"Вот, имя Господа идёт издали, горит гнев Его,
и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования,
и язык Его, как огонь поедающий" (Ис. 30:27)
и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования,
и язык Его, как огонь поедающий" (Ис. 30:27)
1. Вступление
Исследуя пророчества, содержащиеся в собрании речей ветхозаветных малых пророков ("Терей-Асар"), нельзя не обратить внимание на одно выдающееся эсхатологическое событие - Богоявление (теофанию).
Термин теофания происходит от двух греческих слов, означающих "Бог" и "показывать". Таким образом, "теофания - это явление божества. Явления Бога отмечены в еврейском Писании как важные события в жизни Израиля" [Л.6].
Например, нави Цефанйа, Хаваккук, Нахум, Зехарйа, Миха, Йоэйл провидят время, когда Яхве Элохим посетит землю (Соф.1:8-12, 3:15, Авв.3:3-15, Наум.1:3-6, Зах.2:10-13, Мих.1:3, 4, Иоил.3:17). Теме теофании значительное место уделяет также Йешайа.
Композиция ст. 64:1-3, 30:27-30, 63:1-6. 1. Молитва пророка о Богоявлении (64:1-3).
2. Видение шествия имени Йахвэ (30:27-30).
3. Диалог Исаии с Господом (63:1-6).
Главная тема. Явление Бога Своему творению в последние дни, сопровождаемое стихийными бедствиями и гибелью отвернувшихся от Него людей, мысли которых постоянно устремлены ко злу.
Цель написания. Раскрыть содержание теофании как вселенского суда над миром, он сгорит в пламени гнева Эль Шаддай.
Содержание. Пророк обращается к Богу с молитвой прорвать небеса, сойти на землю (64:1), тогда от лица Его растают горы и содрогнутся народы (ст.2, 3).
В ответ на молитву Йешайа получает видение шествия имени Яхве по земле (30:27). В сильном гневе, негодовании, пламени поедающего огня, буре, наводнении, каменном граде (ст.28-30).
Пророк вступает в разговор с Адонаем, задавая вопросы (63:1, 2), получая исчерпывающие ответы (ст.1-3). Йешайа умолкает, узнав причину гнева Всемогущего (ст.4), силой Своей производящего суд, без помощника, без поддерживающего (ст.5). Народы будут сокрушены и растоптаны, а кровь их - вылита на землю (ст.6).
Проблемы толкования. Пророчества Исаии 63:1-6, 64:1-3 носят иносказательный, гиперболический или буквальный характер. Стихи 30:27-30 касаются ассирийской армии или их следует отнести к последним дням существования рода сего.
2. Молитва пророка (64:1, 2)
Получив грозное видение посещения Адонай Элохим земли (63:1-6), Йешайа обращается к Нему в молитве (63:7 - 64:12). Подобное сделает позднее нави Хаваккук (Авв.3:1, 2).
"О, если бы Ты расторг (прорвав) небеса и сошёл (на землю спустился)! горы растаяли бы от лица Твоего,
Как от плавящего огня (горы сгорели бы в пламени, словно кусты), как от кипятящего воду (и закипели бы, словно вода), чтобы имя Твоё сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись ("затрепетали") бы народы" (64:1, 2; в скобках: текст из [Л.1], в кавычках - из [Л.2]).
Из современных переводов [Л.1-3] следует, горы растают (содрогнутся), а народы затрепещут перед Всемогущим. Что создаёт ложное впечатление Его личного присутствия. Однако в Масоретском тексте [Л.4] и Синодальном переводе написано "от лица Твоего" (смотрите также Авв.3:5, Наум.1:5, Отк.6:16).
"В Ветхом Завете Бог всегда трансцендентен, Он вне Своего творения, хотя оно способно отражать Его славу и могущество" [Л.6, стр. 1203]. Так Йешайа, используя ряд антропоморфизмов (64:1, 2), указывает на нечто, свидетельствующее о незримом присутствии Яхве Цеваот.

По-видимому речь о мощном радианте ([Л.5], рис. 1). Исаия называет его лицо Бога (19:1, 40:10, 64:1, 2), уста Его (11:4, 30:27), знамя на высокой горе (13:2), точило (63:3), прорванные небеса (64:1), колесница Бога (66:15).
Категория "таяние" (64:1) в до научном понимании мира занимала основное положение [Л.6, стр.777]. Таяние означало не "содрогание" и даже не "разрушение", но уменьшение в размерах, оседание, плавление, "как воск от огня" (Мих.1:4, б).
На фоне мощного радианта метеорного потока (лица Йахвэ) растают, т.е. осядут: горы (Мих.1:4, Пс.96:5), холмы (Наум.1:5, Авв.3:6), вся земля (Ам.9:5, Пс.45:7). "Как от плавящего огня" (Ис.64:2, а). Причиной чего послужит глобальное землетрясение (24:17-20, Наум.1:5, Авв.3:6, Отк.16:18).
