"И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий,
мать блудницам и мезостям земным" (Отк.17:5)
1. Вступление
Откровение о последнем времени, о конце мира сего раскрывается Иоанну через видения 7 печатей, 7 труб, 7 чаш гнева Божьего и суда. Несколько глав тайновидец посвящает дополнительному, но уже мифопоэтическому описанию необычных действующих лиц указанных событий.
Такими лицами являются: женщина, одетая в солнце, огромный красный дракон (гл.12), зверь, выходящий из моря, также зверь из земли (гл.13), великая блудница, сидящая на багряном звере (гл.17).
Для правильного понимания сущности этих аллегорических персонажей, имеющих отношение к земному да небесному мирам, необходимо учесть уровень мировоззрения древних и культурно-исторический контекст [Л.1]. Например, в такой условной форме высказывания как аллегория, образ означает нечто иное, чем он есть на самом деле.
Аллегорический язык возник на почве мифологии. Мифологические образы компенсировали отсутствие научных описаний, вера в сверхъестественное являлась повсеместной, оживотворялись объекты неживой природы, они наделялись антропоморфными или зооморфными свойствами и т.д. [Л.2].
Следует также учесть, что образы Откровения "основываются на архетипах" [Л.39, стр. 738]. Основополагающих образах общечеловеческой символики, постоянно встречающихся в мифах, верованиях, видениях, литературе, искусстве.
Композиция гл.17. 1. Введение (17:1), указывающее на источник информации.
2. Изложение главной темы - суд над великим городом:
а) описание города-блудницы (17:2-6);
б) тайна семиголового зверя (17:7-14);
в) уничтожение блудницы рогами зверя (17:15-17).
3. Заключение (17:18), раскрывающее символику женского образа.
Главная тема. Великий город последнего времени, как олицетворение языческого Вавилона, разоряемый багряным зверем с семью головами и десятью рогами.
Цель написания. Показать верующим каким образом в конце дней будут осуждёны да наказаны нынешние жители земли за все мерзости их.
Содержание. Ангел предлагает Иоанну посмотреть на грядущий суд над великой блудницей (17:1) мирового масштаба (ст.2). Она сидит на звере багряном, имеющем 7 голов и 10 рогов (ст.3, 4), олицетворяя древний город Вавилон (ст.5, 6).
Ангел открывает апостолу тайну женщины, а также зверя (17:7), выходящего из бездны (ст.8), у которого 7 голов, они же 7 гор и 7 царей (ст.9-11). Десять рогов-царей зверя получат власть на один час (ст.12, 13). Этого окажется достаточно, чтобы полностью разорить блудницу (ст.16), исполняя волю Бога (ст.17). В итоге зверь потерпит поражение от Агнца (ст.14).
Жена это великий город, господствующий над земными царями (17:18), окружённый скоплениями людей, разными народами, множеством племён и языков (ст.15).
Проблемы толкования. Видение Иоанна носит исторический или эсхатологический характер. Что именно называется великой блудницей, багряным зверем, его головами и рогами.
2. Великая блудница (17:1, 2)
Удивительные апокалиптические архетипы главы 17, для правильного их толкования, необходимо рассматривать в контексте печатей (гл.6, 8), труб (гл.8, 9, 11), чаш (гл.15, 16). Главным действующим лицом в главе 17 является загадочная женщина-блудница.
"И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди (Смотри), я покажу тебе суд над великою блудницею (какая кара ждёт Великую Развратницу), сидящею на водах многих" (17:1; в скобках, текст из [Л.3]).
Многие воды это все жители земли (ст.15), а великая блудница "есть великий город, царствующий над земными царями" (ст.18). Какой именно? у богословов нет единого мнения.
Одни считают, имеется в виду Рим [Л.4-8], Римская империя "с её многобожием и кровавыми преследованиями христиан" [Л.9]. Другие,- будущий иракский город Вавилон [Л.11, 12, 15, 20, 37]. Третьи, под образом блудницы подразумевают церковь-отступницу, лживую и вероломную [Л.13-17], это "всемирная экуменическая лжецерковь" [Л.18-20] или система идолопоклонства [Л.21].
Некоторые авторы, например [Л.22-25], не разделяют указанные популярные, но поверхностные воззрения. "В данном случае образ Вавилона нельзя свести ни к одному конкретному историческому проявлению, в прошлом или будущем ... Вавилон - это архетипическая глава всех сил, которые противостоят Богу" [Л.23, стр. 925]. "Подробности видения Иоанна не относятся ни к какому реальному городу" [Л.24].
Действительно, ни один реальный город не может царствовать над всеми земными правителями, тем более сидеть "на водах многих" (ст.1, 15). Ни в одном конкретном городе невозможно найти ВСЮ "кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (18:24; "всех, кто убит на земле" [Л.3]).
Следовательно невиданная великая блудница это собирательный образ, "означающий и страну, и политическую систему, и идеологию, и лжерелигию, и даже город как центр всякой власти" [Л.25]. Иными словами, персонифицированный нечестивый (17:5) город (ст.18) есть олицетворение всей планеты, "всех городов земли и их цивилизации" [Л.17, стр. 159].
