"Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда
небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись,
разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет.3:10)
"да трепещут все жители земли, ибо наступает день
Господень, ибо он близок ... велик день Господень
и весьма страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:1, 11)
В библейских пророческих книгах такие выражения как "день Господень" ("Йом Адонай"), "день Господа", дословно «некий день Яхве» [Л.3], или "тот день" означают кульминационный момент, когда Творец вселенной лично "вмешивается в человеческую историю для суда и спасения" [Л.3; Л.1, 2, 4].небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись,
разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет.3:10)
"да трепещут все жители земли, ибо наступает день
Господень, ибо он близок ... велик день Господень
и весьма страшен; и кто выдержит его?" (Иоил.2:1, 11)
Например, в Дыварим, пятой книге Моисеевой читаем следующее высказывание Йахвэ о судьбе народа, нарушившего завет с Богом.
"И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лице Моё (отвернусь) от них, и он истреблён (уничтожен) будет, и постигнут его многие бедствия и скорби ..." (Втор.31:17).
В сеть Дня Господня попадут все жители земли (Лк.21:35), но только нечестивые окажутся там, "где будет плач и скрежет зубов" (Мт.13:50, пер. [Л.22]).
1. День Господень
Первоначально Йом Адонай означал День искупления (очищения), т.е. праздник Йом-Киппур. Однако по мере убывания веры в Бога "всё в большей степени под этими словами подразумевались предстоящие суды и гибель" [Л.5].
Согласно древним воззрениям евреев, на смену старому веку должен явится Грядущий Век. Он начнется со Дня Господа, времени "кары и возмездия грешникам" [Л.6, стр. 451]. Начнётся так, предсказывает пророк Исаия, сравнивая упомянутый день с разрушительной силой (напастью) от Всемогущего (Ис.13:6).
"Вот приходит день Господа лютый (жестокий), с гневом и пылающею яростию ("Смотри, наступает страшный день Господа, он будет ужасен" [Л.18]), чтобы сделать землю пустынею и истребить с неё грешников её" (13:9; Иоил.1:15).
Оттого "в представлении иудеев всё время делилось на два века: век нынешний - совершенно непоправимо плохой, и век грядущий - Золотой век Божий. А между ними - День Господень - страшный и ужасный. В этот день мир будет разбит вдребезги и родится другой мир ..." [Л.7].
Важнейшие особенности Дня Господа [Л.7], именуемого в Таргуме Пророков "День, которому предназначено придти от Господа":
1) "он придет внезапно и неожиданно";
2) "с ним будут связаны космические катастрофы, в ходе которых вселенная будет разрушена до самых оснований";
3) "это будет время суда".
Во многих ветхозаветных пророчествах великий "День Господень" (встречается 20 раз) страшен своей сверхъестественностью. Он связан с карами небесными на все народы, а также массовой гибелью людей, уничтожением цивилизации (Ис.13:6-12, Соф.1:2-18, 3:6-8, Иоил.2:1-11, Авд.15, 16 и др.).
День Господень - "особое время Божьего суда в глобальном масштабе, когда суд изольётся не только на одного человека, один народ или какую-то ограниченную территорию, а сразу на многие (или даже все) народы земли" [Л.25, стр. 192].
Поэтому он также именуется днём погибели, бедствия, скорби, опустошения, разорения, гнева, ярости, мщения, тьмы и мрака. Указанный день коснётся ВСЕХ жителей планеты (Лк.21:35), его не следует понимать буквально как одни сутки (Ис.34:8).
В Новом Завете, наряду с ветхозаветным выражением "день Господень" (2Пет. 3:10, 1Фес.5:2, 2Фес.2:2, Деян.2:20), в том же самом значении употребляются словосочетания: "великая скорбь", "день суда", "великий день гнева Его", "день оный".
Однако содержание новозаветного Дня Господа не ограничивается судом и разрушением мира (Мт.13:39-42, 24:14, Лк.17:26-30, 2Пет.3:6, 7). Оно включает важные исторические события: возвращение Спасителя, установление Его царства на земле (Мт.16:28, 24:26-30, Отк.1:7, 8, 11:15, Иак.5:8).
