"Земля опустошена в конец и совершенно
разграблена; ибо Господь изрёк слово сие"
(Ис. 24:3)
разграблена; ибо Господь изрёк слово сие"
(Ис. 24:3)
1. Вступление
Главной темой почти всех пророческих книг Библии является последний суд на земле, "которым завершится человеческая история" [Л.1, стр. 602], эпоха лукавого безбожного рода сего.
Многочисленные пророчества нави Йешайа относятся именно к последним дням [Л.2-4]. Трагическим событиям вселенского масштаба, "стихийного массового бедствия, ведущего к страшной катастрофе" [Л.5, стр. 869].
В данной статье рассмотрим последствия суда Божьего над миром, извратившим путь свой на земле, переполненном злодеяниями.
Композиция ст.24:1-13, 19:5-8. 1. Введение (24:1), содержащее откровение общей картины опустошения земли, участи всех её жителей (ст.2).
2. Изложение главной темы - последствия суда для:
а) земли (24:3-6);
б) её обитателей (24:7-13);
в) египтян (19:5-8).
Главная тема. Катастрофические последствия Дня Господа для нашей планеты, судьба её жителей из всех стран и сословий.
Цель написания. Предупредить все народы о последствиях наказания за нарушение вечного завета с Богом, изменение Его уставов, пренебрежение заповедями Его.
Содержание. Пророк описывает эсхатологическое видение земли, опустошенной Яхве Элохим (24:1, 3-5). Её жители, независимо от их социального положения, будут истреблены, а остаток - рассеян (24:1, 2, 6).
Исчезнет веселье у сынов человеческих (24:7-11), разрушенные города станут безлюдными (24:10-13); высохнут реки, обмелеют каналы, растения засохнут без воды, исчезнет рыба (19:5-8).
Проблемы толкования. Стихи 24:1-13 являются космическими и астрономическими метафорами или описанием реальных видений. Пророчество 19:5-8 относится к ассирийскому нашествию или предсказание ещё не сбылось.
2. Апокалипсис Исаии (24:1)
Все толкователи и комментаторы относят пророчества главы 24 к последнему времени, концу света, гибели современной цивилизации [Л.1, 6-10, 12 и др.]. Более того, приписывают её к апокалиптической литературе [Л.1, 7, 9, 10].
"В главах 24-27, называемых богословами "апокалипсисом Исаии", описывается как то, что произойдёт в годы великой скорби (катастрофа, которая постигнет всю землю), так и благословения, которые придут на землю и на выжившую часть человечества после этого - в Тысячелетнем царстве Христа" [Л.1, стр. 61].
Данного мнения придерживаются другие авторы. "Это действительно апокалиптический отрывок, в том смысле, что в нём речь идёт о конце света", в нём присутствуют "также космические и астрономические метафоры" [Л.10, стр. 181].
Обратимся к тексту 24-й главы, посмотрим о каких загадочных космических и астрономических метафорах идёт речь.

"Вот (Взгляни), Господь (полностью) опустошает ("нищить") землю и делает её бесплодною; изменяет вид её ("обертає поверхню її)") и рассеивает (принудит) живущих на ней (уйти в далёкие края)" (24:1; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.24]).
Метафора - оборот речи, в котором слова и выражения употребляются в переносном смысле. Однако в ст.1 все слова используются пророком в прямом буквальном смысле. Доказательством чего служит контекст как главы 24, так параллельных стихов в иных главах.
Земля действительно будет опустошена (24:3-6; рис. 1), как предсказано. "Опустошит Господь всю землю, всего её лишит" (ст.1, а, пер. [Л.22]).
Внешний вид всей земли сильно изменится, "черты земли исказятся" (ст.1, б, пер. [Л.13]. По причине великого землетрясения (ст.18-20) в день посещения Господом воинства небесного и правителей земли (ст.21).
Об этом нави предупреждает все народы [Л.2]. О гневе Яхве Цеваот, падении небесного воинства, сворачивании неба, превращении рек да суши в горящую смолу, гибели животных и людей (34:1-9); великом опустошении земли (6:12, 33:9-12, 34:11-15).
3. Всеобщая участь (24:2)
Пророчества Йешайа о последнем времени, он же День Господа (2:10-22, 13:2-13, 24:1-23, 34:1-9) указывают на глобальный характер будущей катастрофы.
Автор [Л.21], комментируя стихи 24:1-12, пишет. "Вне всяких сомнений, здесь рассказывается о событиях космического масштаба. Бог приходит судить мир!" (стр. 161). Верно, суд Божий поразит все народы. "Одинаковая судьба постигнет всех людей, независимо от их общественного положения и материального достатка" [Л.1, стр. 61].
"И ("Одна постигнет всех участь") что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожею её; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком (кто занимал), то и с дающим в рост (кто давал взаймы)" (24:2; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.22]).
