"Бог от Фемана грядет и Святый - от горы Фаран, покрыло небеса
величие Его, и славою Его наполнилась земля" (Авв.3:3)
величие Его, и славою Его наполнилась земля" (Авв.3:3)
1. Вступление
О пророке Аввакуме, евр. Хаваккук (означает "объемлющий"), известно немного. Он пророк из Иудеи, современник Иеремии, Софонии, Наума. По-видимому, проповедывал, участвовал в храмовом литургическом пении как левит. Получил пророческое видение от Бога, отличался глубокими религиозными убеждениями и поэтическим даром [Л.1-8].
Время написания книги. Очевидно в эпоху правления иудейских царей Манассии, Иосии или Иоакима, т.е. в VII веке до Р.Х. Из трёх более точных дат произнесения пророчеств наиболее вероятной считается конец VII века, 606-604 годы, около времени победы Навуходоносора над египтянами при Кархемисе в 605 г. [Л.6, 7, 19] или в 609 г., год смерти Иосии [Л.3]. Хотя имеются другие мнения о более позднем написании книги [Л.2, 4, 8].
Некоторые богословы считают, третья глава книги написана в IV веке другим автором, ссылаясь на обнаруженные среди Кумранских рукописей комментарии на книгу Аввакума, содержащие толкования только на первые две главы.
Композиция третьей главы. 1. Ведение, содержащее надписание (3:1) и отношение пророка к вести от Господа (3:2).
2. Изложение главной темы - Богоявление:
а) шехина (3:3, 4);
б) последствия (3:5-11, 15);
в) цель посещения (3:12-14).
3. Заключение о реакции пророка на полученное откровение (3:16-19).
Главная тема. Явление Бога Своему творению в контексте темы Дня Господа - эсхатологического времени, когда Всемогущий вмешается в человеческую историю для наказания, личного пришествия, установления Своего царства на земле.
Цель написания. Ходатайствовать перед Яхве Элохим о милости, выразить преданность Ему, благодарность за спасение.
Содержание. Пророческое видение (1:1) побудило Аввакума обратиться к Богу с горячей молитвой, которой он придал поэтическую форму псалма. В этой песне, как Давид в псалме 17 (ст.8-16), пророк рассказывает о видении Богоявления (3:3-5), вызывающего у него страх, а также просьбу о милости (3:2).
Ибо теофания сопровождается землетрясением, разрушением гор, оседанием холмов, рёвом бездны, высокими морскими волнами, потоками воды, рассекающими землю, жгучим ветром, язвой, остановкой солнца и луны (3:5-11, 15). Эти стихийные бедствия послужат наказанием вождям да народам, спасением иудеев, прологом к царству помазанника Божьего (3:12-14).
Пророк услышал, увидел и даже ощутил на себе физиологические последствия (3:16) дня гнева Эль Шаддай, когда попираются народы. В те дни не зацветут плодовые деревья, не станет плодов в виноградниках, поля не принесут хлеб, погибнет мелкий и крупный скот (3:17). Однако даже в этих чрезвычайно трудных обстоятельствах пророк предлагает радоваться Господу, уповать на спасение Его (3:18, 19).
Проблемы толкования. Это мифопоэтический текст с элементами хананейской и вавилонской мифологий или описание реального видения. Следует ли относить теофанию к исходу евреев из Египта или ко времени возвращения иудеев из Вавилона, или к более отдалённому будущему.
2. Богоявление (3:1-4)
Пророки Йоэйл, Цефанйа, Зехарйа утверждают,- наступит время, когда Элоах посетит землю, пребудет в Йерушалаиме, на горе Мориа, в храме (Иоил.3:17, Соф.1:8-12, 3:15, Зах.2:10-13, 8:3). Именно так и произойдёт, ибо "не может нарушиться Писание" (Ин.10:35, б).
