Человек имеет Свободу Воли, которую уважает Бог.
но Человек и несет ответственность за свой выбор.
так, за нарушение Заповеди Божьей, Адам был изгнан из Рая.
Израиль постоянно нес ответственность и испытывал на себе проклятие Закона Моисея.
даже в кальвинизме Бог больший суверен воздействует на свободу воли лишь части людей через неодолимую благодать, которая поможет опять же делать свой выбор.
есть ясные места из св Писания о выборе человека
было пророчество и от Исаии
по историческому контексту, видно что оно относится к царю Езекии.
который мог отвоевать земли Галилеи как минимум и даже стать подлинны Мессией как максимум.
по книге царств мы видим что в одном сражении ему помог легион ангелов против Ассирии
но в другом, он уже опирался не на Бога, на союзника царя Египта, строил водопровод, копил запасы на случай военной осады.
искал союза с мятежниками из Вавилона против Ассирии, даже показывал им свои царские сокровищницы
поэтому Мессией, Христом, царь Езекия не стал.
но само это пророчество о нем, стало типом, шаблоном, который можно применить
в том числе широко
так в ев Матф
это понимается что самой жизнью в Галилее Иисус Христос его исполнил.
еще пример о Свободе Воли
более обще но ясно
наконец целая книга о пророке Ионы об этом
Вторично, ибо Иона как раз опасался то жители Ассирии покаются , он хотел то бы Бог их наказал.
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!
5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
9 Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл.
Иона 3 глава
в НЗ о пророке Ионы
32Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
Евангелие от Луки 11 глава
в книге Изекииля , Иеремии, в Исаии гл 40-55, говорится о наступлении Царство Божьего по возвращению из Вавилона пленников и восстановление Храма.
сам Иеремия говорит о 70 лет, но вернулись через около 50, точнее 49.
то есть 7 раз по 7.
значит что Иеремия указал максимальный срок, а реальный срок плена зависит от духовной жизни народа.
так и возможно по возвращении из него.
такие возможности были когда вернулся потомок Давида Зоровавель.
но эти возможности были, но не были реализованы из-за грехов народа
хотя были предприняты меры очистки его
но, книга Захария понимается типологически и после этих событий
так въезд Иисуса Христа в Иерусалим это как раз место у Захарии 9:9
Собственно, книгу Откровение Иоанна и книгу Даниила толкуют тоже типологически
ведь находят параллели в СССР, империи Чингисхана
но как правило толкователь настаивает что только его толкование истинно, отвергает при этом свободу воли человека, делая человека роботом.
если бы описание было точным, то не было бы столько толкований.
при этом, отвергают самое очевидное толкование по историческому контексту.
это отвергают ибо думают, что раз оно исполнилось тогда, то их толкование будет ложным.
не обязательно, часть могла исполнится, а могла не исполнится, другая часть нет или да.
но если НЕ исполнилась, то ее можно использовать метод типологии и соотносить с иными временам и странами.
отвергать исторический контекст в книге Даниила нет возможности тем более что иные царства называются прямо.
то есть, если бы мы из книги Даниила знали бы только 4 зверя из моря Лев что получил сердце человека, Медведь с 3 клыками/ребрами, барс с 4 головами, и страшный зверь
то по контексту, что эти царства наследую друг другу на территории будут угнетать Израиль страну Бога,
то мы бы могли догадаться и тогда,
что лев получеловек это Вавилон просвещенный иудейскими пророками, Медведь, это Персия что захватила три соседние страны.
барс с 4 головами это империя Македонского что разделится на 4 части
царство что будет угнетать Израиль это греческая Сирия, Селевкия
а вот после наступит МОГЛО бы наступить ЦБ.
причем во всех других пророчествах Даниила тоже, последнее царство это Царство Божье.
так истукан из частей голова золото, серебро грудь, медь это бедра, глина и железо это ноги
сказано что Вавилон это золото (видимо из-за положительного духовного влияния иудеев пленных там)
значит догадка что зверь из моря Лев это Вавилон верна.
в пророчестве о козле и овне, ясно видится империя македонского и Персия
но там это потом говорится ПРЯМЫМ текстом это Греция и Персия.
в пророчестве о войне Южного царства и Северного , тоже ясно говорится сначала будет царство персидское, потом греческое оно распадется на 4 царства.
Значит эти 2 царства Южное и Северное из этих 4, то есть Египет Птолемеев и Сирия Селевкидов.
и действительно в Египте, особенно в Сирии, преследовали святой народ, иудеев, особенно при Антиохе 4 Эпифане
Тогда иудеи добились автономии, возникло царство Хасмонеев.
