"Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого
города твоего, чтобы покрыто было преступление ..." (Дан.9:24)
города твоего, чтобы покрыто было преступление ..." (Дан.9:24)
1. Вступление
Используя пророческие сны вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1] и самого Даниила [Л.2, 3], Яхве Элохим передал откровение об отдалённых временах, о последних днях гнева Его, конце определённого времени.
Несомненно нави интересовала, прежде всего, судьба его народа. Как пребывавшего с ним в плену, так оставшегося в Иудее. Поэтому Даниэйл обратился с горячей молитвой к Богу и получил ответ о Его планах относительно Ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.
Композиция ст. 9:24-27, 12:10-12. 1. Указание продолжительности исторического периода в целом, а также его 3-х отрезков (9:24-26).
2. Перечень и длительность событий последней седьмины (9:27, 12:10-12).
3. Заключение (12:13) об участи самого пророка.
Главная тема. Ниспосланное откровение, касающееся судьбы послепленного народа иудейского.
Цель написания. Передать соотечественникам ответ Адоная на молитву о прощении грехов Израиля.
Содержание. Архангел Гавриил, исполняя повеление (9:23), передаёт пророку знание (ст.22) о будущем его народа на протяжении 70-и седьмин (ст.24-27, 10:10-12). Затем прекратятся преступления, наступит конец грехам, загладятся беззакония, утвердится праведность, исполнятся видения пророков, освятится святое святых (9:24).
Однако всё это произойдёт не ранее, чем отстроится Иерусалим за 7 седьмин, а ещё через 62 седьмины придёт Христос Владыка (ст.25). По их окончании Помазанник будет предан смерти, столицу и храм разрушит народ грядущего властителя (ст.26).
Завершится открытый пророку период истории Йисраэля последней седьминой, по окончании которой с его народом будет заключён завет (ст.27, а). Тем не менее ещё в середине седьмины установится власть мерзостная, но предначертанная гибель постигнет опустошителя (ст.27, б).
События второй половины седьмины явятся серьёзным испытанием для людей, не все выдержат их достойно (12:10). Счастлив же будет тот, кто дождётся окончания последней седьмины и наступления нового времени (ст.11, 12). Пророку дан совет идти своим путём, чтобы воскреснуть из мёртвых, получить свою долю в конце дней (ст.13).
Проблемы толкования. Какова продолжительность семидесяти седьмин, все они уже прошли или нет. Есть ли промежуток времени между 69-й и 70-й седьминами. Что означает "Святый святых" и кто заключит завет со многими. Кем является опустошитель в ст.9:27. Когда начинаются и оканчиваются 1290 дней и 1335 дней.
Несомненно нави интересовала, прежде всего, судьба его народа. Как пребывавшего с ним в плену, так оставшегося в Иудее. Поэтому Даниэйл обратился с горячей молитвой к Богу и получил ответ о Его планах относительно Ам Йисраэль, Йерушалаима, Бейт а-Микдаш.
Композиция ст. 9:24-27, 12:10-12. 1. Указание продолжительности исторического периода в целом, а также его 3-х отрезков (9:24-26).
2. Перечень и длительность событий последней седьмины (9:27, 12:10-12).
3. Заключение (12:13) об участи самого пророка.
Главная тема. Ниспосланное откровение, касающееся судьбы послепленного народа иудейского.
Цель написания. Передать соотечественникам ответ Адоная на молитву о прощении грехов Израиля.
Содержание. Архангел Гавриил, исполняя повеление (9:23), передаёт пророку знание (ст.22) о будущем его народа на протяжении 70-и седьмин (ст.24-27, 10:10-12). Затем прекратятся преступления, наступит конец грехам, загладятся беззакония, утвердится праведность, исполнятся видения пророков, освятится святое святых (9:24).
Однако всё это произойдёт не ранее, чем отстроится Иерусалим за 7 седьмин, а ещё через 62 седьмины придёт Христос Владыка (ст.25). По их окончании Помазанник будет предан смерти, столицу и храм разрушит народ грядущего властителя (ст.26).
Завершится открытый пророку период истории Йисраэля последней седьминой, по окончании которой с его народом будет заключён завет (ст.27, а). Тем не менее ещё в середине седьмины установится власть мерзостная, но предначертанная гибель постигнет опустошителя (ст.27, б).
