"Рыдайте; ибо день Господа близок, идёт как
разрушительная сила от Всемогущего" (Ис. 13:6)
разрушительная сила от Всемогущего" (Ис. 13:6)
1. Вступление
Пророк Исаия, в еврейской транскрипции "Йешайа" (означает "Господь - спасение", точнее "Спасает Яхве"), родился в VIII веке до Р.Х. Жил и нёс служение в Иерусалиме во времена правлений иудейских царей Озии (792-740 г.г.), Иоафама (ок. 750-735), Ахаза (735-715), Езекии (ок.715-686) [Л.1-9].
Исаия происходил из знатной семьи, возможно был родственником царя Амасии [Л.5]. Имел доступ к царям и первосвященникам; по преданию, связан с царём Озией кровными узами [Л.2, 9]. Вероятно он являлся историографом иудейского двора [Л.5], служил священником, пророчествовал на протяжении минимум 40-а лет, по-видимому, около 55 лет [Л.2, 6, 8]. Его современниками являлись пророки Осия и Михей [Л.3, 4, 9].
Год смерти Исаии неизвестен, возможно после 686 г., года смерти царя Езекии, и не ранее 681 г., когда убит ассирийский царь Сеннахирим, обстоятельства смерти которого он описал [Л.4]. Согласно предания, на мучительную смерть престарелого Исаию обрёк иудейский царь Манассия (единолично правил с 686 г. по 642 г.), по его приказу которого перепилили полое дерево с укрывшимся в нём пророком [Л.1, 4, 7-9].
Время написания книги. Богословы консервативной школы, считающие Исаию единственным автором книги, предполагают, что она писалась с 739 г. по 681 год, т.е., по меньшей мере 58 лет [Л.9], около 60 лет Л.26] или более 50 лет [Л.1, 4].
В последние два столетия либеральные богословы приписывают Исаие только главы 1-39, утверждая, главы с 40 по 55 написаны другим пророком (т.н. Второисаией), жившим во времена вавилонского плена евреев, т.е. в VI веке. Главы же 56-66 якобы сочинил ещё более поздний автор (т.н. Тритоисаия), живший во II - IV веке до Р.Х. Подробнее о таких гипотезах смотрите в [Л.2, 3, 5, 6, 8, 27].
Композиция. Речи пророка составлены "не по хронологическому, а скорее, по тематическому принципу ..." [Л.9, стр.8; Л.27, стр. 559]. Поэтому для лучшего восприятия, эта и все следующие статьи с комментрариями изложены в хронологической последовательности событий.
В таком случае, композиция первой темы "День Господа" (34:1-9; 13:1-13), похожая на композицию книг пророков Иоиля и Софонии, выглядит следующим образом.
1. Введение, призывающее весь мир обратить внимание на пророческую речь (34:1).
2. Изложение главной темы - День Господа:
а) предупреждение об истреблении народов с лица земли (34:2, 3);
б) орудия наказания (34:4-6, 13:2-6);
в) Яхве сокрушит всю землю (13:5);
г) последствия наказания (34:7-9, 13:7-13).
Главная тема ст. 34:1-9, 13:1-13. День Господа, эсхатологическое время, когда Всемогущий Бог вмешается в историю человечества для суда, опустошения земли, истребления грешников.
Цель написания. Предупредить жителей земли о неотвратимости наказания, разрушении мира, массовой гибели людей.
Содержание. Исаия призывает все народы внимать (34:1) его грозному пророчеству об их физическом истреблении (34:2, 3) за грех, зло, нечестие (13:9, 11). Орудием наказания послужит войско Йахвэ (13:3-5) - небесное воинство и меч Его (34:4-6).
Сокрушение всей земли (13:5) произойдёт в эсхатологический день Господа (13:6, 9). Тогда потрясётся небо, затем земля (13:13), реки да суша станут горящей смолой (34:9), померкнут все светила на небе (13:10), погибнут животные (34:7).
У людей опустятся руки, растает сердце (13:7), покраснеют лица, мышцы схватят судороги (13:8). Убитые будут разбросаны по поверхности земли, от их крови размокнут горы (34:3), а живые встречаются реже чистого золота (13:12).
Проблемы толкования. "Образы, связанные с днём Господа,- одни из самых сложных для понимания при изучении Библии" [Л.19, стр. 264]. Следует ли воспринимать пророчества буквально или как поэтические образы. К каким историческим периодам относятся стихи 34:1-9 и 13:1-13.
2. Весть о гибели людей (34:1-3)
Главной темой почти всех книг малых пророков является "День Господень". Например, у Иоиля [Л.10] и Софонии [Л.12], а также связанные с ним события: Богоявление (Аввакум, гл.3; Наум, гл.1), Его суд над народами (Амос, гл.8; Осия, 3:4-4:6).
Конечно же, йом Адонай полнокровно описан в Книге пророка Йешайа. Самом величественном, грандиозном и обстоятельном произведении из свитков Нэвиим. Почти в каждой главе этой потрясающей книги, прямо или косвенно, затрагивается тема Дня Господа. Не является исключением глава 34.
