"Разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране" (Евангелие от Луки 4:14)
Тема христиан в среде кочевых племен и народностей доисламской Азии в XI-XIII веке долгое время интересо¬вала только узкий круг историков и богословов. Результаты их исследований можно было найти лишь в специальной литературе. В казахстанских церквях еще десятилетие тому назад вопросы такого рода никого не интересовали исторические корни евангельских церквей лежат в Европе XVI века.
Вопрос неожиданно приобрел актуальность в последние несколько лет, когда к вере стали приходить казахи. Что означает обращение к Иисусу Христу для наших братьев-казахов? Измена вере предшественников исламу, или возвра¬щение к вере предков христианству?
История свидетельствует о том, что среди прямых предков наших казахских и киргизских братьев и сестер было много христиан. Эти христиане вошли в историю под названием несториан. Многим они напоминают православных христиан. Интересно отметить, что тюркские племена начали принимать христианство почти одновременно с русскими. Историю христианства среди тюркских народностей легче понять, зная их интересную и долгую историю. Отметим только, что их родина -Восточная Сибирь. Часть событий, о которых мы будем говорить, произошла в Сибири, часть в Средней Азии.
Предыстория
Христианство в интересующую нас часть Азии принесли восточно-сирий¬ские христиане, которых обычно назы¬вают несторианами. Их корни восходят к Иерусалимской церкви, описанной на страницах Нового Завета. Жили они в Персидской империи. Связи с христианами Римской империи они, естественно, поддерживали, однако оставались самостоятельными от них. Греческий и латинский язык большинство из во¬сточно-сирийских христиан не понимали и совершали богослужение на родном языке, близком к арамейскому, на котором говорили во времена Иисуса Христа. Государственной религией несторианство никогда не было.
Три источника христианства в Азии
Несториане стали проповедниками Евангелия на необъятных просторах Востока вплоть до побережья Тихого океана. Наряду с миссионерами (часто ими были монахи) Евангелие распространяли и купцы. Трудно установить дату начала этого труда. Известно только, что в середине VI века несторианские миссионеры были посланы к гефталитам в Среднюю Азию.
Однако христианство в Средней Азии существовало и раньше. Рукописи, обнаруженные в Турфанском оазисе, свидетельствуют, что христианские церкви существовали вдоль Великого шелкового пути уже во второй половине V века. Доказательством этого является рукописная книга Псалмов с параллельными текстами на греческом и средне-персидском языке (на этом языке разговаривали христиане-монофизиты). Среди рукописей особый интерес представляет перевод рождественского повествования тюркский язык. "Третьим миссионерским отрядом стали православные христиане из Византии, которые имели большой успех в Крыму, в начале Великого шелкового пути. Их следы можно проследить до Хорезма в устье Амударьи, который в IX столетии был центром епархии. Епископские кафедры существовали в целом ряде пунктов Пути. Особенной известностью пользовался хазарский город Итиль в нижнем течении Волги. Здесь были обнаружены следы христианской культуры, ведущие в V столетие.
Самыми успешными вестниками христианства на Востоке были несториане. Они шли по следам купцов и завоевателей. Когда персы завоевали Балх, они позволили несторианам устроить там архиепископскую кафедру, необходимость в которой существовала уже в начале VII столетия. В 636 году из Балха были посланы первые миссионеры в Китай, которые устроили там целый ряд монастырей.
Христианство среди предков нынешних казахов и киргизов
Крупным миссионерским центром несториан стал Мерв. Миссионеры из Мерва, а также Самарканда пользовались наряду с согдийским языком уйгурским, на котором говорили местные тюркские племена. Евангелия, богослу¬жебные и богословские книги обычно переводились с сирийского на согдийский и затем с согдийского на тюркский.
Миссионеры из Мерва шли по север¬ной ветви Великого шелкового пути. В важных пунктах Пути устраивались епископские кафедры. Одна из них существовала в Таласе. Когда в 893 году воины ислама завоевали этот город, несторианский собор был превращен в мечеть. Епископ перенес свою кафедру в Навекат, находившийся недалеко от сегодняшней Красной Речки на реке Чу. Позже ему пришлось уйти в Кашгар. В Турфанском оазисе были обнаружены не только остатки церквей и монастыря, но и множество христианских рукописей на сирийском, согдийском и древнетюркском языках. Предполагают даже, что несториане стали первыми картографами северной ветви Великого шелкового пути.
