РАНОВИЧ А. Б. ПЕРВОИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА:
Экономическое состояние Римской империи в эпоху возникновения христианства
Христианская идеология, организация христианской церкви
I. Религиозный синкретизм. Религиозные настроения и чаяния
II. Магия
III. Языческие "жития". Гонения
IV. Антихристианская литература
V. Организация христианской церкви
VI. Христиане о себе
VII. Талмуд о Христе и христианстве
VIII. Апокалиптика
IX. Ереси
ДЕРЕВЕНСКИЙ Б. Г. ИИСУС ХРИСТОС В ДОКУМЕНТАХ ИСТОРИИ:
Иисус Христос как историческая личность
I. Некоторые сообщения Евангелий в свете истории
II. Иосиф Флавий о Иудее времени Иисуса Христа
III. Римские авторы I-II в.в. о Христе
IV. Иисус в новозаветных апокрифах I-V в.в.
V. Иисус в раввинской литературе
VI. Иисус в мусульманской традиции
VII. Псевдоисторические документы
"Се человек": Иисус Христос в документах истории
Книга известного советского историка Абрама Борисовича Рановича (18851948) представляет собой переиздание двух его работ "Первоисточники по истории раннего христианства" (изданы в 1933 г.) и "Античные критики христианства" (изданы в 1935 г.), содержащих собрание текстов, прямо или косвенно связанных с возникновением и распространением христианской религии в Римской империи IIV вв. и критикой этой религии античными (языческими) авторами. Хотя работы, о которых идет речь, были изданы более полувека тому назад, они во многом не утратили своей ценности и сегодня. Некоторые из приведенных в них источников русскоязычный читатель может найти только в упомянутых книгах, давно ставших библиографической редкостью. Несомненно поэтому, что переиздание данных работ, к тому же впервые собранных вместе под углом проблематики истории раннего христианства, должно вызвать большой читательский интерес. Круг научных интересов А.Б. Рановича был связан с историей древнего мира. Его перу принадлежат "Очерки истории древнееврейской религии" (М., 1937), "Очерки истории раннехристианской церкви" (М., 1941), работа "Восточные провинции Римской империи" (М., 1949).
Некоторые работы А.Б. Рановича по истории христианства были переизданы в его книге "О раннем христианстве". Одно из наиболее значительных исследований ученого фундаментальный труд "Эллинизм и его историческая роль" (М., 1950). Прекрасный знаток произведений древних авторов, папирусов, надписей, А.Б. Ранович при подготовке своих исследований по раннему христианству изучил огромный материал. Он собирал данные по социально-экономическим предпосылкам возникновения нового религиозного учения, его эволюции, отношению к нему представителей античной культуры. Результатом этих изысканий и явились "Первоисточники", а затем собрание дошедших до нас полностью или в отрывках произведении античных писателей и философов, выступавших с критикой христианства. "Первоисточники" состоят из двух разделов. Первый показывает социальную ситуацию в Римской империи III вв. (автор считал именно II в. периодом оформления христианского учения), однако там встречаются и источники, относящиеся к более раннему времени. Главную черту той эпохи автор видит в общем хозяйственном кризисе империи, который и вызвал к жизни новые верования. Однако следует отметить, что А.Б. Ранович выделил в своей книге и раздел "Быт", хотя в период, когда он работал над ее написанием, в отечественной исторической науке распространен был вульгарно-социологический подход к явлениям политической и культурной жизни, особенно к проблемам религии. Источники, помещенные в разделе, характеризуют повседневную жизнь империи, кризис духовных ценностей римского мира, упадок общественной морали, альтернативой чему были религиозно-нравственные поиски, проявившиеся в появлении различных религиозных групп и этических учений.