Йешайа предсказывает также судьбу людей, "от лица Твоего содрогнулись (затрепетали) бы народы" (64:2, в). Действительно, из-за землетрясения (Наум.1:5, Авв.3:6, Пс.98:1), в состояние тряски, трепета, дрожи органов тела войдут жители земли (Ис.21:3, 4, 35:3, Авв.3:16, Иез. 7:27), вострепещут все её обитатели (38:20).
3. Теофания (64:3, 30:27)
Пророку есть с чем сравнить видение эсхатологической теофании (64:1, 2, 30:27-30). С явлением Сущего избранному народу в дни древние, во времена Шемот.
"Когда Ты совершал (творил) страшные (устрашающие) дела, нами неожиданные ("не ожидали мы"), и нисходил,- горы таяли ("текли") от лица Твоего" (64:3; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).
Однако масштабы будущего всемирного события не сопоставимы с Богоявлением на Синае (Пс.67:9), в Едоме (Суд.5:5) или даже у Чермного моря (Пс.105:21, 22; Исх.14:24).
Очевидно поэтому авторы толкования [Л.7] считают стихи 64:1-3 аллегориями, чрезмерными преувеличениями. "Языком поэтических иносказаний ("расторгнутые небеса", огонь, от приближения которого "таят" горы) и гипербол говорит пророк о всемогуществе Бога ..." (стр. 122). "Эта речь поэтическая, гиперболическая ..." [Л.8, стр. 1162].
Но приведенные мнения ошибочны, так как Йешайа видит (1:1) не аллегории, а сопутствующие теофании реальные явления. Правда изумляющие своей необычностью.
"Вот, имя Господа идёт издали (издалека), горит (пылает) гнев Его (густо клубясь), и пламя его сильно ("гнев Его, как огонь в густых облаках дыма"), уста Его исполнены (полны) негодования, и язык Его, как огонь поедающий (пожирающий, "всепоедающий")" (30:27; в скобках: текст из [Л.4], в кавычках - из [Л.1]).
Согласно Писания, продолжительность Великой скорби 3,5 года, а Дня Господа - несколько месяцев [Л.9]. Кульминацией Йом Адонай послужит таинственное посещение земли Богом. Что не означает личное появление Яхве Цеваот, так как провидец говорит. "Вот, имя Господа идёт" (30:27, а).
Использование слова "имя", также как слова "лицо" в 64:1-3, указывает на незримое присутствие невидимого Бога (Исх.33:20). Проявлением чего послужат Его гнев, уста, язык (30:27, б). Но что скрывается за такими удивительными антропоморфизмами?
На основании предыдущих исследований [Л.10, 11] можно предположить, Йешайа видел небесные явления. А именно, радиант метеорного потока - уста Бога, вылетающие из него болиды - горящий гнев Его, также падающие более массивные тела - язык Его. Они дают густо клубящееся пламя, огонь в густых облаках дыма (30:27).
Ведь в Библии небесный характер данного явления и образы больших размеров связываются с Богом, используются для изображения Его силы да суда [Л.6, стр. 106].
Интересно, еврейское слово "peh" (уста) имеет также значение "отверстие" (там же, стр. 1006): ямы (Дан.6:17, 18), пещеры (И.Нав.10:18, 22), колодца (Быт.29:2, 3). Одно же из значений слова гнев,- "горячее дыхание".
Подобные видения открыты Давиду и Иоанну. Уста Бога (Пс.17:9, Отк.19:15, 21), гнев Его (Пс.17:8, Отк.6:16, 17, 16:1), падающие на землю огненные небесные тела и град (Пс.17:13, 14, Отк.8:5-10, 9:1, 2, 16:21).
4. Последствия посещения Богом земли
Нави Йешайа, рассказывая о Дне Господа (13:3-6), упоминает загадочное боевое войско, "орудия гнева Его", предназначенные для сокрушения всей земли (ст.5). В другом откровении он слышит и видит результаты посещения Богом Своего творения."Господь Саваоф ("Господь Воинств") посетит тебя (1) громом и (2) землетрясением, и (3) сильным гласом (страшным шумом, "шум великий"), (4) бурею (ураганом) и (5) вихрем, и (6) пламенем всепожирающего огня" (29:6; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.2]).
Здесь провидец последовательно, весьма подробно описывает все 6 основных стадий столкновения массивного небесного тела с Землёй. Падения, сопровождаемого (1) громом сверхзвуковой ударной волны.

Столкнувшись с поверхностью планеты (рис.2), астероид поразит её (2) землетрясением (29:6, б), глобальным потрясением (24:17-20, Наум.1:5), невиданным с тех пор как люди живут на земле (Отк.16:18).
Мощным взрывом, т.е. (3) сильным гласом (Ис.29:6) также потрясётся воздух на всей планете. Такой великий шум Йешайа называет гласом Господа (30:30, 33:3), как Амоц (Ам.1:2), Йоэйл (Иоил.2:11), Давид (Пс. 28:3-9).
Мгновенно возникнет высокотемпературная, до 700 000 °С, ударная волна из раскалённых газов, каменной пыли, песка. Именуемая пророком (4) бурею (29:6), точнее ураганом [Л.2-4], он обогнёт весь земной шар.