Новый подъем распространение Евангелия пережило во второй половине VIII века при патриархе Тимофее I. Он направил вглубь Азии вестников веры из монастыря Бет Абе. Они стали миссионерами в полном смысле этого слова, работая систематически, изучая языки. Они дошли до края Востока", где не было ни пшеницы, ни ржи, а только рис и другие виды сухих зерен". Тимофей I в одном из своих писем сообщает о том, что около 790 года в христианство перешел хакан тюрков почти со всеми своими подданными. Вероятно, это племя обитало в бассейне реки Сырдарьи. В 893 году, когда арабы захватили город Тараз, в котором обитали тюркоязычные карлуки, они нашли там христиан. Столетием позже датируются известия о христианском селении на территории нынешнего Ташкента. Христиане были и в Отраре.
Миссионеры из Мерва шли все дальше на север. В 1008 или 1009 году к вере обратились ряд монгольских племен, среди которых были кереиты и мер-киты, а также найманы и ойраты. Очень хорошо об этом писал Л.Н. Гумилев:
В 1009 г. приняли крещение от несторианских проповедников кераиты. Это был самый крупный и самый культурный из монголоязычных народов Центральной Азии, обитавший на берегах Орхона, Толы и Онгина, на том самом месте, где некогда утверждали свои державы хунны, тюрки и уйгуры. Численность взрослых кераитов определена для начала XI в. в 200 тыс. человек, которые, согласно легенде, приняли христианство. Следовательно, с учетом детей и стариков, их было вдвое больше. Согласно легенде, обращение кераитов произошло вследствие того, что кераитскому хану, заблудившемуся в пустыне, явился св. Сергий и указал путь домой. Хан крестился со всем своим народом и получил имя Маргуз (Марк). Об этом событии был немедленно уведомлен мервский митро¬полит, к которому поступил запрос: "как соблюдать посты кочевникам, не имею¬щим растительной пищи вообще. Митрополит запросил об этом важном каноническом казусе несторианского патриарха в Багдаде Иоанна VI и переслал кераитам разъяснение, что в пост надо воздерживаться только от мяса, а молочные продукты можно употреблять в пищу.
Примерно в это же время приняли христианство тюркоязычные онгуты, потомки воинственных тюрок-шато последнего осколка хунте, обитавшие вдоль Китайской стены... Несторианство на¬шло в них верных и ревностных про¬зелитов. В это время были крещены гузы и отчасти чигили. У уцелевшей части уйгуров, обосновавшихся в Турфане, Ка-рашаре и Куче, христианство вытеснило остатки манихейства. Даже среди ки-даней и подчиненных им племен Западной Манчжурии оказался «некоторый христианский элемент»... Весьма интерес¬но, что даже в долине Ангары, на берегу извилистой Унги с солоноватой водой, экспедицией А.П. Окладникова открыты несторианские погребения... В ХI-ХII вв. здесь была область вольнолюбивых меркитов. Вне восточно-христианского единства остались только монголы, населявшие междуречье Онона и Керулена... Удивительны результаты, достигнутые неcторианами действовавшими только на свой страх и риск. Очевидно, они преодолел наибольшую трудность общения между рщнвязычными народами, т.е. нашли в языке местного населения слова, передававшие адекватно сложные христианские понятия. Благодаря этому они стали для южносибирских скотоводов своими, близкими, а их учение было усво¬ено органически, без применения насиль¬ственных мер, для которых у несторианских миссионеров не имелось никаких возможностей.
Кереиты передали Евангелие соседним найманам; их хаканы также были христианами.
Среднеазиатское христианство в монгольскую эпоху
В областях, населенных христиана¬ми, происходило восхождение к власти нового правителя мира, Чингисхана. Сам Чингисхан, когда он еще носил имя Темуджин, как и его отец, служил своему другу и союзнику христианско¬му хакану кереитов. Но на пути к собственной власти он восстал против него и в 1203 году разгромил его, подчинив себе прежде всего кереитов, а затем и найманов.
Хотя христиане и оказались в центре власти монголов южнее Байкала и занимали важные посты в окружении Чингисхана, его завоевательные похо¬ды нанесли чувствительный удар по церквам несториан. Сильно пострадали христиане на западе Средней Азии. В 1220 году пали Бухара и Самарканд. В Самарканде, например, уцелела всего четверть жителей. Перестали существовать и церкви в этих городах. Та же участь постигла жителей Ташкента. В Мерве, важнейшем центре несториан, месте обитания митрополита, в 1221 го¬ду число жертв достигло миллиона или даже превысило эту цифру.
