"Иисус отвечал: Царство Моё не от мира сего ..."
(Ин.18:36)
"И увидел я новое небо и новую землю; ибо
прежнее небо и прежняя земля миновали,
и моря уже нет" (Отк.21:1)
Слово "трансцендентный" (лат. "выходящий за пределы") означает существующий невидимо, за пределами материальной вселенной, за границами человеческого опыта; не подчиняющийся физическим законам, закономерностям времени, пространства, энергии.(Ин.18:36)
"И увидел я новое небо и новую землю; ибо
прежнее небо и прежняя земля миновали,
и моря уже нет" (Отк.21:1)
Трансцендентны: вечный Бог, таинственное Царство Небесное; загадочный мир умерших (Шеол), жуткий ад, необычное озеро огненное, вызывающее страх; изумительный Небесный Иерусалим, удивительные служебные духи-ангелы, сверхъестественное загробное существование личности после физической смерти.
Например, Йахвэ Элохим принципиально отличается от других Ближневосточных богов. "Наиболее важное отличие заключается в Его трансцендентности, в том, что Он существует вне мира и над миром" [Л.9, стр. 735]. Вечно пребывая на небесах (Пс.2:4, 102:19, Дан.2:28, Мт.6:9), в таинстенном (13:11) Царстве Небесном (5:3-8, 2Тим.4:18).
Оттого Иисус отвечает Пилату: "Царство Моё не от мира сего" (Ин.18:36, а). На земле нет ничего драгоценнее, чем Царство на небесах. Кто слышит весть о Царстве Небесном, понимает да принимает его, у того плодотворная жизнь (Мт.13:23) и благоприятная физическая смерть (Еккл.7:1).
От власти смерти можно освободиться только в трансцендентном духовном мире. Зная Святого Духа (Ин.14:17), став подобным образу Сына Божьего (Рим.8:29), покорившись "Отцу наших духов" (Евр.12:9, пер. [Л.35]).
1. Новая земля
Царство Христа на небесах, видели: апостол Иоанн, апостол Павел (2Кор.12:2-4), святой Стефан (Деян.7:55, 56), пророк Даниил (Дан.7:13, 14). Так Иоанну, пребывавшему в Духе, открылось видение нового загадочного места, а прежнее небо да земля миновали (букв. "ушли" [Л.27]), убежали от Сидящего на престоле (Отк.20:11).
"И (Потом) увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (21:1).
Увиденное Иоанном не означает, что по окончании Тысячелетнего царства "произойдёт распад нынешней вселенной" [Л.33], "первое небо и первая земля будут устранены" [Л.17, стр. 322]. А взамен разрушенной Господом старой Земли, якобы, Он сотворит новые небо да землю [Л.19, стр. 337, 424; Л.28, стр. 248, Л.37, стр. 933].
"По видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новые Небеса и новую землю" [Л.33, стр. 794]. О сотворении новой Земли в работе [Л.18, стр. 74] читаем, "тогда старая космическая система будет заменена новым небом и новой землёй ...", появится новая планета и "это место обитания спасённых также будет иметь форму шара" (стр. 586).
Вторая подобная гипотеза, обновление нынешней земли или её восстановление. Однако не объясняется ни механизм преобразований ни что конкретно имеется в виду. "Мы будем "царствовать" именно на земле - на земле обновлённой" [Л.29, стр. 234], "после последнего суда" [Л.31, стр. 1404]. "Новая Земля - это восстановленная старая Земля" [Л.32, стр. 81]. "Земля, на которой мы будем жить,- твёрдое физическое тело, занимающее в новой вселенной определённое пространство" [Л.41, стр. 589].
Можно ли остановить полёт творческого воображения толкователей, если речь заходит о новой земле? (Отк. 21:1), нет. "Новая земля, восстановленная после сожжения нынешней Земли - это чудо, превосходящее человеческую фантазию" [Л.26, стр. 918, 871; Л.28, стр. 248].
Более того, твёрдое физическое "чудо" сольётся (?) с Царством Небесным. По мнению автора [Л.29], "небо и земля сливаются в вечном объятии" (стр. 45), "целиком преображённые небеса и земля соединяются" (стр. 235), а на новой земле, соединённой с новым небом, произойдёт телесное воскресение (стр. 201).
Ещё одно высказывание, похожее на сказку. "Бог обновит небо и землю, сделав из них идеальное место обитания, которое станет нашим домом навеки. Иными словами, Небеса, место обитания Бога, распространятся и охватят всю созданную Вселенную, превратившись в совершенное и прекрасное царство" [Л.25, стр. 95].
Предполагается, на новой земле будут жить 2-е категории людей: воскресшие в духовных телах жители Нового Иерусалима и народы, "переселённые на неё в "теле плоти" [Л.26, стр. 921]. Таким образом, "реформатская традиция говорит об обновлении прежнего творения, а лютеранская традиция - о повторном сотворении мира" [Л.34, стр. 754].