События второй половины седьмины явятся серьёзным испытанием для людей, не все выдержат их достойно (12:10). Счастлив же будет тот, кто дождётся окончания последней седьмины и наступления нового времени (ст.11, 12). Пророку дан совет идти своим путём, чтобы воскреснуть из мёртвых, получить свою долю в конце дней (ст.13).
Проблемы толкования. Какова продолжительность семидесяти седьмин, все они уже прошли или нет. Есть ли промежуток времени между 69-й и 70-й седьминами. Что означает "Святый святых" и кто заключит завет со многими. Кем является опустошитель в ст.9:27. Когда начинаются и оканчиваются 1290 дней и 1335 дней.
2. Семьдесят седьмин (9:24)
Пророк Йирмейа в 597 г. до Р.Х. предсказал 70-летнее пребывание евреев в вавилонском плену (Иер.25:11, 29:10). Нави Даниэйл, после крушения Вавилонской империи в 539 г. до Р.Х., обратил внимание на пророчество Иеремии (Дан.9:1, 2).
Это склонило Даниила к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, о прощении Богом грехов израильского народа. А также пробудило в пророке надежду на возвращение евреев из плена, восстановление Йерушалаима и храма на святой горе (ст.3-20).
В ответ на молитву появляется архангел Гавриил с вестью, предлагая пророку вникнуть в неё, уразуметь видение (9:21-23).
"Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых" (9:24, Масоретский текст [Л.4]).
Для правильного толкования пророческой вести (9:24-27) нужно ответить на вопрос: исполнилась она или нет? Некоторые комментаторы полагают, уже давно сбылась [Л.5-8], другие - нет [Л.9-12, 25]. Третьи затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
Странно, ведь ответ прост и ясен, он содержится в ст.24. Так в Мединат Йисраэль с преступлениями не покончено, грех процветает, вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит ещё искупить; не установлена справедливость навеки, далеко не все библейские пророчества уже сбылись. Храм же и его святая святых (евр. "двир") до сих пор лишены освящения, так как даже не построены.
Перечисленные события сбудутся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), они же "семьдесят седьмин" (Синод. пер.), т.е. через 490 лет [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25].
В некоторых русскоязычных изданиях Библии слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19], однако такой перевод неудачен. В стихе 24 речь идёт именно о семилетиях (седьминах), а недели Даниэйл называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
"Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840].
Это склонило Даниила к страстной молитве, молении, мольбе о великом милосердии, о прощении Богом грехов израильского народа. А также пробудило в пророке надежду на возвращение евреев из плена, восстановление Йерушалаима и храма на святой горе (ст.3-20).
В ответ на молитву появляется архангел Гавриил с вестью, предлагая пророку вникнуть в неё, уразуметь видение (9:21-23).
"Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых" (9:24, Масоретский текст [Л.4]).
Для правильного толкования пророческой вести (9:24-27) нужно ответить на вопрос: исполнилась она или нет? Некоторые комментаторы полагают, уже давно сбылась [Л.5-8], другие - нет [Л.9-12, 25]. Третьи затрудняются дать однозначный ответ [Л.13-16].
Странно, ведь ответ прост и ясен, он содержится в ст.24. Так в Мединат Йисраэль с преступлениями не покончено, грех процветает, вину перед Иеhошуа ха Машиах предстоит ещё искупить; не установлена справедливость навеки, далеко не все библейские пророчества уже сбылись. Храм же и его святая святых (евр. "двир") до сих пор лишены освящения, так как даже не построены.
Перечисленные события сбудутся через "семьдесят семилетий" (пер. [Л.4, 17]), они же "семьдесят седьмин" (Синод. пер.), т.е. через 490 лет [Л.5, 6, 8-10, 12-17, 25].
В некоторых русскоязычных изданиях Библии слово "шавуа" переведено как "седьмицы" [Л.18] или "недели" [Л.19], однако такой перевод неудачен. В стихе 24 речь идёт именно о семилетиях (седьминах), а недели Даниэйл называет "седьмицы дней" (10:2, 3).
