"И вознёсся до воинства небесного, и низринул на землю
часть сего воинства и звёзд, и попрал их" (Дан.8:10)
часть сего воинства и звёзд, и попрал их" (Дан.8:10)
1. Вступление
Господь Бог открыл пророку Даниэйлу судьбу лукавого рода человеческого через сон вавилонского царя Навуходоносора II [Л.1]. Спустя 50 лет похожий сон приснился самому нави [Л.2].
Оба пророческих сна предсказывают страшные разрушения по всей земле и гибель цивилизации в последние дни. Её сокрушит камень, появившийся ниоткуда, оторвавшийся от архетипа мировой горы без чьей-либо помощи (2:34, 35).
Это орудие разрушения первого своего сновидения Даниил называет четвёртым зверем (7:7, 23). Его главным помощником будет небольшой рог (7:8, 20-26), в последующем видении (гл.8) о нём даётся дополнительная информация.
При толковании главы 8 не следует забывать о пророческой перспективе [Л.19]. В данном случае, относительно близкое историческое событие, война Греции с Мидо-Персией (8:3-8, 15-22), у пророка сливается с отдалённым, эсхатологическим, нападением четвёртого зверя [Л.2] и его малого рога (8:9-14, 23-26).
Композиция ст. 8:9-14, 23-27. 1. Деятельность небольшого рога (8:9-12).
2. Продолжительность нечестия (8:13, 14).
3. Толкование видения (8:23-25).
4. Заключение (8:26, 27) о времени события, физическом состоянии пророка.
Главная тема. Небольшой рог, его опустошительная деятельность на небе и земле в отдалённые времена.
Цель написания. Сохранить видение о событиях последнего времени, чтобы предупредить потомков о будущем опустошительном нечестии.
Содержание. После предыдущего тревожного сна (8:1) Даниил получил новое откровение, продолжающее тему небольшого рога. Он чрезвычайно разросся (8:9), сбросил с неба часть воинства небесного и часть звёзд (ст.10), восстал против Всевышнего (ст.11), преуспевая в своих делах (ст.12). Опустошительное нечестие продлится 2 300 вечеров утр, но окончится с освящением восстановленного иерусалимского храма (ст.13, 14).
Антропоморфный образ небольшого рога-царя, характеризуется наглостью и коварством (8:23), силой, стремлением к опустошениям да убийствам (ст.24). Однако его начальный успех обернётся поражением и гибелью (ст.25). Пророку дано указание сохранить пророчество, относящееся к далёкому будущему (8:26). Даниэйл был в ужасе от видения, он не понял его (ст.27).
Проблемы толкования. Кто или что скрывается за образом малого рога. Какое событие подразумевается под концом определённого времени. Какова продолжительность периода в 2 300 вечеров утр. Исполнилось или нет данное пророческое видение.
Оба пророческих сна предсказывают страшные разрушения по всей земле и гибель цивилизации в последние дни. Её сокрушит камень, появившийся ниоткуда, оторвавшийся от архетипа мировой горы без чьей-либо помощи (2:34, 35).
Это орудие разрушения первого своего сновидения Даниил называет четвёртым зверем (7:7, 23). Его главным помощником будет небольшой рог (7:8, 20-26), в последующем видении (гл.8) о нём даётся дополнительная информация.
При толковании главы 8 не следует забывать о пророческой перспективе [Л.19]. В данном случае, относительно близкое историческое событие, война Греции с Мидо-Персией (8:3-8, 15-22), у пророка сливается с отдалённым, эсхатологическим, нападением четвёртого зверя [Л.2] и его малого рога (8:9-14, 23-26).
Композиция ст. 8:9-14, 23-27. 1. Деятельность небольшого рога (8:9-12).
2. Продолжительность нечестия (8:13, 14).
3. Толкование видения (8:23-25).
4. Заключение (8:26, 27) о времени события, физическом состоянии пророка.
Главная тема. Небольшой рог, его опустошительная деятельность на небе и земле в отдалённые времена.
Цель написания. Сохранить видение о событиях последнего времени, чтобы предупредить потомков о будущем опустошительном нечестии.