Если все изложенные выше учения истинны, почему Сын Божий ничего не говорит о будущей новой земле? Но 32 раза использует термин "Царство Небесное" [Л.10], а также слова: "рай" (Лк.23:43), "пакибытие" (Мт.19:28), "небеса" (Мт.5:12, 6:9, 16:19 и т.д.), "обители Отца" (Ин.14:2) или выражение "лоно Авраамово" (Лк.16:22) - "образ "ветхозаветного рая" [Л.20]. "Иисус использовал его в истории о Лазаре для описания рая" [Л.36, стр. 23].
Следует учесть, "авторы Нового Завета обычно избегают употреблять слово "Рай", поскольку оно ассоциируется с плотскими представлениями, которые не соответствуют истине" [Л.37, стр. 817].
Лоно Авраамово, самое почётное место около патриарха, совершенно не подходит под описание могилы-шеола (сравните, например, Еккл.9:10 с Лк.16:25). Кроме того, из шеола, мира умерших, души могут попасть в ад (ст. 22, 23), а из лона-рая "не переходят" (ст.26).
Неужели за терминами небеса, лоно Авраамово, Царство Небесное, рай, пакибытие, обители Отца, "вечное Царство Господа нашего" (2Пет.1:11) от христиан скрыто такое важное откровение о новой планете? Ведь замыслы и чертежи всего сущего находятся в трансцендентном мире, на небесах.
2. Царство Небесное
Авторы [Л.30] пишут. "Новая вселенная будет легко узнаваемым соответствием ветхой вселенной, однако обновлённой, подобно тому, как тело будет воскрешено, не утратив своих прежних особенностей ..." [Л.30, стр. 570].
Противоположное мнение, "новое творение будет совершенно не похоже на прежнее" [Л.36, стр. 884]. Существует третья точка зрения. "Бог соединит Землю и Небо в одно измерение" [Л.32, стр. 78], "новое Небо будет включать в себя новые галактики, планеты, их спутники, "белые карлики", "чёрные дыры" и квазары" (стр. 186).
НЕТ. В главах 21, 22 Откровения описана не кардинально обновлённая или вновь созданная планета, или вселенная с чёрными дырами да белыми карликами, а качественно новые (греч. "кайнос"), принципиально иные превосходные небо да земля.
Небеса не могут соединиться с Вселенной в "одно измерение", так как не подчиняются её физическим законам, относящимся к материи, пространству, времени.
Тем не менее, невидимый трансцендентный мир реальнее имманентного. "Небо - это вполне конкретное место, но в то же время отличающееся от земных мест ... его необычность и трансцендентность не позволяют нам забыть, что земные образы не применимы в обычном смысле к небу" [Л.47, стр. 675].
Иоанн видит сокровище, драгоценную жемчужину (Мт.13:45, 46). Совершенно необычное для него (Отк.21:10-21), таинственное потустороннее место, Царство Небесное (евр. "малхут шамайим"). Совсем не вновь созданную твёрдую планету, имеющую форму шара, на ней якобы будут жить спасённые народы да цари земные.
"Новые небеса и земля - это будущее" [Л.36, стр. 253]. "Эти новые небеса ещё не существуют" [Л.41, стр. 596]. В таком случае, где находятся уже спасённые души? где ждут строительства новой Земли? и зачем она, если уже существует рай? (Лк.23:43).
Согласно утверждения апостола. "Наше же жительство - на небесах..." (Фил.3:20). В царстве Духа, где все воскресшие "подобны ангелам" (Мк.12:25; "духовные существа ... полностью духовные творения" [Л.36, стр. 58. 59]).
Спасённые пребывают не на новой или преображённой старой планетах, или на промежуточном Небе, но в небесном Иерусалиме (Евр.12:22-24), Небесном Царстве (2Тим.4:18), где "обителей много" (Ин.14:2).
Всем жителям земли, кто верно служит Господу, Он обещает "где Я, там и слуга Мой будет" (Ин.12:26, б; 17:24, а). Но Христос пребывает на НЕБЕ (Мк.16:19, Евр.9:24, Деян.1:11, 7:55, 56), а не новой планете.
"Многое из того, что говорится о новой земле, напоминает Едемский сад, рай ..." [Л.28, стр. 250], "который описывается в Отк.21:1" [Л.38, стр. 370]. Совершенно верно. "Иоанн связывает рай с новыми небесами и новой землёй" [Л.36, стр. 805], отнють не с будущей новой планетой, промежуточным Небом, чистилищем или кардинально обновлённой Землёй.
При толкований библейских событий не нужно вводить новых понятий, умножая сущности. Тайновидец, пребывая в Духе (Отк.21:10), видел рай (22:1, 2). Именно РАЙ, где: 1) престол Бога и Агнца; 2) река воды жизни; 3) древо жизни, находящееся "посреди рая Божия" (2:7).
