1. Вступление
Широко распространённое имя Михей (евр. Миха) является сокращённой формой от древнееврейского имени Михайагу, означает "кто подобен Яхве?".
Пророк Михей родился в небольшом иудейском селении Морешеф-Геф (Морасфит), расположенном в 40 км на юго-запад от Иерусалима, вблизи филистимского города Геф. Он жил во времена правления иудейских царей Иоафама (ок. 750-735 г.г. до Р.Х.), Ахаза (735-715), Езекии (ок. 715-686) [Л.1-8].
Вероятно Михей Морасфитин был сельским жителем [Л.5, 9, 24], бежавшим от ассирийских войск в Иерусалим, где стал пророком [Л.9]. Он являлся современником нави Осии и Амоса в Израиле, а также Исаии в Иудее [Л.1, 2, 5, 7-9], которого Михей знал лично [Л.2].
Время написания книги. В точности неизвестно [Л.10]. По-видимому во второй половине VIII века до Р.Х. [Л.1, 3, 6], очевидно до падения Самарии в 722 году [Л.5, 7]. Некоторые пророчества произнесены, возможно, в 704-701 годах во время опустошения Иудеи ассирийцами и осады Иерусалима [Л.10].
Композиция четвёртой главы. 1. Описание мессианского царства:
а) поклонение народов Господу в Иерусалиме (4:1, 2);
б) всеобщий мир (4:3-6);
в) восстановление владычества Израилю (4:7, 8).
2. Видение событий, предшествующих царству:
а) физиологические расстройства в День Господень (4:9, 10);
б) война окрестных народов с Израилем (4:11-13).
Главная тема. Будущее царствование Господа на земле, после Его победы над Своими врагами.
Цель написания главы. Дать ободрение слушателям вестью о грядущих благословениях теократического царства, после скорбных пророчеств о судьбах Самарии и Иерусалима (главы 1-3).
Содержание. Михей как многие другие ветхозаветные пророки предсказывает наступление мессианского времени, когда народы станут поклоняться Богу (4:1-3). Они придут в Иерусалим (ст.1), взойдут на Храмовую гору (ст.2), чтобы научиться миру (ст.3). Тогда войны прекратятся, все живут в мире и безопасности (ст.4), поклоняясь одному Господу (ст.5, 6), пребывающему на Сионе (ст.7, 8).
Наступлению правления Бога на земле будут предшествовать события Дня Господня. В те дни, скорби да боли как роженицу схватят кричащих людей (4:9), покинувших города и живущих в поле (ст.10). По окончании стихийных бедствий, окрестные враждебно настроенные народы нападут на Израиль (ст.11), но потерпят поражение (ст.12, 13).
Проблемы толкования. Следуют ли пророчества четвёртой главы в хронологической последовательности или нет. К какому времени относятся отдельные стихи (4:5, 10-13).
2. Тысячелетнее царство (4:1)
Многие ветхозаветные пророки предсказывают чудесное время, когда на земле будет установлена теократия (Зах.2:10-12, 8:3-8, 14:9, 16-21; Соф.3:9-20; Иоил.3:17, 18; Ам.9:11-15; Ис.11:1-10, 33:17-24, 65:17-25; и т.д.). "Форма правления, когда один лишь Бог признаётся высшей политической властью ..." [Л.3, стр. 1236].
Нави Даниэйл видел Кто станет править - "как бы Сын Человеческий" (Дан.7:13, 14). Он именуется пророками: Князь мира (Ис.9:6), Царь (32:1, Соф.2:15), Господь Бог (3:17, Иоил.3:16, 17). Эпоху царствования Господа Иисуса Христа продолжительностью тысячу лет провидит Иоханан (Отк.11:15, 20:4-7).
Пророки Миха (4:1-3) и Йешайа (Ис.2:2-4, нет однозначного объяснения идентичности этих текстов [Л.2, 6, 8]) вносят важные дополнительные штрихи в общую картину грядущего мессианского царства.
"Когда же придут последние дни ("в конце дней"), гора, на которой Храм Господень стоит, главной станет (высочайшею) среди всех гор и над холмами возвысится - и все племена (народы) к ней потекут(устремятся)" (4:1, пер. [Л.23]; в скобках: текст из [Л.19], в кавычках - из [Л.12]).
Понятие "последние дни" ("лучше: в будущем" [Л.4]) в Писании соотносится с мессианским временем [Л.6, 9, 24]. С днями "великой скорби" и последующим тысячелетним правлением Христа [Л.5, 8].
Но почему в это время Храмовая гора в Йерушалаиме "главной станет, среди всех гор"? [Л.23], возвышается над всеми окружающими холмами (4:1, б). "В настоящее время гора Мориа - самая низкая часть города" [Л.22, стр. 167]. Например, гораздо ниже вершин Елеонской гряды (на 40 ... 50 метров).