После ослепительной вспышки над местом импакта образуется всплывающий шар очень горячего вещества, превращающийся в грибовидный столп. Он вызовет вращательное движение огромных воздушных масс - мощный атмосферный вихрь. Не только Йешайа называет описанное явление (5) вихрем Господним (29:6, 59:19), но также Йирмейа (Иер.30:23, 25:32) и Нахум (Наум.1:3).
Краткосрочные последствия космической катастрофы для Земли (6) "пламенем всепожирающего огня" (29:6, е). Огонь уничтожит траву, пастбища, деревья (Иоил.1:19, 2:1-3, Отк.8:7), даже земля станет "горящей смолою" (Ис.34:9), в "день, пылающий как печь" (Мал.4:1, а).
Пророк Нахум, подобно Йешайа, провидит аналогичные последствия посещения Йахвэ земли [Л.12] в день гнева Его (Наум.1:2-6). Землетрясение, сопровождаемое колебаниями земли вселенского масштаба (ст.5), великий шум (негодование в ст.6), вихрь и бурю ударной волны из облака клубящейся пыли "от ног Его" (ст.3).
Он видит пламя гнева Эль Шаддай, разливающееся словно огонь, от него распадаются скалы (ст.6), видит высохшее море, иссякшие реки, увядшую растительность (ст.4).
5. Дыхание Элохим (30:28)
По причине непреодолимых терминологических трудностей при описании увиденного, Йешайа, подобно другим пророкам, использует антропоморфизмы [Л.13, стр. 121, 309].
Точнее прибегает к антропоморфной персонификации, когда человеческие свойства: гнев, голос, лицо, уста, язык переносятся на Бога и явления природы. Хотя нельзя изобразить Яхве в какой-то телесной форме, но представлять Его в знакомых образах считалось вполне допустимым [Л.14, стр. 596].
Используя антропоморфизмы (42:13-15, 30:27), нави так продолжает описание совершенно уникального шествия имени Господа по земле.
"И дыхание Его, как разлившийся (стремительный) поток, который поднимается даже до шеи (по самое горло), чтобы развеять народы до истощения (Через сито погибели просеет Он народы); и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению (которая уведёт их с пути)" (30:28; в скобках, текст из [Л.2]).
Характерно, имя Господа идёт издалека (30:27, а), "от края неба" (13:5), т.е. от линии горизонта, где "горит гнев Его" (30:27, б).
"Корень еврейского слова, переведенного как "гнев", означает "горячее дыхание" [Л.15, стр. 368]. А понятие "гнев Божий" выражается разными словами, в том числе "charon-af", по-русски "взрыв" (мы говорим "взрыв гнева" или "вспышка гнева").
После удара крупного тела о землю и теплового взрыва возникнет глубокое и широкое озеро кипящей лавы. Будто место сожжения, приготовленное для жертв Молоху.
Оно "углублено и расширено (Огненная яма сделана глубокой и широкой); огонь в костре его и дров много (вдоволь); дыхание Господа, словно поток серный, горит в нём" (30:33, пер. [Л.4] в скобках, текст из [Л.3]).
Кроме огромной огненной ямы, мгновенно возникнет ударная волна из раскалённых газов, минеральной пыли, песка; она перемещается со сверхзвуковой скоростью! Такую стремительную ударную волну Йешайа называет "дыхание Его, как разлившийся (стремительный) поток" (ст.28, а).
От горячего дыхания Элохим, "от дуновения духа гнева Его" поднимется дым, откроется морское дно, обнажатся основания мира (2Цар.22:9-16); по всей планете засохнет трава, увянут цветы, погибнут люди (40:7).
Но почему в ст. 30:28 упомянуто сито погибели? через него Всемогущий просеет народы. "В данном отрывке речь идёт о пара, решете с мелкими отверстиями, которые позволяли отсеивать от зерна мелкие примеси путём быстрых движений вверх и вниз. Это служит прекрасной метафорой свершения Божьего суда" [Л.14, стр. 715].
Нет, здесь НЕ метафора. Мощный импакт сопровождается большим землетрясением (Ис.24:17-20, 13:13), даже не одним (Лк.21:11). Оттого люди на поверхности земли, вместе с камнями и окружающими предметами, быстро подбрасываются вверх да падают вниз, словно семена с примесями в решете.
По причине падений, на теле не останется здорового места; появятся ссадины, кровоподтёки, раны, "всё внутри кровоточит" (Ис.1:5, 6; пер.[Л.2]). Через сито погибели Эль Шаддай просеет ВСЕ народы (30:28).
Как примеси просыпаются сквозь отверстия сита при его тряске, так жители земли провалятся в ямы и трещины распадающейся от ужасного землетрясения земли (24:17-19).
В те дни Благословенный наденет узду, она уведёт народы с пути заблуждения (30:28). "Когда приходят на землю Твои суды, жители мира учатся справедливости" (26:9, б; пер. [Л.3]).
В стихе 30:28 "пророк указывает на то, что языческие народы будут принуждены оставить свою прежнюю дорогу и идти таким путём, какой раньше им представлялся ошибочным" [Л.8, стр. 1093]. Отныне "Господь будет править ими ..." (30:28, пер. [Л.1]).
Комментарий