Однако ни Иоиль ни Захария почти ничего не сообщают о самой теофании, а Софония говорит только о скорби, опустошении, разорении в День Господень (Соф.1:14-18), гибели животного мира и людей (ст.2, 3).
Хаваккук заполняет этот пробел, посвятив значительную часть книги подробному описанию пророческого видения (1:1) явления Адоная Цеваот Своему творению (3:3-12). Потрясающее откровение, полученное от Бога, побуждает нави обратиться к Нему в молитве.
"Молитва Аввакума пророка, для пения (на шигйонот). Господи! услышал я слух Твой (весть Твою) и убоялся (испугался). Господи! соверши дело Твоё среди лет (в годы ближайшие оживи его), среди лет (в годы ближайшие) яви его; во гневе вспомни о милости" (3:1, 2; в скобках, Масоретский текст из [Л.9]).
Точное значение слова "шигйонот" неизвестно, его только предположительно можно отнести к пению [Л.6]. Если этот музыкально-богослужебный термин происходит от аккадского слова shigu, тогда он очевидно обозначает форму плача [Л.10], "плачевная песнь" [Л.23].
Такое допущение хорошо вписывается в текст ст.2 об испуге пророка от полученной грозной вести-видения. Считается это весть от Яхве об уничтожении нечестивого Вавилона [Л.4, 6].
Однако такое упрощённое толкование противоречит словам Аввакума "во гневе вспомни о милости" (3:2, "Но во гневе вспомни и прояви к нам милость" [Л.11]).
Кроме того, во время гибели Вавилонской империи историки не зафиксировали событий, описанных провидцем в 3:6-12. По этим двум причинам многие комментаторы, например [Л.1, 3, 18], относят ст.3-9 к прошлым событиям. А именно, исходу евреев из Египта: переход с Синайского полуострова (ст.3, 4), казни египетские (ст.5), путь по пустыне (ст.6), переход через море и Иордан (ст.8-10).
Однако в 3:2, а также дальнейших стихах речь не столько о евреях Исхода, египтянах или халдеях, сколько о судьбе народов во всём мире, о грядущем Дне Элохим [Л.12, 13]. "Грандиозность будущего явления Бога превосходит опыт Израиля на горе Синай, и в конце времён будет иметь всеобщее, а не только национальное значение" [Л.19, стр. 506]. Как написано.
"Бог от Фемана грядет (придёт) и Святый - от горы Фаран. Покрыло небеса (небо) величие (великолепие) Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск (сияние) её - как солнечной свет; от руки Его (Самого) лучи (в англ. пер. "рога" [Л.18]), и здесь (там) тайник Его силы!" (3:3, 4; в скобках, текст из [Л.9]).
3. Мифопоэтический гимн или реальное видение?
Авторы работы [Л.10] полагают, стихи 3-19 содержат заимствованные мотивы известных литературных произведений, имеют сходство с вавилонским эпосом "Энума Элиш". Аввакум "переплетает между собой элементы вавилонской и хананейской мифологии в этом гимне" (стр. 921).Такое мнение лишено логики. Зачем пророку использовать элементы языческой мифологии? если он передаёт слушателям откровение от Самого Яхве! Во-вторых, что это за мифопоэтический текст? который насыщен взаимосвязанными и взаимообусловленными событиями, содержит много реальных, а не выдуманных подробностей.
Также нельзя согласиться с мнением авторов [Л.6], в частности о ст.4. "Этот стих можно воспринять лишь как образ - красочный и поэтический" (стр. 525). Нет. Стих 4, третья глава, вся книга - "Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум" (1:1).
Он видел совершенно реальные явления, правда очень трудные для восприятия, изложения, а также понимания слушателями, даже теми, кто живёт в последние дни.
Оттого нави предсказывает "вы будете крайне изумлены, потому что Я совершу в ваши дни такое, чему бы вы никогда не поверили, если бы вам рассказывали об этом" (1:5, пер. [Л.21]).
