"И явилось на небе великое знамение - жена, облечённая в солнце ...
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон ..."
(Отк.12:1-3)
(Отк.12:1-3)
1. Вступление
Для описания своих удивительных видений Иоанн использовал ряд аллегорических мифопоэтических образов. Например, архетипы великой блудницы и багряного зверя (гл. 17, [Л.1]).
Эти же персонажи, но в ином облике, встречаются в 12-й главе. Ведь одной из особенностей Откровения являются повторы: некоторых событий, образов, сцен, отдельных стихов [Л.2].
Кроме того женщина, дракон "оба имеют отношение и к земному, и к небесному" [Л.3]. Поэтому пророк соединяет земное (знакомое) с небесным (незнакомым), так как видидит оба мира одновременно.
Возникающие при таком синтезе трудности побудили тайновидца к широкому применению аллегорий, метафор, символов. Также использованию архетипов, мифологических аналогий, обращению к традиционным антропо- и зооморфизмам, когда неизвестные объекты наделялись свойствами человека или зверей [Л.1, 2, 31].
Композиция гл.17. 1. Знамения жены и дракона (12:1-6).
2. Война ангелов на небе (12:7-12).
3. Брань дракона с женщиной на земле (12:13-17).
Главная тема. Преследование драконом и сатаной детей Божьих.
Цель написания. Предупредить верных Господу людей о предстоящих тяжёлых продолжительных испытаниях.
Содержание. Иоанну открываются знамения на небе: женщина, облечённая в солнце (12:1, 2), семиголовый красный дракон (ст.3, 4). Жена родила младенца (ст.5), убежала от чудовища в пустыню (ст.6). На небе произошла война между ангелами (12:7), в которой сатана и его ангелы потерпели поражение (ст.8), они были сброшены на землю (ст.9-12).
Дракон стал преследовать женщину (12:13), чтобы захлестнуть её потоком воды (ст.15), но она укрылась в пустыне (ст.14), а земля помогла ей уцелеть (ст.16). Дракон же вступил в брань с остальными детьми жены, теми, кто соблюдает заповеди Божьи, несёт людям свидетельство Иисуса Христа (ст.17).
Проблемы толкования. Персонажи видения являются символами, отвлечёнными понятиями или отражениями реальных образов. Кого или что подразумевал пророк под женой, облечённой в солнце, большим семиголовым красным драконом, младенцем мужского пола, древним змием, рекой воды, семенем жены.
2. Жена, одетая в солнце (12:1)
Иоанн в 17-й главе представил землю со всеми языческими городами её в виде великой блудницы [Л.1]. Это так и есть. Но было бы несправедливым ограничиться только одним характерным аспектом архетипа, отрицательным по сути.На нашей планете проживает избранный Богом еврейский народ, жила святой жизнью дева Мария, пребывает святая христианская Церковь. Поэтому апостолу открылась тайна не только тёмной (гл.17), но также светлой стороны Земли (гл.12).
"И явилось на небе великое (поразительное) знамение - жена (женщина), облечённая (одетая) в солнце; под ногами её (была) луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд" (12:1; в скобках, текст из [Л.4, 5]).
Знамение (знак) это чудо (Ин.3:2, 4:48, 6:30, 7:31, 20:30). "Видимое событие или признак, явление, таящее в себе скрытое значение ..." [Л.6]. Католики полагают, в ст.1 говорится о Деве Марии, но против такого толкования имеется ряд обоснованных серьёзных возражений, например в [Л.3, 7].
Поэтому наиболее вероятными считаются иные 2-е гипотезы. "Жена символизирует Израиль" [Л.8; Л.3, 5, 9-19, 31, 39]. "Она символизирует Церковь" [Л.20; Л.6, 7, 21-23], солнце - Иисус Христос [Л.7, 20-22, 24] или Авраам [Л.39].
Существует третья точка зрения, как попытка примирить две предыдущие. "Жена символизирует идеальную общность избранного Богом народа" [Л.25], т.е. это "народ Ветхого и Нового Заветов верный Богу" [Л.24, 26]. Но почему этот народ апостол видит на небе?
Луна под ногами жены символизирует "подчинение Закона веку благодати" [Л.7] или, наоборот, "отношение завета Бога с Израилем" [Л.12]. Нет, "под солнцем и луной подразумевается Иаков и Рахиль" [Л.8], луна - Исаак [Л.39]. "Місяць - символ земної мудрости" [Л.17], напротив, "луна символизирует плотский человеческий свет" [Л.24], "всё земное, суетное преходящее" [Л.3] и т.д.
