"Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!
Тогда побежавший от крика ужаса упадёт в яму;
и кто выйдет из ямы, попадёт в петлю; ибо
окна с небесной высоты растворятся и
основания земли потрясутся" (Ис. 24:17, 18)
Тогда побежавший от крика ужаса упадёт в яму;
и кто выйдет из ямы, попадёт в петлю; ибо
окна с небесной высоты растворятся и
основания земли потрясутся" (Ис. 24:17, 18)
1. Вступление
Автор работы [Л.1] отмечает. "Исаия предсказывает будущие события, не указывая их точную последовательность и разделяющие их промежутки времени" (стр. 945).
Поэтому как первая статья [Л.2], так и последующие комментарии изложены в хронологической последовательности событий последнего времени.
Композиция ст.24:17-23, 2:10-22. 1. Введение, содержащее предсказание будущих бедствий (24:17).
2. Изложение главной темы - Великая скорбь:
а) глобальное потрясение земли Йахвэ (24:18-21);
б) последствия великого землетрясения для жителей земли (24:22, 2:10-21).
3. Заключение, призывающее людей не надеяться на человека (2:22).
Главная тема. Время великой скорби, День Господень, когда Он накажет мир за зло, сокрушив всю землю.
Цель написания. Показать беспомощность людей перед будущим гневом Адоная и побудить нечестивых к покаянию.
Содержание. Исаия предупреждает читателей о предстоящих ужасных бедствиях (24:17), так как небесные окна отворятся (ст.18), потрясутся основания земли (2:18-20). Яхве Элохим посетит небесное воинство и земных правителей, накажет их (24:21, 22), затем воцарится в Йерушалаиме (ст.23).
Пророк советует спрятаться в пещеру или землю (2:10), когда наступит День Господа (ст.11, 12). В результате сокрушения земли, падения деревьев, оседания холмов, разрушения гор, башен, стен, уничтожения кораблей, исчезновения идолов (2:13-18) унизится величие и гордыня человечества (ст.11, 17). Люди спрячутся в землю, перестанут поклоняться кумирам, надеяться на всемогущество человеческое (ст.19-22).
Проблема толкования. Стихи 24:17-23, 2:10-22 являются эсхатологическими или это аллюзия на события книги Бырэйшит, или падения Ассирии, или вавилонского плена евреев.
2. Ужас, яма и петля (24:17, 18)
Предыдущая статья [Л.2] оканчивается комментарием на Ис.13:13 о глобальном землетрясении. Его вызовет столкновение крупного небесного орудия гнева Яхве Цеваот с поверхностью Земли.
"Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его" (13:13).
В главе 24 Йешайа продолжает тему, предсказывая последствия опустошения земли, гибель её жителей, бесплодие почвы (24:1-13). В том числе, описывает видение страшного землетрясения (ст.17-20), также "вселенские масштабы разрушения" [Л.25, стр. 823].
"Ужас и яма и петля (сеть, "ловушки") для (ждут) тебя, житель земли! Тогда побежавший ("народ") от крика ужаса (кто убежит, крики ужаса услышав) упадёт в яму ("многие провалятся в ямы"); и кто выйдет (выберется) из ямы, попадёт в петлю (сеть, "другие ловушки"); ибо окна с небесной высоты растворятся (распахнулись вышние створы), и основания земли потрясутся (содрогнулись!)" (24:17, 18; в скобках: текст из [Л.3], в кавычках - из [Л.4]).
Практически все комментаторы единогласны, в главе 24 речь о последних днях [Л.1, 5-9 и др.]. Имеется в виду эсхатологическая "великая скорбь" (Мт.24:21), она же "великая гибель" (Иер.4:6). "Страшная картина последнего суда над грешной землёй ..." [Л.9, стр. 62; Л.5, стр. 604]. "Вне всяких сомнений, здесь рассказывается о событиях космического масштаба. Бог приходит судить мир!" [Л.23, стр. 161].
Тем не менее, некоторые богословы считают Ис.24:17, 18 аллегориями [Л.8], метафорами [Л.10]. Аллюзией на существовавшие в древние времена способы охоты у евреев: замаскированные ямы, ямы-западни [Л.22], а также петли, силки или сети [Л.11, стр. 583]. На самом деле Йешайа, используя охотничью терминологию, говорит о буквальной гибели людей в "ямах".

