"В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод
земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля"
(Ис. 4:2)
земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля"
(Ис. 4:2)
1. Вступление
Какая судьба ожидает народ Израиля в последние дни? После катастрофических событий Дня Господа [Л.1], Великой скорби [Л.2], Теофании [Л.3], Суда над миром [Л.4], победы в Армагеддонской военной кампании [Л.5], пришествия Господа [Л.6].
У многих ветхозаветных пророков можно найти ответ на поставленный вопрос. Но самые подробные предсказания будущего для Ам Йисраэль имеются у нави Йешайа.
Композиция ст.2:1-4, 4:1-6, 61:5-8. 1. Введение, содержащее надписание, указывающее на источник информации (2:1).
2. Изложение главной темы - будущность Израиля в конце времён:
а) видение поклонения народов Богу в иерусалимском храме (2:2, 3);
б) установление мира и благополучия (2:4, 4:1-4);
в) видение пришествия Господа (4:5, 6);
г) утешение народа Адонаем (61:5-7).
3. Заключение, предсказывающее установление вечного завета (61:8).
Главная тема. Судьба Иерусалима, а также уцелевшего остатка израильтян в последнее время.
Цель написания. Сообщить соплеменникам и будущим поколениям, Йисраэль станет играть выдающуюся роль среди народов, живущих в мире и согласии, поклоняющихся истинному Богу, пребывающему в иерусалимском храме.
Содержание. Пророку Йешайа открылось видение (2:1) о последних днях (ст.2), когда разные народы придут на поклонение Богу в Его дом (ст.3). Иерусалим окажется законодательной столицей мира, в нём уже не будет войн (ст.4), но останется мало мужчин (4:1).
Настоящие слава да честь наступят для уцелевшего остатка жителей Сиона. Они назовутся "святыми" (4:3), а Господь, очистив их духом суда и огня (ст.4), пребывает в Храме Своём (ст.5, 6).
В те дни, чужестранцы будут работниками в Израиле (61:5), израильтяне - священниками (ст.6), вдвое благословенными Господом (ст.7), ибо вступят в завет с Ним (ст.8).
Проблемы толкования. Пророчества Исаии носят иносказательный или буквальный характер. Они не исполнились, сбылись частично или полностью.
2. Видение последних дней (2:1, 2)
Несомненно, слушателей пророчеств Йешайа интересовала судьба своего народа, как грядущие события, так отдалённые эсхатологические. Последней теме нави посвятил немало стихов [Л.1-6], завершая её несколькими ясными обстоятельными предсказаниями (2:1-4, 4:1-6, 61:5-8). Они начинаются так.
"(Вот) Слово, которое было в видении к Исаии (что видел Йешайау), сыну Амосову (Амоца), об Иудее (Йеудее) и Иерусалиме (Йерушалаиме)" (2:1; в скобках, текст из [Л.7]).
Важно, в надписании (2:1) содержится указание на источник информации, вызывающий доверие. "На современный язык мы, возможно, можем перевести этот стих так: "Божественная истина, которая была открыта пророку ..." [Л.8]. Какая же важная истина открылась провидцу в его видении?
"Так будет в последние дни: гора, на которой - Храм Господа, будет стоять (утвердится) выше всякой горы, превыше всех холмов. Стекутся (устремятся) к ней все народы" (2:2, пер. [Л.9]; в скобках, текст из [Л.7]).
Выражение "последние дни" в более точном переводе с др. еврейского означает "конец времён" [Л.10]. В данном случае это не эпоха, "включающая период царствования Езекии ...", плен, первое пришествие Христа, как считается в работе [Л.14].
И даже не День Господа, Великая скорбь или Теофания, описанные в [Л.1-3]. Нет. "В писаниях еврейских пророков так называлась эпоха Мессии ... в христианском богословии носит название Тысячелетнего царства Христа" [Л.10, стр. 16, 17; Л.14, стр. 1046]."Сын Амосов видит не только нынешний хаос. Он видит и будущее
царство Мессии" [Л.27, стр. 901].

В те дни на горе Мория построится и освятится иерусалимский храм [Л.11]. Затем шехина Господа войдёт в Бейт а-Микдаш, сияние наполнит его (Иез.43:1-5). "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего ..." (Агг.2:9, [Л.12]).
Оттого массово устремятся к Храмовой горе племена, провидит Йешайа, "и потекут к ней все народы" (2:2, в; рис.1).
Но почему храмовая гора утвердится "выше всякой горы, превыше всех холмов"? (ст.2, б).