Божий суд над землёй [Л.1] апостол Иоанн описывает с помощью традиционного антропоморфизма - "переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого объекты уподобляются человеку, становятся "человекоподобными" [Л.26, стр. 56].
Так "неодушевлённые предметы и в целом универсум демонстрируют свойственные человеку физические, психические и интеллектуальные качества, а зачастую и половые признаки" (там же). Поэтому ангел так характеризует этот отрицательный архетип.
"С нею блудодействовали (развратничали) цари земные (земли), и вином её блудодеяния (разврата) упивались живущие на земле (жители земли)" (17:2; в скобках, текст из [Л.27]. "Имеется в виду опьянение ложной верой" [Л.6], но не только.
3. Зверь багряный (17:3)
Иоанн пребывал в Духе на небесах (1:10), "т.е. в видении своём, а не в теле" [Л.28]. Это позволило ему видеть, одновременно, как земных, так и небесных персонажей, показанных ангелом.
"И он перенёс меня в духе ("охваченного Духом" [Л.3]) в пустыню, и я увидел женщину, сидящую на ярко-красном звере, который был исписан богохульными именами; у него было семь голов и десять рогов" (17:3; пер. [Л.9]).
Библейская пустыня означает "покинутое и заброшенное место, где отсутствуют жизнь, вода, цивилизация и растительность" [Л.39, стр. 364] . Однако некоторые авторы толкований ст.3 придерживаются иного воззрения.
"Пустыня берётся здесь в нравственно-религиозном смысле ..." [Л.12]. "Идея, заключающаяся в слове "пустыня", означает место духовной бесплодности" [Л.11], "в данном стихе говорится о духовной пустыне, в которой обитает лжецерковь" [Л.13; Л.21].
Но для такого чисто символического толкования нет логических оснований. Охваченный Духом апостол был перенесен "в пустыню" [Л.6], точнее "в пустынное место" [Л.28, 41]. Однако не "в пустынную землю" [Л.24], так как пребывал с ангелом на небесах.


В этом пустынном месте на небе он "увидел жену, сидящую на звере багряном" (ст.3; рис.1, 2). Как в случае с великой блудницей, здесь также отсутствует однозначное толкование образа багряного чудовища (буквально "дикое животное" [Л.6]).
Зверь символизирует мир [Л.22], мировое правительство [Л.28], нечестивую государственную силу [Л.37], восстановленную Римскую империю [Л.8, 17, 19, 21, 23], империю или мировую власть антихриста [Л.5, 16]. Это политический лидер коалиции [Л.14], антихрист [Л.7, 13, 20, 24, 25], дракон-дьявол [Л.12], возможно волчица "из римской легенды о Риме" [Л.10].
Можно придумать многие иные термины, символизирующие необычное ярко-красное дикое животное. Но что же на самом деле видел пророк? затем рассказав мифопоэтическим языком, понятным современникам.
4. Артемида Эфесская
Для ответа вспомним о мировоззрении древних людей, в частности "во всех мифологических системах присутствуют представления о связи Земли с разнообразными хтоническими чудовищами" [Л.30, стр. 467].
Поэтому "великая блудница" (17:1, 2) это антропоморфный архетип некого города всемирного значения, прообраз языческой богини, олицетворение Луны или Земли.
Тогда семиголовый рогатый "зверь багряный" (ст.3, 8-11) является архетипом семиголового левиафана, мифологического хтонического чудовища. На самом деле, планетообразное тело, окружённое космическими телами меньших размеров (рис.2).
В таком случае, почему пророк соединяет образ таинственной женщины, архетип языческой богини, с загадочным небесным телом?
В Эфесе, столице римской провинции Асия, где жил и трудился Иоанн, верили "город Эфес является хранителем храма великой Артемиды и упавшего с небес её изображения" (Деян.19:35, пер. [Л.27]).
Фигура богини луны Артемиды Эфесской, "считавшаяся упавшей с неба, была, скорее всего метеоритом, напоминавшим по форме женскую фигуру" [Л.38, стр. 52].
Оттого апостол, иронически используя этот миф, связывает архетип языческой богини Артемиды-Ашеры, называя её "блудница", с небесным камнем - "зверь багряный".
"В языческих капищах наряду с маццебами, освящёнными камнями, стояли и ашеры (столбы) ... Камни представляли Ваала или вообще божество мужского пола, столбы - богиню Ашеру" (там же, стр. 948).
Кроме того, небесные тела оживотворялись в виде богов (богинь) или диких животных [Л.30, стр. 116, 446-448]. Это нашло отражение в названиях зодиакальных и обычных созвездий [Л.2, стр. 638, 691]. Люди "считали, что небесные тела влияют на дела земные" (стр. 582).
Некоторым астероидам астрономы присвоят кощунственные названия, оттого зверь преисполнен "именами богохульными" (17:3). Его багряный (ярко-красный) цвет обусловит аэрозольное рассеяние света [Л.1, 29].
Комментарий