"И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего;
ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец" (Отк.21:23)
1. Вступление
Уникальные эсхатологические видения посмертной участи людей, погибших в дни великой скорби, являлись главной темой 20-й главы [Л.1]. Последние же две главы Откровения посвящены описанию трансцендентного мира - вечного Царства Небесного, места пребывания всех, чьи имена записаны в книге жизни.
Композиция ст.21:1-8, 23-27. 1. Введение (21:1) о месте нахождения пророка.
2. Изложение главной темы - небеса и их жители (21:2-7, 23-26).
3. Заключение (21:27), содержащее условие вхождения в Царство Небесное.
Главная тема. Город Иерусалим на небесах, приготовленный словно невеста Агнца, украшенная для своего мужа.
Цель написания. Утешение и ободрение христиан всех времён, в том числе периода великой скорби.
Содержание. Иоанн, пребывая на небесах (21:1), увидел святой город Иерусалим, украшенный как невеста (ст.2). Это место, где Бог будет пребывать со Своим народом (ст.3), творя всё новое (ст.5), потому что прежнее пройдёт: смерть, слёзы, болезни (ст.4).
Побеждающий этот мир наследует всё в ином мире (21:6, 7), а побеждённых грехом ожидает вторая смерть (ст.8). Небесный Иерусалим не нуждается в солнце и луне, ибо его постоянно освещает Бог (21:23-26). Ворота города всегда открыты (ст.25), но никто из нечестивых не может проникнуть в него (ст.27).
Проблемы толкования. Что именно подразумевается под новой землёй, новым небом. Где находится святой Иерусалим и всё новое, что творит Сидящий на престоле. Какая сущность терминов "вода жизни", "смерть вторая", "слава Божья", освещающая город.
2. Новое небо и новая земля (21:1)
Божий суд в трансцендентном мире, у великого белого престола оканчивается уничтожением хранилищ душ умерших (20:14) и гибелью душ тех, "кто не был записан в книге жизни" (ст.15, [Л.1]).
Затем Иоанну открывается видение нового таинственного места, а прежние небо да земля миновали, буквально "ушли" [Л.19], так как Иоанн возносился в Духе от земли (21:10, высокая гора означает небеса).
"И (Потом) увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (уже не было), и моря уже нет (тоже больше не было)" (21:1; в скобках, текст из [Л.2, 3]).
Удивительно, что на ст.1 написано больше комментариев, чем на все остальные стихи главы 21. Здесь "описывается сотворение нового неба и новой земли; хронологически оно последует за тысячелетним царством" [Л.4].
"По видимому, нынешняя вселенная возвратится к бесформенной энергии, из которой Бог сотворит новые Небеса и новую землю" [Л.30, стр. 794], "составляющие этого мира распадаются, а затем вновь соединяются в новое целое" [Л.31, стр. 723].
Прежние небо (атмосфера) да земля: будут устранены, уничтожены, исчезнут, сгорят, перестанут существовать [Л.5-14, 21, 24]. "Вся прежняя вселенная разрушена, и Бог создаёт новую вселенную, которая будет местом вечной жизни спасённых" [Л.10].
После великого суда Бог создаст новую землю [Л.3, 21] либо обновит прежнюю [Л.5, 10, 16, 25, 28, 29]. "Не думаю, что Бог будет уничтожать существующие сейчас небеса и землю. Скорее, Он подвергнет очищению и переустройству ту субстанцию, из которой сотворена существующая ныне вселенная" [Л.15; Л.32].
Однако в Библии НИЧЕГО не говорится о будущих новой или кардинально обновлённой планетах. Пребывая на небесах, Иоанн видел там новые для него небо, землю, Иерусалим; видел УЖЕ существующими (21:1, 2, 10-21).
Традиционная ссылка на Ис.65:17-25 совершенно неправомочна, так как здесь нави провидит (тысячелетнее) царство Бога на прежней земле, что хорошо видно из контекста. В этом новом царстве есть солнце (24:23, 30:26), море (49:8-12), появляются новые дороги в пустыне да реки в безводной земле (43:19), останется потомство (66:22).
Но там "ещё присутствуют грех и смерть. Из Вечного царства они будут навсегда удалены" [Л.17]. Верно, в 21-й главе Откровения речь идёт о видении "Вечного царства" из него смерть и грех удалены (ст.4, 27). Это Царство Небесное, архетипом которого служил рай.
3. Райские обители
Авторы работы[Л.18] утверждают. "Многое из того, что говорится о новой земле, напоминает Едемский сад, рай ..." (стр. 250), "который описывается в Отк.21:1"[Л.33, стр. 370]. "Раем начинается Священное Писание, раем оно заканчивается" [Л.24, стр. 185]. Совершенно верно.
Если сотворение загадочной новой планеты произойдёт только по окончании тысячелетнего царства на Земле (версия авторов [Л.3, 4, 30 и др.]), тогда где находятся все спасённые души? И зачем новая земля, если уже существует РАЙ на небесах?
