На CNL в разделе Личности появилось было обращение Бориса Грисенко, потом почему-то исчезло. Сохранил. Вашему вниманию:
Борис Грисенко: "Случилось то, о чем мы предупреждали в начале 2007 года"
Хочу сказать, что послужило спусковым крючком для меня в решении публично высказаться. Это заявление пастора Сандея о том, что он подает на меня в суд и еще на других людей. Как-то так он особо выделял меня. Он собирается подавать на меня в суд. Интересно, за что? И вот вы знаете, эти заявления пастора Сандея повлияли, как последняя капля на то, что мне нужно поделиться.
До этого я уклонялся от таких возможностей, а сейчас я воспользовался ими. Особенно меня как бы эстетически порадовало вот это соединение: пару месяцев убеждения всех пострадавших от внутрицерковных пирамид, что они ни в коем случае не могут подавать в суд на тех, кто их обокрал, потому что те, кто их обокрал - они верующие или считаются верующими. А подавать в суд на верующих абсолютно запрещено. Даже на тех, из-за которых у вас должны забрать вашу единственную квартиру. Даже на тех, в отношении которых единственная надежда хоть что-то вернуть, это может быть как раз именно легальные судебные разбирательства. И вот тут же пастор Сандей, который и лично, и через своих помощников, так усиленно убеждал всех людей, что так делать нельзя, сделал ряд заявлений, где он подчеркивает, что обязательно будет подавать в суд на Сауловича, на Шидловского, раньше была версия, что на Рика Реннера не подает. Но сейчас в последних заявлениях милость сменилась на гнев в отношении Рика Реннера. И других, которые осмеливаются что-то говорить непозитивное в адрес пастора Сандея. После такого эстетически выверенного поворота, я думаю, и мне настало время чем-то поделиться. Уже одни эти заявления подталкивают меня к тому, чтобы дать возможность пастору Сандею, если он вдруг соберется подавать в суд, то подавать с запасом. В тоже время, несмотря на те советы, которые он получает, я думаю, может быть, в последний момент у него сработает если не совесть, то здравый смысл. Я верю, что Бог поможет ему в этом, если он захочет. Это была последняя капля, но это была не основная причина. На самом деле, я молчал, потому что я не хотел выпячивать свою роль и роль мессианских общин. Не хотел публично подчеркивать это. Как раз в вопросе предупреждения и раскрытия опасностей этой финансовой деятельности, структур, возникших в церкви "Посольства" или пользовавшихся структурой церкви "Посольства".
Я не хотел подчеркивать, что мы об этом всех предупреждали, тех, кто хотел слышать, с февраля 2007 года. Потому что очень легко в этой ситуации наращивать себе какой-то моральный капитал или делать пиар. Это очень опасно. Кроме того, когда епископы, очень встревоженные этой ситуацией, собрались, чтобы выработать точку зрения. Было бы странно, если бы какой-то Грисенко, который формально не возглавляет никакого формального союза, который не является епископом, который неформально представляет неформальное братство еврейских мессианских общин, вдруг бы начал выпячивать свою роль. Это было бы нескромно. Это было бы тщеславно, и это не работало на Божье единство Украины. Теперь же, после того, как письмо, составленное нами, вышло. Я принимал небольшое участие в этом. И поверьте, отнюдь не решающее, как некоторые думают. Теперь же все епископы пришли к выводу, что хорошо каждому из нас делать заявления, исходящие из нашего общего обращения. Каждый имеет полное право. И это было бы правильно. Поэтому некоторые епископы уже начали это делать. Я далеко не первый. Каждый выбирает себе время, форму и аудиторию, которую считает нужным. Я считаю, что Господь благословляет всех нас. Если мы это будем делать не для собственной славы, не для распространения своего влияния или влияния своих общин. Если мы это будем делать не для достижения каких-то личных целей, а ради восстановления правды Божьей и освобождения всех кто, кто хочет быть свободным, и для предупреждения всех, кто не хочет подвергаться игу рабства. С такими целями Бог нас благословит. Вот это основная причина, почему я не делал никаких публичных выступлений, почему только сейчас я даю публичное интервью и иду на то, что мои слова будут опубликованы.
И действительно, могу сказать, что с февраля 2007 года в мессианских еврейских общинах был открыто поднят вопрос об использовании церковных структур для обогащения церковной верхушки. О внедрении сетевого маркетинга в структуру церквей. О внедрении пирамидального, если так можно выразиться, бизнеса в структуру церквей и о сращивании определенных церквей или деноминаций в частности с финансовыми пирамидами. Мы начали об этом говорить открыто в киевской еврейской мессианской общине, в других мессианских общинах. Пасторы из некоторых стран звонили мне и из Украины тоже, и спрашивали, вот выступают служители, которые до крушения КК публично не выступали на эту тему. А вы, мессианские служители, которые открыто выступали и предупреждали, что это случится, что эта пирамида и другие рухнут. И что церковь ПБ и некоторые другие церкви, которые использовали эти пирамиды и открыли свою церковную структуру для того, чтобы срастаться с ними. Но КК - это не пирамида, которая пришла извне. Это пирамида, которая была основана и раскручена изнутри ПБ. Мы предупреждали людей, насколько это опасно, насколько это противоречит Слову Божьему, всему Писанию, в первую очередь Новому завету, насколько это отравляет атмосферу, насколько это лишает семью Божью нормальных семейных связей и превращает это в бизнес-организацию, где интерес братьев и сестер построен прежде всего на корыстолюбии и других мирских мотивах. Мы говорили об этом с февраля 2007 года. Меня спрашивали: «Почему я молчал?»

