"Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется
страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс ... они
увидят славу Господа, величие Бога нашего" (Ис. 35:1,2)
1. Вступление
Величайшими грядущими событиями в истории всех народов явятся День Господень [Л.1] и Великая скорбь [Л.2]. А также последующее за ними пришествие Господа [Л.3, 4] для установления Его царства на земле.
Об этом царстве [Л.3] говорится как в ТаНаХе, например, Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Ам.9:11-15, так в Новом Завете (Отк.11:15, 20:4-6). Нави Исаия, конечно же уделил такой важной теме значительное место в своих пророчествах.
Композиция ст.35:1-10, 66:19-24. 1. Введение, содержащее предсказание расцвета ранее опустошенной земли (35:1, 2).
2. Изложение главной темы - мессианское царство:
а) ободрение уцелевших во время великой скорби (35:3-6);
б) видение обновления природы и людей (35:7-10, 66:22);
в) паломничество народов в Иерусалим (66:19-23).
3. Заключение), предсказывающее участь отступников (66:24.
Главная тема. Будущее состояние природы и уцелевшего остатка людей в земном царстве под управлением Мессии.
Цель написания. Утешить слушателей великой будущностью народа израильского, а также ободрить читателей пророчества, живущих в последнее время.
Содержание. Пророк Йешайа провидит время, когда пустыня и сухая земля расцветут, станут подобны лесистым горам да равнинам (35:1, 2). Земля обновится (66:22) благодаря обилию водных источников (35:6, 7).
Однако произойдёт это не ранее, чем окончится День Господа, когда у людей опустятся руки, задрожат колени (35:3). Но Он спасёт их (ст.4), пройдут временные (психогенные) слепота, глухота, немота, ограничения движений (ст.5, 6). Избавленные Адонаем, по большой безопасной дороге возвратятся в Иерусалим, радуясь и веселясь (35:8-10).
Паломники придут в город от всех народов (66:20), которым евреи возвестят славу Господа (ст.19). Все племена будут служить Ему (ст.21), приходить на поклонение (ст.23). Отступившие же от Бога погибнут (66:24).
Проблема толкования. Данные пророчества следует толковать буквально или иносказательно символически.
2. Мессианское царство (35:1, 2)
Евреи связывали установление царства Яхве Элохим на земле с появлением Мессии ([Л.6], евр. "Машиах", означает "Помазанник"). "Пророки, и прежде всего Исаия, предвещали Его приход" [Л.7, стр. 573].
Например, мессианское предсказание содержится в 11:1-10. Где нави Йешайа провидит первое и второе пришествия Иеhошуа ха Машиах бен Давид - Иисуса Христа (Ин.4:25, 26). Также преображение природы, данную тему он развивает в главе 35.
"Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь (дикая местность), и расцветёт, как лилия. Пышно расцветёт и веселиться будет, радуясь и ликуя (будет бурно ликовать и кричать от радости); слава Леванона дана ей, великолепие Кармэля и Шарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего" (35:1, 2, пер. [Л.8]; в скобках, текст из [Л.9]).
Автор комментария [Л.10] считает, глава 35 "вводит нас в повествование о чудесном избавлении Иерусалима от ассирийского порабощения ..." (стр. 13). Иное мнение о стихе 35:1. "Народ иудейский во время вавилонского пленения" [Л.14].
Однако большинство богословов относят пророчества главы 35 преимущественно к мессианскому тысячелетнему царству [Л.6, 11-13, 15, 25, 27]. "После уничтожения непокорных народов наступит великое Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" [Л.29, стр. 921].

Но почему оживут (возрадуются) пустыня и сухая земля? почему необитаемая местность расцветёт словно лилия?
Очевидно по причине неожиданного изобилия воды, если пророк под лилией подразумевал водяные цветы (рис.1).
Действительно, Исаия видит "пробьются воды в пустыне и в степи потоки" (35:6; 43:20), сухая земля станет источником вод (35:7). Когда это произойдёт? нави отвечает.
"В день великой бойни ("резни" [Л.20]), когда обрушатся башни, по каждой высокой горе и по каждому высокому холму побегут потоки воды" (30:25, пер. [Л.9]).