Вторая часть книги посвящена идеологическим предпосылкам христианства и его эволюции. Нужно сказать, что те немногие надписи религиозных союзов, отобранные Рановичем, отражают основное направление деятельности подобных групп; за время, прошедшее после первого издания его книги, археологами найдено множество подобных надписей на всей территории бывшей Римской империи. Автор не включил в свое собрание отрывки из хорошо известных читателям его времени книг Нового завета, но привел во второй части фрагменты столь важной для изучения становления христианства апокрифической литературы, как "Дидахе" и Апокалипсис Петра. Подобранные отрывки из произведений самих христиан позволяют в известной степени проследить эволюцию их отношений с миром, изменение социального состава христианских общин. Эволюцию учения, проблемы христианской теологии А.Б. Ранович не затрагивает совсем; в какой-то мере можно составить представление о воззрениях тех групп христиан, которые не были согласны с ортодоксальным направлением. В книге А.Б. Рановича не приведены сочинения христиан-гностиков, с которыми ортодоксы вели ожесточенную борьбу. Основные произведения этих групп были найдены уже после второй мировой войны в Южном Египте. На русском языке они опубликованы в книге "Апокрифы древних христиан".
Книга Б. Г. Деревенского представляет из себя свод важнейших исторических документов об Иисусе Христе, как примыкающих к каноническим Евангелиям, так и находящихся вне библейской литературы. Публикуемые документы представляют объективную историческую ценность. В России уже издавались подобные антологии; известен сборник источников по истории раннего христианства А. Б. Рановича, вышедший впервые в 1933 г., и затем переиздававшийся в 1959 и 1990 гг. Однако, настоящее издание имеет свои принципиальные отличия.
Если А. Б. Ранович собрал документы, исходя из задачи показать условия и среду, в которой образовалось христианство, то здесь во главу угла поставлена сама личность основателя христианства. Это обусловило и специфический подбор документов. Закономерен вопрос: что, собственно, понимать под «историческими документами» применительно к Иисусу Христу? Входят ли в эту категорию основные источники наших знаний об основателе христианства четыре новозаветных Евангелия? Включаются ли сюда писания учителей и отцов церкви, различные христианские предания, повествующие о жизни Иисуса?
Книги вошли в состав модуля для BibleQuote, но можно читать, открывая браузером
СКАЧАТЬ
Экономическое состояние Римской империи в эпоху возникновения христианства
Христианская идеология, организация христианской церкви
I. Религиозный синкретизм. Религиозные настроения и чаяния
II. Магия
III. Языческие "жития". Гонения
IV. Антихристианская литература
V. Организация христианской церкви
VI. Христиане о себе
VII. Талмуд о Христе и христианстве
VIII. Апокалиптика
IX. Ереси
ДЕРЕВЕНСКИЙ Б. Г. ИИСУС ХРИСТОС В ДОКУМЕНТАХ ИСТОРИИ:
Иисус Христос как историческая личность
I. Некоторые сообщения Евангелий в свете истории
II. Иосиф Флавий о Иудее времени Иисуса Христа
III. Римские авторы I-II в.в. о Христе
IV. Иисус в новозаветных апокрифах I-V в.в.
V. Иисус в раввинской литературе
VI. Иисус в мусульманской традиции
VII. Псевдоисторические документы
"Се человек": Иисус Христос в документах истории
Книга известного советского историка Абрама Борисовича Рановича (18851948) представляет собой переиздание двух его работ "Первоисточники по истории раннего христианства" (изданы в 1933 г.) и "Античные критики христианства" (изданы в 1935 г.), содержащих собрание текстов, прямо или косвенно связанных с возникновением и распространением христианской религии в Римской империи IIV вв. и критикой этой религии античными (языческими) авторами. Хотя работы, о которых идет речь, были изданы более полувека тому назад, они во многом не утратили своей ценности и сегодня. Некоторые из приведенных в них источников русскоязычный читатель может найти только в упомянутых книгах, давно ставших библиографической редкостью. Несомненно поэтому, что переиздание данных работ, к тому же впервые собранных вместе под углом проблематики истории раннего христианства, должно вызвать большой читательский интерес. Круг научных интересов А.Б. Рановича был связан с историей древнего мира. Его перу принадлежат "Очерки истории древнееврейской религии" (М., 1937), "Очерки истории раннехристианской церкви" (М., 1941), работа "Восточные провинции Римской империи" (М., 1949).