Содержание. После предыдущего тревожного сна (8:1) Даниил получил новое откровение, продолжающее тему небольшого рога. Он чрезвычайно разросся (8:9), сбросил с неба часть воинства небесного и часть звёзд (ст.10), восстал против Всевышнего (ст.11), преуспевая в своих делах (ст.12). Опустошительное нечестие продлится 2 300 вечеров утр, но окончится с освящением восстановленного иерусалимского храма (ст.13, 14).
Антропоморфный образ небольшого рога-царя, характеризуется наглостью и коварством (8:23), силой, стремлением к опустошениям да убийствам (ст.24). Однако его начальный успех обернётся поражением и гибелью (ст.25). Пророку дано указание сохранить пророчество, относящееся к далёкому будущему (8:26). Даниэйл был в ужасе от видения, он не понял его (ст.27).
Проблемы толкования. Кто или что скрывается за образом малого рога. Какое событие подразумевается под концом определённого времени. Какова продолжительность периода в 2 300 вечеров утр. Исполнилось или нет данное пророческое видение.
2. Небольшой рог (8:9)
Через два года после пророческого сна (7:1) Даниэйлу явилось новое видение (8:1). Где в отличие от первого, звери яростно сражаются друг с другом (8:2-7). Однорогий козёл побеждает барана, но его рог ломается, а на месте большого рога возникают четыре других (ст.8).
Считается, это пророчество уже сбылось. "Предметом видения настоящей главы является история смены мидо-персидского владычества греко-македонским ..." [Л.3]. При этом двурогий овен "символизирует собой царей Мидии и Персии ... Козёл символизирует Греческую империю. Большой рог - это указание на Александра Македонского ..." [Л.4].
После смерти Александра в 323 г. до Р.Х. в возрасте 33-х лет, "огромная империя была поделена между его четырьмя военачальниками, которых и символизируют четыре выросших рога" [Л.5, стр. 882]. "Из этих рогов вырастает новый рог, именно он находится в центре всего видения" [Л.4].
"От одного из них вышел небольшой (другой) рог, который (сперва был мал, но потом) чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране (То есть к Израилю)" (8:9; в скобках, текст из [Л.6]).
Мнение комментаторов на редкость единодушно. В ст. 9 речь идёт о царе из династии Селевкидов, а именно Антиохе IV Епифане [Л.3-14], правителе Сирии с 175 по 164 г.г. до Р.Х. [Л.15].
Однако этот царь мог служить только прообразом (архетипом) небольшого рога, так как "видение относится к концу времени!" (8:17). Архангел Гавриил открыл пророку, "что будет в последние дни ..." (ст.19, б).
Словосочетание "последние дни" (8:19; Иер.30:24, Ис.2:2, Ос.3:5, Мих.4:1) - "Выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира ... Кульминацией последних дней, а следовательно, и всей истории, станет "день Господень", который настанет внезапно (1Фес.5:2)" [Л.15, стр. 1003].
Да, известный нам мир будет внезапно разрушен Богом [Л.1, 2] в конце Им заранее "определённого времени" (8:19, в; [Л.16]). Поэтому архангел Гавриил использует выражение "последние дни гнева" (ст.19, б). Древний царь Антиох IV Епифан давно умер, но день Господень, день гнева Его ещё не наступил.
Считается, это пророчество уже сбылось. "Предметом видения настоящей главы является история смены мидо-персидского владычества греко-македонским ..." [Л.3]. При этом двурогий овен "символизирует собой царей Мидии и Персии ... Козёл символизирует Греческую империю. Большой рог - это указание на Александра Македонского ..." [Л.4].
После смерти Александра в 323 г. до Р.Х. в возрасте 33-х лет, "огромная империя была поделена между его четырьмя военачальниками, которых и символизируют четыре выросших рога" [Л.5, стр. 882]. "Из этих рогов вырастает новый рог, именно он находится в центре всего видения" [Л.4].
"От одного из них вышел небольшой (другой) рог, который (сперва был мал, но потом) чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране (То есть к Израилю)" (8:9; в скобках, текст из [Л.6]).
Мнение комментаторов на редкость единодушно. В ст. 9 речь идёт о царе из династии Селевкидов, а именно Антиохе IV Епифане [Л.3-14], правителе Сирии с 175 по 164 г.г. до Р.Х. [Л.15].
Однако этот царь мог служить только прообразом (архетипом) небольшого рога, так как "видение относится к концу времени!" (8:17). Архангел Гавриил открыл пророку, "что будет в последние дни ..." (ст.19, б).
