Это в 12 главе.
Иисус рассказывает известную притчу о виноградаре, который вверил свой виноградник виноградарям, а они убили его сына. Теперь виноградарь вернётся, отберёт у них виноградник и отдаст другим.
"И старались схватить его, но побоялись народа", пишет Марк, "потому что поняли, что эта причта - о них". Кто это они?
В предыдущей главе речь шла о первосвященниках. То есть первосвященники поняли, что это они и есть те самые виноградари, которые убивают сына виноградаря.
Далее Марк описывает, как первосвященники посылают к Иисусу фарисеев. Притча о динарии кесаря.
Затем к Иисусу приходят саддукеи. Притча о жене семерых братьев.
"Бог - это Бог не мёртвых, но Бог живых", отвечает саддукеям Иисус. И тут возникает книжник.
Как он выходит на сцену? Кто его посылает или после кого он приходит? Ни так и ни так.
Книжник слышит прения Иисуса с саддукеями и видит, что Иисус хорошо им отвечал. Вот каков статус книжника. Это такой вольный исследователь писаний как бы. Он не связан с первосвященниками, не связан порукой фарисейской или саддукейской. Он слышит теологические диспуты и сам решает, исходя из прочитанного, кто хорошо говорит, а кто - нет.
И он спрашивает Иисуса про первую заповедь. Обычно евангелисты комментируют обращения к Иисусу определением "искушая". Но в данном случае эта характеристика отсутствует. Книжник спрашивает безо всякого искушения.
Иисус, исполняя свою собственную заповедь "кто принудит тебя идти одно поприще, иди с ним два", называет первую заповедь и тут же вторую. Любить Бога и любить ближнего.
Книжнику нравится ответ Иисуса, и книжник повторяет этот ответ Иисуса своими словами: любить Бога и любить ближнего - это больше жертв. Тоже два поприща проходит, так сказать.
После этого Иисус заявляет: "Недалеко ты от царства Божия."
Почему недалеко? Потому что ближний - это и есть Иисус. И если книжник показал свою любовь к Иисусу тем, что согласился с ним и повторил за ним, то этот книжник действительно стоит поблизости от царя.
Но что происходит далее? Далее Иисус говорит слушателям в храме о книжниках именно.
Вначале следует знаменитый вопрос о Христе как сыне Давида, который показывает всю схоластику книжников.
А затем Иисус прямо заявляет: остерегайтесь книжников, которые любят привилегии, но при этом пожирают дома вдов.
И именно после этого упоминания о вдовах Иисус говорит о бедной вдове, что она положила в сокровищницу храма больше всех.
Вот такая логика.
Мне это напоминает евангелиста Иоанна, который рассказывает о Никодиме, засвидетельствовавшем невероятное почтение к Иисусу, в ответ на что Иисус корит его: "Ты - начальник, а ничего не знаешь и в небесное царство не войдёшь!"
Или когда Иисус обличает иудеев как детей дьявола, и это именно те иудеи, которые уверовали в Иисуса!
Как раз Давида и уместно тут вспомнить, которому однажды сказали: "Ты любишь тех, кто тебя ненавидит, и ненавидишь тех, кто тебя любит."
Иисус рассказывает известную притчу о виноградаре, который вверил свой виноградник виноградарям, а они убили его сына. Теперь виноградарь вернётся, отберёт у них виноградник и отдаст другим.
"И старались схватить его, но побоялись народа", пишет Марк, "потому что поняли, что эта причта - о них". Кто это они?
В предыдущей главе речь шла о первосвященниках. То есть первосвященники поняли, что это они и есть те самые виноградари, которые убивают сына виноградаря.
Далее Марк описывает, как первосвященники посылают к Иисусу фарисеев. Притча о динарии кесаря.
Затем к Иисусу приходят саддукеи. Притча о жене семерых братьев.
"Бог - это Бог не мёртвых, но Бог живых", отвечает саддукеям Иисус. И тут возникает книжник.
Как он выходит на сцену? Кто его посылает или после кого он приходит? Ни так и ни так.
Книжник слышит прения Иисуса с саддукеями и видит, что Иисус хорошо им отвечал. Вот каков статус книжника. Это такой вольный исследователь писаний как бы. Он не связан с первосвященниками, не связан порукой фарисейской или саддукейской. Он слышит теологические диспуты и сам решает, исходя из прочитанного, кто хорошо говорит, а кто - нет.
И он спрашивает Иисуса про первую заповедь. Обычно евангелисты комментируют обращения к Иисусу определением "искушая". Но в данном случае эта характеристика отсутствует. Книжник спрашивает безо всякого искушения.
Иисус, исполняя свою собственную заповедь "кто принудит тебя идти одно поприще, иди с ним два", называет первую заповедь и тут же вторую. Любить Бога и любить ближнего.
Книжнику нравится ответ Иисуса, и книжник повторяет этот ответ Иисуса своими словами: любить Бога и любить ближнего - это больше жертв. Тоже два поприща проходит, так сказать.
После этого Иисус заявляет: "Недалеко ты от царства Божия."
Почему недалеко? Потому что ближний - это и есть Иисус. И если книжник показал свою любовь к Иисусу тем, что согласился с ним и повторил за ним, то этот книжник действительно стоит поблизости от царя.
Но что происходит далее? Далее Иисус говорит слушателям в храме о книжниках именно.
Вначале следует знаменитый вопрос о Христе как сыне Давида, который показывает всю схоластику книжников.
А затем Иисус прямо заявляет: остерегайтесь книжников, которые любят привилегии, но при этом пожирают дома вдов.
И именно после этого упоминания о вдовах Иисус говорит о бедной вдове, что она положила в сокровищницу храма больше всех.
Вот такая логика.
Мне это напоминает евангелиста Иоанна, который рассказывает о Никодиме, засвидетельствовавшем невероятное почтение к Иисусу, в ответ на что Иисус корит его: "Ты - начальник, а ничего не знаешь и в небесное царство не войдёшь!"
Или когда Иисус обличает иудеев как детей дьявола, и это именно те иудеи, которые уверовали в Иисуса!
Как раз Давида и уместно тут вспомнить, которому однажды сказали: "Ты любишь тех, кто тебя ненавидит, и ненавидишь тех, кто тебя любит."
Комментарий