Таким образом, в узком значении понятия, "День Господень" - время стихийных бедствий продолжительностью несколько месяцев, дни великой скорби, физических и душевных страданий. Отнють не один день (сутки), как считает автор [Л.25, стр. 193].
В широком контексте библейских представлений, День Господень, подобно выражению "последние дни (время)", означает более длительный период. От начала новозаветного времени до окончания тысячелетнего царства Иисуса Христа на земле.
В данный период "Христос придёт во второй раз, но уже не для того, чтобы взять на Себя грех, а чтобы спасти тех, кто ожидает Его","Он придёт спасти вас" (Евр.9:28, Ис.35:4; пер. [Л.22]).
Поэтому апостол Павел называет День Господень «днём Христовым» или «днём Господа нашего Иисуса Христа» (2Фес.2:2, 1Кор.1:8, 5:5, 2Кор.1:14, Фил.1:10, 2:16). В какое время придёт указанный день? что принесёт с собой.
2. Придёт день ... ночью?
Апостол Пётр, предрекая гибель нынешнего безбожного мира с наступлением Йом Адонай, пишет следующее.
"Потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса (точнее "небо", т.е. атмосфера) и земля, содержимые тем же Словом (Бога), сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых (безбожных) человеков" (2Пет.3:6, 7).
"Поразительно то, что в греческом подлиннике сказано: «небеса и земля сберегают (собирают, копят) огонь на день суда» [Л.20, стр. 360]. Материальный огонь, собираемый небесами да землёй появится в определённое время. Перед возвращением Иисуса Христа на землю.
Беспечные жители земли не сторожат свой Дом, поэтому День Господень, словно ночной вор, проникнет в него. Как предсказывает апостол Пётр.
"Придёт же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса (небосвод) с шумом (грохотом) прейдут ("исчезнут" [Л.8]), стихии же ("небесные тела" [Л.9]), разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Пет.3:10; в скобках, уточнения из совр. переводов).
Следует заметить, апостол не утверждает, что будет уничтожена планета Земля, по мнению некоторых толкователей.

Тем не менее, сторонники диспенсационализма считают, в ст.10 речь о глобальной термоядерной войне (рис.1).
"Будучи атомным или термоядерным, этот огонь найдёт себе богатую пищу в виде урановых и других расщепляющихся материалов ..." [Л.19, стр. 849].
Нет. Предсказанная Петром катастрофа носит естественный природный характер, исходит непосредственно от Бога. Он Сам говорит об этом.
"Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану (поднимусь) для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтоб излить на них негодование Моё, всю ярость гнева Моего; ибо огнём ревности Моей пожрана будет вся земля" (Соф.3:8, "В пламени Моей ревности сгорит вся земля" [Л.22]).
Наказание последует именно от Господа (Авв.3:5-12), так как это Его день (2Пет.3:10). Потому что Всемогущий судит отягощённый беззаконием мир, посылая стихийные бедствия (3:6, 7) да Великую гибель (Иер.4:6-29). Блажен человек бодрствующий, готовый к встрече с Днём Господа.
В час суда, "Бог использует природные средства, чтобы вершить Свою волю" [Л.21, стр. 658], а именно "небо, землю, море" (Отк.14:7, 8:5-12). Орудия гнева из Своего хранилища (Иер.50:25), неожиданные словно дождь во время жатвы пшеницы (1Цар.12:16-18). Поэтому пророк Исаия предупреждает.
"Для сего потрясу небо ("Гнев Мой сотрясёт небо" [Л.18]), и земля сдвинется (тронется) с места своего от ярости Господа Саваофа (Господа Воинств), в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).
По-научному, после сотрясения небосвода Земля сдвинется с орбиты! Внезапная гибель настигнет жителей земли в мирное время, так предсказывает апостол Павел (1Фес.5:3).
3. Знамение на небе
Началом исполнения библейского пророчества нередко служит некий физический знак от Бога небесных воинств. Знамение носит, как правило, характер чуда, удивляя всех своей необычностью.
В данном случае, о наступлении Дня Господа также возвестит таинственный астрономический чудо-знак от Иисуса Христа. "Тогда явится знамение (знак) Сына Человеческого на небе" (Мт.24:30, а).