Адонай откроет на горах реки, в долинах - ручьи, пустыню сделает озером, "покроется источниками сухая земля" (41:18, пер.[Л.20]). Стихи 41:18, 43:20 опровергают мнение авторов комментариев [Л.12] об иносказательном характере ст. 35:1, 2.
Многолетние растения покроют землю, как древние густые леса Ливан, горный массив в Сирии; Кармил, горную гряду в уделе Асира; Шарон, равнину у побережья Средиземного моря.
В те дни обновлённые земля и её жители (35:5, 6) "увидят славу Господа, величие Бога нашего" (ст.2, в).
3. Великая скорбь (35:3, 4)
Однако новые землю, небо, славу Господа уцелевшие увидят не ранее, чем окончится Великая скорбь [Л.2].
В последнее время Йахвэ Элохим совершит над миром необыкновенные поразительные дела. "Мудрость его мудрецов погибнет, разум разумных исчезнет" (29:14, пер. [Л.9]; "не останется разума у разумных" [Л.20]).
Провидя физиологические расстройства и паническое состояние жителей земли [Л.1], нави посылает ободрение.
"Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие (трясущиеся); Скажите робким душею (торопливым сердцем): будьте тверды (Укрепитесь), не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас" (35:3, 4; в скобках, текст из [Л.8]).
Относя пророчество к мессианскому времени, авторы [Л.6], тем не менее, пишут "в ближайшей перспективе представлено возвращение евреев из плена. Это их, "робких душею", стремится он поддержать ..." (стр. 78).
Но в оригинале, "растерявшиеся" (пер. [Л.16]) обладают "торопливым сердцем" [Л.8], "кто робок сердцем" [Л.9]. Что указывает скорее на учащённое сердцебиение, а не робость души.
В День Господа загадочно-непонятный трепет сердца возникнет из-за физического явления резонанса. Совпадения низкочастотных колебаний земли, воды, воздуха с частотой собственных колебаний человеческих органов [Л.1].
Резонанс возникнет после того, как Господь "жезлом уст Своих поразит землю" (Ис.11:4, б), только затем наступит мессианское царство (ст.4, а).
Совпадение низкочастотных колебаний вызовет трепет сердца и дрожание тела (21:4), тряску чресл, боли, судороги, спазмы мышц живота (ст.3), таяние сердца да тряску колен (Наум.2:10). Как видит Йешайа.
"Оттого (Поэтому) руки у всех опустились (ослабеют), и сердце у каждого человека растаяло (изнеможет всякое сердце)" (13:7; в скобках, текст из [Л.8]). Бессилие охватит людей в День Господа (ст.6), когда "земля сдвинется с места своего" (ст.13, б).
Поэтому пророк советует пострадавшим. "Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие (трясущиеся)" (35:3). Не нужно бояться, ведь на помощь явится Сам Бог. "Он придёт и спасёт вас" (ст.4, "Он Сам грядет, и с Ним - спасение ваше" [Л.26]).
Не только придёт да спасёт, но "будет царствовать по правде" (32:1) в земле, принадлежащей Ему по праву, как предсказано.
"Гибель, гибель, гибель! Я наведу её! Не возродится эта земля, пока не придёт Тот, Кому она по праву принадлежит; Ему Я отдам её" (Иез.21:27, пер. [Л.9]).
4. Функциональные расстройства (35:5, 6)
Ослабевшие руки, трясущиеся колена, трепет сердца, судороги, боли, спазмы мышц (13:7, 24:3, 4, 35:3), смертельные угрозы жизни во время землетрясения (24:17-20) могут вызвать временные функциональные нервно-психические расстройства [Л.17].
"Описание состояния, при котором глаза перестают видеть, уши - слышать, а сердце огрубевает, находят соответствие в медицинских текстах и в описаниях превращений, происходящих в человеке под действием страха" [Л.18, стр. 680-681].

Нервно-психические расстройства выразятся, в частности, во временной потере зрения (амавроз) без анатомического нарушения структуры зрительных органов (рис.2).
А также во временной потере слуха (истерическая глухота), т.е. избирательном не слышании окружающих звуков, но без нарушения чувствительности слуховых органов.