Я скажу об основных причинах. Получилось так, что долгое время, больше полутора лет, мессианские общины и наши дружественные церкви публично выступали в определенном одиночестве против этого явления. Я знаю, что другие пасторы и епископы раньше нас предупреждали лично пастора Сандея, предупреждали своих людей. Тогда я смотрел на ситуацию в розовых очках, думал, что пастор Сандей мой друг. И действительно Божий помазанник, каковым он был в начале. Они уже видели эту опасность. И говорили об этом в узких кругах и пытались говорить с пастором Сандеем. Я знаю конкретно некоторые из тех епископов, которые подписались, они это делали и восемь лет назад. Но на этом промежутке времени по поводу вот этих проблем с сетевым маркетингом в церкви, с обольщением богатством, в которое вгонялись все подведомственные верующие, с пирамидами - вот об этом так сложилось, что публично говорили мы. Когда грянуло, то о чем мы предупреждали людей около двух лет. Мне было понятно то, о чем мы предупреждали, то и произошло. Мы это делали не потому, что это было пророчество. Это было настолько очевидно, настолько логически ясно, и по истории предшествующих пирамид и по Писанию. Тут не нужно было никакого пророческого духа, никаких откровений. Когда это произошло, ну что тут говорить. Произошло то, о чем мы говорили. Мы стали думать о жертвах. Мы стали думать, как им помочь. Мы посмотрели, что при церкви ПБ организована организация в помощь жертвам КК и других пирамид, работавших в связи с ПБ или от ПБ. И даже возникла мысль: а вдруг они действительно помогут. Но вскоре стало ясно, что основная цель всех этих организаций, провозглашенных как защитники прав и имущества пострадавших, основной целью было - защита лично пастора Сандея. Даже не репутации ПБ. Защита лично пастора Сандея. Одна из главных целей организаторов встреч с жертвами пирамид, что им не в коем случае нельзя подавать заявления в какие-то компетентные органы. Не то, чтобы даже в адрес пастора Сандея. Это вообще кошмарно. Но даже на тех членов церкви "Посольства", кого сам пастор Сандей объявил мошенниками. На этих подставных фигур, кого сделали козлами отпущения. Ни на кого нельзя. Вы же верующие. И они как бы тоже верующие, несмотря на то, что они сотворили. И вот, когда мы увидели, на что направлена деятельность этих организаций помощи жертвам, и цинизм и лицемерие этих помощников пастора Сандея, даже для нас, многое понимающих и знающих, было шокирующим. Мы поняли, что нужно что-то делать для этих жертв. Не ради того, чтобы использовать это для нас, для нашего имиджа и пиара, не для того, чтобы переманить их в наши общины. А чтобы помочь этим несчастным потерянным людям. Мы начали давать им потихонечку, по мере сил, консультации, помогать. Мы никого не посылали в какие-то органы.
Никому не говорили, пишите заявления. Никому, ни одному человеку. На это ушло какое-то время. И я хотел посмотреть, а вдруг пастор Сандей уже теперь начнет каяться, потому что события были такие, что любой человек, у которого есть хоть какие-то остатки христианской совести, он должен был открыться в сокрушении и раскаянии, и выразить это в каких-то словах и действиях. Мы ждали какое-то время, мало того, что не последовало покаяние. Последовало обратное: с каждой недели поднимались новые волны самооправдания любыми методами и действиями. И по очередному сигналу апостолов верное воинство бросалось в бой. Самое смешное, что за первую неделю пастор Сандей четырежды поменял свои объяснения происходящего. Четыре раза он круто изменил свои объяснения. Вообще, не заботясь о том, чтобы хотя бы внешне не противоречить самому себе. И каждый раз покорные последовали поворачивалась, как по команде, за ним и оказывалось, что не было того, что они говорили на прошлой недели и на позапрошлой. Оказывалось, что они всегда думали то, что он сейчас сказал. Соответственно цензуровались сайты ПБ. Все чистилось, все менялось, и новая информация выдавалась за единственную, как будто только такая и была точка зрения. Мы даже столкнулись с тем, что некоторые люди, которые начали в чем-то сомневаться, с ними происходили странные трансформации памяти. Например, многие люди из этих жертв забыли о том служении, где пастор Сандей рассказывал о временном приостановлении деятельности КК и говорил, что эти ребята, вывел на сцену Бандурчеко и Сафонова, они никуда не бегут, у них все есть. Они со всеми расплатятся. Все под контролем. Вы ничего не бойтесь. У них есть имущество на очень большую сумму, просто сейчас из-за кризиса такая ситуация, поэтому никуда не бегите, никаких заявлений не пишите, не паникуйте, все будет хорошо, просто надо немного подождать. Кроме того, он сказал, я же предупреждал вас, надо страховать ваши вклады. И только несколько человек подняли руки. И из-за этого вы можете потерять все. Как это? Только что объяснялось, что вы ничего не потеряете, потому что все будет хорошо, но если вы не застраховали можно все потерять. Но еще не поздно все застраховать. Бегите пока не поздно. И немалое количество людей побежало прямо из зала вносить дополнительные деньги в сестринскую компанию, связанную с теми же лицами. Такого нельзя было представить даже в лохотроне МММ. Представьте себе, когда МММ приостановило свое действие, Мавроди выходит на сцену и говорит, вот Мавроди, он никуда не бежит, сейчас кризис в стране, МММ временно прекратил свою деятельность, вы главное ничего не пишите, тогда все будет хорошо. Они все продадут и вернут деньги. Ну, кто не застраховал свои вклады в МММ, вы все потеряете. Но кто сейчас побежит и застрахует, это уже будет надежно. Можете представить, что уже тогда бедные ничего непонимающие люди Советского союза верили практически всему, даже тогда этого не происходило. Даже с МММ этого не происходило. Но здесь произошло. Вот видите, чудо доверия. Чудо преображения разума, которое имеет место в организации ПБ.
Церковь «Слово веры» с определенного времени стала превращаться в пиар-проект пастора Сандея под названием «Слово веры». Один из моментов, который меня начал настораживать, не в самой церкви "Посольства", не в жизни и в выступлениях пастора Сандея. А как раз в той церковной шумихи, которая внешне была направлена против них. Меня это стало настораживать где-то с 2005 года. Сначала мне казалось, что мне это кажется. Но я стал замечать странные вещи. Любые антипосольские, антисандеевские публикации, фильмы не приводили ни одного реального факта. А я уже на тот момент знал немало таких реальных фактов, которые могли бы, конечно, очень серьезно зацепить старшего пастора и церковной организации. Вы знаете, когда я начал осознавать это, я не мог поверить своим просто обычным выводам. Это яркие факты. Такие секты, ужасные секты зомбируют людей, вот как они могут, это кошмар. И ни одного факта. Какие-то страшные общие заклинания. Какой-то шум. Много шума. Они привлекают к себе массы народа. Это как раз то, что пастор Сандей хотел доказать. Он постоянно создавал впечатление, что за ним идут массы народа во много раз превышающие то действительно большое количество людей, которое за ним шло в реальности. Я подумал, вот здесь подтверждается, вот он какой могучий и славный, вот сколько людей он за собой вел. Я знал, что в реальности их несравненно меньше. Мне это знаете, что напомнило. Помните историю белого братства. Если бы пастор Сандей не тратил денег на всю эту пропаганду и антипропаганду. А собрал бы эти деньги, которые у него в действительности есть, причем явно в избытке, и потратил их на помощь жертвам тех финансовых компаний, которые по его собственному признанию образовались при церкви ПБ. Если бы он сделал так, может быть, это было бы началом его искреннего покаяния. Но, к огромному сожалению, судьба просто людей пострадавших мало кого волнует. Их даже заставляли каяться в жадности перед пастором Сандеем, который в последние 2,5 года разжигал в них чувства, заставившие этих людей вкладывать деньги в различные сомнительные финансовые структуры. Если бы пастор Сандей потратил эти деньги на помощь этим людям, хотя бы эти. Вместо того, чтобы нападать вместо того, чтобы покупать время в дорогих телеканалах и масс-медия. Я думаю, были бы благодарны хотя бы некоторые из этих жертв. И те, которые не потеряли способность мыслить свободно, поняли бы что их судьба затронула сердце того, который до сих пор называет их пастыром.
