"Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? гнев
Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним" (Наум.1:6)
Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним" (Наум.1:6)
1. Вступление
Вероятно, Наум являлся потомком переселенцев, уведенных в Ассирию в 722 г. до Р.Х. [Л.3], возможно он не был иудеем [Л.1]. По-видимому, пророк жил в правление иудейского царя Манассии (696-642 г.г.), т.е. был современником Иеремии, Софонии, Аввакума [Л.2-8].
Время написания книги. Очевидно между 663 г. до Р.Х., годом разрушения египетского города Фивы, и 612-м, годом падения ассирийской столицы Ниневия. Примерно в VII веке [Л.3, 5], в пределах 663-654 годов [Л.8] или между 662 и 660 г.г. [Л.1, 4].
Композиция первой главы. Похожа на третью главу Книги Аввакума.
1. Введение, содержащее надписание (1:1) и характеристику Бога (1:2, 3 а).
2. Главная тема - гнев Господень:
а) теофания (1:3, б);
б) последствия гнева (1:4-7);
в) наказание врагов (1:8-14).
3. Заключение, призывающее радоваться окончательному миру (1:15).
Главная тема. Божий суд над землёй в контексте теофании, излияния гнева Яхве, стихийных бедствий.
Цель написания. Предупредить всех противников Бога о неминуемом наказании, мести всем врагам Его, истреблении нечестивых.
Содержание. В серии пророческих видений (1:1) о гибели Ниневии, столицы могучей Ассирии (главы 2, 3), Наум получает откровение о характере Господа (1:2, 3), теофании (ст.3-6), эсхатологическом суде над миром (ст.6-8), над всеми врагами Его (ст.8-14). По окончании суда наступит мир в Иудее, возобновятся праздники, исчезнут нечестивые (ст.15).
Проблемы толкования. Считается, их нет [Л.3]. Однако, как минимум, одна проблема толкования всё же существует. В главе 1, кроме надписания (1:1), "которое, возможно, не является частью первоначального текста" [Л.9, стр. 49] не говорится о Ниневии. Описание Богоявления (1:3-6) указывает на эсхатологический характер этой главы.
2. Бог ревнитель и мститель (1:1-3)
Ветхозаветные "малые пророки" провидят время, когда Господь поселится в Йерушалаиме, на Храмовой горе, в Бейт Адонай (Зах.2:10-13, 8:3, Соф.3:15-17, Иоил.3:17, Мал.3:1).
Нави Хаваккук описывает предшествующее этому событию таинственное Богоявление, оно сопровождается катастрофическими изменениями в природе (Авв.3:3-12). Пророк Нахум, той же теофании, предваряет краткую характеристику Йахвэ Элохим.
"Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина (Нахума из Элкоша). Господь есть Бог ревнитель и мститель (ревнивый и мстящий); мститель Господь и страшен (яростен) в гневе: мстит Господь врагам Своим, и (хранит Он ненависть) не пощадит ("изливает ярость на") противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом (силой), и (но) не оставляет ("зло") без наказания ..." (1:1-3а; в скобках: Масоретский текст [Л.10], в кавычках - [Л.22]).
Такое заключение о характера Бога Нахум из Элкоша сделал не из своих последующих видений теофании. А на основе исследования Пятикнижия Моше (Исх.20:5, 34:14; Втор.4:24, 32:41 и т.д.), знания лукавого сердца человеческого (Иер.17:9, 10).
Ревность Господа как и справедливость наказания проистекают из Его любви к Своему творению (Быт.1:31, 3:6-19), избранному народу (Ис.63:7-10), к грешникам (Рим.5:8, 6:23). Безгранично могущество Адонай Цеваот, велико и долготерпение Его (Наум.1:3, а), однако не беспредельно.
Бог никого "не оставляет без наказания" (ст.3, "не оставит виновных без наказания" [Л.11]). Яростный в гневе, отомстит Элоах всем противникам Своим, не пощадит (1:2).
"У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их ("поскользнутся ноги врага" [Л.10]); ибо близок день погибели их ... отомщу врагам Моим, и ненавидящим Меня воздам" (Втор.32:35, 41).
У Господа есть противники, враги, люди ненавидящие Его, отрицающие существование Творца, отнимающие дыхание жизни у других, губящие землю, - все они не остаются без наказания. Также в День посещения воздастся "каждому по пути его и по плодам дел его" (Иер.17:10, б).
3. Теофания (1:3, в)
День посещения Богом земли в Йом Адонай является главной темой многих пророческих книг Библии, их основных глав или ключевых стихов (Авв.3:3-15; Соф.1:2-18, 3:8-20; Зах.2:10-12, 8:3, 14:3, 4; Иоил.2:1-11, 3:12-17; Мал.3:1-5; Ис.2:2-4, 10-21, 13:4-13, 24:17-23, 26:21, 29:6, 30:27-30, 34:1-9, 66:14-16; Иер.25:29-38; Отк.1:7, 8, 19:11-21).