Катастрофа, постигшая христиан, объясняется не столько враждебным отношением Чингисхана к христианству, как исключительной жестокостью нападавших. Новые монгольские правители мира ко всем религиям относились одинаково и в дела отдельных религиозных групп не вмешивались.
При новой власти христианство относительно быстро оправилось. Этому содействовала и стабильность власти. Вскоре была восстановлена жизненно важная для несториан связь между патриархом в Багдаде и митрополиями в Средней Азии. Их цепь протянулась до самого Китая. В XIII в. вновь ожила церковь в Мерве. Отдельная митрополия существовала в среде тюркской народности халач в северном течении Амударьи и Сырдарьи. Опять окрепла церковь в Самарканде, который стал центром митрополии. Христиане жили в Кашгаре (ворота в долину реки Тарим) и в юго-восточнее расположенном Яркенде. О последнем повествует Марко Поло.
Особенно сильным было несторианство в долине реки Чу западнее Иссык-Куля и в Семиречье, вплоть до Балхаша, где христианство прежде всего исповедовали кара-китаи, бывшие властители этих областей, которые теперь оказались в подчинении у монголов. Центрами митрополий были город Навекат в современном Кыргызстане и город Алмалык на берегу Или. К этой же митрополии относились и уйгуры в Турфанском оазисе. О значении христианства для уйгур в то время свидетельствует интересный факт: для сирийцев Месопотамии слова уйгур" и христианин" стали почти синонимами.
В несторианской церкви обычным явлением были монастыри. Один из них располагался на Иссык-Куле и действовал на протяжении ХШ-ХГУ веков.
На территории современного Кыргызстана в конце прошлого века проводила археологические раскопки Российская императорская академия наук. В 1886 году на старых кладбищах сел Пишпек и Токмак были обнаружены несторианские надгробные камни. Они относятся к периоду между серединой XIII и серединой XIV столетий. Вот несколько примеров надписей на них:
Это могила Пасака. Цель жизни Иисус, наш Спаситель" Это могила священника и военачальника Цумы. Благословенный пожилой человек, знаменитый князь, сын военачальника Гиваргиса. Господь да соединит его дух с духами" отцов и святых в вечности" Это могила наставника церкви Пак-Мангку, смиренного верующего" Это могила Шлихи, знаменитого истолкователя и учителя, который просвещал все монастыри; сына Петра, благородного толкователя истины. Его глас звучал громко, подобно гласу трубы. Наш Господь да соединит его чистую душу с праведными и отцами. Да примет он участие во всех небесных радостях" Это могила священника Гаке, который весьма заботился о церкви".
Несмотря на впечатляющие успехи миссии несториан, нельзя, однако, забывать, что христиане в Средней Азии оставались в меньшинстве.
Национальное многообразие несториан отразилось на их церковной литературе. Они следовали общей для всех восточных христиан традиции и переводили свои книги на языки народов, которым проповедовали Евангелие. Богатой была литература китайских христиан. Она состояла не только из переводов с сирийского, но и из произведений, возникших непосредственно на месте. Многочисленными были произведения на диалектах иранского языка. В Центральной Азии существовали тексты на пехлеви и согдийском языке. Тюркско-татарские христиане пользовались ,-книгами на уйгурском языке. То немногое из этих книг, что сохранилось, свидетельствуем что они были в обращении с VIII по XIV век. Вместе с тем языком богослужения оставался сирийский.
Закат среднеазиатского христианства
При власти монголов христианство было одной из равноправных религий в Средней Азии. В их время оно получило широкое распространение среди жителей этого региона. Этому способствовала атмосфера веротерпимости в монгольском государстве. Несториан-ство мирно сосуществовало с другими религиями такими как анимизм, буддизм и мусульманство. Количество мусульман в домонгольское время было сравнимо с количеством христиан, и отношения между этими религиями враждебными назвать никак нельзя. Христиане более опасались буддизма, а не мусульманской веры.
Позиции христианства в Средней Азии слабели одновременно с позициями монгольских правителей. После 1368 года некогда единое монгольское государство в Средней Азии распалось на ряд враждующих между собой мелких государств. Кровавые походы Тамерлана ознаменовали собой конец среднеазиатского средневекового христианства.
ИОГАННЕС ДИК
Из Казахстанского журнала "Жизнь веры" 1999г.
Из Казахстанского журнала "Жизнь веры" 1999г.