"И как сон, как ночное сновидение, будет множество
всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших
против него и укреплений его и стеснивших его" (Ис. 29:7)
всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших
против него и укреплений его и стеснивших его" (Ис. 29:7)
1. Вступление
По окончании стихийных бедствий Дня Господа (Ис.13:13, 24:17-23, 34:1-9), во время Великой скорби (2:10-22, 19:5-8, 24:1-13) произойдёт важное для Израиля событие - продолжительная война с окрестными народами (29:1-9).Эсхатологическую последнюю войну провидят многие ветхозаветные пророки: Зехарйа [Л.1], Йоэйл [Л.2], Миха [Л.3], Нахум [Л.4], Хаваккук (Авв.3:13, 14), Йехэзкэйл (39:1-20), Йирмейа (Иер.30:11-18). В Новом Завете это решающее сражение именуется "Армагеддон" (Отк.16:14-16).
Композиция ст.29:1-9. 1. Введение (29:1), содержащее предупреждение о судьбе, ожидающей город, в котором когда-то жил Давид.
2. Изложение главной темы - ближневосточная война:
а) осада города (29:2-4, 7);
б) продолжительность осады и время её начала (29:1, 6-9);
в) поражение всех народов, воюющих против Сиона (29:5, 8).
Главная тема. Последняя война окрестных народов против Мединат Йисраэль, более чем годичная осада Йерушалаима.
Цель написания. Предупредить свой народ и его правителей о грядущем наказании от Господа, дать надежду на прощение.
Содержание. Исаия заранее извещает жителей Ариила (г. Йерушалаим) о горе (29:1), оно придёт от Яхве Элохим (ст.2) в лице множества врагов (ст.5, 7), осадивших город (ст.3, 7). Осада произойдёт после теофании, сопровождаемой стихийными бедствиями (29:6) и функциональными расстройствами у людей (ст.9). В дни осады города с неба падает прах густого пеплопада, приглушающий речь (ст.4).
Все народы, воюющие против Ариила, измучатся от голода, истомятся от жажды, они не добьются своей цели (29:8), но внезапно исчезнут словно улетающая мякина после молотьбы (ст.5).
Проблема толкования. Пророчество относится к периоду ассирийского нашествия и осады Иерусалима в 701 г. до Р.Х. или оно носит эсхатологический характер.
2. Судьба Йерушалаима (29:1)
Нави Йешайа провидит горькую участь окружённого врагами города Иерусалим. Горе, плач, сетования его жителей на протяжении более года (29:1-5).
"Горе Ариилу (Ариэйль), Ариилу (Йерушалаим), городу в котором жил Давид! приложите (Прибавляйте) год к году; пусть закалают жертвы (праздники чередуются)" (29:1; в скобках, текст из [Л.5]).
Ариил (евр. Ариэйль) "Поэтическое имя Иерусалима ... синекдоха - поэтический приём обозначения целого через часть" [Л.22, стр. 99]. В городе находился "жертвенник всесожжения" [Л.16, стр. 50]. "Это синоним Иерусалима. Само название обозначает "очаг, верхняя часть жертвенника Эла" [Л.6, стр. 713].
"Пророк не решается проклясть Иерусалим, который благословлён Самим Богом. Поэтому он прибегает к иносказанию, называя его Ариэлем" [Л.24, стр. 1039]. Гипотеза иносказания понятна, однако почему пророк называет столицу таким странным образным именем "очаг"?
Авторы комментария [Л.6] считают. "Данное пророчество говорит о городе, который будет уничтожен, как жертвы, принесенные на алтарь" (там же). Однако из 29:8 следует, нападающие не добьются цели. Иерусалим НЕ погибнет подобно жертвам на алтаре; весь "народ не будет истреблён из города" (Зах.14:1-3).
По-видимому вышеупомянутая культовая аллюзия имеет более глубокое значение. Засыпаемый пеплом густого пеплопада Йерушалаим, Исаия уподобляет очагу жертвенника, "на котором приносились жертвы всесожжения" [Л.7, стр. 610]. На верхней части жертвенника (Ариил), засыпанной пеплом, прольётся кровь многих защитников города, "он будет местом бойни" (там же).
Как долго продлится "Горе Ариилу"? Пророк отвечает "приложите год к году" (29:1, б). "Правильнее перевести это место так: "в истекающем году вы можете прибавить ещё только один цельный год ..." [Л.8, стр. 1090], "произойдёт это по окончании текущего года, плюс по прошествии ещё одного" [Л.9, стр. 70].
Понятно, но к какому периоду истории нужно отнести осаду столицы Мединат Йисраэль? длительностью неполных два года. Авторы толкования [Л.9] утверждают. "Исаия предсказывает событие, происшедшее в 701 г. до Р.Х., когда ассирийский царь Сеннахирим осадил Иерусалим" (стр. 69).
С таким мнением согласны авторы других работ [Л.7, 8, 10, 11, 15, 23, 25]. Тем не менее, некоторые из них отмечают следующее. "Но Исаия думал не только об истории, но и последних временах, когда на Иерусалим опять нападут армии мира сего. Это нападение исследователи пророчеств называют Армагеддоном ..." [Л.7, стр. 611].
