"Об этом он сказал: зверь четвёртый - четвёртое царство
будет на земле, отличное от всех царств, которое будет
пожирать всю землю, попирать и сокрушать её" (Дан.7:23)
будет на земле, отличное от всех царств, которое будет
пожирать всю землю, попирать и сокрушать её" (Дан.7:23)
1. Вступление
Верно и точно истолковав сон-откровение вавилонского царя Навуходоносора II, Даниэйл предсказал крушение последнего царства на земле, установление теократического правления (Дан.2:44, 45).
Причиной разрушения современной сумасшедшей цивилизации послужит камень-скала, появившийся ниоткуда сам собой, отторгнутый от мировой горы без человеческой помощи [Л.1]. Через 50 лет подобный пророческий сон приснился самому Даниилу.
Сон, имеющий явно аллегорический характер. Отражающий древние архетипы да представления о мире в образах и поведении животных, мифологических персонажей, разных предметов; образах, обретающих переносное значение.
Композиция гл.7. 1. Вступление (7:1), указывающее на обстоятельства сна.
2. Изложение главной темы - изменение формы правления на земле:
а) четыре зверя из моря (7:2-8);
б) суд и новое несокрушимое царство (7:9-14);
в) объяснение видений (7:15-27).
3. Заключение (7:28), содержащее описание состояния пророка.
Главная тема. Видение сверхъестественных зверей из моря, нападающих на землю.
Цель написания. Поделиться откровением о событиях последнего времени, в том числе возникновении нового царства на земле под управлением Сына Человеческого и святых Всевышнего.
Содержание. Однажды Даниил получил во сне пророческое видение (7:1) четырёх необычных удивительных зверей, выходящих из великого моря (ст.2-8). Над ними Бог совершит суд (ст.9-11), отнимет власть и передаст её Сыну Человеческому (ст.12-14).
Эти видения сильно смутили пророка (7:15), он попросил разъяснений у одного из стоявших перед престолом (ст.16). В ответ Даниил услышал, что звери это четыре царя (ст.17), после которых царство примут святые Всевышнего - народ завета (ст.18).
Также пророк получил подробные объяснения о четвёртом самом страшном звере, деяти рогах его и малом роге (7:19-25). Судьи отнимут власть у него (ст.26), а царство перейдёт к святым, в этом царстве все властители станут служить Господу (ст.27).
Проблемы толкования. Какие цари или государства подразумеваются под четырьмя зверями, из какого моря они выйдут. Что представляют собой десять рогов-царей и небольшой рог. Кем является "как бы Сын Человеческий". Что так сильно испугало пророка.
2. Пророческое видение Даниила (7:1, 2)
Нави Даниэйл верно истолковал таинственный сон царя Навуходоносора II (2:27-47), посланный ему Богом [Л.1]. Через много лет пророк сам получает похожее откровение.
"В первый год правления Валтасара, царя вавилонского, было Даниилу видение во сне, когда он спал на ложе своём. Он записал свой сон. Здесь начинается его рассказ" (7:1, пер. [Л.2]).
Дата, когда Валтасар сын царя Набонида вступил на престол, в точности неизвестна [Л.3, 4]. Поэтому видение пророка можно предположительно отнести к 553 году до Р.Х. [Л.5-8], т.е. ему было почти 70 лет [Л.9]. Сон же имеет явно эсхатологический характер.
"Значение сна Даниила в гл. 7 относится к далёкому будущему относительно времени Даниила и указывает на Пришествие Царя Израиля, Который положит конец господству язычников и установит Своё вечное Царство" [Л.10, стр. 1224].
"Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моём, и вот, четыре ветра небесных боролись ("бушуют" [Л.2]) на великом море" (7:2).
"Ветры небесные, рухей шэмайа, можно понять и как "духи небесные" ..." [Л.11]. По мнению автора работы, "называемые ангелами - покровителями различных народов" (стр. 115).
Вполне возможно, но как бы там ни было в ст.2 явно говорится о сверхъестественных бушующих ветрах, "четыре небесных ветра волновали великое море" [Л.6]. Какое архетипное море, да ещё великое, имеется в виду?
Средиземное, считают одни авторы [5, 10, 12]; бурная масса человечества, народы мира, недра языческого мира, утверждают другие [Л.9, 11, 13]. Это "символ изменчивости и непостоянства грешного человечества", полагают третьи [Л.3; Л.14].
