"Слава сего последнего храма будет больше, нежели
прежнего ... и на месте сём Я дам мир ..." (Агг.2:9)
прежнего ... и на месте сём Я дам мир ..." (Агг.2:9)
1. Вступление
Одним из трёх библейских пророков, включая Захарию и Малахию, живших в VI веке до Р.Х., являлся Аггей, евр. "Хаггай" (означает "праздничный"). Он первым начал пророчествовать после возвращения евреев из вавилонского плена [Л.1-10, 19].
Возможно, Хаггай видел храм Соломона до разрушения вавилонянами в 586 году [Л.1, 3, 6, 8, 9], к его восстановлению он так настойчиво горячо призывал многие годы спустя. О месте и времени рождения пророка, его происхождении, роде занятий, жизни, смерти ничего не известно [Л.1, 6-9]. Вероятно, Аггей в возрасте не менее 70-и лет [Л.6, 18] умер ещё до освящения второго храма в 515 году [Л.9].
Время написания книги. Согласно надписания (1:1), пророк получил все четыре вести от Господа во второй год правления персидского царя Дария I сына Гистаспа, т.е. в 520 году до Р.Х. [Л.1, 8-10]. По-видимому книга написана Хаггаем в это время, в течение 4-х месяцев [Л.1-3, 6, 18]. Возможно, его пророчества кем-то записаны позднее, во время освящения храма [Л.3, 9].
Главная тема ст.2:6-9. Слава Господа, наполняющая новый иерусалимский храм, построенный по окончании глобальных стихийных бедствий Дня Господня.
Цель написания. Обратить сердца слушателей к Богу, ободряя их вестью о грядущей славе последнего храма.
Содержание. Через пророка, Всемогущий открывает Своему народу будущие события - крупномасштабные стихийные бедствия, они потрясут небо, землю, море, сушу (2:6), все народы (2:7, а). Затем придут долгожданные благословения (ст.7, б), а храм наполнится славой Господа (7, в).
Все драгоценности мира принадлежат их Творцу (2:8), желающему чтобы слава последнего иерусалимского храма превзошла известность прежнего (2:9, а) и на земле воцарился мир (ст.9, б).
Проблемы толкования. К какому времени относится пророчество, в частности стихи 2:6, 7. Как следует переводить еврейское слово "хемда". О каком последнем храме идёт речь в ст.9.
2. Потрясение основ мироздания (2:6, 7а)
Описывая теофанию, т.е. грядущее посещение Йахвэ земли, ветхозаветные пророки непременно предсказывают катастрофические изменения в природе [Л.11-13].
В частности сотрясение земли (Наум.1:5, Иоил.2:10, Ис.24:19), колебания поверхности суши (Авв.3:6, Ам.8:8, Ис.24:20); содрогания неба (Иоил.3:16, 2:10, Ис.13:13), его сворачивание (34:4), исчезновение (51:6); трепет, который охватит ВСЕ народы (Авв.3:6, Наум.1:5, Иез.38:20). Подобное откровение от Адоная Цеваот получил нави Хаггай.
"Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз (ещё одно (бедствие будет),- и это будет скоро,- Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу (сотрясу) все народы ..." (2:6, 7; в скобках, текст из [Л.14]).
Авторы толкований [Л.5, 8] считают, здесь говорится о природных явлениях, сопутствовавших принятию Синайского законодательства (завета). Однако в те давние для Аггея дни (Исх.19:16-18) вострепетал только "народ, бывший в стане" (ст.16), а не ВСЕ народы. Колебалась одна гора Синай (ст.18), а не суша, море, земля, небо (!) как в пророчестве Хаггая.
Следовательно Агг. 2:6 есть не более, чем аллюзия на Синайские события. Именно так воспринял слова ветхозаветного провидца автор Послания к Евреям (Евр.12:26). "В Новом Завете Агг.2:6 цитируется в контексте, где речь идёт о Втором пришествии Христа (Евр.12:26-27), и это даёт серьёзные основания думать о полном грядущем исполнении этого пророчества" [Л.19, стр. 1095].
Сам Хаггай словосочетанием "ещё раз" указывает на будущее событие. Оно повторится похожим образом "и это будет скоро" ("через некоторое время" [Л.15]).
Слово скоро "отнють не означает хронологической "незамедлительности" события, но предполагает неотвратимость указанной "акции" Божией, которая может совершиться в любое время" [Л.8, стр.550].