Не является исключением Книга пророка Наума (глава 1). Вот, в каком виде ему открылась тайна Богоявления.
" ... в вихре и буре шествие Господа (Господь - в вихре и буре путь Его), облако - пыль от ного Его ("клубится пыль под ногами Его")" (1:3; в скобках: текст из [Л.10], в кавычках - из [Л.24]).
О сильном ветре, вихре, буре, сопровождающих шествие Йахвэ Элохим по земле, говорят также нави Йешайа (Ис.29:6, 66:15), Зехарйа (Зах.9:14), Йирмейа (Иер.23:19, 25:32, 30:23). Бурный ветер Господень (Иез.13:13) Хаваккук называет "жгучий" (Авв.3:5, буквально "жар сожигающий" [Л.8]), как Йирмейа (Иер.4:11), а Давид именует "палящий ветер" (Пс.10:6).
Что же имели в виду ветхозаветные тайновидцы? В том числе Нахум, сообщая о странных природных явлениях, сопутствующих теофании. Большом вихре (смерче), грозной буре (жгучем, палящем ветре), клубящейся пыли под ногами Всемогущего. Нави Зехарйа помогает ответить на поставленный вопрос.
"Явится в выси небесной Господь, стрелы Его будут сверкать, как молнии. Затрубит Владыка Господь в рог и начнёт шествие Своё в вихрях юга!" (Зах.9:14, пер.[Л.24]).
Согласно пророчества Захарии, когда Эль Шаддай выпустит стрелы Свои, похожие на вспышки молний, да возгремит мощным трубным звуком, тогда возникнут жгучие южные вихри (в Синод. пер. "бури полуденные").
Бог пошлёт сверкающие стрелы Свои, бросит сияющие копья (Авв.3:11), т.е. "горящие угли, огонь и серу" (Пс.10:6), вызовет "палящий ветер", полетит на "крыльях ветра" (17:8-16).
Сегодня стрелы Господа небесных воинств называются метеорными телами. Падение массивных небесных тел сопровождается зловещим трубным звуком, а их разрушение вызывает крупномасштабные пожары, горячие бури, мощные вихри.

Но почему Нахум видит множество пыли в атмосфере? "облако - пыль от ног Его" (1:3, "клубится пыль под ногами Его" [Л.24]).
Во-первых, в результате физических процессов сублимации, с последующей конденсацией паров космических тел, образуются мельчайшие твёрдые частички диаметром от 1 мкм до 100 микрон - "метеорная пыль" [Л.12].
Во-вторых, при столкновении крупных тел с поверхностью земли высоко в атмосферу выбрасываются миллиарды тонн мельчайшей стекловидной пыли (рис. 1), т.н. "импактное стекло" [Л.13].
Таким образом, в небе возникнет огромное облако клубящейся пыли от шествия Всемогущего по земле (1:3).
4. Последствия теофании (1:4)
Нави Хаваккук предупреждает не только о жгучем ветре, идущем по стопам Элохим (Авв.3:5), но также гневе Его на реки, ярости на море (ст.8). Из полученного Нахумом откровения становится понятным в каких событиях эти чувства выразятся.
"Запретил (пригрозил) Он морю - и оно высыхает (сделал его сухим) и все реки (иссушил) иссякают; вянет (увял) Васан (Башан) и Кармил (Кармэль) и блекнет (поблек) цвет на Ливане (Леваноне)" (1:4; в скобках, текст из [Л.10]).
Одним из катастрофических последствий столкновения планеты с метеорно-астероидным потоком явятся крупномасштабные изменения строения земной поверхности. Одни её участки поднимутся, а другие опустятся (Ам.9:5, Ис.24:17-20, 40:4).
По этой причине станут сухими ложа крупных водоёмов, пересохнут или изменятся русла рек, высохнут ручьи, прежние источники вод (Ис.19:5-7, 42:15, Зах.10:11).
Например, иссякнут воды в реке Евфрат (Отк.16:12), которая берёт начало на Армянском нагорье, а затем пересекает горную гряду Тавра, прежде чем попасть в Месопотамию. Также пересохнет египетская часть русла знаменитого Нила (Ис.11:15, 19:5-7), одной из двух самых длинных рек в мире.
Башан, территория восточнее Генисаретского озера, а также холмистая местность вокруг горы Кармэль славились цветущими лугами да прекрасными пастбищами [Л.14], как и горный массив Леванон [Л.6]. В видении Нахума их травяной покров увял, потерял свежесть, яркость (поблек).