"Гавриил возвестил пророку о 70 семилетиях, или 490 годах" [Л.12, стр. 376]. "Эти 490 лет пророчество подразделяет на две части, 483 года и 7 лет, с нераскрытым промежутком между ними" [Л.25, стр. 840].
3. Шестьдесят девять седьмин (9:25)
Исторический период 70-и седьмин, разделённый на три неравные части, начался со следующего события, предсказанного Гавриилом.
"Итак знай и разумей (пойми): с того времени, как выйдет повеление (восстановить и отстроить) о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки (Вождя-Помазанника) семь седьмин (семилетий) и шестьдесят две седьмины (семилетия); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены (рвом), но в трудные времена" (9:25; в скобках, текст из [Л.17]).
"Считается, что дата, с которой следует отсчитывать 70 седьмин,- это указ о восстановлении Иерусалима. Персидские цари издали с этой целью три указа (539, 458 и 444 г.г. до Р.Х.). Основным из них был указ 458 г. до Р.Х." [Л.13; л.25].
Другие авторы придерживаются иных дат начала отсчёта семи семилетий: 457 год [Л.8], 445-й [Л.9, 10], 444-й [Л.12], 457 либо 445 годы [Л.17].
Как бы там ни было. "В это время (т.е. за 49 лет) иудеи восстановят Иерусалим" [Л.9]. Отстроят улицы, обнесут город крепостным рвом, "но в трудные времена" (9:25).
По окончании 7 седьмин пройдёт ещё 62, всего 483 года между повелением о восстановлении Иерусалима и появлением Вождя-Помазанника (буквально "Мессия-Вождь" [Л.8]).
"Помазанник из Дан.9:25 - это кто-то из времён самого Даниила или вскоре после него" [Л.5, стр. 250], "возможно, помазанным является Кир, персидский царь, или Зоровавель, потомок дома Давида, или Иисус-первосвященник, связанный с Зоровавелем" [Л.14, стр. 155].
Но большинство толкователей относят ст. 25 к Иисусу Христу, к началу Его публичного служения (рис.1).
Однако и здесь нет единого мнения. В зависимости от начала отсчёта (даты указа), называются разные даты окончания второго периода: 25-й г. от Р.Х. [Л.25], 26-й год [Л.13, 17], 27-й год [Л.6, 16], с 29 по 30 г.г. [Л.9], с 27 по 34 годы [Л.8], 33-й год [Л.12, 16].
"Некоторые богословы считают, что этот период закончился в тот самый день, когда Господь торжественно вошёл в Иерусалим" [Л.10; Л.12] .
"Итак знай и разумей (пойми): с того времени, как выйдет повеление (восстановить и отстроить) о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки (Вождя-Помазанника) семь седьмин (семилетий) и шестьдесят две седьмины (семилетия); и возвратится народ и обстроятся улицы и стены (рвом), но в трудные времена" (9:25; в скобках, текст из [Л.17]).
"Считается, что дата, с которой следует отсчитывать 70 седьмин,- это указ о восстановлении Иерусалима. Персидские цари издали с этой целью три указа (539, 458 и 444 г.г. до Р.Х.). Основным из них был указ 458 г. до Р.Х." [Л.13; л.25].

Другие авторы придерживаются иных дат начала отсчёта семи семилетий: 457 год [Л.8], 445-й [Л.9, 10], 444-й [Л.12], 457 либо 445 годы [Л.17].
Как бы там ни было. "В это время (т.е. за 49 лет) иудеи восстановят Иерусалим" [Л.9]. Отстроят улицы, обнесут город крепостным рвом, "но в трудные времена" (9:25).
По окончании 7 седьмин пройдёт ещё 62, всего 483 года между повелением о восстановлении Иерусалима и появлением Вождя-Помазанника (буквально "Мессия-Вождь" [Л.8]).
"Помазанник из Дан.9:25 - это кто-то из времён самого Даниила или вскоре после него" [Л.5, стр. 250], "возможно, помазанным является Кир, персидский царь, или Зоровавель, потомок дома Давида, или Иисус-первосвященник, связанный с Зоровавелем" [Л.14, стр. 155].
Но большинство толкователей относят ст. 25 к Иисусу Христу, к началу Его публичного служения (рис.1).