Также апостол Павел, подобно Иоанну (Отк.4:1-3), "восхищён (вознесён) был до третьего неба", побывал в РАЮ (2Кор.12:1-4), а не попал на новое массивное шарообразное тело.
Ни о какой новой планете в Библии ничего не говорится, наоборот, упоминаются "небеса небес" (Втор.10:14, букв. "высшие небеса"; вероятно они "соответствуют "третьему небу" у Павла" [Л.36, стр. 868]). Всё новое для уцелевших после Великой скорби людей появится в мессианском царстве на прежней земле (Ис.65:17-25).
3. Посмертная участь христиан
Согласно торжественного обещания Спасителя (Мт.16:18), силы смертные не одолеют Церковь; врата Шеола, царства умерших, не смогут удержать её.
О посмертной участи людей, верных благому Богу, Павел пишет так. "Мы сохраняем уверенность и предпочитаем покинуть наши тела и отправиться жить с Господом" (2Кор.5:8, пер. [Л.8]) в Небесном Царстве (2Тим.4:18).
Покаявшемуся злодею Иисус сказал "ныне же (сегодня) будешь со Мною в раю" (Лк.23:43, б). Он не обещал придти за ним, когда создаст новую землю или второй раз вернётся на старую. Авраам, Исаак, Иаков и все божьи пророки УЖЕ пребывали в Царстве Небесном во времена Христа (Лк.13:28).
Именно рай Господь называет "пакибытие" (Мт.19:28, "новый мир" [Л.8]), как синоним слов "Царство Небесное" (ст.23). "Рай - это лишь другое название для небес" [Л.31, стр. 923]. Там за чистой рекой жизни рай, но за грязной - ад (рис.5).

Посмертная участь всех мудрых духом, верных Источнику премудрости, - жительство на небесах. Оттого написано невинным. "Путь жизни мудрого вверх ("прочь от глубин Шеола" пер. [Л.27]), чтобы уклониться от преисподней внизу" (Пр.15:24; Мт.7:13, 14). Начало мудрости жизненный опыт, а вершина её - Премудрость, тайна знания, сущего ДО опыта.
Перешедших из смерти в жизнь словно зёрна в земле, давшие всходы, Хлеб жизни вознесёт на святую гору в житницу Свою (Лк.3:17). Несущий свет приведёт паломников в прекрасный вечнозелёный сад (22:1, 2), где пребывает любовь (1Ин.4:8). Там хранятся все наши молитвы (Отк.5:8), обитает праведность (2Пет.3:13), находится премудрость (Пр.8:22-30), обретается блаженство (Пс. 15:11).
В изумительном Божьем раю нет планет, звёзд, солнца, луны (Отк.21:23), нет моря (ст.1), следовательно отсутствуют облака и атмосферные осадки. Нет смерти, болезней, несправедливости; исчезло ощущение времени, "ибо прежнее прошло" (ст. 4, "ушло навсегда" [Л.27]). Реальность превратилась в иллюзию, а всё иллюзорное стало реальным.
Потусторонний духовный мир не содержит чего-либо знакомого, привычного, неизменного (1Кор.2:9), ибо Творец непрерывно творит всё новое (Отк.21:5). Тогда пророчества прекратятся, языки умолкнут, человеческое знание упразднится. Неподвластное для жителей земли время, ход которого неумолим, сделается доступным.
Откроется удивительное будущее, не имеющее ни начала ни конца. Его гармонию нежных звуков, ярких красок, точных чисел, абсолютного времени, идеальной справедливости невозможно описать земными категориями.
Неповоротливое, бесцветное, плоское слово наше станет подвижной, цветной, многомерной мыслью, формирующей образы. Затем плодотворные образы воплощаются силой посланной мысли, она совершает то, для чего была послана (Ис.55:11).
Некоторые богословы, умножая сущности, предполагают. После смерти христиане оказываются во временном особом месте, пребывая там в некоем промежуточном состоянии в ожидании воскресения, оно должно наступить в будущем, при конце света [Л.32, 41, 45].
"Мы попадаем в промежуточное Небо, где будем дожидаться возвращения Христа на Землю, нашего телесного воскресения, последнего суда, а также творения новой Земли и нового Неба" [Л.32, стр. 46]. "Нельзя забывать, что в промежуточном состоянии нет полноты бытия, так как ещё нет тел" [Л.41, стр. 548], но "промежуточный период может быть сокращён" [Л.45].
Однако в Библии отсутствуют какие-либо сведения о существовании временного промежуточного Неба, переходного состояния умерших христиан, промежуточного периода их существования. Напротив, апостол Павел писал.
"Хочу уйти из этого мира и быть со Христом" (Фил.1:23, пер. [Л.27]), Который "приведёт меня в Царство Небесное Своё" (2Тим.4:18, пер. [Л.8]). Также Иоанн ещё 2 000 лет назад видел огромное множество УЖЕ живущих на небесах, прославляющих Господа (Отк.19:1-6), вступивших в брак с Агнцем (ст.7-9).
Комментарий