В таком случае, указание Йешайа об осаде Йерушалаима "приложите год к году" относится не к ассирийскому нашествию, но к эсхатологическому Дню Господа [Л.12, 13]. В тот день. "Беспощадные пропадут, глумливые исчезнут, и все, кто привержен злу, будут истреблены" (29:20, пер. [Л.14]).
3. Осада города (29:2, 3)
Пророк Зехарйа предсказывает бедственную участь не только столице, но всему израильскому народу, чтущему Бога губами, но сердцем далёкому от Него (29:13). В День Господень две части его истребятся, третья - введена в огонь (Зах.13:8, 9).
После истребления огнём в стране "останется десятая часть её жителей", однако "она будет снова опустошена" (Ис.6:13, пер. [Л.14]). В том числе Йерушалаим подвергнется осаде и разграблению (Зах.14:1, 2).
Через нави Йешайа, Яхве с такими загадочными словами обращается к Своему уцелевшему малочисленному остатку.
"Но Я стесню (притесню) Ариил (Ариэйль), и будет плач (скорбь) и сетование (стенание); и он останется (будет) у Меня, как Ариил (жертвенник, "очаг жертвенника") " (29:2; в скобках: текст из [Л.5 ], в кавычках - из [Л.14]).

Йерушалаим, засыпанный пеплом многомесячного пеплопада, "покрытый тлеющей золой и обагрённый кровью" [Л.15, стр.209], уподобится погасшему очагу, каменному жертвеннику [Л.6, 16] для всесожжений (рис.1).
Как предсказано. "Но наведу Я беду на Ариэль, плачем наполнится он и рыданием; будет Иерусалим ("как очаг жертвенника" [Л.14]) жертвенником Моим" (ст.2, пер. [Л.24]).
В стеснённом врагами со всех сторон городе воцарятся плач, скорбь, стоны от наказания Эль Шаддай.
"Я расположусь станом вокруг тебя и стесню тебя стражею наблюдательною (воздвигну против тебя насыпь), и воздвигну против тебя укрепления (осадные башни)" (29:3; в скобках, текст из [Л.5]).
В современном переводе ст.3 выглядит так. "Я армии вокруг него стянул, шатры войны вокруг него раскинул" [Л.17]. Но в Масоретском тексте [Л.5] речь идёт о строительстве насыпи и осадных башен, как в одном из современных переводов "осадными башнями окружу" [Л.14].
Какие ещё насыпи да осадные башни в эпоху реактивных самолётов, ракетной техники, гаубичной артиллерии? Возможно пророк имеет в виду, всё же, осаду древнего Йерушалаима ассирийцами?
Нет. Глобальное землетрясение в День Господень (29:6, 24:17-20, 13:13; Наум.1:5, Отк.16:18) разрушит все языческие города и даже Иерусалим (ст.19; Ис.17:9, 24:10, 52:9). В частности оно повредит современную военную технику.
Кроме того, все аэродромы, ангары, мосты, дороги будут разрушены, а также залиты водой после многодневных дождей [Л.18]. Долина Изреель и прибрежная равнина севернее горы Кармил превратятся в непроходимые болота.
По указанным причинам, в осаде развалин Иерусалима не смогут принять участие танки, самоходные артиллерийские установки, бронетранспортёры и другая тяжёлая техника.
Только приплывшие, пришедшие пешком, приехавшие на лошадях (Зах.12:2-4) из окрестных стран (Иоил.3:11) раскинут "шатры войны вокруг него" [Л.17]. Поставят вокруг Иерусалима многочисленные буквальные шатры, т.е. палатки.
Вооружённые лёгким стрелковым оружием, нападающие вынуждены воздвигнуть вокруг Иерусалима осадные укрепления: окопы, насыпи, стрелковые ячейки; из развалин домов воздвигнут башни.
4. Пеплопад (29:4, 5)
Во время осады Йерушалаима обороняющиеся окажутся в необычной обстановке. Йешайа видит, даже слышит (!) следующее.
"И будешь унижен ("Внизу, в земле окажешься ты"), с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из-под праха, и голос твой будет, как голос чревовещателя (призрака), и из-под праха шептать (шелестеть из праха) будет речь твоя" (29:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.19]).
"Этот образ означает крайнюю степень унижения. Речь может идти и о таком состоянии, когда люди уже не могут громко вопиять к Богу, потому что голос сел от долгого рыдания" [Л.25, стр. 827].
Возможно. Но почему из всей открывшейся картины горя, плача, скорби (29:1-3), пророк отметил именно такие неожиданные странные детали? (ст.4).
Очевидно, Исайю изумило два обстоятельства. Первое, это горожане, оказавшиеся внизу в земле [Л.19], т.е. живущие в бункерах, блиндажах, окопах. Второе, глухая речь людей из-за пеплопада, непрерывно падающего с неба праха, пелены пыли. Как предсказано "сквозь пыль будет пробиваться шепот твой" (ст.4, пер. [Л.24]).