Какая же конкретно ОДНА судьба ждёт всех людей? Равнодушных к Богу или чтущих Его только устами, равных друг другу в день Великой скорби. Исаия отвечает "заклание" (34:2; "погибель" [Л.11], "бойня" [Л.12], "резня" [Л.13]). Ибо "Он предал их заклятию", т.е. предназначил на полное уничтожение.
"И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их" (34:3). Вместо благовония стоит невыносимое зловоние (3:23, а). Опустошенная "земля обветшает, как одежда, и жители её также вымрут" (51:6, в).
Нави Цефанйа предсказывает тоже самое эсхатологическое событие [Л.14], передавая прямую речь Адоная.
"Господь сказал: "Я разрушу всё на земле! Я истреблю всех людей и животных. Я истреблю птиц в воздухе и рыб в море ... Я истреблю всех людей с лица земли". Так сказал Господь!" (Соф.1:2, 3; пер. [Л.11]).
После истребления в живых останется очень мало обитателей земли (Ис.1:9, 13:12, 24:6), рассеянных Всемогущим по лицу её (ст.1). Как предсказано пророком.
"От грозного гласа (громогласного шума) Твоего побегут народы; когда восстанешь (поднимаешься), рассеются (разбегаются) племена (народы)" (33:3; в скобках, текст из [Л.12]).
Такая участь ожидает всех людей: мирян и священников, слуг да господ, покупателей и продавцов, должников да кредиторов (24:2), мужчин да женщин.
"Вместо ароматов будет у них смрад (вместо бальзама - гной), вместо пояса - верёвка (язвы), вместо роскошной причёски - плешь, вместо платья - рубище тесное (из тряпья), вместо красоты - клеймо" (3:23, пер.[Л.22], в скобках, текст [Л.15]). Клеймо, выжженное небесным воинством.
Предрекая одинаково трагичную судьбу ВСЕМ жителям земли, нави уточняет кто же именно погибнет. "Беспощадные ("жестокие" [Л.11]) пропадут, глумливые исчезнут, и все, кто привержен злу, будут истреблены" (29:20, пер. [Л.12]).
4. Опустошенная земля (24:3, 4)
Если в стихах 2:10-22, 13:2-13, 24:17-22, 30:27:30, 34:1-9 Йешайа описывал сам процесс наказания мира, то в 24:3-6 он излагает ужасные обескураживающие результаты суда.
"Земля опустошена ("Земля буде дощенту зруйнована") в конец и совершенно разграблена; ибо Господь изрёк слово сие (Это).
Сетует ("Засумує"), уныла земля (высыхает и увядает); поникла, уныла вселенная (мир угасает и увядает); поникли возвышавшиеся над народом земли (угасают и правители земли)" (24:3, 4; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.24]).
По слову Яхве Элохим, совершенно опустошат, полностью разграбят планету: ужасное землетрясение (24:17-20); буря, вихрь, пламя всепожирающего огня (29:6); гнев - горячее дыхание Его, великий ливень да крупный град (30:27-30).
В итоге. "Страна зачахнет и опустеет. Земля, прежде населённая, захиреет и станет бесплодной ..." (24:4, пер. [Л.11]; она "высыхает и увядает" [Л.12]).
Более того, "гибнет, пропадает весь мир" [Л.13], его пророк называет "вселенная". "Следствием Божьего суда будет мир опустошенный и разрушенный" [Л.6, стр. 604].

Эсхатологические видения разорённой, опустошенной земли получили другие ветхозаветные пророки. Йирмейа (Иер. 4:23-27), Йехэзкэйл (Иез.30:2-8), Йоэйл (Иоил. 1:10-20, 2:1-3), Цефанйа (Соф.1:2-18, 2:6).
Почва "захиреет и станет бесплодной" (Ис.24:1, 4) из-за кислотных дождей, густых пеплопадов, уменьшения поступления солнечного света, длительной засухи [Л.16].
Посеянное истлеет в земле, а взошедшее исчахнет в полумгле (рис.2). "Сетует, уныла земля" (24:4, а), высыхает да увядает, весь "мир угасает и увядает" [Л.12].
Погублены знатные народы, "поникнут все, кто был на земле высок" (ст.4, пер. [Л.22]), все правители "лишатся силы" [Л.11].
"Ибо грядет день Господа Саваофа (Цеваота) на всё гордое (на каждого надменного) и высокомерное и на всё превознесённое (каждого вознёсшегося),- и оно будет унижено" (2:12-17; в скобках, текст из [Л.15]).
5. За что, Господи? (24:5, 6)
Как слушатели Исаии, так все последующие поколения людей с нечистыми устами, наказываемые Богом, задавали один и тот же вопрос "за что, Господи?". Зная ответ лукавим, надеясь услышать нечто иное. Но истинный пророк всегда говорит правду.
"И земля осквернена под живущими на ней (Люди осквернили землю, отступая от поучений Бога); ибо они преступили законы (не подчинялись Его законам), изменили устав, нарушили ("зламали" [Л.24]) вечный завет" (24:5; в скобках, текст из [Л.11]).