Стих 2:6 не является "возможной метафорой" как предполагается в работе [Л.3], а ст.7а - "моральным влиянием истинной религии Израиля на мир языческий ... в смысле победы силы Божией над враждебными Израилю и Богу народами Гогом и Магогом" [Л.5].
В Книге Нэвиим ясно написано, потрясение народов, сотрясение всей живой природы окажется не метафорическим моральным, а буквальным физическим. Ибо так обещает Эль Шаддай.
"И вострепещут (всё живущее будет трястись) от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди (каждый человек будет дрожать), которые на лице земли ..." (Иез.38:20; в скобках, текст из [Л.15]).
Но почему вострепещет всё плавающее, летающее, бегающее, ползающее? по какой причине затрясутся ВСЕ жители земли?
3. Причина глобальных сотрясений

Адонай Цеваот, Господь небесных воинств посетит землю не один. С Ним придут таинственные "орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю" (Ис.13:6, 29:6, Иоил.2:11). Орудиями сокрушения земли послужат небесные тела ([Л.13, 16], рис.1).
Пророк Йешайа называет их небесным воинством (Ис.34:4), языком Господа (30:27), брызгами крови (63:3). Давид - углями огненными (Пс.17:14), а Иисус Навин именует камнями с небес (Иис.Н. 10:11).
Иоханан видит как небесные тела упадут на землю (Отк.8:5-9:2). А именно, "кадильница", наполненная огнём (ст.5), "как-бы большая гора, пылающая огнём" (ст.8), "большая звезда", горящая словно факел (ст.10).
Падение звезды на сушу (9:1) приведёт к образованию глубокой "звёздной раны" - кладязь бездны в ст. 2; по-научному "астроблема". И крупномасштабному выбросу колоссального количества вещества в атмосферу ("дым" в ст.2, б), отчего потускнеет солнце и потемнеет небо (ст.2, в).
Всю планету, её нави Нахум называет "вселенной" (Наум.1:5), потрясёт "великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди (за всё время существования людей) на земле" (Отк.16:18; в скобках, текст из [Л.10]).
Небывалое землетрясение, сопровождаемое подниманием и опусканием поверхности суши, предсказывают многие ветхозаветные пророки (Ис.24:18-20, 29:6; Ам.8:8, 9:5; Наум 1:5; Авв.3:6; Мих.1:3, 4; Иоил.2:10, Иер.4:24 и т.д.).
Уникальность такого потрясения Земли в содрогании неба, чего не бывает при обычных сейсмических толчках. Неботрясение, т.е. потрясение небосвода вызовет мощный трубный звук (грохот), с которым крупные небесные тела: кадильница, гора пылающая огнём, большая звезда преодолевают сопротивление плотных слоёв атмосферы.
Тогда, как утверждает Йоэйл, "поколеблется небо" (Иоил.2:10, б; "дрожат небеса" [Л.17; Л.14]), "потрясётся земля" (ст.10, а), т.е. суша, "помрачатся" светила (ст.10, в). Очевидно потрясётся также гидросфера, ведь Иоханан видел как одно из массивных пылающих тел упало в море (Отк.8:8).
Исполнится обещание Всемогущего. "Я потрясу небо и землю, море и сушу" (Агг.2:6, б). От чего "земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13), по-научному, сдвинется со своей орбиты!
Но почему будут сотрясаться ВСЕ народы? (Агг.2:7, а). Какая физическая причина трепета их тел? о ней предупреждают также Хаваккук (Авв.3:6), Йехэзкэйл (Иез.38:20), Нахум (Наум.1:5, 2:10).
Дело в том, что из-за столкновения крупных тел с Землёй образуются упругие низкочастотные колебания земли, воды, воздуха (т.н. "инфразвук"). Совпадение частоты инфразвуковых волн с частотой собственных колебаний органов человека ("резонанс") вызовет вибрацию, трепет, дрожь тел у ВСЕХ обитателей земли, по всей планете [Л.16].
4. Желаемый всеми народами (2:7)
Ветхозаветные пророки предвидели время, когда Яхве Элохим лично вмешается в историю человечества (День Господень), посетит землю (Богоявление) для наказания мира сего за зло его (суд Господень).
После чего восстановится и освятится иерусалимский храм - Дом для славы Божьей. Поклонятся Ему, принесут драгоценные дары в Бейт Адонай многие народы, даже те, кто воевал с Израилем (Иер.30:18-22, Иез.37:25-28, Мих.4:1-4, Ис.60:1-10, Зах.14:16).
