1. Вступление
Пророк Иоиль, в еврейской транскрипции Йоэйл (означает "Яхве есть Бог"), сын Петуэля. Вот всё, что о нём известно достоверно. По не подтверждённому преданию он жил в Иудее (южном царстве) во времена правления иудейского царя Азариии, сына Амасии. Иоиль не был священником, вероятно он жил в Иерусалиме [Л.3, 26].
Время написания книги. Определить невозможно, т. к. свидетельств, содержащихся в самом произведении, явно недостаточно. Называются даты от II до IX веков до Р.Х. Наиболее вероятно пророчества написаны во время правления в Иудее малолетнего царя Иоаса (840 - 801 г.г.) и его опекуна первосвященника Иодая [Л.1]; по-видимому, не позднее победы Амасии над Едомом в 793 году [Л.2]. Хотя имеются другие мнения, о более поздних сроках написания книги [Л.3-6, 28].
Композиция. 1. Ведение, представляющее автора (1:1-5), содержит уведомление о приближающемся бедствии.
2. Изложение главной темы - День Господень:
а) орудия опустошения (1:6, 7; 2:2-11);
б) последствия наказания (1:8-20, 2:3, 10);
в) покаяние, прощение и благословение народа иудейского (2:12-29).
3. Отступление (2:30-32) для указания признаков начала Дня Господа, а также условия спасения в этот день.
4. Продолжение описания эсхатологических событий:
а) суд над окрестными народами, притеснявшими Израиль (3:1-15);
б) появление Господа, превращение Иерусалима в святыню (3:16, 17).
5. Заключение, содержащее видение будущего царства на земле (3:18-21).
Главная тема. День Господень - эсхатологическое время, когда Бог вмешается в человеческую историю для разрушения безбожной цивилизации, личного пришествия, установления Своего царства на земле.
Цель написания книги. Призвать народ к покаянию, возвратить его Господу.
Содержание. Вначале Йоэйл пророчествует о небывалом разорении земли. Тотальное опустошение, подобное совместному нашествию армий гусениц, саранчи, червей, жуков (1:4) произведёт таинственный народ с львиными зубами (1:5). Погибнет урожай, засохнут виноградные лозы да плодовые деревья (1:10-12), огонь сожжёт траву на пастбищах и деревья в поле, высохнут потоки вод (1:19, 20). Это время опустошения пророк называет день Господень (1:15).
Описанию народа многочисленного сильного, не виданного от начала рода человеческого, который нападёт на землю в День Господень, посвящено начало 2-й главы (2:1-10). Нашествие уникального воинства Яхве Цеваот во главе с могущественным исполнителем слова Его невозможно выдержать человеку (2:11).
Оттого Адонай призывает Свой народ вернуться к Нему в "посте, плаче и рыдании" (2:12-14), созвав торжественное собрание (2:15-17). Тогда Йахвэ благословит чада Сиона (2:18-26), в том числе излиянием Духа Своего на всякую плоть (2:27-29).
Великий да страшный День Господень сопровождается знамениями, одинаковыми как на небе, так на земле (2:30), а предшествуют Йом Адонай солнечное и лунное затмения (2:31). Спасётся тот, кто призовёт имя Господне.
Третья глава посвящена эсхатологическому суду Яхве Элохим над народами, нападающими на Израиль (3:2-14) после возвращения евреев на родину (3:1). Суд осуществится в долине Иосафата (3:2, 12), очевидно в Изреельской долине у развалин древнего города Мегиддо.
Война (3:9), т.е. новозаветное Армагеддонское сражение, произойдёт вскоре после окончания стихийных бедствий Дня Господня (3:14). В те дни потускнеет свет от Солнца и Луны, а звёзды перестанут блестеть (3:15). Победу одержат сыны израилевы, так как Сам Господь послужит защитой для народа Своего (3:16).
Оканчивается книга пророчеством о чудесном времени, когда в Иерусалиме обитает Бог (3:17), земля иудейская наполнится изобилием продовольствия и воды (3:18). Наказание постигнет страны, воевавшие против Иуды, который будет жить вечно (3:19-21).
Главная проблема толкования. Являются ли главы 1 и 2 пророческими или нет. Большинство комментаторов считают, в стихах 1:2 - 2:27 описываются уже имевшие место события (нашествие саранчи, засуха), в стихах 2:28 - 3:21 - будущие события. В таком случае книга распадается на две разные по форме и содержанию части: не пророческую историческую и пророческую апокалиптическую.
Автор данного комментария не согласен с таким подходом, воспринимая книгу как единое эсхатологическое пророчество. Не человеческой историей, а пророческим словом Господа к Иоилю (1:1). "Вплоть до конца ХIХ в. вся книга в целом понималась в качестве предсказания будущего и при этом в качестве единого произведения" [Л.28, стр. 694].