Как себя вел пастор Сандей на встрече с епископами 16 декабря?
До того, как это все произошло, я пытался лично поговорить с пастором Сандеем. И те попытки, которые я предпринимал поговорить лично с пастором Сандеем. Я констатирую факт, что очень не просто было переговорить с пастором Сандеем. Даже тем людям, которых он раньше публично многократно называл своими друзьями и якобы советуется с ними и прислушивается к ним. Это одна причина.
Вторая причина, все-таки у меня были встречи с ним. Большей частью эти встречи происходили за рубежом. Я натолкнулся на прозрачную броню. С определенного момента пастор Сандей даже перестал делать вид, что он воспринимает хоть что-либо и ему неприятно. Если я осмеливался говорить что-то, что пастору Сандею было неприятно слушать, я сталкивался с реакцией полной отмороженности. Если я что-то говорил, что не согласовалось с его имиджем, который он столько лет строил, вдруг у него стекленели глаза, и лицо приобретало такой отсутствующее выражение. Я понимал, все мне нужно немедленно прекращать эту тему. За эти годы я видел разные маски Сандея. И те люди, которые его не знают, не могут себе представить насколько многоликий этот человек и как блестяще и талантливо каждый раз в каждой из масок он искренне играет другого себя.
Это было удивительно. С самого начала здесь пастор Сандей стал в облике человека, который осознает какие-то свои недостатки, какие-то ошибки, и хочет извлечь действительно очень серьезные уроки из обличения советов, которые мы говорили ему. В основном советов было мало, это были претензии и прямые обличения. И все вопросы носили такой характер. Я сидел на углу стола, рядом со мной сел епископ Белоножко, рядом с ним пастор Сандей. Скажу честно, я в открытую наблюдал за выражением лица пастора Сандея, он это видел, я этого не скрывал. Он понимал, что я знаю о нем больше, чем почти все присутствующие. Он видел, как я вот так сидел, и смотрел на него, мне было очень интересно. На встрече с епископами вот таким образом пастор Сандей сидел. (Руки сжатые в замок, голова на бок). Знаете, это было настолько трогательно, что это дается ему с трудом. Во-первых, эта маска не характерна для пастора Сандея, маска смирения, покорности и принятия обличений как должного, это не обычно для него. Видимо, в эту роль он еще не вошел по-настоящему, и как бы наскоро. Поэтому время от времени сменял его обычный самоконтроль. Скажу честно, первый раз я видел пастора Сандея, который вот так явно терял контроль над собой. Первый раз вообще. Периодически его вот такая маска сменялась примерно в следующее я вглядывался, потом, осознавая, как он выглядит в этот момент, его лицо вновь выглядело кротким и смиренным, как у ягненка. Я был удивлен, потому что обычно он контролировал себя всегда, даже когда он выходил из себя и кричал на кого-то, даже когда он угрожал людям. Хочу сказать, что он всегда жестко контролировал себя. И неоднократно я видел, когда, как будто потеряв контроль над собой, в гневе, вдруг он останавливался, полностью менял направление разговора, полностью менялось выражение лица и перед людьми представал совершенно другой Сандей. Я был поражен вот этому самообладанию, твердому четкому контролю над собой и вот этой резкой сменой масок, которая включала в себя резкую смену тона и выражения глаз, всего. Это великолепно, вот с точки зрения актерского мастерства, это действительно великолепно. Несколько раз, прямо перед моими глазами он изменял свой самоконтроль, и у него получалось, вдруг сквозь маску смирения и кротости, прорывалось такое презрение ко всем присутствующим, и такая злоба, я был шокирован. Это буквально продолжалось 5 секунд.
Пастор Сандей принял свой ряд обличений, что было удивительно для нас. Но всякое его признание было настолько выверено, что я удивился, потом он отказался от всех этих признаний. В принципе, те признания, которые он сделал перед епископами, они для него были не опасны. Нас удивило, когда он рассказывал на вопрос: есть ли у него недвижимость личная в Украине и за рубежом. Он ответил: да, есть и там и тут. Это, знаете, было очень странно.
Что Вы можете сказать по поду создания культа личности?
Это фактически было почти сначала, но вы знаете, вначале оно носило такой какой-то детский характер, и такой непосредственный, и те люди, которые хорошо относились к пастору Сандею, принимали его аргумент о том, что это часть африканской культуры, он подчеркивал это часто. Что это просто другая народная культура и другая церковная культура. И так же он подчеркнул, что это часть его такой экстраординарной личности. Может даже в хорошем смысле демонстративной личности, есть такое понятие, такого бурного экстраверта. И просто он так выражает себя, на самом деле он смиренный, ну просто внешне это так заметно. Кроме того, он говорил о том, что Бог ему показал, что поднимая его и прославляя его, Бог поднимает Свое имя и Бог прославляет Свое имя. Вы знаете, я думаю, что до определенного времени пастор Сандей искренне в это верил. Когда я услышал от него про знаменитое видение о том, как некий дух показал ему карту бывшего Советского союза и на фоне этой карты в общем-то его духовный профиль. И пастор Сандей рассказывал: «Я спросил, а почему не лицо Иисуса, а лицо мое?» Передаю смысл, это не цитата. И как он объяснил, ему лично Бог помог выйти из этого недоумения, пастор Сандей в своем смирении даже как бы удивлялся. Бог ему объяснил, что через его служение, через не только его проповеди, но через весь комплекс его служения, имя Иисуса так прославится на территории бывшего Советского союза, как не через кого другого. То есть, чтобы он понял, чтобы не стеснялся того, что Бог будет прославлять его и как широко он станет известен и т.д., чтобы он не смущался, без ложной скромности действовал.