Причиной возвышения Храмовой горы послужит сильное землетрясение. От него "город великий распался на части", разрушились иные города, "гор не стало" (Отк.16:18-20).
Елеонская гора, точнее гряда, расколется пополам (Зах.14:4), а гористая местность Йеуды превратится в равнину (ст.10).
Только Йерушалаим "высоко будет стоять на своём месте" (14:10, б). Гора Дома Господня возвысится над окружающими "растаявшими" горами и осевшими холмами (Мих.1:4, Авв.3:6).
На Храмовой горе соорудится Бейт Адонай (Иер.30:18, Иез.37:26-28; рис. 1), в него устремятся народы (Мих.4:1). Придут, приплывут, приедут даже представители народов, только что воевавших против Йисраэля (Зах.14:16-19) в Армагеддонской кампании [Л.13].
3. Слово Господа выйдет из Иерусалима (4:2)
Пророк Миха не только видит как множество людей стекается в Йерушалаим, но даже слышит, что они говорят друг другу.
"И пойдут (придут) многие народы и скажут: "придите, и (давайте) взойдём на гору Господню и в дом Бога Иаковлева,- и Он научит нас путям Своим, и будем ходить (чтобы мы могли идти) по стезам (дорогой) Его; ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (4:2; в скобках, текст из [Л.11]).
Такое массовое стремление уцелевших паломников в столицу мира вполне понятно. Ведь там на горе Мория, в иерусалимском храме пребывает Сам Господь Бог! (Иоил.3:16, 17, Зах.2:11, 8:3).
Доказательством Его присутствия послужит сияние шехины над Иерусалимом, как провидит нави Йешайа.
"Ибо вот, тьма покроет землю (Земля ещё покрыта тьмою), и мрак - народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится (взойдёт) над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (Ис.60:2, 3; в скобках, текст из [Л.11]).
Разные причины приведут простых людей да правителей-царей в дом Бога Йаакова. Главная из них, научиться самому, а также научить свои народы путям Всемогущего (Мих.4:2, б). Познать Его законы, уставы, заповеди и ходить (жить) в соответствии с ними. Чтобы не постигла уцелевших людей участь нашей безбожной цивилизации (Соф.1:2, 3), ходившей путями своими (Мих.6:8).
Истинно "от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима" (4:2, в). "Пророк не думает о писаном законе, а о простых и прямых ответах на проблемы, стоящие перед народными вождями всех стран. Бог разрешит возникшие между народами проблемы, независимо от того, находятся ли они близко или далеко от Иерусалима" [Л.10, стр. 22].
Многие люди из многих народов приходят в Бейт Адонай (4:2, Ис.60:3-12). Но только священник, которого изберёт Господь (Зах.6:13), сможет говорить с Ним в святая святых, подобно временам Моше (Числ.7:89), как при обращении Савла (Деян.26:13-18).
Именно главный священник, возглавляющий богослужения в храме, служитель да свидетель, станет открывать правителям народов волю Сына Божьего. "И Господь будет Царём над всею землёю" (Зах.14:9; Отк.11:15).
4. Мирное сосуществование (4:3, 4)
Когда Господь, Царь над всей землёй, становится судьёй между людьми, а также народами, тогда в их отношения проникает мир.
"И будет Он судить многие народы ("рассудит Он распри бесчисленных племён") и обличит многие племена в отдалённых странах (положит конец их раздорам повсюду); и перекуют они мечи свои на орала (лемеха) и копья свои - на серпы; не поднимет (один) народ на (другой) народ меча, и не будут более учиться ("искусство войны позабудут") воевать (не будут они больше готовиться к войне)" (4:3; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).
"Божье обличение, суд и пришествие в конечном счёте принесут человеку мир" [Л.24, стр. 1062]. Шалом да миролюбие - характерные черты мессианского тысячелетнего царства, в котором воцарится Господь (Ис.52:7, Отк.11:15). "Царство - это правление Бога, сверхъестественное явление, а не результат работы людей" [Л.3, стр. 1367].
Оттого третий иерусалимский храм прославится по всему миру, как написано. "Слава этого храма превысит славу храма прежнего! А сюда принесу Я мир. Помните, что так сказал Господь Всемогущий!" (Агг.2:9, пер. [Л.11]).
Весь остаток рода сего будет жить безопасно, когда пасти его станет Тот, "Которого происхождение из начала, от дней вечных", Великий до краёв земли (Мих.5:2-4), Князь мира (Ис.9:6).
Корень еврейского слова шалом (мир) означает "быть совершенным, невредимым" или "жить идеальной благочестивой жизнью" [Л.7, стр. 584]. Именно такую жизнь провидит Миха в будущем теократическом царстве.
"Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею ("они будут жить безмятежно"), и никто не будет устрашать их (не будет никого бояться), ибо уста Господа Саваофа изрекли это" (4:4; в скобках: текст из [Л.11], в кавычках - из [Л.18]).