Знамение будет носить всемирный характер, потому что "восплачутся ("зарыдают в отчаянии" [Л.22]) все (!) племена земные" (ст.30, б). Сей знак на небе увидит любой человек, поднявший голову к ночному небу, блистающему от одного края до другого (Лк. 21:28, 17:24). Ибо знамение появится "ночью" (2Пет.3:10).
Таким поразительным знаком для всего мира явится мощный радиант метеорного потока [Л.10]. Он возникнет из-за массового вторжения в атмосферу Земли метеорных тел, именуемых в Библии "звёзды" (Мт.24:29, Отк.6:13, Ис.34:4). Астрономический радиант виден только безоблачной ночью и не виден в дневное время суток.
Исходящее от него сияние столь яркое, словно ночью вдруг пришёл день. Оттого апостолы Пётр и Павел дали весьма странное для современников предсказание.
"Придёт же день Господень ночью" (2Пет.3:10, 1Фесс.5:2; Ам.5:18-20). Вероятно здесь аллюзия на ветхозаветное пророчество Соф.1:12 или на событие Исхода (Исх.12:29).
День Господень придёт "как тать" (2Пет.3:10), "как грабитель нагрянет" (Иоил.1:15, пер. [Л.23]). Ибо колющие мечи метеорных тел врываются в атмосферу сквозь небольшую область неба. Словно через дыру, прокопанную ночным вором в стене дома (Мт.24:43), будто через расторгнутые ("прорванные" [Л.18]) небеса (Ис.64:1).
По причине участия радианта в суточном вращении небосвода, судный день "как сеть (западня, [Л.6, 9, 22]), найдёт (обрушится) на всех живущих по всему лицу земному" (Лук.21:35; Ис.24:17, 18).
4. Посещение земли Богом
Господь непременно посетит нашу землю, о чём многократно сообщается в Писании (Соф.1:8-12, 3:8; Авв.3:3-6; Зах.2:10-12, 8:3; Наум.1:3-6; Мал.3:1, 2; Ис.24:21, 66:15; Иер.9:25, 26; Иез.37:24-28, 43:4-7; Пс.17:10-12; Отк. 1:7, 8, 19:11-21; и т.д.).
Например, ветхозаветный пророк Михей мифопоэтическим языком традиционных образов-архетипов так описывает будущее чудо Богоявления.
"Смотрите, Господь выходит из Своего жилища; Он нисходит (спускается) и ступает по высотам (вершины) земли. Плавятся (растают) горы под Ним, как воск (тает) от огня, раскалываются (распадутся) долины, как вода (поступь Его рассекает долины), что льётся со склона" (Мих.1:3, 4, пер. [Л.22]; в скобках, тексты из иных переводов).
При этом, утверждает апостол Пётр, "небеса с (громким) шумом прейдут" (2Пет.3:10, "с грохотом исчезнут небеса" [Л.18]). Однако почему исчезнет небосвод? Да ещё с шумом, буквально "с шипением и треском" (звукоподражательное греческое слово обозначает свистящий звук, возникающий при сопротивлении воздуха [Л.11]).
Разве такое уникальное природное явление как физическое исчезновение земной атмосферы возможно? даже в результате неботрясения и смещения планеты с её орбиты (Ис.13:13). Нет ли здесь ошибки или преувеличения?
Для ответа воспользуемся результатами работы [Л.12]. В ней утверждается, причиной радианта послужит метеорный рой астероидного происхождения, пересекающий орбиту Земли.
Полёт крупного космического тела в стратосфере и тропосфере со скоростью в десятки тысяч (!) километров в час будет сопровождаться потрясением неба и оглушительным шумом. Громовые раскаты вызовет воздушная акустическая волна.
Оттого пророк Иеремия предупреждает нас, естественно в понятиях, терминах, образах своего времени.
"Господь возгремит с высоты (с небес грохочет) и из жилища святыни Своей подаст голос Свой; страшно возгремит ... Шум (Грохот, раскаты, гром) дойдёт до концов (края) земли ...".
После чего "бедствие (беда) пойдёт от народа к народу ("Бедствия обрушатся на одну страну за другой" [Л.18]), и большой вихрь (великая буря) поднимется от краёв земли", опустошаемой пламенным гневом Вседержителя (Иер.25:30-38; 30:23, 24).
3:690, 601).
Комментарий