Некоторые работы А.Б. Рановича по истории христианства были переизданы в его книге "О раннем христианстве". Одно из наиболее значительных исследований ученого фундаментальный труд "Эллинизм и его историческая роль" (М., 1950). Прекрасный знаток произведений древних авторов, папирусов, надписей, А.Б. Ранович при подготовке своих исследований по раннему христианству изучил огромный материал. Он собирал данные по социально-экономическим предпосылкам возникновения нового религиозного учения, его эволюции, отношению к нему представителей античной культуры. Результатом этих изысканий и явились "Первоисточники", а затем собрание дошедших до нас полностью или в отрывках произведении античных писателей и философов, выступавших с критикой христианства. "Первоисточники" состоят из двух разделов. Первый показывает социальную ситуацию в Римской империи III вв. (автор считал именно II в. периодом оформления христианского учения), однако там встречаются и источники, относящиеся к более раннему времени. Главную черту той эпохи автор видит в общем хозяйственном кризисе империи, который и вызвал к жизни новые верования. Однако следует отметить, что А.Б. Ранович выделил в своей книге и раздел "Быт", хотя в период, когда он работал над ее написанием, в отечественной исторической науке распространен был вульгарно-социологический подход к явлениям политической и культурной жизни, особенно к проблемам религии. Источники, помещенные в разделе, характеризуют повседневную жизнь империи, кризис духовных ценностей римского мира, упадок общественной морали, альтернативой чему были религиозно-нравственные поиски, проявившиеся в появлении различных религиозных групп и этических учений.
Вторая часть книги посвящена идеологическим предпосылкам христианства и его эволюции. Нужно сказать, что те немногие надписи религиозных союзов, отобранные Рановичем, отражают основное направление деятельности подобных групп; за время, прошедшее после первого издания его книги, археологами найдено множество подобных надписей на всей территории бывшей Римской империи. Автор не включил в свое собрание отрывки из хорошо известных читателям его времени книг Нового завета, но привел во второй части фрагменты столь важной для изучения становления христианства апокрифической литературы, как "Дидахе" и Апокалипсис Петра. Подобранные отрывки из произведений самих христиан позволяют в известной степени проследить эволюцию их отношений с миром, изменение социального состава христианских общин. Эволюцию учения, проблемы христианской теологии А.Б. Ранович не затрагивает совсем; в какой-то мере можно составить представление о воззрениях тех групп христиан, которые не были согласны с ортодоксальным направлением. В книге А.Б. Рановича не приведены сочинения христиан-гностиков, с которыми ортодоксы вели ожесточенную борьбу. Основные произведения этих групп были найдены уже после второй мировой войны в Южном Египте. На русском языке они опубликованы в книге "Апокрифы древних христиан".
Книга Б. Г. Деревенского представляет из себя свод важнейших исторических документов об Иисусе Христе, как примыкающих к каноническим Евангелиям, так и находящихся вне библейской литературы. Публикуемые документы представляют объективную историческую ценность. В России уже издавались подобные антологии; известен сборник источников по истории раннего христианства А. Б. Рановича, вышедший впервые в 1933 г., и затем переиздававшийся в 1959 и 1990 гг. Однако, настоящее издание имеет свои принципиальные отличия.
Если А. Б. Ранович собрал документы, исходя из задачи показать условия и среду, в которой образовалось христианство, то здесь во главу угла поставлена сама личность основателя христианства. Это обусловило и специфический подбор документов. Закономерен вопрос: что, собственно, понимать под «историческими документами» применительно к Иисусу Христу? Входят ли в эту категорию основные источники наших знаний об основателе христианства четыре новозаветных Евангелия? Включаются ли сюда писания учителей и отцов церкви, различные христианские предания, повествующие о жизни Иисуса?
Книги вошли в состав модуля для BibleQuote, но можно читать, открывая браузером
СКАЧАТЬ
Комментарий