Я думаю, что он верил в это. И я даже вполне допускаю, что это видение было реальным. Конечно же, понятно, что Бог не играет в такие игры с Его служителями, понятно, если мы по Писанию строго это исследуем и потом посмотрим, что получилось в реальности сейчас, в данный момент, по крайней мере, через годы после этого видения, мы поймем от какого духа было это видение. В тоже время, пастор Сандей искренне его принял, как Божье, и стал очень тщательно исполнять. Все вот такое, что оправдывало и возвеличивание самого себя, оправдывало работу на свое имя, на свою репутацию, на свою славу, все это принималось им с жадностью, я бы сказал, с восхищением, и не подвергалось сомнению. Поэтому, если в начале это носило такой детский непосредственный, даже, знаете, иногда трогательный характер, безобидное хвастовство маленьких детей, то через время это стало проявляться все более в таких серьезных и ну не детских формах. В частности, я пропустил тот момент, когда был построен трон пастору Сандею. Я увидел потом этот трон в его кабинете. Но от меня тщательно скрывал и пастор Сандей и другие пастора, зная мои как бы, как они думали, какие-то традиционалистские предрассудки по поводу смирения служителей и тому подобное. Они тщательно скрывали, что там происходило. И когда я был в Германии, и германские пастора начали меня расспрашивать о том служении, где пастора Сандея водрузили на этот трон, и служители церкви кланялись там перед ним, становились на колени, поклонялись и при этом естественно говорили, что они поклоняются не пастору Сандею, а Христу в нем. Я не поверил. Далеко не все верят в это. Но есть много настолько околдованных людей, которые как бы одержимы пастором Сандеем. Он для них и главный посол и главный апостол и архипастор на земле и т.д. Я говорю из своего опыта, я это знаю и испытал это. Конечно, такие люди действительно верят в это. Думаю, они будут верить всегда, что бы не было. Хочу сказать, что этой осенью мы проводили конференцию в Балтиморе, в Соединенных штатах. Совместно с местными церквами и мессианскими общинами проводилась эта конференция, и местные пастора рассказывали, что там есть очень интересная церковь, церковь немаленькая и церковь достаточно богатая, а пастор её сидит в тюрьме, он получил 15 лет за развращение малолетних.
Можно спросить, а при чем тут это, конечно, это развращение малолетних совершенно не при чем. Он сидит в тюрьме, и вся церковь верит что он абсолютно не виновен, хотя в суде, в ходе судебного разбирательства, знаете Америку, неопровержимо его вина была доказана для всех, кроме его фанатичных последователей. Церковь верит только ему, церковь слушает только его слова, больше в мире для неё не авторитет. Перед тем, как пастор сел в тюрьму, в церкви был духовный совет, не помню, как он называется, но скажем, пастора при старшем пасторе. И когда пастор оказался в тюрьме, он назначил исполняющим обязанности пастора вместо себя женщину, которая как бы не имела никакого серьезного лидерского положения в церкви, не входила в этот духовный совет, но которая была рабски предана ему, более чем, как он считал, чем кто-либо из его помощников. И вот именно эта женщина стала исполнять его обязанности, она просто стала его рупором. Её роль сводилась к тому, чтобы точно воспроизводить то, что он ей давал. И что самое смешное, что церковь, которая осталась, приняла и это назначение и стали воспринимать её как полномочного пастора, раз «такова его святая воля». И еще такой момент. Там в церкви был сделал трон. Видимо, когда они смотрят на него, они вспоминают страдающего в тюрьме за правду пастора, который незримо восседает на этом троне, и, наверное, впадают в какое-то блаженство. Ну, это мои предположения.
Прихожане «Посольства Божьего» считают все «нападки» на пастора со стороны протестантских священников завистью служителей к успеху пастора Сандея. Что Вы думаете об этом?
Служение пастора Сандея на Украине само начало потихоньку разваливаться. И то, что произошло с Кинс Кэпитэл, это один, может быть самый яркий, один из симптомов, проявлений этой явной деградации. На данный момент, откровенно говоря, для тех, кто жил здесь и служил все это время, завидовать нечему. Все идет вниз. Единственное чему можно завидовать - это определенным связям и тем многим миллионам долларам, которые, по словам пастора Сандея, стали его богатством за это время. Я думаю, никто в здравом уме не станет завидовать этому, видя, какой ценой и с какими последствиями это приобретено. Поэтому для всех, кто действительно знает ситуацию, обвинение в зависти на данный момент просто смешно. Если бы зависть была главной, то епископы выступили бы, когда не было развала, очевидной деградации, страшных криминальных скандалов, не было бы позора и прочего, а все выглядело очень пристойно, все было на подъеме, церковь была на пике славы, могущества и внешнего величия. Вот тогда можно было бы пытаться, если бы зависть была основным мотивом, что угодно делать, чтобы помешать такой замечательной религиозной карьере. Это по поводу зависти.