2. Нашествие необычной саранчи (1:1-7)
Книга начинается с вопросов, задаваемых Господом. На них не требуется отвечать, так как ничего подобного не случалось ни при жизни современников Иоиля, ни при жизни предыдущих поколений.
Поэтому нелогично мнение, Адонай через пророка даёт откровение иудеям о содержании УЖЕ постигшего их бедствия (1:1-20).
"Слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Вафуила ("Петуэля"). Слушайте это, старцы ("старейшины"), и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое (Случалось ли что-либо подобное раньше) во дни ваши или во дни отцов ваших? (Нет, не случалось!). Передайте ("расскажите") об этои детям вашим; а дети ваши пусть скажут свои детям, а их дети - следующему (поколению) роду:" (1:1-3; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.25]).
После представления (ст.1), Йоэйл привлекает внимание слушателей интригующим вопросом (ст.2). Важность дальнейшего ответа на него подчёркивается указанием передавать его из рода в род (ст.3).
Речь пойдёт о будущем ужасном бедствии, удивляющем своей необычностью. А именно, полным разорением земли иудейской путём уничтожения зелёных растений. В том числе всех листьев на виноградных лозах, подобно нашествию прожорливых гусениц, насекомых, червей (точнее, личинок насекомых).
"Оставшееся от гусеницы ела саранча (То, что не съели гусеницы, съела саранча), оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки. Пробудитесь, пьяницы, и (громко) плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке (Нет больше вашего сладкого вина), ибо он отнят от уст ваших!" (1:4, 5; в скобках, текст из [Л.7]).

Существует мнение, идущее ещё от "отцов церкви", в ст.4 Йоэйл аллегорическим языком говорит об армиях ассирийцев, вавилонян, мидо-персов, римлян; они опустошат Израиль и Иуду.
Современные же комментаторы, например [Л.1-6, 9, 10, 12, 16, 26-28], полагают, речь об одном из буквальных нашествий стадных вредителей сельского хозяйства.
В частности, о хорошо знакомой жителям древнего Ближнего Востока пустынной саранче (рис.1) в 4-х стадиях её развития [Л.4, 6, 8, 9; Л.10, стр.74; Л.12, стр.1023].
Однако ясно написано - саранча ела только "оставшееся от гусеницы" (в Масоретском тексте, "газам" [Л.11]). Черви ("елэк") ели "оставшееся от саранчи", а жуки ("хасил") доели всё остальное. Иными словами, растительность уничтожат гусеницы, насекомые, их личинки, а не только одна саранча.
Считается, Иоиль напоминает старцам о регулярных опустошительных нашествиях вредителей сельского хозяйства в прошлом (Втор.28:38, 2Пар.6:28, 7:13). Одна особь саранчи может достигать в длину до 9-и сантиметров, она уничтожает в день количество растительности, равное собственному весу.
Прилетают саранчовые огромными массами, насчитывающими миллиарды насекомых, оседая на площади в сотни квадратных километров. Кулиги и стаи саранчи полностью уничтожают почти все сельскохозяйственные, а также дикорастущие растения, за редким исключением [Л.3].
Некоторые комментаторы утверждают, нави вспоминает о реальном нашествии саранчи при жизни его поколения [Л.5, 6, 12, 27]. В таком случае, почему на вопрос "Случалось ли что-либо подобное раньше"? Иоиль отвечает. "Нет, не случалось!" (ст.2, [Л.7]). А дальше подробно рассказывает (зачем?) о том, что они могли видеть своими глазами (1:6-20).
Скорее всего, учитывая текст гл.1, а также начало гл.2, стих 1:4 это прообраз. Только аналогия невиданного до сих пор будущего бедствия - массового нашествия неких врагов, совершенно незнакомых пророку. Трудных для описания по причине отсутствия адекватных терминов, понятий, образов. Иными словами, ст.4 - вынужденная аллегория, развиваемая в последующих стихах.
"Ибо пришёл ("вторгся") на землю мою народ сильный и бесчисленный (Огромная и сильная страна); зубы у него - зубы львиные, и челюсти (клыки) у него, как у львицы. Опустошил ("разорил") он виноградную лозу мою, и смоковницу мою обломал (погубят фиговые деревья!), ободрал ("кору") её до-гола и бросил (Саранча объест кору с моих деревьев): сделались ("стали") белыми ветви её" (1:6, 7; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.23]).
3. Народ с львиными зубами (1:8-14)
Какую огромную сильную страну или бесчисленный загадочный народ с львиными зубами ("Зубы - образ могущества" [Л.12]) имеет в виду Йоэйл?
Традиционная самая распространённая гипотеза, - саранча с аллегорическими львиными зубами и клыками львицы [Л.1-6, 8-10, 13, 15-17]. "Здесь саранча сравнивается с народом" [Л.26, стр.527]. Это "нашествие саранчи, превращающейся в метафорическое войско" [Л.12, стр. 508].