"Приступите (Приблизьтесь), народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет её ("Земля и все на земле должны это слышать!"), вселенная (мир) и всё раждающееся (что рождается) в ней!" (34:1; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.13]).
Видение, открытое Йешайа, сыну Амоца (Ис.1:1), оказалось настолько жутким, что тайновидец призывает обратить внимание на приговор суда Божьего ВСЕ народы земли. Слушать предсказание ВСЕМ племенам, всему рождающемуся в мире, внимать до тех пор, пока не сбудется пророчество. Какие же ужасы увидел нави?
"Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на всё воинство их. Он предал их заклятию (Он их всех уничтожит), отдал их (предназначил им погибель) на заклание ("на резню!").
И убитые их будут разбросаны ("брошены"), и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их (кровь их будет течь по горам)" (34:2, 3; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).
Гнев Йахвэ на все народы, Его ярость на человеческие массы, т.е. "полчища" [Л.14], "воинство" [Л.6, 9], вызывает грех, царящее в мире зло и беззакония (Ис.13:9, 11). Поэтому Он предназначил жителей земли с нечистыми устами на полное уничтожение, "её обитатели погибну, как мошки" (51:6, пер. [Л.12]).
Эль Шаддай "предал их заклятию" (34:2), обрёл на "заклание", т.е. "резню" [Л.12] или "бойню" [Л.14]. Это не "гиперболические выражения" и не метафорическое заклание, как считается в работе [Л.6], а буквальные; "окончательное поражение ожидает нечестивых во время великой скорби" Л.26, стр. 831].

Но почему после бойни тела не похоронят, как принято? отчего трупы разбросаны ("брошены" [Л.12]) по всей земле? (рис.1).
Потому что в результате массовой гибели людей (13:12, 24:6; Соф.1:2, 3) немногие уцелевшие не смогут похоронить огромное количество трупов. Несмотря на исходящий от них смрад, отравляющий воздух.
В Масоретском тексте горы не "размокнут от крови" (34:2, б), а "растают" [Л.15], что указывает на землетрясение (24:17-20; Авв.3:6) как причину таяния гор да холмов (Мих.1:4, Наум.1:5).
Кровь же будет течь по всей земле: горам, плоскогорьям, равнинам; она окрасит в красный цвет реки, озёра, моря, источники вод (Отк.16:3, 4), все открытые водоёмы [Л.16].
"Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет (явит) поглощённую ею кровь, и уже не скроет убитых своих" (Ис.26:21).
3. Орудия гнева Яхве Цеваот (34:4)
Физической причиной будущей массовой гибели людей из всех народов и племён явятся таинственные орудия гнева (буквально "горячего дыхания") Господа небесных воинств, боевое войско (13:3-5; 5:25-30). Во главе с могущественным исполнителем слова Его (Иоил.2:11), истребителем народов (Иер.4:7).
Войско состоит из мелких и крупных падающих на землю небесных тел, по-научному "метеорный поток". Многочисленное полчище Йахвэ, разоряюще всю землю, подробно описывает пророк Йоэйл (Иоил.2:1-11). Нави Йешайа провидит последствия нападения небесного воинства.
"И истлеет всё небесное воинство ("звёзды растают все до одной"); и небеса (небо) свернутся, как свиток книжный; и всё (звёздное) воинство их падёт, как спадает лист (пожухшие листья) с виноградной лозы, и как увядший лист ("плід недозрілий!" [Л.28]) - со смоковницы" (34:4; в скобках: текст из [Л.14], в кавычках - из [Л.13]).
В древние времена любые светящиеся небесные тела, кроме солнца и луны, считались звёздами [Л.17, стр. 306].
"Падающими звёздами", оторвавшимися от твёрдого небесного свода, назывались яркие короткие вспышки на ночном небе. На самом деле, вспышки вызываются вторжением в атмосферу Земли метеорных тел [Л.18].
Метеоры мгновенно нагреваются до очень высокой температуры и, как правило, полностью "сгорают". Точнее испарятся ("истлеют") в верхних слоях атмосферы. Но почему Исаия утверждает "истлеет всё небесное воинство"? ("звёзды растают все до одной" [Л.13]).
Потому что пророк видит небывалое массовое падение звёзд-метеоров. Так называемый "звёздный дождь", когда количество метеорных вспышек в час превышает 10 000. После такого многосуточного дождя, на небосводе не будет видно ни одной астрономической звезды по причине сильной запыленности атмосферы.
Более того, сами "небеса свернутся, как свиток книжный" (34:4, б), они исчезнут!? "развеются, словно дым" (51:6, пер. [Л.12]; Пс.101:26, 27; 2Пет.3:10). То же самое уникальное видение через 800 лет получил Иоханан.