Что касается меня, опять-таки, в то время, когда служение пастора Сандея мощно развивалось, тогда, когда у него были самые большие плоды, причем, я говорю не о видимости плодов, а о реальных плодах, потому что мы не можем сбрасывать со счетов те тысячи людей, которые действительно покаялись. Конечно, это не миллионы и не сотни тысяч, но были десятки тысяч людей, которые за все эти годы прошли через церковь, и это количество осталось. Опять-таки, мы должны понимать, что согласно тем данным, которые у меня от пастырей "Посольства", только одна треть постоянных прихожан всех киевских церквей, они покаялись в церкви "Посольства". Я не знаю, сколько из них покаялось, но они киевляне. Две трети - это те, кто приехали, будучи верующими, из других городов и стран, чтобы быть в этой великой церкви, в этом эпицентре пробуждения, чтобы попасть в присутствие этого духовного вождя пастора Сандея и зачерпнуть его помазания. Это то, что мне говорили полномочные представители "Посольства", может, это не точные данные. Мы должны это помнить, потому что представлять себе так: «да, очень много людей каялось, но они куда-то разошлись», как пастор Сандей говорит «я их отдал, мы их отдали в разные церкви» - это просто смешно. Никуда они никого не отдавали, наоборот, людей запугивали, позорили тех, которые хотели куда-то перейти, да и сейчас это видно. Вот что происходит с пастором Софией, которая мягко, спокойно, даже бережно, с официальным благословением пастора Сандея, вышла из-под его опеки. Её уже называют Иудой, вдогонку благословили, а сейчас пошла жара, чтобы другим было неповадно. Я знаю ряд других случаев, никого никуда не передавали, наоборот, делали все, что бы каждый человек, любыми путями попавший в «Посольство Божье», чтобы он не видел никакого света в окошке, кроме этой церковной структуры. Но мало этого, мы должны ясно понять, те люди, которые находятся там постоянно, их большая часть, они не спаслись в этой церкви, они или сами пришли, или перетянуты из других церквей, где действительно они были спасены Богом. Если кому-то показалось, что епископам, пасторам, говорящим на эту тему, приятно это говорить, кто-то это смакует, откровенно говоря, это странное мнение, потому что тут нет ничего приятного, это грустно, и мы были бы так рады, если бы ни говорить, ни думать об этом не нужно было. Это настолько вынужденно, то, что нам приходится обсуждать эти вопросы и участвовать в публичной дискуссии. Публичная дискуссия начата не нами, а пастором Сандеем, и его пиар-соработниками, к сожалению, вы можете посчитать. На каждое письмо, каждое или каждое обращение или высказывание кого-то, кто не хвалит пастора Сандея, какое количество писем, заклинаний, проклятий, запугиваний появляется в СМИ. Интервью размещений. Я даже переделал в некоторых моментах и сделал более сочувственным. На самом деле, я ему сочувствую и понимаю, куда он себя загнал и в каком ужасном положении он находится, поэтому что это человек, который знал Бога, переживал Его присутствие, переживал Божью любовь, переживал действие Святого Духа, и сейчас, оказавшись в этом капкане, куда он себя загнал, будучи перед альтернативой или говорит ложь, или подставить себя так, или обнаружить такие факты и такие грехи.
Он выбирает ложь, самооправдание, и все равно я думаю, что совесть его еще болит и ему тяжело, и Дух Святой напоминает ему еще то время, когда он был с Богом, когда думал не о славе, не о деньгах, не о власти над людьми любой ценой, когда он думал о том, как угодить Господу, когда он тратил свои собственные деньги для помощи другим людям, когда он приглашал к себе бомжей, наркоманов, которые его обворовывали пару раз, с этого начиналась церковь. Когда он шел по улице и общался с людьми и помогал им, когда он создавал церковь не из людей, перетянутых с других церквей, а их погибающих. Бог через него вытаскивал из безнадежности, из ада, он же это помнит. Он же производил какую-то трансформацию со своей памятью. Я думаю, что ему очень тяжело, я вам хочу сказать, что, возможно, у него было желание, когда это все уже рухнуло, хотя бы какое-то время помолчать, не то что каяться, но хотя бы не наводнять Интернет и церковь новыми потоками лжи в самооправдание. Если бы он хотя бы замолчал на какое-то время, пусть ушел бы в уединение, молился, искал бы Божьего лица, взял бы не свои книги, а Библию, я думаю, могло бы начаться возрождение и восстановление сына Божьего и служителя Божьего Сандея. Видимо, страх потерять имя, потерять деньги, может еще что-нибудь, потерять власть, страх, что если он помолчит хотя бы одну неделю, кто-то этим может воспользоваться и что-то у него заберет, и что-то против него сделает. Этот страх и видимо еще другие соображения подтолкнули его к той активности, которая с тех пор не прекращается.
И он упустил вот этот шанс, и я себе представляю, как внутренний человек Сандея стонет и мучается в этой ситуации, наподобие Лота, который страдал и мучился в своей праведной душе, окруженный безнадежными грешниками, и это внушает мне надежду, потому что я думаю, может каким-то образом он подойдет к тупику своих усилий, своего самооправдания, попыток любыми средствами удержаться на плаву и доказать, что он победитель над победителями, и он вспомнит о том, что на земле его жизнь не заканчивается, что когда закончится его земная жизнь, вот тогда начнется главное, и он вспомнит об этом. И возможно, произойдет чудо. На что я очень надеюсь. Поэтому сейчас я ему очень сочувствую, просто потерянному, затравившему себя человеку, который когда-то был искренним Божьим ребенком, и не знаю насколько, но думаю, посвященным Божьим слугой. Завидовать пастору Сандею в нынешней ситуации может только сумасшедший. Слова о зависти напоминают мне одно из первых объяснений крушения Кинс Кэпитэл. Может быть, сейчас тоже верные последователи вождя не помнят этого, но было и такое объяснение, что это рейдерская атака на Кинс Кэпител. Вы можете себе представить, рухнувшая пирамида, которая должна многие десятки миллионов долларов людям, стала объектом рейдерской атаки. То есть появились какие-то страшные компании, страшные олигархии, которые хотели захватить эту компанию и сделать себя ответственными, завладеть всеми её долгами, всей её славой, и всеми последствиями её деятельности. Это было конкретно, это было не только провозглашено, это было написано на сайте. И знаете, вот это объяснение насчет зависти к пастору Сандею, всех, кто что-то говорит неприятное в отношении его, нам всем надо молиться за этого человека, который находится в трагической ситуации, и молитвой сострадания можно изменить эту ситуацию, если он захочет. Хочу сказать, что мы молимся обо всех людях "Посольства", мы не молимся колдовскими молитвами, мы не заклинаем и не проклинаем, никого не стараемся запугивать, никому не мстим, упаси нас Господь. Мы осознаем, что мы люди, обычные люди. Конечно, пастор Сандей считает себя необычным человеком.
Я недавно смотрел по ТРК-Киев его интервью, и он говорил следующее: я уникальный, нет подобного мне. В общем-то, эти слова в Библии относятся только к Богу. В определенной степени все люди уникальны, но они на самом деле сотворены по образу и подобию Божьему, и есть много похожих людей разными качествами, и только Бог абсолютно уникален. Бог не создан ни по чьему подобию, и нет такого, как Бог. В Библии эти слова обращены только к Богу «нет подобного Тебе». Пастор Сандей не первый раз публично, на этот раз с телевизионного экрана, исповедовал так о себе, и это о многом говорит. Я думаю, что мы все должны благословлять пастора Сандея, просить, чтобы Бог не вменил ему в грех, то что он делает в последние годы. Молиться о защите его семьи, о защите церкви и просить Божьей милости для «Посольства». Мы молимся о свете Хануки. Ханука это праздник обновления, праздник света и праздник освящения. Он закончился за пару дней до нового года, и мы хотим, что бы этот год был в полном смысле ханукальным, годом обновления для всех нас и для церкви «Посольства» для всех людей вокруг неё, для всех верующих Украины, и для пастора Сандея, и для всего народа Украины.