Однако такие насекомые не могут обломать дерево, но только тонкие ветки, от них не засыхают виноградная лоза или смоковница (ст.12, "саранча не жалует эти растения" [Л.8, стр. 881]). От саранчи не тлеют зёрна под землёй (ст.17), не горят пажити да деревья в поле (ст.19), не высыхают потоки вод (ст.20).
По указанным причинам некоторые толкователи 1-й главы вынуждены ссылаться не только на нашествие стадных насекомых или вражеских войск (традиционное толкование). Но также на продолжительную засуху и огонь (метафорический или буквальный) в качестве возможных иных бедствий.
Вопреки ясному указанию на единственную причину - нашествие невиданного народа (ст.6), вызвавшего засуху (1:10-12, 17), а также огонь, попаливший деревья (ст.19).
Образ массового нашествия хорошо знакомых насекомых, гусениц и личинок Иоиль использовал для сравнения с бесчисленным множеством чего-то похожего. Например, "в древней ближневосточной литературе войска нередко сравнивались со стаями саранчи" [Л.8, стр. 880, Л.27, стр. 1021]. От нашествия невиданного ранее войска (2:2, 3) пророк призывает Эрец Ийсраэль рыдать, объясняя почему.
"Плачь же, земля, как дева в рубище жалком радыает о смерти юного своего жениха! Прекратились в Доме (Храме) Господнем приношения хлебные и возлияния, в скорби глубокой священники, слуги Господни. В пепле поля, в золе земля: извели весь хлеб (опустели поля - нет хлеба), засохли виноградники, оливы совсем увяли (погибли)" (1:8-10, пер. [Л.25]; в скобках, текст из [Л.23]).
О будущих событиях Дня Господа (ст.15) провидец пишет так, как будто они происходят в его время, проходят перед его глазами. Нас это не должно удивлять, ибо "говорить о будущем в грамматической категории настоящего или даже прошедшего времени - характерный приём пророческой речи, свидетельствовавший об уверенности говорившего в осуществлении того, о чём он пророчествовал" [Л.5, стр. 84].
В таких чрезвычайно бедственных обстоятельствах в Йом Адонай (ст.1:8-15), когда "В пепле поля, в золе земля" (ст.10), Иоиль призывает рыдать. Как другие ветхозаветные пророки (Ис.13:6, Иез.30:2, 3, Соф.1:11). Ещё один призыв сына Вафуила и его объяснение содержатся в ст.11.
"Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле ("погибло всё на полях!"); Засохла виноградная лоза и смоковница завяла (фиговые деревья умирают); гранатовое дерево, пальма и яблонь (яблони) - все дерева в поле посохли ("пропали деревья - все стоят как мёртвые"); потому и веселье у сынов человеческих (людей) исчезло" (1:11, 12; в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.25]).
Но почему станут краснеть от стыда земледельцы? Не оттого ли, что кровь прильёт к лицам? из-за расширения периферийных кровеносных сосудов, по-научному "блашинг-синдром". Причиной чего явится трепет (тряска) организма (2:6), психоэмоциональный стресс, нейроциркуляторная дистония [Л.20].
Есть о чём рыдать также виноградарям, ибо уничтожены не только все посевы ячменя, перед самой его жатвой, и пшеницы (ст.11). Но виноградные лозы, пальмы, смоковницы, иные плодовые деревья - "все стоят как мёртвые" (ст.12, пер. [Л.25]).
Причиной гибели урожая зерновых культур, виноградных лоз, деревьев явится очень высокая температура воздуха, как ни странно, при потускневшем свете от солнца (2:10). Такую жару трудно выдержать даже человеку. Как провидит Иоханан "И жёг людей сильный зной" (Отк.16:9, а).
Исчезновение веселья у сынов человеческих (ст.12) побуждает ветхозаветного пророка дать несколько советов.
"Препояшьтесь вретищем (наденьте траурные одежды) и плачьте, священники! рыдайте служители алтаря! ("кто службу несёт у жертвенника!") войдите, ночуйте во вретищах (Вы будете спать в траурных одеждах), служители Бога моего! ибо не стало в доме Бога вашего хлебного приношения и возлияния (винного приношения).
Назначьте (людям) пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев ("старейшин") и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего и взывайте (молитесь) к Господу" (1:13, 14, в скобках: текст из [Л.7], в кавычках - из [Л.25]).
Йахвэ Элохим является не только источником благословений для народа Своего, но Он также "огонь поядающий" (Втор.4:24) для отступивших от Него. Оттого Иоиль предлагает священникам при храме надеть вретища. Неудобную одежду из грубой козьей или верблюжьей шерсти [Л.8, стр.882] тёмного цвета. Её "надевали в знак траура, покаяния или покорности" [Л.2, стр. 173].
Также он призывает назначить общественный пост, объявить священное собрание, взывать к Господу. Но почему нужно взывать?
Комментарий