Словосочетание "последние дни" (8:19; Иер.30:24, Ис.2:2, Ос.3:5, Мих.4:1) - "Выражение, которое используется в Писании применительно к последнему периоду существования известного нам мира ... Кульминацией последних дней, а следовательно, и всей истории, станет "день Господень", который настанет внезапно (1Фес.5:2)" [Л.15, стр. 1003].
Да, известный нам мир будет внезапно разрушен Богом [Л.1, 2] в конце Им заранее "определённого времени" (8:19, в; [Л.16]). Поэтому архангел Гавриил использует выражение "последние дни гнева" (ст.19, б). Древний царь Антиох IV Епифан давно умер, но день Господень, день гнева Его ещё не наступил.
3. Воинство небесное и звёзды (8:10)
Если Антиох Епиман не может являться таинственным небольшим рогом (8:9) по причине своего безумия и смерти, тогда кого или что видел Даниил?
Ответить на поставленный вопрос помогает следующий стих.
"И вознёсся (он) до воинства небесного ("Этот маленький рог стал очень большим и рос, пока не достиг неба"), и низринул (сбросил) на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал (растоптал) их" (8:10; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.18]).
Некоторые толкователи считают, в ст.10 говорится об ангелах, однако это маловероятно. В Писании ничего не говорится о растоптанных кем-то ангелах.
"Выражение "воинство небесное" ... имеет два совершенно разных значения: первое относится к звёздам, а второе - к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам" [Л.26, стр.667]. "Небесное воинство чаще всего наблюдается в виде звёзд" (стр. 668).
В таком случае, что представляет собой вознёсшийся на небо малый рог? При ответе на этот вопрос следует учесть, библейская символика не носит абстрактный характер, а всегда основана на тех или иных физических свойствах предмета.
Однако человеку невозможно подняться на небо, сбросить вниз да растоптать воинство небесное и звёзды. Народы могут только поклоняться им (Втор.4:19).
Также архетип рога не похож на ангела, чрезвычайно разростающегося "к югу и к востоку" (Дан.8:9). Следовательно пророк видел на небосводе некое неодушевлённое небесное тело, похожее на рог (др. евр. "кэрэн").
Примечательно, что глагольная форма "кэрэн" (рог) и производный от неё глагол "каран" (сиять) [Л.26, стр. 1001] отличаются только огласовкой. Но какое сияние на небе видел нави Даниэйл?
Ответить на поставленный вопрос помогает следующий стих.
"И вознёсся (он) до воинства небесного ("Этот маленький рог стал очень большим и рос, пока не достиг неба"), и низринул (сбросил) на землю часть сего воинства и звёзд, и попрал (растоптал) их" (8:10; в скобках, текст из [Л.17], в кавычках - из [Л.18]).
Некоторые толкователи считают, в ст.10 говорится об ангелах, однако это маловероятно. В Писании ничего не говорится о растоптанных кем-то ангелах.
"Выражение "воинство небесное" ... имеет два совершенно разных значения: первое относится к звёздам, а второе - к Божьему небесному войску, то есть, по всей видимости, к ангелам" [Л.26, стр.667]. "Небесное воинство чаще всего наблюдается в виде звёзд" (стр. 668).
В таком случае, что представляет собой вознёсшийся на небо малый рог? При ответе на этот вопрос следует учесть, библейская символика не носит абстрактный характер, а всегда основана на тех или иных физических свойствах предмета.
Однако человеку невозможно подняться на небо, сбросить вниз да растоптать воинство небесное и звёзды. Народы могут только поклоняться им (Втор.4:19).
Также архетип рога не похож на ангела, чрезвычайно разростающегося "к югу и к востоку" (Дан.8:9). Следовательно пророк видел на небосводе некое неодушевлённое небесное тело, похожее на рог (др. евр. "кэрэн").
Примечательно, что глагольная форма "кэрэн" (рог) и производный от неё глагол "каран" (сиять) [Л.26, стр. 1001] отличаются только огласовкой. Но какое сияние на небе видел нави Даниэйл?