"И потрясу (сотрясу) все народы,- и придёт (придут они с сокровищами всех народов) Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф (Цеваот)" (2:7; в скобках, текст из [Л.14]).
В Синодальном переводе, евр. слово "хемда" переведено как "Желаемый", указывая на "Мессию, Избавителя, Которого ждут все народы" [Л.6]. Однако обычно хемда означает "желание", "предмет желаний" или "драгоценность" [Л.8, 19], а глагол "придёт" стоит во множественном числе [Л.2-4].
Поэтому современный перевод ст.7 выглядит так. "Я потрясу народы и они придут к вам с сокровищами из каждой страны ..." [Л.15; Л.10, 17]. Такое прочтение подтверждается другими параллельными библейскими текстами, например Ис.60:1-10, Мих.4:1-4. "Судя по контексту, речь идёт именно о сокровищах ..." [Л.4, стр. 26].
Тем не менее, возможно, Аггей придаёт слову хемда дополнительное значение. "Хотя прямых указаний в рассмотренном пророчестве, ст.6-9, на личность Мессии не заключается, однако общий мессианский смысл текста очевиден ..." [Л.5, стр. 397].
Ведь Господь, возвращения Которого желают христиане во всех народах, на самом деле придёт в Йерушалаим, поселится в Бейт а-Микдаш (Зах.2:10-12, 8:3, 14:4, 9; Мал.3:1; Иоил.3:17; Соф.3:15; Иез.43:7, 37:27, 28).
Свидетельством чего послужит слава (шехина) Его, постоянно сияющая над городом днём да ночью (Ис.60:1-3, 19).
Она войдёт "в храм путём ворот, обращённых лицом к востоку ... и вот, слава Господа наполнила весь храм" (Иез.43:1-5). Нави Йехэзкэйл видел то, что обещал Адонай пророку Хаггаю "наполню Дом сей славою" (Агг.2:7, в).
Напротив, автор работы [Л.2] пишет. "Слава, о которой идёт речь в Аггее 2:7,- это слава, которую Иисус принёс в храм Иерусалима ..." (стр. 1046). Но такое мнение плохо согласуется с контекстом (2:6, 7а), указанных событий в истории ещё не было [Л.6].
Это же замечание справедливо по отношению к версии о втором храме (Зоровавеля). Более того. "В Писании не указано, что Божья слава вошла в храм Зоровавеля ..." [Л.6].
5. Все сокровища принадлежат Господу (2:8, 9)
Многие пожилые евреи, вернувшиеся из вавилонского плена (возможно, и сам Хаггай), видели великолепие первого храма, построенного царём Соломоном. Они радовались, но также плакали (Ездр.3:12), наблюдая простоту, невзрачность, бедность строящегося второго Бейт Адонай (Агг.2:3). Устами пророка Бог утешает Свой народ.
"Моё (Мне) серебро и Моё (Мне) золото, говорит Господь Саваоф" (2:8; в скобках, уточнения из [Л.14]; "Всё их серебро и золото принадлежит Мне!" [Л.15]).

О чём речь? Скромный по размерам простой второй храм, во времена Ирода Великого и его сыновей, был полностью перестроен, увеличен по высоте, богато украшен [Л.7], "но иудеи всё равно называли его "вторым храмом" [Л.2, стр. 1046].
Однако ст.8 нельзя отнести ни к первому ни ко второму иерусалимскому храму, как это сделано в работе [Л.18]. Аггей провидит третий, эсхатологический Бейт а-Микдаш (рис.2). В него придут все народы "с сокровищами каждой страны" (2:7, пер. [Л.15]).
Они массово принесут Господу серебро да золото, по праву принадлежащие Ему (2:8). Только произойдёт это не раньше, чем сбудется Его обещание. "Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу все народы ..." (Агг.2:6, 7).
После неботрясения, землетрясения, потрясения народов в Йерушалаиме построится Бейт Адонай (Иер.30:18, Иез.37:26), на священной горе (Мория). Тогда "потекут к ней все народы" (Ис.2:2-4), доброхотно понесут десятины свои. Ещё чем примечательным окажется последний храм?
"Слава сего (этого) последнего храма будет больше (превысит славу храма прежнего!), нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сём Я дам ("дарую благоденствие") мир, (Помните, что так) говорит Господь Саваоф" (2:9; в скобках: текст из [Л.15], в кавычках - из [Л.10]).
Комментарий