но ЦБ в полной мере не возникло, но в книге Даниила говорится что иудеи борцы, часть из них присоединились притворно.
то есть имели цели не Бога, а свои национально-политические , не забываем о праве людей на духовный выбор.
Союзником иудеев был Рим
в этом смысле Рим был частично 5 царством.
в книге Откровение Иоанна
"зверь" это царство наследник прочих царств Бл.Востока , о которых говорилось в книге Даниила
Да Рим наследовал земли Льва(Вавилона), Медведя(Персии), Греции(барс)
Рим угнетал иудеев, а потом и христиан.
книга обращена как утешительное письмо христианам римской империи, страдающим от гонений язычников, значит это тоже нужно учитывать, функцию утешения и ободрения.
но Рим как и Ассирия покаялись, то есть постепенно становились христианами, и Бог, как в книге Ионы, отменил приговор над ним.
Царство Божье же возникло - это христианский Рим, естественно не в полной силе, но ведь и Израиль не был им в полной мере.
но Человек и несет ответственность за свой выбор.
так, за нарушение Заповеди Божьей, Адам был изгнан из Рая.
Израиль постоянно нес ответственность и испытывал на себе проклятие Закона Моисея.
даже в кальвинизме Бог больший суверен воздействует на свободу воли лишь части людей через неодолимую благодать, которая поможет опять же делать свой выбор.
есть ясные места из св Писания о выборе человека
18 «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего лесистым холмом.
19 Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрёк на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим?»
Иеремия 26 глава
19 Умертвили ли его за это Езекия, царь Иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Господа и не умолял ли Господа? и Господь отменил бедствие, которое изрёк на них; а мы хотим сделать большое зло душам нашим?»
Иеремия 26 глава
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
6 Ибо младенец родился нам Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Исаия 9 глава
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
6 Ибо младенец родился нам Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
Исаия 9 глава
который мог отвоевать земли Галилеи как минимум и даже стать подлинны Мессией как максимум.
по книге царств мы видим что в одном сражении ему помог легион ангелов против Ассирии

но в другом, он уже опирался не на Бога, на союзника царя Египта, строил водопровод, копил запасы на случай военной осады.
искал союза с мятежниками из Вавилона против Ассирии, даже показывал им свои царские сокровищницы
поэтому Мессией, Христом, царь Езекия не стал.
но само это пророчество о нем, стало типом, шаблоном, который можно применить
в том числе широко
так в ев Матф
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Евангелие от Матфея 4 глава
15 «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет».
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Евангелие от Матфея 4 глава
еще пример о Свободе Воли
более обще но ясно
7 Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его;
8 но если народ этот, на который Я это изрёк, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
10 но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.
Иеремия 18 глава
8 но если народ этот, на который Я это изрёк, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему.
9 А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его;
10 но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его.
Иеремия 18 глава
1 И было слово Господне к Ионе вторично:
Вторично, ибо Иона как раз опасался то жители Ассирии покаются , он хотел то бы Бог их наказал.
встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.
4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена!
5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.
6 Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле,
7 и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили,
9 Кто знает, может быть, ещё Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем».
10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл.
Иона 3 глава
в НЗ о пророке Ионы
4Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошёл.
Евангелие от Матфея 16 глава
Евангелие от Матфея 16 глава
32Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
Евангелие от Луки 11 глава
в книге Изекииля , Иеремии, в Исаии гл 40-55, говорится о наступлении Царство Божьего по возвращению из Вавилона пленников и восстановление Храма.
сам Иеремия говорит о 70 лет, но вернулись через около 50, точнее 49.
то есть 7 раз по 7.
значит что Иеремия указал максимальный срок, а реальный срок плена зависит от духовной жизни народа.
так и возможно по возвращении из него.
такие возможности были когда вернулся потомок Давида Зоровавель.
но эти возможности были, но не были реализованы из-за грехов народа
хотя были предприняты меры очистки его
1 И опять поднял я глаза мои и увидел: вот летит свиток.
2 И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей.
3 Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадёт, будет истреблён, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблён будет, как написано на другой стороне.
4 Я навёл его, говорит Господь Саваоф, и оно войдёт в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.
5 И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними ещё глаза твои и посмотри, что это выходит?
6 Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле.
7 И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы.
8 И сказал он: эта женщина само нечестие, и бросил её в средину ефы, а на отверстие её бросил свинцовый кусок.
9 И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и понесли её между землёю и небом.
10 И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу?
11 Тогда сказал он мне: чтобы устроить для неё дом в земле Сеннаар, и когда будет всё приготовлено, то она поставится там на своей основе.