Ведь "она со всех сторон окружена кольцом холмов (включая Масличную гору), которые значительно выше её" [Л.8, стр. 23].
Высота трёх вершин Масличной горы (гряды) от 814 до 826 метров над уровнем моря, а храмовой горы - только 774 м, т.е. на 40 ... 50 метров ниже! Как можно объяснить удивительное пророческое видение ст.2:2? не совпадающее с реальным положением.
3. Возвышение горы Господней (2:2, 3)
Авторы комментариев [Л.13] объясняют видение Исаии (2:2). "Особенности рельефа используются в этом пророчестве, чтобы подчеркнуть будущее политическое возвышение Иерусалима" (стр. 674). Примерно так считают и другие комментаторы [Л.8, 10, 14-17, 25].
Однако приведенное толкование носит поверхностный характер, придавая ст.2 исключительно метафорическое звучание. Иносказание, не свойственное данному буквальному стиху, что хорошо видно из ещё одного современного перевода.
"Храм Господний на горе. В последние дни та гора станет самой высокой изо всех гор, она будет возвышаться над всеми холмами, и все народы пойдут к той горе" (2:2, пер. [Л.19]).
Нави Йешайа, а также Миха [Л.20] провидят одну и ту же реальную картину эсхатологического Йерушалаима. Но после великого землетрясения, когда "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13; 24:17-20, Мих.1:3, 4).
Тогда город распадётся на три части и не станет гор (Отк.16:18-20). Елеонская (Масличная) гора расколется пополам (Зах.14:4), а гористая Йеудея превратится в равнину (ст.10, а). Только Йерушалаим "высоко будет стоять на своём месте" (ст.10, б).
Среди растаявших гор да опавших холмов (Мих.1:4, Авв.3:6), поднявшихся долин и понизившихся возвышенностей (Ис.40:4) самой высокой в округе окажется Храмовая гора. Она "будет поставлена ("высочайшею среди гор" [Л.21]) во главу гор, и возвысится над холмами" (2:2, а).
"И пойдут ("Устремятся туда") многие народы (соберётся множество племён), и скажут (друг другу): придите (Пойдёмте), и взойдём на гору Господню, в дом (Храм) Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить (чтобы шли мы) по стезям (путям) Его. Ибо от (с) Сиона выйдет закон ("наставление Его"), и слово Господне - из Иерусалима" (2:3; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.24]).
Многие племена, в том числе воевавшие против Йерушалаима, примут решение взойти на гору Господню, прийти в храм Его, поклониться Ему (2:3, Зах.14:16). Научиться путям Божьим, Его законам, уставам, заповедям, и ходить по ним; то есть жить в соответствии с волей Творца.
Именно это время провидит пророк Исаия. "Я дарую учение Своё, и суд Мой для народов светом будет" (51:4-6, пер. [Л.24]; "Мои решения будут светом, который укажет людям, как жить правильно" [Л.19]).
Наконец исполнится эсхатологическое пророчество нави. "Вот, Царь будет царствовать в праведности, и правители будут править справедливо" (32:1-4, пер. [Л.21]).
4. Долгожданный мир (2:4)
В чём конкретно заключается царствование Царя (31:1) и научение многочисленных народов, пришедших в Бейт Элохим? (2:3). Какие решения Господа выйдут из Йерушалаима? Провидец даёт конкретные ответы на все вопросы.
"Он рассудит меж племенами, разрешит (Разберёт) тяжбы (споры) многих народов. И перекуют они мечи на плуги (лемехи) и копья на серпы (садовые ножи). Народ на народ не поднимет меча, и не будут больше учиться воевать (не станут впредь изучать ремесло войны)" (2:4, пер. [Л.21]; в скобках, текст из [Л.9]).
"Мессия будет законодателем и судьёй Израиля ... Он будет верховным судьёй на всей земле" [Л.26, стр. 374]. Ведь "Господь , Бог всех людей" (Иер.32:27, пер. [Л.21]).
Исаия предсказывает. "Дела бедных рассудит он ("Он" [Л.19. 21]) честно, тяжбы обездоленных на
этой земле решит справедливо ..." (Ис.11:4, пер.[Л.9]).

Но означают ли стихи 11:4 и 2:4, что Господь в личной беседе станет разбирать все споры и тяжбы людей? Нет. Даже Моше не судил всех дел по мудрому совету Иофора (Исх.18:21-26, рис.2).
К сожалению, Йешайа не указал каким образом "от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (2:3, г).