С Божьей помощью попробуем разобраться в удивительном рассказе пророка. Вникнем в его красочные образы, вдумаемся в физическую сущность теофании. Для чего воспользуемся гипотезой, изложенной в работе [Л.14].

В статье утверждается "знамение Сына Человеческого на небе" (Мт.24:30) это радиант метеорного потока. Область небесной сферы, из неё как бы исходят все видимые и продолженные назад яркие следы испаряющихся в атмосфере метеорных тел (рис.1).
В таком случае нави увидит шехину, т.е. небо покроет величие (великолепие) Элоах. От него померкнет свет от луны, а вся земля будет освещена славой Его, её сияние подобно солнечному свету (ст.3, 4).
Слова "как солнечный свет", "блеск (сияние) величия", "слава" являются синонимами, так как слава "означает ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога" [Л.15, стр. 70; Л.11, стр. 68].
Мощный радиант с зенитным часовым числом ZHR > 10 000 испускает лучи (букв. "рога"), как солнце. Оттого Цефанйа называет его светильником Йахвэ (Соф.1:12). Тёмное же пятно в центре радианта, из которого вылетают яркие метеоры - лучи от руки Бога небесных воинств, Хаваккук называет "тайник Его силы" (3:4, б).
Такое тёмное "отверстие" в центре радианта ветхозаветные пророки именуют: колчан Адоная "как открытый гроб" (Иер.5:16), ножны для меча Яхве, куда "он уже не возвратится" (Иез.21:3-10), точило (Ис.63:1-6).
В новозаветное время это "великое точило" гнева Божия (Отк.19:15), знамение на небе (Мт.29:30), "знамение отверстия на небе" (Дидахе, 16:6).
Оазис Едомской пустыни Феман, евр. Тэйман - "юг", "южная местность", и гора Фаран (евр. Паран) находятся на юге относительно Иерушалаима [Л.1, 2, 4, 5]. В День Господень "тайник Его силы" будет кульминировать именно в южной части небосвода. Над Тэйманом да горой Паран, территорией древнего Едома; заливая небо багрянцем, червлёными ризами Яхве Цеваот (Ис.63:1).
4. Последствия Богоявления для земли (3:5)
Представляет ли опасность радиант метеорного потока в йом Адонай? Несомненно, так как небесная конница мчится быстрее барсов и притче волков во тьме. Она скачет в разные стороны (рис.1), летит словно орёл, камнем падающий на добычу.
Ведь обмолачивать землю будут не малые метеорные тела микронных размеров, а крупные метеороиды и очень крупные астероиды. Так столкновение с нашей планетой астероида эквивалентным диаметром в несколько километров приведёт к катастрофе глобального масштаба.
В частности, мгновенному возникновению высокотемпературной ударной волны из раскалённых газов, минеральной пыли, песка, а также к отдалённым последствиям: болезням, эпидемиям, смерти.
Такие последствия провидит Хаваккук, излагая близкие друг другу события в обратной хронологии, как Йоэйл (Иоил.2:28-31), Амос (Ам.8:8, 9), Иоханан (Отк.6:12, 13).
"Пред лицем (впереди) Его идёт язва (болезни), а по стопам Его - жгучий ветер (разрушение)" (3:5; в скобках, текст из [Л.11]; в Масоре "Пред Ним идёт мор, и пламя выходит по стопам Его" [Л.9], буквально "жар сожигающий" [Л.6]).
Температура такого ветра, пламени или жара сожигающего достигает 700 000 °С. Оттого провидец утверждает "народы трудятся для огня" (2:13, б; "огонь разрушит всё, что построили эти люди" [Л.11]).
Также Йешайа, перечисляя последствия теофании, видит бурю, вихрь, пламя "всепожирающего огня" (Ис.29:6, 1:1), превращающего цветущую весеннюю землю в опустошенную степь (Иоил.2:3).