Захария 5 глава
2 И сказал он мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей.
3 Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лицо всей земли; ибо всякий, кто крадёт, будет истреблён, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблён будет, как написано на другой стороне.
4 Я навёл его, говорит Господь Саваоф, и оно войдёт в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его.
5 И вышел Ангел, говоривший со мною, и сказал мне: подними ещё глаза твои и посмотри, что это выходит?
6 Когда же я сказал: что это? Он отвечал: это выходит ефа, и сказал: это образ их по всей земле.
7 И вот, кусок свинца поднялся, и там сидела одна женщина посреди ефы.
8 И сказал он: эта женщина само нечестие, и бросил её в средину ефы, а на отверстие её бросил свинцовый кусок.
9 И поднял я глаза мои и увидел: вот, появились две женщины, и ветер был в крыльях их, и крылья у них как крылья аиста; и подняли они ефу и понесли её между землёю и небом.
10 И сказал я Ангелу, говорившему со мною: куда несут они эту ефу?
11 Тогда сказал он мне: чтобы устроить для неё дом в земле Сеннаар, и когда будет всё приготовлено, то она поставится там на своей основе.
Захария 5 глава
так въезд Иисуса Христа в Иерусалим это как раз место у Захарии 9:9
7 И привели ослёнка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него.
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
Евангелие от Марка 11 глава
8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
11 И вошёл Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
Евангелие от Марка 11 глава
ведь находят параллели в СССР, империи Чингисхана
но как правило толкователь настаивает что только его толкование истинно, отвергает при этом свободу воли человека, делая человека роботом.
если бы описание было точным, то не было бы столько толкований.
при этом, отвергают самое очевидное толкование по историческому контексту.
это отвергают ибо думают, что раз оно исполнилось тогда, то их толкование будет ложным.
не обязательно, часть могла исполнится, а могла не исполнится, другая часть нет или да.
но если НЕ исполнилась, то ее можно использовать метод типологии и соотносить с иными временам и странами.
отвергать исторический контекст в книге Даниила нет возможности тем более что иные царства называются прямо.
то есть, если бы мы из книги Даниила знали бы только 4 зверя из моря Лев что получил сердце человека, Медведь с 3 клыками/ребрами, барс с 4 головами, и страшный зверь
то по контексту, что эти царства наследую друг другу на территории будут угнетать Израиль страну Бога,
то мы бы могли догадаться и тогда,
что лев получеловек это Вавилон просвещенный иудейскими пророками, Медведь, это Персия что захватила три соседние страны.
барс с 4 головами это империя Македонского что разделится на 4 части
царство что будет угнетать Израиль это греческая Сирия, Селевкия
а вот после наступит МОГЛО бы наступить ЦБ.
причем во всех других пророчествах Даниила тоже, последнее царство это Царство Божье.
так истукан из частей голова золото, серебро грудь, медь это бедра, глина и железо это ноги
сказано что Вавилон это золото (видимо из-за положительного духовного влияния иудеев пленных там)
значит догадка что зверь из моря Лев это Вавилон верна.
в пророчестве о козле и овне, ясно видится империя македонского и Персия
но там это потом говорится ПРЯМЫМ текстом это Греция и Персия.
в пророчестве о войне Южного царства и Северного , тоже ясно говорится сначала будет царство персидское, потом греческое оно распадется на 4 царства.
Значит эти 2 царства Южное и Северное из этих 4, то есть Египет Птолемеев и Сирия Селевкидов.
и действительно в Египте, особенно в Сирии, преследовали святой народ, иудеев, особенно при Антиохе 4 Эпифане
Тогда иудеи добились автономии, возникло царство Хасмонеев.
но ЦБ в полной мере не возникло, но в книге Даниила говорится что иудеи борцы, часть из них присоединились притворно.
то есть имели цели не Бога, а свои национально-политические , не забываем о праве людей на духовный выбор.
Союзником иудеев был Рим
в этом смысле Рим был частично 5 царством.
в книге Откровение Иоанна
2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
Откровение Иоанна 13 глава
Откровение Иоанна 13 глава
Да Рим наследовал земли Льва(Вавилона), Медведя(Персии), Греции(барс)
Рим угнетал иудеев, а потом и христиан.
книга обращена как утешительное письмо христианам римской империи, страдающим от гонений язычников, значит это тоже нужно учитывать, функцию утешения и ободрения.
но Рим как и Ассирия покаялись, то есть постепенно становились христианами, и Бог, как в книге Ионы, отменил приговор над ним.
Царство Божье же возникло - это христианский Рим, естественно не в полной силе, но ведь и Израиль не был им в полной мере.
Комментарий