Также отсутствует единство и по вопросу "двенадцати звёзд", которые символизируют: 12 сыновей Иакова [Л.8, 17, 39], 12 племён (колен) Израиля [Л.3, 5, 13, 15, 27], 12 апостолов Христа [Л.7, 22-24] или 12 звёзд зодиака [Л.28].
Человек, обладающий фантазией, может придумать совсем иные образы, символизирующие жену, "облечённую в солнце", луну, "венец из двенадцати звёзд". Но что же видел Иоанн? не мог же он видеть то, что символизируют луна, солнце, звёзды, т.е. сугубо отвлечённые понятия, навязываемые современными толкователями.
Обилие противоречивых гипотез, порождаемых аллегорической герменевтикой, заставляет толковать ст.1 буквально. А именно, на небе: "луна" это ... луна, "солнце" есть солнце, а "венец из двенадцати звёзд" - созвездие, состоящее из 12 звёзд.
В таком случае загадочная "женщина, одетая в солнце" (пер. [Л.4, 5]) это Земля (рис.1, 2), представленная в мифологическом антропоморфном облике (рис.1).


Ранее великую блудницу-землю пророк увидел в пустом (космическом) пространстве (17:3, [Л.1]). Там же "на небе" (ст.12:1, а) ему открылось аналогичное видение жены-земли, освещённой солнцем (рис.2, [Л.2]).
Она вся "облечённая (одетая) в солнце" (ст.1, б), "под ногами её луна" (ст.1, в), а на голове "венец из двенадцати звёзд", очевидно зодиакальное созвездие "Дева".
3. Родовые схватки (12:2)
Великое апокалиптическое знамение на небе (12:1) поразило апостола не только необычностью сочетания персонажей, но также особым состоянием жены."Она была беременна и кричала от боли, потому что у неё начались родовые схватки" (12:2, пер. [Л.4]).
Одни богословы утверждают, здесь речь о страдании Церкви перед пришествием Христа [Л.6, 7, 21, 24]. Другие настаивают на версии страданий еврейского народа перед рождеством Христовым [Л.17] или рождении нового Израиля [Л.8]. Третьи считают родовыми муками девы Марии [Л.10].
Для правильного толкования ст.2 необходимо учесть культурно-исторический контекст данного откровения. В Израиле были широко распространены следующие представления о дне Господа (новозаветная "великая скорбь", Мт.24:20-22).
Перед его наступлением "вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, их часто сравнивали с родовыми муками. Как женщина испытывает страдания, рожая ребёнка, так и явлению Конца и наступлению Нового Века предшествует особый период, который в раввинистической литературе часто назывался "родовыми муками Мессии", что означает не страдания Мессии, а мира, рождающего Мессию" [Л.29, стр. 459].
Страдания "мира, рождающего Мессию", а также возрождающего новый Ам Йисраэль провидел ветхозаветный пророк Йешайа. "Земля должна познать боль рождения, и после боли этой она родит своих детей - новый народ" (Ис.66:8, пер. [Л.30]).
Исполнение этого эсхатологического пророчества видел Иоанн (Отк.12:2). А именно, "родовые схватки" колеблющейся Земли, сотрясаемой великим землетрясением не бывалым по силе и разрушительным последствиям (16:18-20). Как написано пророком о дне посещения творения Господом.
"Земля сокрушается (рушится), земля распадается (раскалывается), земля сильно потрясена (сильно дрожит). Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель" (Ис.24:19-21; в скобках, текст из [Л.4]).
Видение небесного знамения жены, освещённой солнцем, конечно нельзя сводить только к одному (антропоморфному) образу Земли. В до научное время любой объект, особенно небесный, мог быть самим собой и одновременно чем-то иным.
Образ жены входит в так называемые "архетипы положительного опыта" [Л.31, стр. 18]. В данном случае, состоящие из нескольких положительных образов, объединённых темой "мук рождения" (Отк.12:2). Это Земля (ст.1, 2), дева Мария (ст.5); Израиль (ст.6, 13-16) и Церковь (ст.11, 17) во время великой скорби.
Им противостоит вавилонская блудница (17:1, 2), как "архетип отрицательного опыта" (там же). Образ, собранный из нескольких отрицательных персонажей, объединённых темой блудодейства: языческая богиня, упившаяся кровью святых (ст.3-6), Земля с развратными жителями её (ст.15, 16), великий царствующий над миром город (ст.18).
Комментарий