Однако и здесь нет единого мнения. В зависимости от начала отсчёта (даты указа), называются разные даты окончания второго периода: 25-й г. от Р.Х. [Л.25], 26-й год [Л.13, 17], 27-й год [Л.6, 16], с 29 по 30 г.г. [Л.9], с 27 по 34 годы [Л.8], 33-й год [Л.12, 16].
"Некоторые богословы считают, что этот период закончился в тот самый день, когда Господь торжественно вошёл в Иерусалим" [Л.10; Л.12] .
4. Смерть Христа, разрушение храма (9:26)
Что же произойдёт по окончании двух пророческих периодов? после торжественного въезда Христа Владыки в Йерушалаим (Зах.9:10).
"И по истечении (После) шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (ничего у Него не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26; в скобках, текст из [Л.17]).
"Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5].
Нет, такую гипотезу легко оспорить. Сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал иерусалимский храм, а только ограбил и осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается "город и святилище разрушены будут" (9:26, б).
Это произошло в 70-м году от Р.Х., "когда римская армия разрушила Иерусалим и храм ..." [Л.9]. Поэтому в Помазаннике толкователи видят, как правило, Иисуса Христа [Л.6, 8-17]. Ибо написано "предан будет смерти Христос" (ст.26, а), "и не будет", т.е. "еврейский народ более не будет народом Мессии" [Л.12].
В древности военные победы, захват, разрушение городов приписывались царям (вождям), но в ст.26 читаем "город и святилище разрушены будут народом вождя".
Так и случилось. Главнокомандующий римскими войсками Тит Флавий, сын императора Веспасиана (79-81 г.г. от Р.Х.), "как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его" [Л.6]. "Один из римлян, бросив горящую головню в северную пристройку, поджёг сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Храм рухнул" [Л.20, стр. 1041]. Также полностью был разрушен сам город, сохранились только три башни дворца Ирода (там же, стр. 377). В точности исполнились слова и видения, ранее открытые Даниэйлу, "конец его (города) будет как от наводнения" (9:26, в).
"И по истечении (После) шестидесяти двух седьмин (семилетий) предан будет смерти Христос (Помазанник), и не будет (ничего у Него не останется); а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как (подобно) от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (Дан. 9:26; в скобках, текст из [Л.17]).
"Скорее всего, речь идёт об Онии III, первосвященнике, который был казнён Антиохом Епифаном в 171 г. до н.э. Многие исследователи находят эту гипотезу неоспоримой ..." [Л.7; Л.5].
Нет, такую гипотезу легко оспорить. Сирийский царь Антиох IV Епифан (правил с 175 г. по 164 г. до Р.Х.) не разрушал иерусалимский храм, а только ограбил и осквернил его [Л.20, стр. 1040]. Но в пророческой вести утверждается "город и святилище разрушены будут" (9:26, б).
Это произошло в 70-м году от Р.Х., "когда римская армия разрушила Иерусалим и храм ..." [Л.9]. Поэтому в Помазаннике толкователи видят, как правило, Иисуса Христа [Л.6, 8-17]. Ибо написано "предан будет смерти Христос" (ст.26, а), "и не будет", т.е. "еврейский народ более не будет народом Мессии" [Л.12].
В древности военные победы, захват, разрушение городов приписывались царям (вождям), но в ст.26 читаем "город и святилище разрушены будут народом вождя".
Так и случилось. Главнокомандующий римскими войсками Тит Флавий, сын императора Веспасиана (79-81 г.г. от Р.Х.), "как известно, хотел пощадить храм, давал об этом несколько приказаний своим солдатам, но они на этот раз ослушались его" [Л.6]. "Один из римлян, бросив горящую головню в северную пристройку, поджёг сооружение. Пламя быстро охватило здание, и Храм рухнул" [Л.20, стр. 1041]. Также полностью был разрушен сам город, сохранились только три башни дворца Ирода (там же, стр. 377). В точности исполнились слова и видения, ранее открытые Даниэйлу, "конец его (города) будет как от наводнения" (9:26, в).
5. Последняя седьмина (9:27)
Третий последний период пророчества насчитывает всего одно семилетие, но очень насыщенное по количеству важнейших событий.