Борис Грисенко: "Случилось то, о чем мы предупреждали в начале 2007 года"
Хочу сказать, что послужило спусковым крючком для меня в решении публично высказаться. Это заявление пастора Сандея о том, что он подает на меня в суд и еще на других людей. Как-то так он особо выделял меня. Он собирается подавать на меня в суд. Интересно, за что? И вот вы знаете, эти заявления пастора Сандея повлияли, как последняя капля на то, что мне нужно поделиться.
До этого я уклонялся от таких возможностей, а сейчас я воспользовался ими. Особенно меня как бы эстетически порадовало вот это соединение: пару месяцев убеждения всех пострадавших от внутрицерковных пирамид, что они ни в коем случае не могут подавать в суд на тех, кто их обокрал, потому что те, кто их обокрал - они верующие или считаются верующими. А подавать в суд на верующих абсолютно запрещено. Даже на тех, из-за которых у вас должны забрать вашу единственную квартиру. Даже на тех, в отношении которых единственная надежда хоть что-то вернуть, это может быть как раз именно легальные судебные разбирательства. И вот тут же пастор Сандей, который и лично, и через своих помощников, так усиленно убеждал всех людей, что так делать нельзя, сделал ряд заявлений, где он подчеркивает, что обязательно будет подавать в суд на Сауловича, на Шидловского, раньше была версия, что на Рика Реннера не подает. Но сейчас в последних заявлениях милость сменилась на гнев в отношении Рика Реннера. И других, которые осмеливаются что-то говорить непозитивное в адрес пастора Сандея. После такого эстетически выверенного поворота, я думаю, и мне настало время чем-то поделиться. Уже одни эти заявления подталкивают меня к тому, чтобы дать возможность пастору Сандею, если он вдруг соберется подавать в суд, то подавать с запасом. В тоже время, несмотря на те советы, которые он получает, я думаю, может быть, в последний момент у него сработает если не совесть, то здравый смысл. Я верю, что Бог поможет ему в этом, если он захочет. Это была последняя капля, но это была не основная причина. На самом деле, я молчал, потому что я не хотел выпячивать свою роль и роль мессианских общин. Не хотел публично подчеркивать это. Как раз в вопросе предупреждения и раскрытия опасностей этой финансовой деятельности, структур, возникших в церкви "Посольства" или пользовавшихся структурой церкви "Посольства".
Я не хотел подчеркивать, что мы об этом всех предупреждали, тех, кто хотел слышать, с февраля 2007 года. Потому что очень легко в этой ситуации наращивать себе какой-то моральный капитал или делать пиар. Это очень опасно. Кроме того, когда епископы, очень встревоженные этой ситуацией, собрались, чтобы выработать точку зрения. Было бы странно, если бы какой-то Грисенко, который формально не возглавляет никакого формального союза, который не является епископом, который неформально представляет неформальное братство еврейских мессианских общин, вдруг бы начал выпячивать свою роль. Это было бы нескромно. Это было бы тщеславно, и это не работало на Божье единство Украины. Теперь же, после того, как письмо, составленное нами, вышло. Я принимал небольшое участие в этом. И поверьте, отнюдь не решающее, как некоторые думают. Теперь же все епископы пришли к выводу, что хорошо каждому из нас делать заявления, исходящие из нашего общего обращения. Каждый имеет полное право. И это было бы правильно. Поэтому некоторые епископы уже начали это делать. Я далеко не первый. Каждый выбирает себе время, форму и аудиторию, которую считает нужным. Я считаю, что Господь благословляет всех нас. Если мы это будем делать не для собственной славы, не для распространения своего влияния или влияния своих общин. Если мы это будем делать не для достижения каких-то личных целей, а ради восстановления правды Божьей и освобождения всех кто, кто хочет быть свободным, и для предупреждения всех, кто не хочет подвергаться игу рабства. С такими целями Бог нас благословит. Вот это основная причина, почему я не делал никаких публичных выступлений, почему только сейчас я даю публичное интервью и иду на то, что мои слова будут опубликованы.
И действительно, могу сказать, что с февраля 2007 года в мессианских еврейских общинах был открыто поднят вопрос об использовании церковных структур для обогащения церковной верхушки. О внедрении сетевого маркетинга в структуру церквей. О внедрении пирамидального, если так можно выразиться, бизнеса в структуру церквей и о сращивании определенных церквей или деноминаций в частности с финансовыми пирамидами. Мы начали об этом говорить открыто в киевской еврейской мессианской общине, в других мессианских общинах. Пасторы из некоторых стран звонили мне и из Украины тоже, и спрашивали, вот выступают служители, которые до крушения КК публично не выступали на эту тему. А вы, мессианские служители, которые открыто выступали и предупреждали, что это случится, что эта пирамида и другие рухнут. И что церковь ПБ и некоторые другие церкви, которые использовали эти пирамиды и открыли свою церковную структуру для того, чтобы срастаться с ними. Но КК - это не пирамида, которая пришла извне. Это пирамида, которая была основана и раскручена изнутри ПБ. Мы предупреждали людей, насколько это опасно, насколько это противоречит Слову Божьему, всему Писанию, в первую очередь Новому завету, насколько это отравляет атмосферу, насколько это лишает семью Божью нормальных семейных связей и превращает это в бизнес-организацию, где интерес братьев и сестер построен прежде всего на корыстолюбии и других мирских мотивах. Мы говорили об этом с февраля 2007 года. Меня спрашивали: «Почему я молчал?»