Голос защитника столицы нави сравнивает с таинственным голосом чревовещателя, у него звуки исходят из чрева.

Точнее, это глухая речь призрака (перевод [Л.14, 17, 24]) или ответ, полученный вопрошавшим мёртвых от мертвеца (пер. [Л.19, Л.9, 16]).
Их приглушенный голос слышен, а сами они не видны по причине постоянно висящей пелены пеплопада, покрывала из пылевидной серой массы (рис.2).
Завеса пыли будет довольно плотной, способной не только приглушать звуки, но даже на треть (!) ослабить дневной и ночной свет от небесных светил (Отк.8:12).
В те дни. "Солнце и луна померкнут и звёзды потеряют блеск свой" (Иоил.3:15; Зах.14:6, 7). Исполнится наказание непослушного народа падающим прахом с неба (Втор.28:24), накрывающим все народы.
Необычное природное явление настолько поразило пророка, что он, переводя взгляд с Йерушалаима на многочисленные вражеские отряды, напавшие на город, сравнивает их с той же непрерывно падающей пылью.
"Множество врагов твоих (полчища чужеземцев) будет, как мелкая пыль, и полчище лютых (завоевателей), как разлетающаяся плева (уподобятся улетающей мякине); и это совершится внезапно, в одно мгновение" (29:5; в скобках, текст из [Л.19]).
Сколько бы ни было завоевателей, они внезапно исчезнут, подобно улетающей мякине при веянии зерна после молотьбы. Осада развалин Иерусалима неожиданно прекратится (29:5, б).
Ибо среди громкого шума сражения в городе, из недостроенного храма раздастся "голос Господа, воздающего возмездие врагам Своим" (66:6, б). Именно Он явится защитой для народа Своего (Иоил.3:16), по обетованию (Зах.12:9).
Многомесячный непрерывный пеплопад прекратится, когда Иеhошуа ха Машиах возвратится в Йерушалаим, на Храмовую гору. "На этой горе Господь уничтожит покрывало, накрывшее все народы, завесу ("пелену" [Л.14]), окутавшую все племена" (25:7, пер.[Л.19]).
5. Теофания (29:6)
Слушателей Исаии, жителей Иерусалима, многие поколения читателей его пророчеств, конечно же, интересовал ответ на вопрос "в какое время произойдёт предсказанное событие?". Когда Адонай Цеваот посетит землю, отвечает пророк.
"Господь Саваоф ("явится Господь Сил") посетит тебя (От Господа Цеваота наказан будешь) громом (1) и землетрясением (2), и сильным гласом (3, шумом великим), бурею (4, ураганом) и вихрем (5), и пламенем всепожирающего огня (6)" (29:6; в скобках: текст из [Л.5], в кавычках - из [Л.14], цифры - последовательные этапы события).
Когда же явится Йахвэ? Авторы толкования [Л.9], а также комментариев [Л.11] утверждают. Богоявление уже произошло, "с целью спасения во время осады ассирийцами" (стр. 939). Однако в Масоретском тексте ясно написано,- речь о наказании города, а не его спасении. Кроме того, факт Богоявления в те дни, не зафиксирован ни в Библии, ни в истории израильского народа.
"Внезапное появление Господа Саваофа среди грома, землетрясения, смерча и всепожирающего огня скорее напоминает Его явление израильтянам на горе Синай ... нежели врагам в человеческом образе, таким как Сеннахирим и ассирийцы" [Л.15, стр. 209].
Логично, поэтому в работе [Л.10] стих 6 относится к будущему. "Термины указывают на период катаклизмов, знаменующих собой снятие печатей и время труб и чаш в книге Откровение" (стр. 986).
Но почему Йешайа описывает грядущую теофанию в таких загадочных терминах? особенно странно они выглядят в параллельном стихе 30:27 (уста Бога, язык Его, гнев, имя).

Очевидно, пророк видит падение крупного небесного тела (рис.3), рассказывая до научным языком о ВСЕХ 6-и стадиях, очерёдности и последствиях события (29:6).
Вначале (1) гром звуковой ударной волны от полёта астероида в атмосфере. Затем (2) землетрясение, вызванное импактом (ст.6, б; 24:17-20).
Потом (3) "Шум великий" как переведено в [Л.5, 19] или "страшным шумом" [Л.14] от мощного теплового взрыва, именуемого гласом Господа (30:30, 33:3).
Далее, порождаемая взрывом (4) буря, точнее "ураган" (пер. [Л.5, 14, 19] и (5) вихрь, т.е. вращательное движение огромных атмосферных масс воздуха над импактом [Л.20].
Наконец, высокотемпературная ударная волна из раскалённых газов, каменной пыли, песка создаст (6) "Пламя всепожирающего огня".
Импакты, взрывы супервулканов, извержения вулканов выбросят высоко в атмосферу огромные объёмы веществ: минеральной пыли, пепла, пемзы, сажи, золы и пр. Эти останки земли, именуемые провидцем "прах" (29:4), в виде пеплопадов станут падать вместо дождя (Втор.28:24) на протяжении нескольких лет.
Комментарий