4. Разростающийся рог на небе
По-видимому, в стихе 8:10 речь идёт о частично освещённом солнцем планетообразном теле. Сначала в виде малого рога (рис.1), затем по мере приближения к Земле он "чрезвычайно разросся" (ст.9), "маленький рог стал очень большим" (ст.10, пер. [Л.18], рис.2).


Этот разростающийся рог представляет собой серповидную сияющую полоску освещаемого солнцем планетообразного тела (рис.2). Иоханан называет её серпом на небе (Отк.14:14-16), очевидно по аналогии с серпом луны в праздники Новомесячия [Л.15].
Он видит как "поверг сидящий на облаке серп свой на землю ("взмахнул серпом над землёй" [Л.18]), и земля была пожата" (ст.16). Считалось, что земные предметы (например, серп) являются отражением небесных, но имеют иные размеры.
Чрезвычайное разростание серповидного орудия жатвы на небе произойдёт в первой половине седьмины (Дан.9:24-27). Окончится же в середине седьмины массовым падением метеорных тел (Ис.34:4, Отк.6:13).
Как написано, рог "низринул (сбросил) на землю часть сего воинства и звёзд" (Дан.8:10, б). Здесь "звёзды", это по-научному "метеоры", т.е. мелкие частицы космической пыли [Л.19], а "воинство небесное" - крупные метеорные тела (болиды).
Разросшийся рог сбросит да растопчет их (8:10, в). Точнее, сброшенные болиды разрушатся, мелкие же тела сгорят (испарятся) в атмосфере [Л.19]. Как утверждает пророк Йешайа. "И истлеет всё небесное воинство ("звёзды" [Л.18])... и всё воинство их падёт" (Ис.34:4).
Конечно, пророки имели в виду метеоры, а не настоящие астрономические звёзды. Ведь тогда понятие "звёзды" "применялось к любым светящимся небесным телам, кроме солнца и луны" [Л.24, стр. 306].
Даниэйл уже видел этот небольшой рог ранее (7:8, 20), он принадлежал четвёртому зверю (ст.7, 19). Крупному небесному железо-каменному объекту с десятью рогами, железными зубами, медными когтями метеорных тел [Л.2].
Такое чудовище на небе Иоханан называет знамением большого красного дракона с семью головами и десятью рогами (Отк.12:3). "Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг ("сбросил" [Л.20]) их на землю" (ст.4, а).


Этот разростающийся рог представляет собой серповидную сияющую полоску освещаемого солнцем планетообразного тела (рис.2). Иоханан называет её серпом на небе (Отк.14:14-16), очевидно по аналогии с серпом луны в праздники Новомесячия [Л.15].
Он видит как "поверг сидящий на облаке серп свой на землю ("взмахнул серпом над землёй" [Л.18]), и земля была пожата" (ст.16). Считалось, что земные предметы (например, серп) являются отражением небесных, но имеют иные размеры.
Чрезвычайное разростание серповидного орудия жатвы на небе произойдёт в первой половине седьмины (Дан.9:24-27). Окончится же в середине седьмины массовым падением метеорных тел (Ис.34:4, Отк.6:13).
Как написано, рог "низринул (сбросил) на землю часть сего воинства и звёзд" (Дан.8:10, б). Здесь "звёзды", это по-научному "метеоры", т.е. мелкие частицы космической пыли [Л.19], а "воинство небесное" - крупные метеорные тела (болиды).
Разросшийся рог сбросит да растопчет их (8:10, в). Точнее, сброшенные болиды разрушатся, мелкие же тела сгорят (испарятся) в атмосфере [Л.19]. Как утверждает пророк Йешайа. "И истлеет всё небесное воинство ("звёзды" [Л.18])... и всё воинство их падёт" (Ис.34:4).
Конечно, пророки имели в виду метеоры, а не настоящие астрономические звёзды. Ведь тогда понятие "звёзды" "применялось к любым светящимся небесным телам, кроме солнца и луны" [Л.24, стр. 306].
Даниэйл уже видел этот небольшой рог ранее (7:8, 20), он принадлежал четвёртому зверю (ст.7, 19). Крупному небесному железо-каменному объекту с десятью рогами, железными зубами, медными когтями метеорных тел [Л.2].
Такое чудовище на небе Иоханан называет знамением большого красного дракона с семью головами и десятью рогами (Отк.12:3). "Хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг ("сбросил" [Л.20]) их на землю" (ст.4, а).
Комментарий