Очевидно, решения Первосвященника Иисуса Христа по спорам да тяжбам между народами будет торжественно объявлять главный священник, возглавляющий дневные и вечерние смены богослужений в иерусалимском храме. Избранный Искупителем, чтобы говорил с Ним в святая святых как во времена Моше (Числ.7:89).
Малые же дела решают выбранные общинами судьи, как обещано. "И опять буду поставлять ("верну" [Л.21, 24]) тебе судей, как прежде, и советников, как в начале ..." (1:26). Судей способных, богобоязненных, справедливых, неподкупных (Исх.18:21-26), защищающих права бедных и нищих (Пр.31:9). Они научат паломников словам Господним да заповедям Его, вначале научившись от Него (Ис.54:13).
Таким образом, вся "земля будет наполнена ведением Господа ("знанье о Господе наполнит землю" [Л.9]), как воды наполняют море" (11:9, б). Благословенный соберёт Ам Йисраэль от всех концов земли, прославит его, сделает Корень его знаменем для народов (ст.10-12).
"Это видение нового мира, отличающегося справедливостью, праведностью и миром, которым правит идеальный Царь, Мессия, Сын Давидов ..." [Л.8, стр. 114]. Управляет Отрок Божий, возвещая справедливый суд (42:1), ибо написано."Своей рукой Я установлю правосудие среди народов" (51:4, б; пер.[Л.21]).
Конфликты между народами, вражда между племенами, раздоры между людьми исчезнут. В Божьем царстве на земле воцарится мир (Зах.9:10, Ис.32:16-18), уцелевшие жители земли "не будут более учиться воевать" (2:4, в).
"Эти обещания не надо воспринимать "в духовном смысле" и относить к церкви",- как делается в комментариях [Л.14, 15, 17],- "потому что это буквальное описание грядущего царства правды и мира. Иудейский храм будет восстановлен, и Слово Божье из Иерусалима будет править народами мира" [Л.18, стр. 588].
5. Последствия войны (4:1, 2)
В День Господень погибнет очень много жителей земли [Л.1, 2]. Как во время стихийных бедствий (1:9, 24:6), так вооружённых стычек (3:24), в том числе осады Йерушалаима (29:1-9). Люди станут редкостью, "мужи дороже золота Офирского" (13:12). Поэтому Йешайа видит как.
"(В тот день) Семь женщин схватят тогда одного мужчину и скажут (будут его уговаривать): "Мы сами добудем себе хлеб, сами сделаем себе одежду, всё сделаем, только возьми нас замуж и сними с нас позор (дай нам родить детей!)" (4:1, пер. [Л.19]; в скобках, текст из [Л.24]).
"Многие мужчины будут убиты, а потому женщинам не будет хватать мужей" [Л.18]. Они, нуждающиеся в мужской защите, "рады будут на любых условиях войти под кров и покровительство одного и того же мужчины ..." [Л.10, стр. 20].
"Их стремление к приобретению семейного статуса объясняется",- в том числе,- "необходимостью устроить дом для детей, рождённых в результате изнасилования вражескими солдатами" [Л.13, стр. 677]. Обесчестят женщин во время грабежей (13:16), в День Господа (ст.6, 13). В частности при осаде города Йерушалаим (Зах.14:2).
В стихе 4:2 нави Исаия продолжает тему, начатую в 2:2-5. Тему утешения своего народа Адонаем, обещанием благословений.
"В тот день (в те времена) отрасль Господа (росток Господний (Иудея) явится в красоте и чести (будет велик и прекрасен), и плод земли - в величии и славе (люди, живущие в Израиле, будут радоваться земным дарам), для уцелевших сынов ("уцелевшего остатка") Израиля" (4:2; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.9]).
Некоторые христиане полагают, отраслью Господа называется "остаток верующих". Судя же по переводу [Л.19], росток это Иудея. Однако в [Л.21] стих 2 переведен иначе.
"В тот день Господня Ветвь ("Росток Господень" [Л.24]) будет прекрасна и прославлена, и плод земли будет гордостью и славой уцелевших в Израиле". В сноске сообщается "Ветвь - это имя Иисуса Христа соединяет в себе функции царя и священника ..." (там же, стр. 661). "Христос - это Отрасль" [Л.27, стр. 902].
Другие комментаторы также считают, в 4:2 подразумевается Иисус Христос [Л.10, 14], содержится указание на Мессию [Л.8, 16, 17]. "Отрасль Господа" - мессианский титул Иисуса Христа ..." [Л.18]. "По мнению многих евангельских богословов, речь идёт о возвращении Христа во славе и о Тысячелетнем Царстве" [Л.25, стр. 806].
Комментарий