Потому что в распадающейся от землетрясения земле (24:19) внезапно образуются глубокие провалы и трещины (рис.1) шириной до 10 метров, длиной до нескольких километров [Л.12].
В такие неожиданные ямы-ловушки с криком ужаса провалятся обитатели земли (24:18, а; Пс.140:7), оттого написано пророком. "Через сито погибели просеет Он народы" (30:28, б; пер. [Л.3]).
Если же кто сумеет выбраться из ямы, тотчас попадёт в сеть (24:17, б; Пс.9:16). Сетью для ног пострадавших, охваченных неописуемым ужасом (ст.18, б), явятся реактивные психозы [Л.13].
В частности психогенный ступор - внезапное двигательное расстройство, потеря нормальной способности ходить ("абазия") и/или стоять ("астазия").
Тогда у быстрого "не станет силы бежать", сильный не соберётся с силами, мужественный "не спасёт своей жизни" (Ам.2:13, 14).
Ослабевшие люди спотыкаются, без сил падают наземь, словно беспомощное животное, запутавшееся в сетях (8:15). Как предсказано "будете лежать в муках!" среди испепеляющего огня (Ис.50:11, пер.[Л.3]), переполненные гневом Эль Шаддай, сражённые грозным гласом Его (51:20).
Причиной губительного катаклизма, когда "основания земли потрясутся" (24:17, г), послужат не сейсмические волны и тектонические разрывы в "основании" земли. Нет. Они сами явятся следствием того, что "окна с небесной высоты растворятся" (ст.17, в), а небо потрясётся (13:13, "в Древнем мире считали, что небо было твёрдым диском или куполом" [Л.17, стр. 581; Л.11, стр. 552]).
С небосвода упадёт меч Яхве (34:5), жезл уст Его (11:4), язык Его (30:27); он же, как бы большая гора, пылающая огнём (Отк.8:8). Отчего "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13, б). Она снова извергнет народы, осквернившие её (Лев.18:28). В то время даже кости человеческие будут выброшены из гробов (Иер.8:1).
3. Глобальное землетрясение (24:19, 20)
Сильнейший удар массивным небесным телом сдвинет Землю с места (13:13). По-научному, изменит орбиту, а также скорость её вращения вокруг своей оси.
Импакт также вызовет обширные смещения масс, большие разрывы в земной коре, даже в верхней мантии! сильные подземные толчки, колебания земной поверхности, сейсмические волны. В точности как предсказывает нави Йешайа, естественно, до научным языком.
"Земля сокрушается ("Раскалывается" [Л.3]), земля распадается ("разверзается" [Л.4]), земля сильно потрясена" (24:19; "Земля рушится, земля раскалывается, земля жестоко дрожит" [Л.14]).
Эсхатологическое пророчество 24:19 производит ещё более сильное впечатление в одном из современных переводов. "Задрожит земля, затрепещет, сокрушится до основания, в разные стороны расползётся" [Л.24].
Понятно, пророк видит не процессы внутри коры или мантии, но их катастрофические последствия на земле. Провалы, ямы, рвы, трещины (24:17, 18, 22; Отк.16:19), внезапно возникающие в земле. Она раскалывается, разверзается, расползается в разные стороны (Ис.24:19), словно обветшавшая одежда (51:6).
Увидят катастрофу острова и ужаснутся, края же земли затрясутся, сблизятся, сойдутся (41:5). Поверхность суши взволнуется - "качается земля, колеблется земля!" (ст.19 б, пер.[Л.3]), "будет подниматься и опускаться" словно речная волна (Ам.8:8, 9:5). Подобно похожему видению нави Йешайа.
"Шатается земля, как пьяный, и качается ("раскачивается"), как колыбель (хижина на ветру), и беззаконие её (отступничество, "грех") тяготеет на ней ("тяжким грузом"); она упадёт, и уже не встанет" (24:20; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.3]).
Образы шатающегося пьяного человека или раскачиваемой хижины ("шалаш" [Л.15, 24]) понадобились провидцу, чтобы передать впечатление от вида трясущихся гор, тающих холмов, качающейся словно волна земли, расползающейся в разные стороны. Как написано в других библейских стихах (Иер.4:24, Наум.1:5, Пс.59:4).
Удивительно, однако ветхозаветный нави считает причиной вселенской катастрофы отступничество от Бога людей с нечистыми устами. Грех, отягощающий мир (24:20, 13:11), лежащий во зле (1Ин.5:19).
