"Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг
ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как
ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих" (Ос.4:6)
ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как
ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих" (Ос.4:6)
1. Вступление
О пророке Осии, евр. "Ошэйа" (означает "помощник" или "спаситель"), сыне Беерии мало что известно достоверно. Он родился, жил, пророчествовал в Израиле во времена правления Иеровоама II (793 - 753 г.г. до Р.Х.), в дни иудейских царей Озии, Иоафана, Ахаза, а также Езекии [Л.1-9], соправителя Ахаза с 729 г. и единовластного правителя с 716 года [Л.7].
Вероятно, Осия жил в городе Самария, возможно нёс священническое служение [Л.8]. Он последний пророк Северного царства, младший современник Амоса [Л.1, 8], современник Исаии и Михея, которые пророчествовали в Иудее [Л.6, 7, 21]. Умер Осия до уничтожения Израиля ассирийцами [Л.8, 9].
Время написания книги. В точности неизвестно. По-видимому в период с 753 г. по 715 г. до Р.Х. [Л.4, 7, 8, 10]. Возможно пророческое устное служение Ошэйа продолжалось меньше, примерно в 750 -735 годы [Л.5, 8], а книга записана позднее одним из его учеников [Л.9].
Композиция ст. 3:4-4:6. 1. Предсказание потери Израилем государственности (3:4).
2. Покаяние израильтян в последние дни (3:5).
3. Суд Господень:
а) наказание и его причина (4:1, 2, 4);
б) последствия суда для природы (4:3);
в) истребление народа (4:5, 6).
Главная тема. Пророчество о судьбе Израиля, включая последние дни.
Цель написания. Указать на ужасающее духовное состояние своего народа, как причину его физического уничтожения в будущем.
Содержание. Судьба Израиля, продолжительное время оставаться без признаков государственности, лишённым возможности выполнять религиозные ритуалы, утверждает пророк (3:4). Только в последние дни через покаяние остаток обретёт Господа, получит правителя своего (3:5).
Обращаясь к слушателям, Осия как и пророк Амос, предсказывает эсхатологический суд Господень над израильским народом (4:1, а). За нарушение завета: равнодушие к Богу, нечестие, преступления, зло, насилие, овладевшие обществом (4:1, б; 2, 4).
Катастрофические последствия суда отразятся не только на живой и неживой природе (4:3), но также на израильском народе, он истребится (4:5, 6).
Проблема толкования. Пророчества Осии сбылись или им предстоит исполниться.
2. Судьба Израиля (3:4)
В стихе 3:1, через семейные проблемы пророка, Адонай указывает Израилю на Свою любовь к стране, её вероломное прелюбодеяние с другими богами. Продолжительное время изоляции жены нави (3:3) явится прообразом судьбы его народа [Л.8].
"Ибо долгое время (долго) сыны Израилевы будут оставаться (жить) без царя и без князя (начальника) и без жертвы (жертв), без жертвенника (священных камней), без ефода и терафима (терафимов)" (3:4; в скобках, текст из [Л.11]).
За нарушение завета (Исх.20:2-5) Йисраэль на долгое время лишится своего царя, гражданского управления ("князя"). Останется без жертв, жертвенника, ефода (часть верхней одежды первосвященника [Л.7, 12]), терафимов, т.е. домашних божков [Л.7, 8, 12].

"В этой фразе (ст.4) заключены все аксессуары культа и, таким образом, это может быть указанием на грядущий период, когда Израиль потеряет свою государственность ... практиковавшаяся в то время в Израиле религия будет упразднена" [Л.9, стр. 19, 20].
К какому периоду истории следует отнести данное пророчество Осии? Некоторые комментаторы полагают, к 722 г. до Р.Х. [Л.1]. Когда после трёхлетней осады Салманасаром V пала столица Самария, Северное царство перестало существовать, 10 колен уведены ассирийцами в плен, а их место заняли иноземные переселенцы [Л.7].
Другие авторы, например [Л.2], считают,- к вавилонскому плену. Вернувшихся из плена евреев стали называть "народ Израилев" (Ездр.9:1, 10:15) или "сыны Израилевы" (Неем.9:1).
Однако правильнее отнести предсказание Ошэйа к новозаветному времени. В результате двух кровавых восстаний иудеев (66-73 г.г. и 132-135 г.г. от Р.Х.), жестоко подавленных римлянами [Л.7], Йисраэль потерял государственность.