Я скажу об основных причинах. Получилось так, что долгое время, больше полутора лет, мессианские общины и наши дружественные церкви публично выступали в определенном одиночестве против этого явления. Я знаю, что другие пасторы и епископы раньше нас предупреждали лично пастора Сандея, предупреждали своих людей. Тогда я смотрел на ситуацию в розовых очках, думал, что пастор Сандей мой друг. И действительно Божий помазанник, каковым он был в начале. Они уже видели эту опасность. И говорили об этом в узких кругах и пытались говорить с пастором Сандеем. Я знаю конкретно некоторые из тех епископов, которые подписались, они это делали и восемь лет назад. Но на этом промежутке времени по поводу вот этих проблем с сетевым маркетингом в церкви, с обольщением богатством, в которое вгонялись все подведомственные верующие, с пирамидами - вот об этом так сложилось, что публично говорили мы. Когда грянуло, то о чем мы предупреждали людей около двух лет. Мне было понятно то, о чем мы предупреждали, то и произошло. Мы это делали не потому, что это было пророчество. Это было настолько очевидно, настолько логически ясно, и по истории предшествующих пирамид и по Писанию. Тут не нужно было никакого пророческого духа, никаких откровений. Когда это произошло, ну что тут говорить. Произошло то, о чем мы говорили. Мы стали думать о жертвах. Мы стали думать, как им помочь. Мы посмотрели, что при церкви ПБ организована организация в помощь жертвам КК и других пирамид, работавших в связи с ПБ или от ПБ. И даже возникла мысль: а вдруг они действительно помогут. Но вскоре стало ясно, что основная цель всех этих организаций, провозглашенных как защитники прав и имущества пострадавших, основной целью было - защита лично пастора Сандея. Даже не репутации ПБ. Защита лично пастора Сандея. Одна из главных целей организаторов встреч с жертвами пирамид, что им не в коем случае нельзя подавать заявления в какие-то компетентные органы. Не то, чтобы даже в адрес пастора Сандея. Это вообще кошмарно. Но даже на тех членов церкви "Посольства", кого сам пастор Сандей объявил мошенниками. На этих подставных фигур, кого сделали козлами отпущения. Ни на кого нельзя. Вы же верующие. И они как бы тоже верующие, несмотря на то, что они сотворили. И вот, когда мы увидели, на что направлена деятельность этих организаций помощи жертвам, и цинизм и лицемерие этих помощников пастора Сандея, даже для нас, многое понимающих и знающих, было шокирующим. Мы поняли, что нужно что-то делать для этих жертв. Не ради того, чтобы использовать это для нас, для нашего имиджа и пиара, не для того, чтобы переманить их в наши общины. А чтобы помочь этим несчастным потерянным людям. Мы начали давать им потихонечку, по мере сил, консультации, помогать. Мы никого не посылали в какие-то органы.
Никому не говорили, пишите заявления. Никому, ни одному человеку. На это ушло какое-то время. И я хотел посмотреть, а вдруг пастор Сандей уже теперь начнет каяться, потому что события были такие, что любой человек, у которого есть хоть какие-то остатки христианской совести, он должен был открыться в сокрушении и раскаянии, и выразить это в каких-то словах и действиях. Мы ждали какое-то время, мало того, что не последовало покаяние. Последовало обратное: с каждой недели поднимались новые волны самооправдания любыми методами и действиями. И по очередному сигналу апостолов верное воинство бросалось в бой. Самое смешное, что за первую неделю пастор Сандей четырежды поменял свои объяснения происходящего. Четыре раза он круто изменил свои объяснения. Вообще, не заботясь о том, чтобы хотя бы внешне не противоречить самому себе. И каждый раз покорные последовали поворачивалась, как по команде, за ним и оказывалось, что не было того, что они говорили на прошлой недели и на позапрошлой. Оказывалось, что они всегда думали то, что он сейчас сказал. Соответственно цензуровались сайты ПБ. Все чистилось, все менялось, и новая информация выдавалась за единственную, как будто только такая и была точка зрения. Мы даже столкнулись с тем, что некоторые люди, которые начали в чем-то сомневаться, с ними происходили странные трансформации памяти. Например, многие люди из этих жертв забыли о том служении, где пастор Сандей рассказывал о временном приостановлении деятельности КК и говорил, что эти ребята, вывел на сцену Бандурчеко и Сафонова, они никуда не бегут, у них все есть. Они со всеми расплатятся. Все под контролем. Вы ничего не бойтесь. У них есть имущество на очень большую сумму, просто сейчас из-за кризиса такая ситуация, поэтому никуда не бегите, никаких заявлений не пишите, не паникуйте, все будет хорошо, просто надо немного подождать. Кроме того, он сказал, я же предупреждал вас, надо страховать ваши вклады. И только несколько человек подняли руки. И из-за этого вы можете потерять все. Как это? Только что объяснялось, что вы ничего не потеряете, потому что все будет хорошо, но если вы не застраховали можно все потерять. Но еще не поздно все застраховать. Бегите пока не поздно. И немалое количество людей побежало прямо из зала вносить дополнительные деньги в сестринскую компанию, связанную с теми же лицами. Такого нельзя было представить даже в лохотроне МММ. Представьте себе, когда МММ приостановило свое действие, Мавроди выходит на сцену и говорит, вот Мавроди, он никуда не бежит, сейчас кризис в стране, МММ временно прекратил свою деятельность, вы главное ничего не пишите, тогда все будет хорошо. Они все продадут и вернут деньги. Ну, кто не застраховал свои вклады в МММ, вы все потеряете. Но кто сейчас побежит и застрахует, это уже будет надежно. Можете представить, что уже тогда бедные ничего непонимающие люди Советского союза верили практически всему, даже тогда этого не происходило. Даже с МММ этого не происходило. Но здесь произошло. Вот видите, чудо доверия. Чудо преображения разума, которое имеет место в организации ПБ.