Наконец-то мирная благополучная жизнь снизойдёт на многострадальную со времён согрешения Адама землю (рис.2).
"Идиллический образ мира и процветания на древнем Ближнем Востоке выражался именно такой возможностью "сидеть под своею виноградной лозой и под своею смоковницей" [Л.14].
В те времена виноград, а также плоды смоковниц (инжир) относились к основным продуктам питания [Л.7, 14]. Смоковницы (инжир), их часто сажали в виноградниках (Лк.13:6), достигают высоты в 6 ... 9 м, а широко раскинутые ветви с крупными листьями создают густую крону [Л.7], отбрасывающую тень.
В жаркий день хорошо сидеть в своём винограднике, под тенью своей смоковницы (4:4, а), приглашая друзей (Зах.3:10, Иоил.2:24-27).
5. Жить во имя Господа (4:5)
Толкование следующего стиха встречает некоторую трудность [Л.6, 8]. Является ли он продолжением мессианской темы? или никак не связан с ней.
"Ибо все народы ходят ("живут"), каждый - во имя (призывая) своего бога; а мы будем ходить ("жить") во имя (призывая) Господа Бога нашего во веки веков" (4:5; в скобках: текст из [Л.18], в кавычках- из [Л.19]).
Переводчики Масоры [Л.12], в отличие от Синодального перевода, относят ст.5 к будущим событиям - "Ибо все народы пойдут ...". "Как бы ни были верны своим богам прочие народы, мы будем преданно следовать за Господом ..." [Л.23]. Будто Михей продолжает тему грядущего царства.
Однако из параллельных стихов (Зах.13:1, 2; Ис.2:17-20) видно,- в теократическом государстве идолы исчезнут, а все народы поклоняются только одному истинному Богу. Как утверждает пророк Цефанйа.
"Страшен будет для них Господь; ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться - каждый со своего места - все острова народов ("каждый народ, где бы он ни жил, на побережьях и на островах" [Л.23])" (Соф.2:11).
Поэтому стих Мих.4:5 следует отнести к его времени, когда "все народы ходят" за своими выдуманными (лже)богами. Но провидец призывает Ам Йисраэль жить во имя Адоная ... "во веки веков". Века Ветхого Завета, века Нового Завета, века Тысячелетнего царства и Вечности.
Во все времена жизни на земле актуально напоминание ветхозаветного нави. "О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим" (6:8).
6. Собирание остатка (4:6)
В стихе 6 Михей возвращается к главной теме, используя характерное словосочетание "В тот день". В данном случае, оно означает эсхатологическое время [Л.3, 4] - начало мессианского царства [Л.8] по окончании бедствий Великой скорби [Л.15].
"В тот день (В оный день великий), говорит Господь, соберу хромлющее (хромых) и совокуплю (созову) разогнанное и тех, на кого Я навёл бедствие" (4:6; в скобках, текст из [Л.23]).
Только ли о неудовлетворительном нравственном состоянии еврейского народа в дни Михея идёт речь? как считают авторы работы [Л.8]. Нет.
Во-первых, в ст.6 подразумеваются не современники нави, а остаток, он будет жить в последнее время. "Первая его фраза, "в тот день", указывает на эсхатологическое значение пророчества" [Л.3, стр. 821].
Верно, ибо в эсхатологическом значении словосочетание "тот день" используется другими ветхозаветными пророками (Зах.14:4-13, 13:1, 12:3-11; Соф.1:10, 3:16; Иоил.3:18, Ам.8:9, 9:11 и т.д.).
Во-вторых, в дни Великой скорби (Мих.4:9-13) Адонай, на самом деле, соберёт хромлющее ("хромых" [Л.11, 19, 23]), объединит разогнанное ("изгнанных"). Всех "тех, на кого Я навёл бедствие" (ст.4:6, "тех, кого Я повергал в страдания" [Л.23]) в день Господень (Соф.1:14-18), великий и страшный (Иоил.2:1-31).
Но почему в результате наведенного бедствия появятся хромые? Много уцелевших здоровых людей начнёт хромать из-за временных расстройств двигательных функций (астазия /абазия) в результате психогенного реактивного ступора, вызванного большими бедствиями [Л.15].
"Ибо вот, Господь исходит от места (жилища) Своего, низойдёт и наступит на высоты земли,- И горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны ("как воды бегут по склону" Л.18])" (Мих.1:3, 4; Авв.3:2-6, Наум.1:3-6).
Изгнанные из жилищ станут искать новые места для проживания, более безопасные от наведенных Элохим бедствий. После победы над притеснителями (Соф.3:19, а) Благословенный соберёт хромлющее и объединит разогнанное (Мих.4:6) в один сильный остаток (ст.7); прославит Свой народ во всех странах, где его поносили (Соф.3:19, в).
"Ветхозаветная идея о том, что остаток Израиля спасётся, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую "формулу" всех библейских пророчеств" [Л.7, стр. 669].
Комментарий