Смерть Иоанна Крестителя у Марка

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • shlahani
    христианин

    • 03 March 2007
    • 9820

    #1

    Смерть Иоанна Крестителя у Марка

    Евангелист Иоанн об отношениях Иоанна Крестителя с Иродом не пишет, Лука пишет об Ироде лаконично, Матфей даёт известную историю с танцем дочери Иродиады, и только Марк, несмотря на предельную краткость своего евангелия относительно остальных, описывает смерть Иоанна Крестителя наиболее подробно.

    14 Царь Ирод, услышав об Иисусе ибо имя Его стало гласно, говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. 17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. 19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. 21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, 22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. 24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. 25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. 26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. 27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. 28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. 29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
    Мар. 6

    Первое, что бросается в глаза в этой сцене, - ретроспектива. Вначале Ирод заявлет о воскресении Иоанна, и затем описываются, собственно, последние дни жизни Иоанна.
    Заметна также ссылка на пророков Илию и Елисея. Иисус понимается Иродом как воскресший Иоанн - но ведь по тому же принципу и Елисей выступал как пророк, на котором почил дух взятого на небо Илии (вдвое).
    Почему отсечённая голова Иоанна явлена на блюде? Почему не на колу, не на дереве или что-то подобное?
    Можно предположить, что таким образом Марк дал образ хождения Иисуса по морю, которое случилось непосредственно после смерти Иоанна Крестителя.
    Голова, стоящая на блюде посреди натечённой крови, думается, отчасти предвосхищала идущего по морю Иисуса.
    Почему вообще Иродиада? Почему голова была предпослана не самому царю, а его жене?
    Здесь можно предположить ссылку на Книгу Эсфирь. Аман перед своей казнью припадает к коленям Эсфири в мольбе о спасении. Не к коленям царя, а к коленям его жены.
    Возможно, тут некий древний архетип, отголоски которого мы находим и в описании жены Понтия Пилата, которая просит за Иисуса, за которого она "много пострадала во сне".
    Как бы там ни было, но восхождение Иоанна Крестителя к царю из темницы более всего напоминает восхождение виночерпия к фараону. Иосиф растолковал сны виночерпия и хлебодара в темнице: виночерпий должен вернуться к фараону разливать вино на пиру, а хлебодар должен быть повешен на дереве.
    Собственно, это и произошло в некоем роде с двумя свидетелями небесного царства: Иоанн после смерти поднимается к царю на пир, а Иисуса распинают на кресте.
    Что думаете?
  • AlVit
    Ветеран
    • 28 August 2022
    • 1102

    #2
    Простите, Дмитрий, но вы так это всё витиевато описали, что я решительно ничего не понял!
    "Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою" (Прит.3:29)

    Комментарий

    Обработка...