На "долгое время" (Ос.3:4) народ остался как без своего царя и начальников, так без жертв, жертвенника, ефода, первосвященника из-за уничтожения иерусалимского храма в 70-м году.
Долгое время растянулось почти на 2 000 лет. Только 14 мая 1948 года воссоздан Мединат Йисраэль, его современная территория показана на рис. 1.
Однако до сих пор народ завета остаётся "без жертвы" и "без жертвенника" (3:4, б), так как нет ни раскаяния, ни иерусалимского храма.
3. Мессианское царство (3:5)
Из пророчества 3:4 следует, "долгое время" несчастий Эрец Йисраэль окончится воссозданием дома для Бога (Бейт Элохим) в Йерушалаиме, на храмовой горе (Мих.3:12, 4:1; Агг.2:6-9; Иер. 30:18). Что же произойдёт потом?
"После того обратятся (раскаются) сыны Израилевы и взыщут (будут искать) Господа Бога своего и Давида, царя своего, и ("станут почитать") будут благоговеть пред Господом и благостью (благом) Его в последние дни" (3:5; в скобках: текст из [Л.13], в кавычках - из [Л.12]).
Нави провидит покаяние евреев, поиски Бога, обретение Адонай Элоах из царского рода Давида. Далее, благоговение перед Ним и благом Его "в последние дни", "в речах пророков 8-го века это "технический термин" для обозначения мессианского времени ..." [Л.8, стр. 403], "указывает на эру Мессии" [Л.21, стр. 520].
Исполнится такое же как Ос.3:4, 5 богодухновенное предсказание Азарии, сына Одедова. "Многие дни (Долгое время) Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона; Но когда он (израильтяне) обратится в тесноте (беде) своей к Господу, Богу Израилеву, и взыщет (искали) Его, Он даст (позволил) им найти Себя" (2Пар.15:3, 4; в скобках, текст из [Л.12]).
Перед заключением завета мира, спасённым овцам Своим Адонай обещает поставить "одного пастыря" Давида (Иез. 34:22-26). Он пребудет властителем "у них вечно" (37:25). Йисраэль и Йеуда, живущие безопасно, не только обретут Царя в лице Отрасли Давида (Иер.23:5, 6), но станут служить Ему (30:9).
Пророки Ошэйа (3:5), Йехэзкэйл, Йирмейа, говоря о Давиде, конечно же имели в виду не самого царя или человеческих наследников его рода. Нет, они предвидели пришествие Мессии (Иеhошуа ха Машиах), т.е. Иисуса Христа (Ин.4:25, 26; Деян.2:29-32). Йешайа называет Его "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:6), "Царь" (32:1).
Наконец Князь мира обручит с Собой Йисраэль. Наденет невесте Своей кольцо праведности, подарит иго справедливости, оденет в бремя любви, милосердия, верности. Тогда "ты познаешь Господа" обещает пророк (Ос.2:19, 20).
В царстве Мессии небо опять пошлёт дождь на землю, а земля снова даст зерно, молодое вино, оливковое масло (ст.21, 22). Благословенный принесёт мир (ст.18), а народ станет благоговеть перед Ним (3:5), благодарить за благо Его, и скажет "Ты - мой Бог!" (2:23, б).
4. Суд Адоная (4:1, 2)
Между двумя пророчествами Осии 3:4 и 3:5 исполнится ещё одно важное, но трагическое событие. Ветхозаветные пророки называют его "день Господень" (Соф.1:7, 14, Ам.5:18-20, Иоил.2:1-3, Ис.13:5-7).
Такое название используют апостолы Пётр (2Пет.3:10) и Павел (1Фес.5:2), а Иисус Христос именует "великая скорбь" (Мт.24:21). Нави Ошэйа называет его судом.
"Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли ("Господь осуждает вас" [Л.10]) , потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле" (4:1; "Народ этой страны не знает истинного Бога, не верен и не предан Ему" [Л.12]).

Причина суда над неверным народом, о сего содержании пророк скажет позднее (4:3), в нежелании познавать Яхве, исполнять волю Его, проявлять милосердие. Не такого поведения ждёт от него Господь (Исх.19:8), ещё раз напоминает сын Беерии.
"Ибо Я милости (верности) хочу, а не жертвы ("жертвоприношений" [Л.13]), и Боговедения (познания Бога) более, нежели (чем) всесожжений" (6:6, рис.2; в скобках, текст из [Л.20]).