"И звёзды небесные пали (упали) на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; И небо скрылось, свившись (Небеса раскололись и свернулись) как свиток" (Отк.6:13, 14; в скобках, текст из [Л.13]).
В этих стихах, а также в параллельном тексте Ис.34:4, речь идёт не об ангелах, как считают некоторые. Нет. Иоханан и Йешайа видели космические тела, в частности массовое падение метеоров, называя их "звёзды".
Оттого тайновидец восклицает. "Ты небывалое сотворил (совершил дивное) - то был давний замысел (предопределения) Твой, непреложный, неизменный" (Ис.25:1 б, пер. [Л.12]; в скобках, Синод. пер.)
Небосвод расколется крупным астероидом, его пророк именует "меч Господа" (34:5, 6), "язык Его" (30:27) или "колесница" (66:15, пер. [Л.15]).
Столкновение астероида с поверхностью планеты (Отк.8:8-10, 9:1, 2) вызовет мощный атмосферный вихрь (Ис.29:6, Иер.30:23, 25:32, Наум.1:3). Как предсказано "придёт Господь в огне, и колесницы Его - как вихрь" (Ис.66:15, а).
Крупномасштабные круговые движения огромных масс атмосферного воздуха свернут небо в рёве и гуле, будто свиток. На видимом небосводе исчезнут звёзды, луна, солнце, т.е. "небеса с шумом прейдут" (2Пет.3:10, "В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса" [Л.12]).
"Подтверждением тому, что в главе 34 описывается именно судный день ("день Господень"), можно считать тот факт, что точно такую же картину рисует апостол Иоанн в Откр.6:12-17" [Л.25, стр. 205].
4. Меч Господа (34:5, 6)

Небесное воинство Адонай Цеваот состоит из крупных и мелких тел. Мелкие полностью сгорят в атмосфере, их следы (треки) создадут радиант метеорного потока (рис.2).
Массивные же космические тела, теряя часть своей массы из-за уноса испаряющегося вещества потоком воздуха (т.н. "абляция"), достигнут поверхности земли.
Например, метеороид или астероид в виде огненного шара с длинным светящимся хвостом из раскалённых газов и твёрдых частиц.
В Библии такое небесное тело именуется "меч Яхве" (например, Ис.34:5, 6, 66:16; Иез.21:3-5) или "меч" Бога (Отк.1:16,19:15, 21). Но почему?
Во-первых, в литературе Древнего Востока почти у каждого вида оружия, применяемого людьми, был божественный аналог, в том числе у меча [Л.19, стр. 116]. Меч бога изготавливался из небесного огня [Л.20, стр.149].
Во-вторых, в Библии образы больших размеров связываются с Богом небесных воинств [Л.19, стр. 106]. В третьих, пророки видят необычное явление на небе - жилище Бога.
В-четвёртых, библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета" [Л.19, стр. 134]. Учёт перечисленных обстоятельств позволяет понять почему небесное тело провидец называет мечом Йахвэ, передавая Его прямую речь.
"Ибо упился меч Мой на небесах (Явится в небесах Мой меч): вот, для суда нисходит (обрушится) он на Едом и на народ, преданный ("обречённый") Мною заклятию (на гибель).
Меч Господа наполнится кровью (меч, весь в крови!), утучнеет от тука (жир), от крови агнцев (ягнят) и козлов, от тука с почек овнов ("баранов"): ибо жертва ("резня") у Господа в Восоре и большое заклание ("різанина" [Л.28]) в земле Едома" (34:5, 6; в скобках: текст из [Л.12], в кавычках - из [Л.15]).
Действительно, на небе явится полный крови изогнутый меч Эль Шаддай. Меч пройдёт по всей земле как серп во время жатвы (Отк.14:14-16). Он со свистом обрушится на ВСЕ народы да племена (Ис.34:1-4, Иер.12:12). Всемогущий Бог "мечем Своим произведёт суд (исполнит приговор) над всякой плотью (над всеми людьми), и много будет поражённых (сражённых) Господом" (Ис.66:16, б; в скобках, текст из [Л.14]).
Для правильного понимания ст. 34:5, 6 следует учесть. "Едом служит Исаие лишь прообразом всего мира, над которым совершится суд Господень" [Л.9, стр.77], "изображение Едома в роли жертвы просто указывает на грядущую судьбу всех этих народов" [Л.21, стр. 717]. "Божий суд постигнет весь мир и Едом здесь - просто пример ..." [Л.1, стр. 616].
Однако, если таинственным орудием гнева Йахвэ Элохим явится небесное тело, почему написано "Меч Господа наполнится кровью"? (34:6, "У Господа - меч, весь в крови!" [Л.12]). Как такое может быть?
Дело в том, что по причине изменения характера диффузного излучения неба все наблюдаемые с земли астрономические объекты будут выглядеть красными [Л.22]. В том числе серповидная полоска освещаемого солнцем планетообразного тела - меча Яхве приобретёт кроваво-красный цвет. "Меч Господа наполнится кровью" (ст.6, а).
Комментарий