Удивительно, но Йешайа видит причину опустошения Творцом земли в её осквернении ("осквернить" - опозорить, подвергнуть поруганию, унижению, запятнать чем-нибудь). Да, не подчиняясь законам Божьим живущие на земле, образно говоря, опозорили её.
Однако нави провидит очевидно нечто большее, а именно буквальное надругательство над планетой. "Земля осквернена её жителями" (ст.5; пер. [Л.12; 13, 22]. Всё творение осквернено жадностью людей, унижено варварской эксплуатацией, запятнано да отравлено отходами.
А ведь всё создано Творцом "хорошо весьма" (Быт.1:31) и задача человека возделывать да хранить землю (2:15). Народы же нарушили вечный завет с Богом, изменили уставы Его, пренебрегли заповедями Его.
"За то проклятие поедает (пожирает) землю, и несут наказание ("кару" [Л.24]) живущие на ней (из-за вины своей); за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей (совсем мало их осталось!)" (Ис.24:6; в скобках, текст из [Л.22]).
Начало стиха в [Л.11] выглядит так. "Живущие на этой земле виновны в том, что поступали неверно ...". Оттого "проклятие", выражающееся в бесплодии почвы, "поедает землю" (24:6, а), что является наказанием живущим на ней (ст. 6, б).
В Синод. переводе и [Л.12] обитатели земли "сожжены" (ст. 6) или "истреблены" [Л.8, 9], или "исчезают" [Л.13], но в Масоре - "чахнут" [Л.15], "тают они как в огне" [Л.22].
Указанное расхождение в переводах не имеет принципиального значения. Так как народы, на самом деле, "будут сожжены в огне" (33:12), но также исчахнут (10:16-18) от ран, ожогов, болезней, голода, холода. Ибо предсказано пророком.
"Небеса эти развеются (исчезнут), словно дым, и земля обветшает, словно одежда, и её обитатели погибнут (вымрут), как мошки ..." (51:6, пер. [Л.13]; в скобках, Синод. пер).
Обитатели земли массово погибнут в огне (24:6), а уцелевшие от огня вымрут от холода, словно бесчисленные мошки. При любом прочтении ст. 6, Йешайа видит итог суда - "немного осталось людей" (ст.6, г), "совсем мало их осталось!" [Л.22], "Лишь немногие уцелеют" [Л.11].
Всемогущий высвободит Свой гнев в полной мере, а после излияния гнева Его, выжившие смирятся (Пс.75:11, пер. [Л.12]). "Тогда блуждающие духом познают мудрость (придут к пониманию), и непокорные научатся послушанию (примут наставление)" (Ис.29:24; в скобках, текст из [Л.12]).
6. Исчезновение веселья (24:7-9)
По окончании Божьего суда над землёй и жителями её , потрясённый мир пребудет в подавленном состоянии, погружённый во тьму. "Мы ждали, что станет светло, но кругом тьма, ждали света, но бродим во мраке" (59:9, б; пер. [Л.13]).
Взору ветхозаветного пророка открылась сдручающая картина.
"Виноградники гибнут (увядает лоза), молодое вино пропадает, кто прежде веселился, теперь печален (стонут).
Никто не изъявляет радость, умолкло веселие, музыка барабанов и арф теперь не слышна (смолкла).
Никто (больше) не пьёт вина с радостными песнями, горьки напитки (хмельное питьё) для пьющих!" (24:7-9, пер. [Л.11]; в скобках,текст из [Л.12]).
В угнетённом состоянии находятся как люди, так уцелевшие от пожаров растения. Увянут виноградные лозы (24:7), трава, цветы (40:7), нет листвы (33:9), засохнут плодовые деревья (Иоил.1:10-12).
Исчезнет веселье у сынов человеческих, радостный шум сменят тяжкие вздохи. По причине бесплодия почвы, гибели растений (24:1, 6, 7), болезней (1:5-7), насилия, голода (51:19), горя да тьмы (8:22).
"И будут они бродить (скитаться) по земле, жестоко угнетённые (Удручённые) и голодные; и во время голода (изголодавшись) будут злиться, хулить (проклинать) царя своего и Бога своего" (8:21; в скобках, текст из [Л.12]).
Смолкнут музыка да весёлое пение по всей земле. Праздники превратятся в стенания, а песни - в плач. Горькими окажутся для пьющих хмельные напитки (24:9, "шэйхар" [Л.15], "сикера" в Синод. пер.). Будут есть полынь, пить воду с жёлчью (Иер.9:15), дышать горячим воздухом (14:6).
Тогда. "Поникнут гордые взгляды человека (Глаза надменного потупятся), и высокое людское унизится (гордыня людская будет унижена); и один Господь будет высок (возвеличен) в тот день" (Ис.2:11; в скобках, текст из [Л.12]).
Комментарий