Адонай Элохим отвергает внешнюю набожность: показные церемонии, жертвоприношения, всесожжения (Ам.5:21-23) без благочестия, милосердия, личного Богопознания (ст.11-14).
Оттого потечёт суд, будто сильный поток (ст.24). Как обещает Всемогущий "приспел конец народу Моему, Израилю; не буду более прощать ему" (8:1-3, "и щадить их не буду [Л.20]).
Пророк Амоц, современник Ошэйа, обвиняет Йисраэль, в частности богатых торгашей, в стремлении попрать бедных да погубить обездоленных; укоряет в лицемерии, бесчестии, обмане, торговле людьми (Ам.8:4-6).
Другие категории правителей, судей, священников, пророков беспощадно обличают Цефанйа (Соф.3:1-4), Миха (Мих.3:1-11), Зехарйа (Зах.7:9-12), Йешайа (1:23, 56:10-12). Нави Осия обвиняет весь израильский народ в нарушении завета с Яхве, в постоянном пренебрежении заповедями Его.
"Клятва ("Клянутся и отрекаются") и обман (ложь), убийство и воровство и прелюбодейство (разврат) крайне распространились (Они переходят все нравственные границы), и кровопролитие следует за кровопролитием" (4:2; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.13]).
"Некоторые комментаторы видят в этом списке преступлений нарушения по крайней мере пяти из Десяти заповедей" [Л.22, стр. 1008]. За это проклятия поразят всех, делающих беззаконие, предупреждает Моше (Втор. 28:15-62). Святая земля свергнет с себя народы, оскверняющие её (Лев.18:28).
5. Содержание суда (4:3)
Обличения пророка в 4:1, 2 касаются не только его современников. Их можно отнести также к теперешнему светскому государству Йисраэль. Более того, ко всему миру, в нём "нет ни верности, ни любви, ни познания Бога" (4:1, пер. [Л.10]).
В то же время процветают ложные клятвы, обман, убийства, воровство, разврат, "кровопролитие следует за кровопролитием" (ст.2).
"За то (Поэтому) восплачет (опустошена будет) земля сия, и изнемогут (исчахнут) все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут" (4:3, в скобках, уточнения из [Л.13]; концовка стиха "Гибнут дикие звери, птицы небесные и рыбы морские" [Л.10; Л.12]).
Такое наказание поразит не только Эрец Йисраэль (4:6, 8:7; Ам.8:2, 3, 10; Мих.1:3-6), но ВСЕ народы (Соф.1:2, 3, 18, 2:4-15, 3:6, 8; Авд.1:15, 16; Мих.5:15).
Орудиями гнева и суда Эль Шаддай послужат небесные тела [Л.14]. Они называются стрелами да копьями Бога (Авв.3:11, Зах.9:14, Ис.50:11), небесным воинством (34:4), брызгами крови из точила (63:3), языком Господа (30:27), углями огненными (Пс.17:14), камнями с небес (Иис.Н.10:11).

В Новом Завете, метеорные тела именуются звёздами небесными (Мк.13:25, Отк.6:13), кадильницей, повергнутой на землю (8:5), пылающей горой (8:8), звездой (8:10, 9:1), камнем (18:21), мечом (1:16, 19:21), серпом (14:14, 19), огненным и серным дождём (Лк.17:29, 30), разгоревшимися стихиями (2Пет.3:10, 12).
По причине столкновения крупных тел с поверхностью нашей планеты возникнут высокотемпературные до 700 000 °С сверхзвуковые газо- пылевые ударные волны [Л.14].
От них погибнут нечестивые, "Сильный ветер сметёт их" (4:19,а; пер. [Л.10]). Погибнут люди "со зверями полевыми" (сгорят на земле), "птицами небесными" (сгорят в воздухе).
Даже "рыбы морские погибнут" (4:3; Соф.1:3) из-за гидродинамических ударных волн и высокой температуры воды ([Л.15], рис. 3).
Уцелевшие после катастрофы люди, звери, птицы, рыбы исчахнут (в оригинале "Изнемогут", т.е. погибнут" [Л.5]) на опустошенной земле, в горячем воздухе, безжизненном Мировом океане [Л.16]. "Божий суд над человеческим грехом коснётся всех живых существ этого мира" в [Л.21, стр. 520].
Комментарий