Такая глухота часто сопровождается обратимыми нарушениями речи (Пс.37:14, Мих.7:16), потере звучности голоса (афония) либо полной немоты (мутизм).
По окончании воздействия стрессоров на человека функциональные нервно-психические расстройства проходят.
"И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых" (29:18). "Не будет уже затуманен взор у глядящих, и слушающие наконец услышат" (32:3, пер. [Л.20]). Об этой важной ободряющей вести пророк пишет в третий раз.
"Тогда слепые прозреют (вернётся слепым зрение), глухие обретут слух (услышат глухие, ибо к ним возвратится слух)" (35:5, пер. [Л.26]; в скобках, текст из [Л.16]).
Ещё одной психотической реакцией на вызывающие стресс события явится психогенный (реактивный) ступор [Л.17]. Внезапное двигательное расстройство, чаще всего выражающееся в потере нормальной способности стоять (астазия) или ходить (абазия).
Пророк видит. "Твои сыновья лежат без сил на всех перекрёстках, как серны, пойманные в сеть ..." (51:20, пер. [Л.20]).
Удивительно, но Исаия точно описал и состоянии абазии, когда потерпевшие без сил "лежат по углам всех улиц" (ст.20, а) либо передвигаются хромающей спотыкающейся походкой, и амавроз - "как без глаз, ходим ощупью" (59:10).
Временные нервно-психические расстройства, в том числе хромота (абазия), немота (мутизм) также окончатся, согласно предсказанию.
"Тогда хромой вскочит (будет прыгать), как олень, и язык немого будет петь (кричать от радости); ибо пробьются воды в пустыне и в степи (местности дикой) потоки" (35:6; в скобках, текст из [Л.9]).
5. Изобилие воды в Палестине (35:7)
Когда же прекратятся функциональные расстройства? и сбудутся обещания: временно ослепшим возвратится зрение, глухим вернётся слух (35:5); потерявшие нормальную способность ходить запрыгают словно олени, а онемевшие радостно запоют (ст.6).
"Так случится, когда ручьи потекут в пустыне, по сухой земле" (35:6, б; [Л.16]), отвечает пророк. Иными словами, наступит мессианское время. Поэтому Йешайа провидит исцеление людей, а также изобилие воды даже в засушливых районах обетованной земли.
"Сейчас люди видят миражи, но в то время настоящие озёра будут повсюду (Горячий песок превратится в заводь), вода будет бить из земли (жаждущая земля - в источники вод), и высокий тростник (трава, камыш) вырастет там, где жили дикие звери (каменистые шакальи логовища)" (35:7, пер. [Л.16]; в скобках, текст из [Л.9]).
"Шакалы или гиены любят места сухие.- Тростник и камыш - напротив растения, которые могут существовать только у воды" [Л.12, стр. 1099]. "Сухие земли оросятся тогда водами, и миражи пустынь (призрак вод) превратятся в настоящие озёра" [Л.6, стр. 78].

В те дни. "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс (лилия)" (35:1, рис.3). Следует учесть.
"Израиль сильно зависит от импорта (питьевой воды), поскольку собственные источники не обеспечивают даже минимальных потребностей" [Л.28, стр. 244].
"Вода в Израиле была и остаётся ценным предметом потребления. В Тысячелетнем Царстве недостатка в ней не будет" [Л.13, стр. 995].
Почему же в Палестине с её пустынями и пересыхающими летом многими речками вдруг наступит обилие воды?
По причине изменения геоморфологии местности из-за великого землетрясения (24:17-20), обещанного Йахвэ. "Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего" (13:13, а).
В результате потрясений, на бесплодных высотах откроются реки, в долинах пробьются ручьи, пустыня превратится в озеро, а сухая земля покроется источниками воды (41:18).
"Счастье вас ждёт: вы станете сеять везде, где есть вода, повсюду пасти сможете своих быков и ослов" (32:20, пер. [Л.20]). Однако не раньше, чем "излиётся на нас Дух свыше ..." (ст.15-18), подобно тому как Господь изольёт воду на сухую землю (44:3).
Комментарий