Обжигающий ветер из видений Аввакума и Иеремии (4:11) это "палящий ветер" в псалме Давида (Пс.10:6), вызванный дождём метеорных тел из горящих углей, огня, серы. Великий ветер Господень раздирает горы, сокрушает скалы, "но не в ветре Господь" (3Цар.19:11).
Пророку Йешайа, как нави Хаваккуку (3:5), открылось похожее, однако более развёрнутое видение Богоявления.
"Ибо вот, придёт Господь в огне, и (как буря) колесницы Его - как вихрь ("Его армии в облаках пыли"), чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение (наказание) Своё с пылающим огнём ("наказать их пламенем огня")" (Ис.66:15; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11]).
Уцелевшие от пылающего огня Господня подвергнутся наказанию язвой (Авв.3:5, а). Сибирской язвой, чумой, тифом, холерой, малярией, дизентерией и прочее. [Л.17].
5. Глобальное землетрясение (3:6, 7)
Помимо ударной волны из раскалённых газов, каменной пыли, песка, глобальное землетрясение потрясёт планету. Как утверждает Йешайа "земля сдвинется с места своего", когда Эль Шаддай потрясёт небо "в день пылающего гнева Его" (Ис.13:13).
Называя нашу планету "вселенной", пророк Нахум так повествует о видении теофании (Наум.1:1-6).
"Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется ("вздымается" [Л.23], "загорелась" [Л.9]) пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней" (ст.5). В подобных выражениях описывают Богоявление нави Миха (Мих.1:3, 4), Йешайа (Ис.40:3-5).
Одним из физических результатов посещения Йахвэ Цеваот земли Исаия называет гром, а также землетрясение (29:6, 24:18-20). О нём сообщают Миха (Мих.1:2-4), Йирмейа (Иер.4:24), Йехэзкэйл (Иез.38:19, 20), Йоэйл (Иоил.2:10, 3:16), Хаггай (Агг.2:6), Давид (Пс.17:8-12), Иисус Христос (Лк.21:11), Иоханан (Отк.16:18). Хаваккук также говорит о сильных сейсмических колебаниях.
"Он стал (встал) - и поколебал (пошатнул) землю; воззрел (глянул) - и в трепет привёл народы ("затрепетали народы всех стран"); вековые (древние) горы распались (разрушились), первобытные ("древние") холмы опали ("осели"); пути Его - вечные" (3:6; в скобках: текст из [Л.9], в кавычках - из [Л.11].
Слова "встал", "пошатнул", "глянул", использованные пророком, являются метафорами. В противном случае надо признать, у Бога есть ноги, глаза, руки, т.е. какая-то телесная форма, отрицаемая евреями [Л.10, стр.596].
Следовательно, народы всех стран затрепещут не от вида Всемогущего. Тогда от чего, из-за страха? Нет. От явления резонанса внутренних органов человека под воздействием инфразвуковых колебаний земли, воды, воздуха [Л.17]. Трепетать будут не только люди (ст.6, б), но также рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся (Иез.38:20). Нечестивые взяли верх над праведными, оттого Великая скорбь поразит народы.
"Грустными (в беде) видел я шатры Ефиопские (Кушана); сотряслись палатки (завесы шатров) земли Мадиамской (Мидйан)" (Авв.3:7; в скобках, текст из [Л.9]).
Нави видит, как землетрясение от Господа сотрясает завесы шатров в южных степях Мидйан. Беда поселилась в шатрах Кушана, в данном тексте, по-видимому некое кочевое племя на юге [Л.10].
Пришла беда, исполнилось обещание Элохим. "Всё истреблю с лица земли ("Я разрушу всё на земле" [Л.11]),- говорит Господь ..." (Соф.1:2, 3).


. Если оно остановится (?!), погибнет жизнь на Земле в любых высокоорганизованных формах. Однако во времена Иисуса Навина этого не произошло (Иис.Н.10:11-13).
Комментарий