"И утвердит завет для многих одна седьмина (Он заключит прочный союз со многими), а в половине седьмины (в середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (опустошающая мерзость), и окончательная предопределённая гибель (конец) постигнет опустошителя" (9:27; в скобках, текст из [Л.17]).
"Сторонники "позиции Первого пришествия" видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст.26 и 27, пролегает некоторый промежуток времени ..." [Л.16].
В стихе 27 не может идти речь ни о Первом пришествии Иисуса Христа (версия авторов [Л.6, 8]), ни тем более о времени Антиоха IV Епифана, как ошибочно считается в [Л.5-7, 18]. Ибо ещё не сбылось ни одно из 6-и обещаний, данных израильскому народу (ст.24), в том числе "помазать (освятить) святая святых" [Л.4].
После предания смерти Христа Владыки (9:25, 26, рис. 2) не произошло никакого освящения (помазания) иерусалимского храма.
Наоборот, в семидесятом году от Р.Х. Бейт а-Микдаш, в том числе его святая святых (двир) были разрушены "народом вождя" (ст.26), т.е. римлянами под командованием Тита.
"Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами" предусмотрен был интервал" [Л.12; Л.9, Л.21, стр.56, 57], "неопределённой продолжительности" [Л.13; Л.16], "нераскрытый промежуток" [Л.25].
В этой связи "вспомним о "стёртости" временных границ в видениях пророков!" [Л.12, стр. 142].
Иными словами, все события последнего 70-го семилетия следует относить к будущему, ко Второму пришествию Господа Иисуса Христа.
"Наступают последние семь лет пророческого календаря, который Гавриил дал Даниилу,- период, который нам известен как "период великой скорби", или "день Господень" [Л.9; Л.12]. "Здесь ясно говорится о последнем суде при Втором пришествии ..." [Л.11; Л.10, 17].
Когда же начнётся последняя седьмина? Многие христиане считают, сразу же после восхищения Церкви. Однако в Библии такого утверждения нет.
"И утвердит завет для многих одна седьмина (Он заключит прочный союз со многими), а в половине седьмины (в середине семилетия) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения (опустошающая мерзость), и окончательная предопределённая гибель (конец) постигнет опустошителя" (9:27; в скобках, текст из [Л.17]).
"Сторонники "позиции Первого пришествия" видят в этих словах указание на земное служение Христа. Те же, кому ближе "позиция Второго пришествия", полагают, что между событиями, предсказываемыми в ст.26 и 27, пролегает некоторый промежуток времени ..." [Л.16].
В стихе 27 не может идти речь ни о Первом пришествии Иисуса Христа (версия авторов [Л.6, 8]), ни тем более о времени Антиоха IV Епифана, как ошибочно считается в [Л.5-7, 18]. Ибо ещё не сбылось ни одно из 6-и обещаний, данных израильскому народу (ст.24), в том числе "помазать (освятить) святая святых" [Л.4].

После предания смерти Христа Владыки (9:25, 26, рис. 2) не произошло никакого освящения (помазания) иерусалимского храма.
Наоборот, в семидесятом году от Р.Х. Бейт а-Микдаш, в том числе его святая святых (двир) были разрушены "народом вождя" (ст.26), т.е. римлянами под командованием Тита.
"Напрашивается вывод о том, что между 69-ой и 70-ой "седьминами" предусмотрен был интервал" [Л.12; Л.9, Л.21, стр.56, 57], "неопределённой продолжительности" [Л.13; Л.16], "нераскрытый промежуток" [Л.25].
В этой связи "вспомним о "стёртости" временных границ в видениях пророков!" [Л.12, стр. 142].
Иными словами, все события последнего 70-го семилетия следует относить к будущему, ко Второму пришествию Господа Иисуса Христа.
"Наступают последние семь лет пророческого календаря, который Гавриил дал Даниилу,- период, который нам известен как "период великой скорби", или "день Господень" [Л.9; Л.12]. "Здесь ясно говорится о последнем суде при Втором пришествии ..." [Л.11; Л.10, 17].
Когда же начнётся последняя седьмина? Многие христиане считают, сразу же после восхищения Церкви. Однако в Библии такого утверждения нет.
Комментарий