"Небо - это вечный и трансцендентный мир, обитель Бога, ангелов и прославленных верующих" [Л.26, стр. 673].Как пишет апостол Павел, "Наше же жительство на небесах ..." (Фил.3:20), в доме Отца, где "обителей много" (Ин.14:2).
Место всех христиан, избавленных от тела смерти, в Небесном Царстве (2Тим.4:18), там находятся Авраам, Исаак, Иаков (Мт.8:11). Они пребывают не на будущей новой планете или промежуточном Небе, но в вечных обителях Отца, вместе с Иисусом Христом (Ин.12:26).
Тайновидец, будучи в Духе (21:10), несомненно видел Царство Небесное, рай (ст.1-4, 10-27; 22:1-5). "Иоанн связывает рай с новыми небесами и новой землёй" [Л.32, стр. 805]. Там отсутствует всё знакомое, привычное, неизменное.
Он увидел новые для него "небо" да "землю", престол Бога и Агнца, реку воды жизни, а также древо жизни, находящееся "посреди рая Божия" (2:7), а не на новой земле. Апостол Павел, подобно Иоанну, "восхищён ("вознесён" [Л.19]) был до третьего неба", побывал в РАЮ (2Кор.12:1-4).
Новые небо да земля, по-видимому рай, "где обитает праведность" (2Пет.3:13, пер. [Л.2]), уже существовали как минимум 2 тысячи лет назад. Их с нетерпением ожидали апостол Пётр и первые христиане (ст.13, Евр.12:22-24).
Также, покаявшемуся злодею Иисус сказал "ныне же ("сегодня" [Л.2, 3, 19, 20]) будешь со Мною в раю" (Лк.23:43). Он не пообещал забрать его, когда создаст новую землю и новое небо. Они "являются образами духовного, небесного мира, вечного Царства Божьего ... это то место, где обитает Бог" [Л.27, стр. 209, 210].
Ибо написано. "Господь в небесах поставил Свой престол, и царская власть Его господствует над всем" (Пс.102:19, пер. [Л.2]). В том числе над тысячелетним царством на земле (Отк.11:15), оно явится отражением вечного Царства на небесах.
4. Святой Иерусалим (21:2)
В Царстве Небесном совершенно иное "небо", принципиально другая "земля", "моря уже нет" (21:1). Но почему Иоанн обращает внимание читателей на отсутствие именно моря?В мифологии древнего Ближнего Востока мореявлялось архетипом хаоса - беспорядка, бесформенности, неустроенности. На небесах "Хаоса больше нет, есть только совершенное и упорядоченное Царство Бога" [Л.26, стр. 1273]. Там находится таинственный святой Йерушалаим.
"И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий (спускающийся) от Бога с неба (небес), приготовленный как невеста, украшенная (нарядившаяся) для мужа своего" (21:2; в скобках, уточнения из [Л.20]).
Одни богословы полагают, существовавший в вечности Иерусалим спустится на землю [Л.4, 10, 24, 30, 31]. Только "исчезновение прежней земли освобождает место для нисходящего от Бога на новую землю Небесного Иерусалима" [Л.21, стр. 625]. Или город спустится "на новую Землю ... на промежуточном Небе" [Л.29].

Другие считают, город "созидается на земле" [Л.8; Л.28]. "Побудовано воно буде на єдиній великій конусоподібній горі, на місці, як думають, стародавнього Єрусалиму" [Л.16].
Третьи авторы возражают "он с неба сошёл, но до земли не дошёл" [Л.7]. "Тот факт, что нигде не говорится о его приземлении, побуждает некоторых видеть его парящим над новой землёй" [Л.17; Л.4].
"Как видно, город этот зависнет в пространстве, как звезда ..." ([Л.7],рис. 1). Некоторые христиане считают, над землёй зависнет не новый Иерусалим, а Церковь - невеста Христа; но зачем ей зависать?
Причина таких странных заблуждений кроется в игнорировании очевидного факта. "В Библии представлены два Иерусалима. Первый находится на земле и становится домом Христа во время тысячелетнего царства. Другой - на небесах, небесный город, отражение земного Иерусалима" [Л.13]. Точнее, земной Иерусалим является отражением вечного святого города на небесах.
Согласно Писаний, земное (евр. "олам газе") - земле: новый восстановленный город Йерушалаим [Л.22], его новый храм, измерить который было предложено пророку (11:1).
А небесное (евр. "олам габа") - небесам: святой вечный Иерусалим (21:2, 10-27; великая и высокая гора в ст.10 равнозначны небу). В нём нет храма (ст.22), но есть дерево жизни, а растёт оно "посреди рая Божия" (2:7).
Апостол видит именно небесный город. Невероятных по земным меркам размеров: длиной, шириной, высотой по 2 200 километров! (21:16). Он создан из не существующих на земле строительных материалов (ст.18-21).
Комментарий