Однако пророк сказал "видел я" (7:2), а как можно увидеть символ? т.е. условный знак, например, изменчивость и непостоянство. Очевидно видение касалось борения "четырёх духов" [Л.5] на необычном особенном "великом море", но каком?
3. Великое море и силы хаоса (7:3)

Древними народами всё мироздание воспринималось в виде упорядоченной модели-архетипа космоса. Он возник из беспорядка бесформенного хаоса - архетипа первозданного моря (океана), мировой бездны [Л.16, 17, 20], по-научному, космического пространства.
Морские же воды в "древнееврейской концепции образов хаоса" считались остатком бездны на земле [Л.17, стр. 582].
"В сюжете борьбы с хаосом, отображённой в мифологиях и в Ветхом Завете, силы космического хаоса чаще всего представлялись в образе моря" [Л.4, стр. 629, 855].
Очевидно такие "силы космического хаоса" увидел Даниэйл, рассказывая о них в знакомых для современников аллегорических мифологических образах (рис.1).
Например. "В семитской мифологической литературе то же слово ("таннин") употребляется при описании чудовища, олицетворявшего космический хаос ..." [Л.5, стр. 298].
"И четыре больших ("огромных" [Л.2, 15]) зверя вышли из моря, непохожие один на другого" (7:3).
Авторы работы [Л.16] утверждают. "Символом всемирных сил зла и антихриста ... служат выходящие из моря звери" (стр. 635). Но символы, т.е. условные знаки, не могут выходить из моря.
Для правильного понимания ст.3 следует учесть "видения пророков ... представали в картинах, категориях и понятиях их времени" [Л.5, стр. 316]. Так евреи полагали, что в бездне - "великом море" (мировом океане) существуют огромные хтонические чудовища: левиафан, таннин, раав, нахаш.
Яхве Элохим заключил их в морские воды для ограничения хаоса, торжества порядка [Л.4, 16, 16]. Характерными особенностями таких архетипов являются необычный вид, звероподобие, наличие сверхъестественных способностей, отсутствие созидающегоо начала.
В рассказе о таинственных зверях из моря (7:1-3) "представлена типичная мифологическая сцена, в которой перемешивание ("пахтанье") мирового океана доставляет беспокойство морским чудовищам, олицетворяющим силы хаоса и беспорядка" [Л.4, стр. 854, 855].
Библейскими прототипами (прообразами) поразительных зверей Даниила, выходящих из "мирового океана", могут служить левиафан Ийова (Иов.41:10-26), левиафан Йешайа (Ис.27:1), змии Асафа (Пс.73:13, 14), зверь Иоханана (Отк.13:1-3) и другие архетипы [Л.18].
В вавилонской космогонической поэме "Энума Элиш", хорошо знакомой пророку, "бог неба Ану творит четыре ветра, которые тревожат морские глубины и богиню моря Тиамат" [Л.4, стр. 855]. Тиамат воплощала мировой хаос, являлась персонификацией первозданной морской стихии [Л.17]. Верховный же бог Мардук "сражается с ужасной Тиамат, бездной (евр. техом) и её одиннадцатью чудовищами, чьи тела после разгрома превратились в двенадцать знаков зодиака" [Л.16, стр. 619].
4. Лев, медведь, барс (7:4-6)
Излагая сущность дела (7:1), Даниэйл довольно подробно рассказывает о каждом уродливом существе, выходящем из великой морской пучины (бездны).
"Первый (выглядел) - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел (наблюдал за ним), доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли (так, что) и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему" (7:4; в скобках, уточнения из [Л.7]).
"Другой зверь был на вид как медведь, поднятый на дыбы. У него в пасти, среди зубов, торчали три кости ("клыка" [Л.6, 7], "ребра" [Л.15]). И велено было ему: "Встань и вволю наешься мяса!" (7:5, пер. [Л.2]).
"Затем видел я: вот - ещё (явился иной) зверь, как барс (подобный леопарду); на спине у него четыре (словно) птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему" (7:6; в скобках, текст из [Л.6]).