Оттого антропоморфно персонифицированная пророком земля "упадёт, и уже не встанет" (24:20) в прямом и переносном значениях. В прямом, всё будет разрушено, упадут и уже не поднимутся горы, утёсы, холмы, башни, стены, все овдовевшие города (2:12-17, 30:25; Иез.38:20, Отк.16:19).
Также, в переносном смысле, сей род человеческий "упадёт", т.е. истребится (Ис.1:28, 13:9, 12, 34:1-3), "уже не встанет" (24:20) в прежнем количестве, величии, могуществе; не сделает себе имя.
4. Наказание и утешение (24:21-23)

Итак в результате глобального землетрясения (24:17-20), когда "земля сдвинется с места своего" (13:13), на суше всё будет разрушено и сожжено (рис.2).
Катастрофа произойдёт в тот день, День Господа [Л.2], во время Богоявления [Л.16]. Когда Адонай Цеваот посетит землю (29:6), вместе с таинственными орудиями гнева Его (13:4-6).
"И будет в тот день, посетит (накажет) Господь воинство выспреннее (небесное) на высоте (небесах) и царей земных на земле" (24:21; в скобках, текст из [Л.14]).
Считается, словами "небесное войско" [Л.4], "небесное воинство" [Л.3, 24] или "воинство небесное" [Л.14] Йешайа называет ангелов [Л.1, 6, 8, 17]. Или "духовные силы, восставшие против Творца" [Л.25, стр. 823], т.е. духов зла, противостоящих Богу [Л.5, 7, 9, 18]. Однако, в данном случае, приведенное мнение ошибочно.
"Выражение "воинство небесное" ... имеет два совершенно разные значения: первое относится к звёздам, а второе - к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам" [Л.11, стр. 667].
Воинством на высоте небес пророк, несомненно, называет звёзды (40:26, 45:12). А "небесное воинство" это падающие истлевающие звёзды (34:4), по-научному "метеорные тела" [Л.19].
Под царями земными подразумеваются все правители последнего времени, ответственные за низкое моральное и духовное состояние своих народов, за нечестие, за беззакония. Как поступит с ними Всемогущий в день Свой?
"И будут собраны вместе, как узники, в ров ("брошены в яму" [Л.3]), и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны (судимы, [Л.4])" (24:22).
В работе [Л.17] утверждается "автор говорит о заключении в темницу не земных царей, а иных существ (ангелов)" (стр. 710). Но это не так. Воинство небесное "истлеет" (34:4), а попадут в ров именно земные правители.
На Древнем Востоке узников содержали во рвах или ямах [Л.9]. В День Господа, когда потрясутся основания распадающейся земли, многие упадут в провалы, ямы, трещины (24:17-19). В том числе цари земные "будут заключены" в такую подземную "темницу" (возможно, преисподняя [Л.4, 9], т.е. Шеол, как в ст.5:14).
После "многих дней" пребывания в Шеоле они подвергнутся суду (Отк.20:11-13), "будут наказаны" (Ис.24:22, в; Отк.20:15).
Исаия заканчивает словами утешения, ободрения, радости рассказ о жутком видении Великой скорби ("здесь, по мнению ряда комментаторов, описана участь погибших во время великой скорби" [Л.25, стр. 824]).
"И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами Его будет слава" (24:23, "явит славу Свою" [Л.24]).
Некоторые комментаторы ошибочно считают, что в ст.23 имеются в виду затмения луны и солнца [Л.10]. Но затмения светил продолжаются от нескольких минут, видимое солнечное затмение, до нескольких часов (видимое лунное).
На самом деле, по окончании Йом Адонай луна покраснеет ("устыдится", [Л.4]; "смутится" [Л.14]), по причине насыщения атмосферы Земли грубо дисперсными аэрозолями. Соответственно на многие месяцы изменится диффузное излучение неба [Л.20].
Солнце же устыдится ("будет посрамлено" [Л.3], "пристыжено" [Л.15]) от ослепительного сияния славы Господа, восходящей над Йерушалаимом (60:1-3, 19). Когда Он "будет править - на горе Сионе" (24:23, [Л.24], царствовать тысячу лет (Отк.20:6). "В ст.24:23 предсказывается наступление Тысячелетнего Царства Господа" [Л.25, стр. 824].
Комментарий