Исполнится обещание Яхве Элохим. "Опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу ..." (Ис.42:15), "... пастбища пастухов пожухнут, иссохнет и вершина горы Кармил" (Ам.1:2, пер. [Л.11]).
Трава пожухнет от вихрей да бурь (Наум.1:3), состоящих из импактных чрезвычайно горячих газов, каменной пыли, песка. Именуемых "пламя гнева Его" (ст.6), "дуновение Господа" (Ис.30:33), "палящий ветер" (Пс.10:6), "жгучий ветер" (Авв.3:5, Иер.4:11).
Считается, в ст.4 Наум говорит прямо или намекает на переход евреев через Чермное море и реку Иордан [Л.1, 2, 7-9, 14]. Однако такое мнение ошибочно.
Во времена Шемот море не высохло, а расступилось под напором сильного восточного ветра (Исх.14:21). И река Иордан не иссохла, но вода временно остановилась стеной (Иис.Н.3:13-16). Кроме того, Моше ничего не говорит об увядании Васана, Кармила, Ливана.
5. Землетрясение (1:5)
Ещё одним последствием Богоявления послужит глобальное землетрясение. От него затрясутся горы, осядут холмы, начнёт колебаться земля словно морская волна; затрепещут люди.
"Горы трясутся (сотрясаются) пред Ним и холмы тают, и земля колеблется (трепещет) пред лицем Его и вселенная (трепещет мир) и все живущие в ней " (1:5, в скобках, текст из [Л.23]; "земля вздымается и весь мир этот со всеми живущими в нём" [Л.24]).
Нахум провидит как в День посещения произойдёт мощное землетрясение, от него даже "земля вздымается" [Л.24]. Сильные сейсмические колебания охватят весь земной шар, "вселенная" в 1:5, б.
"Еврейское слово "землетрясение" обозначает сильный шум или оглушительный рёв ..." [Л.5, стр. 495]. Потрясения земли также предсказывают Йешайа (Ис.24:18-20, 29:6), Хаваккук (Авв.3:6), Йоэйл (Иоил.2:10, 11), Давид (Пс.17:8-12), Иисус Христос (Лк.21:11), Иоханан (Отк.16:18).
Причиной глобального землетрясения Господня послужит падение крупного небесного тела (8:8-11). Отчего потрясётся небо "и земля сдвинется с места своего" (Ис.13:13), по-научному,- переместится, изменит своб орбиту.
"Ибо вот, Господь исходит от места Своего, низойдёт и наступит на высоты земли,- И горы растают под Ним, долины ("поступь Его рассекает долины" [Л.24]) распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны" (Мих.1:3, 4).
Горы будут не только трястись (Наум.1:5, Иер.4:24), но они растают, т.е. осядут. Даже "скалы распадаются пред Ним" (Наум.1:6; рис.2). Всякие гора да холм понизятся и горная гряда станет долиной, а каждый дол поднимется, крутизна сделается равниной (Ис.40:4). Тогда "явится слава Господня" (ст.5, а).
Импактное землетрясение окажется настолько сильным, что вызовет глобальное "вселенское" колебание суши. Когда "земля вздымается и весь мир этот со всеми живущими в нём" (Наум.1:5, пер. [Л.24]).
Иными словами, поверхность земли взволнуется, начнёт "подниматься и опускаться как река Египетская" (Ам.8:8), когда Адонай Цеваот коснётся её (9:5).

Геоударная волна распространится по всему земному шару в виде упругих колебаний. Её магнитуда от 10 до 13, сейсмическая интенсивность проявления XI - XII баллов по шкале EMS-98, а высота волн на суше 0,3 ... 1 метр и более [Л.13].
В соответствии с откровением, трястись будет земля "и все живущие в ней" (Наум.1:5), затрепещут народы всех стран (Авв.3:6).
Авторы современного перевода Библии [Л.11] считают, народы "трепещут от страха". Однако такой перевод стиха 1:5 искажает оригинальный текст как Септуагинты, так и Масоры, в них ничего не говорится о страхе.
Трепет (тряску) жителей земли вызовет не страх, а физическое явление резонанса. В данном случае из-за совпадения низкочастотных упругих колебаний земли, воды, воздуха (инфразвук) с частотой колебаний внешних и внутренних органов человека [Л.15].
Такое явление резонанса описывает Наум (2:10). Сильный трепет сердца - "тает сердце" ("трепещет" [Л.22]), вибрацию коленных суставов и мышц - "колена трясутся" ("дрожат" [Л.22]), судороги в брюшной полости - "у всех в чреслах сильная боль" ("от боли все корчатся" [Л.22]), прилив крови к голове - "лица у всех потемнели" [Л.10].
В состояние вибрации также войдут другие обитатели земли: "рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и всё пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди ..." (Иез.38:20; Авв.3:16, Ис.21:3, Иез.7:27).
Комментарий