Как понимать этот чудо-сон? Каким образом обнаружить реальные прототипы за аллегорическим описанием и анимальными символами? Ведь библейская "символика всегда основывается на физических свойствах самого предмета" [Л.16, стр. 134].
Авторы Словаря библейских образов [Л.16] в статье "Мифические животные как враги Бога" высказывают следующее предположение. "Фантастические звери эсхатологических видений могут обозначать политические империи" (стр. 620).
"Четыре зверя - это четыре царства" [Л.3], "образ четырёх монархий, которые будут сменять друг друга на земле" [Л.5], "каждый из четырёх виденных пророком зверей является символом известного царства" [Л.13].
Это Вавилон, Мидия, Персия, греческое царство Александра и его преемников [Л.2, 12] или Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Римская империя [Л.3, 5, 8-11, 13, 14]. В любом случае, "Идентификация этих четырёх царств вызывает много споров" [Л.4, стр. 857].
Несколько иное мнение высказывается авторами энциклопедического словаря [Л.19]. "У Даниила (особенно в Дан.7) зверь символизирует правителя мира, который преследует и притесняет народ Божий" (стр. 494).
Однако не столь важно, что символизируют фантастические звери из моря: царства, правителей или языческих богов. Но важное значение имеет физическая сущность жутких персонажей, увиденных Даниэйлом в пророческом сне.
Кто или что скрывается за образами чудовищ? что же видел пророк в действительности? затем описывая аллегорическим языком из-за отсутствия научного.
5. Небесные тела
Даниил видел не символы земных царств (7:4-6), разве можно увидеть условные знаки реальных стран?
Упомянутые выше земные царства или их цари (ст.17) не выходили из "великого моря" (мирового океана). Тем более, когда на нём боролись четыре сверхъестественных духа - "ветра небесных" (7:2, 3).
"Из описания явствует, что он действительно видит чудовищ, порождённых хаосом, а не обычных животных с аномальными признаками" [Л.4]. Хаос же в шумерской и древнеегипетской мифологиях воплощался в мировом океане [Л.17, стр. 581].
Однако таких архетипов - "чудовищ, порождённых хаосом", на самом деле не существует. Следовательно, по аналогии с мифологическими хтоническими существами, типа левиафана, пророк видел НЕЧТО подобное. Скорее всего оживотворённые объекты не земного происхождения, названные им "четыре больших зверя" (7:3).
Эти зооморфные образы в свете современных научных знаний, являются небесными телами, возникающими из-за моря, бушующего от четырёх ветров (ст.2). "Небесные тела (или ассоциирующиеся с ними боги) нередко изображались с крыльями ..." [Л.4, стр. 637], как в Дан.7:4, 6. На одном из древних рельефов "бог бури восседает на чудовище с телом льва, крыльями орла и головой быка" (там же, стр. 596).
Даже евреи при описании деятельности Йахвэ использовали образы животных: льва (Ос.13:7, Ис.38:13, Иер.25:38), медведя (Плач. 3:10), единорога (Числ.24:8), а также птицы (Ис.31:5).
Оттого и небесные тела часто наделялись свойствами зверей (зооморфизм), представлялись в виде диких животных [Л.4, стр. 691; Л.20, стр. 116]. Например, среди звёзд находили очертания зверей в созвездиях: Льва, Большой и Малой медведиц, Тельца, Единорога, Дракона.
Группу крупных космических тел, появляющихся из-за видимой границы неба и поверхности моря, видел Иоанн (Отк.13:1, 2). Он называет их "зверь", "головы", они же горы; "рога", они же "цари" (17:3-12).

Одно из жутких видений Иоханана (рис.2) весьма похоже на сон Даниила.
"И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя (из моря поднимается зверь) с семью головами и десятью рогами ...
Зверь, которого я видел, был подобен барсу (похож на леопарда); ноги (лапы) у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва;
и дал ему дракон силу свою и престол (трон) свой и великую власть" (Отк.13:1, 2; в скобках, текст из [Л.6]).
Как Даниэйл, так Иоханан столкнулись со сложной задачей: каким образом объяснить чудо, т.е. то, для чего в их языках нет адекватных слов, терминов, определений. Поэтому "пророки для передачи своей вести часто используют знакомые мифологические образы" [Л.4, стр. 921] и архетипы, в которых реальное слито с условным, знакомое - с незнакомым [Л.18].
Комментарий