 455 год до н. э. (Существуют веские доказательства из источников древней Греции, Вавилона и Персии, указывающие на то, что первый год правления Артаксеркса был 474 годом до н. э.)
Что касается этих 69 седьмин, то могли ли это быть буквальные недели по семь дней? Нет, потому что Мессия не появился по прошествии всего лишь года после 455 года до н. э. Таким образом, большинство библейских ученых и многочисленные переводы (включая иудейский перевод Танах в сноске к этому стиху) согласны с тем, что эти седьмины состоят из «годов». Древним иудеям было известно такое понятие о годовой неделе" или семилетнем цикле. Точно так же, как они соблюдали субботу в каждый седьмой день, через каждые семь лет они соблюдали и субботний год (Исход 20: 8-11; 23: 10, 11). Поэтому 69 годовых недель равнялись бы 7 годам, умноженным на 69, или 483 годам. Все, что нам остается теперь сделать, это посчитать. Если мы отсчитаем 483 года с 455 года до н. э., то это приведет нас к 29 году н.э. - именно к тому самому году, когда Иисус был крещен и стал ма-ши-ах. Мессией!
Некоторые могут возразить, что это просто современный способ истолкования пророчества, для того чтобы оно соответствовало истории. Если это так, то почему тогда люди, жившие во времена Иисуса, ожидали, что Мессия появится в то время? Христианский историк Лука, римские историки Тацит и Светоний, иудейский историк Иосиф Флавий и иудейский философ Филон - все они жили приблизительно в это время и свидетельствовали об этом состоянии ожидания (Луки 3: 15).
Почему же иудеи ожидали Мессию именно в то время, а не в период жестокого греческого гонения, которое происходило столетиями раньше? Почему Тацит сказал, что это были «загадочные пророчества», которые побудили иудеев ожидать, что из Иудеи придут могущественные властители и «овладеют всемирной империей»? Абба Хиллел Сильвер в своей книге A History of Messianic Speculation in Israel (История предположений о Мессии в Израиле), признает, что «Мессию ожидали примерно во второй четверти первого века н. э.» не из-за римского гнета, а из-за «распространенной в те дни хронологии», полученной частично из книги Даниила.
24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых (по-еврейски: "Святое Святых").
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27 И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
В книге Даниила 9:25 иудеям было сказано, когда придет Мессия. Там говорится: «Знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». На первый взгляд это пророчество может показаться загадочным. Но в широком смысле оно требует сведений лишь в двух отношениях: исходную дату и длину промежутка времени. К примеру, если бы ты имел карту, которая бы указывала на сокровище, лежащее «50 аршин восточнее колодца в городском парке», эти указания могли бы тебя озадачить - в особенности, если бы ты не знал, где находился этот колодец, или какой длины был «аршин». Не попытался бы ты выяснить эти два факта, чтобы установить, где лежит сокровище? То же самое относится и к пророчеству Даниила, за исключением того, что мы определяем исходную дату и измеряем следующий за ней период времени.
Сначала нам нужно установить исходную дату, то есть время, в которое вышло повеление о восстановлении Иерусалима". Затем нам необходимо определить отрезок времени, следующий с этого момента, а именно, сколько времени включали в себя эти 69 (7 плюс 62) седьмин. С получением этой информации проблем нет. Неемия совершенно ясно говорит нам, что повеление о восстановлении стен вокруг Иерусалима, вследствие чего город наконец был бы восстановлен, вышло «в двадцатый год царя Артаксеркса» (Неемия 2: 1, 5, 7, 8). Это определяет наше исходное время как 455 год до н. э. (Существуют веские доказательства из источников древней Греции, Вавилона и Персии, указывающие на то, что первый год правления Артаксеркса был 474 годом до н. э.)
Что касается этих 69 седьмин, то могли ли это быть буквальные недели по семь дней? Нет, потому что Мессия не появился по прошествии всего лишь года после 455 года до н. э. Таким образом, большинство библейских ученых и многочисленные переводы (включая иудейский перевод Танах в сноске к этому стиху) согласны с тем, что эти седьмины состоят из «годов». Древним иудеям было известно такое понятие о годовой неделе" или семилетнем цикле. Точно так же, как они соблюдали субботу в каждый седьмой день, через каждые семь лет они соблюдали и субботний год (Исход 20: 8-11; 23: 10, 11). Поэтому 69 годовых недель равнялись бы 7 годам, умноженным на 69, или 483 годам. Все, что нам остается теперь сделать, это посчитать. Если мы отсчитаем 483 года с 455 года до н. э., то это приведет нас к 29 году н.э. - именно к тому самому году, когда Иисус был крещен и стал ма-ши-ах. Мессией!
Некоторые могут возразить, что это просто современный способ истолкования пророчества, для того чтобы оно соответствовало истории. Если это так, то почему тогда люди, жившие во времена Иисуса, ожидали, что Мессия появится в то время? Христианский историк Лука, римские историки Тацит и Светоний, иудейский историк Иосиф Флавий и иудейский философ Филон - все они жили приблизительно в это время и свидетельствовали об этом состоянии ожидания (Луки 3: 15).
Почему же иудеи ожидали Мессию именно в то время, а не в период жестокого греческого гонения, которое происходило столетиями раньше? Почему Тацит сказал, что это были «загадочные пророчества», которые побудили иудеев ожидать, что из Иудеи придут могущественные властители и «овладеют всемирной империей»? Абба Хиллел Сильвер в своей книге A History of Messianic Speculation in Israel (История предположений о Мессии в Израиле), признает, что «Мессию ожидали примерно во второй четверти первого века н. э.» не из-за римского гнета, а из-за «распространенной в те дни хронологии», полученной частично из книги Даниила.
Комментарий