Церковь «Слово веры» с определенного времени стала превращаться в пиар-проект пастора Сандея под названием «Слово веры». Один из моментов, который меня начал настораживать, не в самой церкви "Посольства", не в жизни и в выступлениях пастора Сандея. А как раз в той церковной шумихи, которая внешне была направлена против них. Меня это стало настораживать где-то с 2005 года. Сначала мне казалось, что мне это кажется. Но я стал замечать странные вещи. Любые антипосольские, антисандеевские публикации, фильмы не приводили ни одного реального факта. А я уже на тот момент знал немало таких реальных фактов, которые могли бы, конечно, очень серьезно зацепить старшего пастора и церковной организации. Вы знаете, когда я начал осознавать это, я не мог поверить своим просто обычным выводам. Это яркие факты. Такие секты, ужасные секты зомбируют людей, вот как они могут, это кошмар. И ни одного факта. Какие-то страшные общие заклинания. Какой-то шум. Много шума. Они привлекают к себе массы народа. Это как раз то, что пастор Сандей хотел доказать. Он постоянно создавал впечатление, что за ним идут массы народа во много раз превышающие то действительно большое количество людей, которое за ним шло в реальности. Я подумал, вот здесь подтверждается, вот он какой могучий и славный, вот сколько людей он за собой вел. Я знал, что в реальности их несравненно меньше. Мне это знаете, что напомнило. Помните историю белого братства. Если бы пастор Сандей не тратил денег на всю эту пропаганду и антипропаганду. А собрал бы эти деньги, которые у него в действительности есть, причем явно в избытке, и потратил их на помощь жертвам тех финансовых компаний, которые по его собственному признанию образовались при церкви ПБ. Если бы он сделал так, может быть, это было бы началом его искреннего покаяния. Но, к огромному сожалению, судьба просто людей пострадавших мало кого волнует. Их даже заставляли каяться в жадности перед пастором Сандеем, который в последние 2,5 года разжигал в них чувства, заставившие этих людей вкладывать деньги в различные сомнительные финансовые структуры. Если бы пастор Сандей потратил эти деньги на помощь этим людям, хотя бы эти. Вместо того, чтобы нападать вместо того, чтобы покупать время в дорогих телеканалах и масс-медия. Я думаю, были бы благодарны хотя бы некоторые из этих жертв. И те, которые не потеряли способность мыслить свободно, поняли бы что их судьба затронула сердце того, который до сих пор называет их пастыром.
Как себя вел пастор Сандей на встрече с епископами 16 декабря?
До того, как это все произошло, я пытался лично поговорить с пастором Сандеем. И те попытки, которые я предпринимал поговорить лично с пастором Сандеем. Я констатирую факт, что очень не просто было переговорить с пастором Сандеем. Даже тем людям, которых он раньше публично многократно называл своими друзьями и якобы советуется с ними и прислушивается к ним. Это одна причина.
Вторая причина, все-таки у меня были встречи с ним. Большей частью эти встречи происходили за рубежом. Я натолкнулся на прозрачную броню. С определенного момента пастор Сандей даже перестал делать вид, что он воспринимает хоть что-либо и ему неприятно. Если я осмеливался говорить что-то, что пастору Сандею было неприятно слушать, я сталкивался с реакцией полной отмороженности. Если я что-то говорил, что не согласовалось с его имиджем, который он столько лет строил, вдруг у него стекленели глаза, и лицо приобретало такой отсутствующее выражение. Я понимал, все мне нужно немедленно прекращать эту тему. За эти годы я видел разные маски Сандея. И те люди, которые его не знают, не могут себе представить насколько многоликий этот человек и как блестяще и талантливо каждый раз в каждой из масок он искренне играет другого себя.
Это было удивительно. С самого начала здесь пастор Сандей стал в облике человека, который осознает какие-то свои недостатки, какие-то ошибки, и хочет извлечь действительно очень серьезные уроки из обличения советов, которые мы говорили ему. В основном советов было мало, это были претензии и прямые обличения. И все вопросы носили такой характер. Я сидел на углу стола, рядом со мной сел епископ Белоножко, рядом с ним пастор Сандей. Скажу честно, я в открытую наблюдал за выражением лица пастора Сандея, он это видел, я этого не скрывал. Он понимал, что я знаю о нем больше, чем почти все присутствующие. Он видел, как я вот так сидел, и смотрел на него, мне было очень интересно. На встрече с епископами вот таким образом пастор Сандей сидел. (Руки сжатые в замок, голова на бок). Знаете, это было настолько трогательно, что это дается ему с трудом. Во-первых, эта маска не характерна для пастора Сандея, маска смирения, покорности и принятия обличений как должного, это не обычно для него. Видимо, в эту роль он еще не вошел по-настоящему, и как бы наскоро. Поэтому время от времени сменял его обычный самоконтроль. Скажу честно, первый раз я видел пастора Сандея, который вот так явно терял контроль над собой. Первый раз вообще. Периодически его вот такая маска сменялась примерно в следующее я вглядывался, потом, осознавая, как он выглядит в этот момент, его лицо вновь выглядело кротким и смиренным, как у ягненка. Я был удивлен, потому что обычно он контролировал себя всегда, даже когда он выходил из себя и кричал на кого-то, даже когда он угрожал людям. Хочу сказать, что он всегда жестко контролировал себя. И неоднократно я видел, когда, как будто потеряв контроль над собой, в гневе, вдруг он останавливался, полностью менял направление разговора, полностью менялось выражение лица и перед людьми представал совершенно другой Сандей. Я был поражен вот этому самообладанию, твердому четкому контролю над собой и вот этой резкой сменой масок, которая включала в себя резкую смену тона и выражения глаз, всего. Это великолепно, вот с точки зрения актерского мастерства, это действительно великолепно. Несколько раз, прямо перед моими глазами он изменял свой самоконтроль, и у него получалось, вдруг сквозь маску смирения и кротости, прорывалось такое презрение ко всем присутствующим, и такая злоба, я был шокирован. Это буквально продолжалось 5 секунд.
Пастор Сандей принял свой ряд обличений, что было удивительно для нас. Но всякое его признание было настолько выверено, что я удивился, потом он отказался от всех этих признаний. В принципе, те признания, которые он сделал перед епископами, они для него были не опасны. Нас удивило, когда он рассказывал на вопрос: есть ли у него недвижимость личная в Украине и за рубежом. Он ответил: да, есть и там и тут. Это, знаете, было очень странно.
Что Вы можете сказать по поду создания культа личности?
Это фактически было почти сначала, но вы знаете, вначале оно носило такой какой-то детский характер, и такой непосредственный, и те люди, которые хорошо относились к пастору Сандею, принимали его аргумент о том, что это часть африканской культуры, он подчеркивал это часто. Что это просто другая народная культура и другая церковная культура. И так же он подчеркнул, что это часть его такой экстраординарной личности. Может даже в хорошем смысле демонстративной личности, есть такое понятие, такого бурного экстраверта. И просто он так выражает себя, на самом деле он смиренный, ну просто внешне это так заметно. Кроме того, он говорил о том, что Бог ему показал, что поднимая его и прославляя его, Бог поднимает Свое имя и Бог прославляет Свое имя. Вы знаете, я думаю, что до определенного времени пастор Сандей искренне в это верил. Когда я услышал от него про знаменитое видение о том, как некий дух показал ему карту бывшего Советского союза и на фоне этой карты в общем-то его духовный профиль. И пастор Сандей рассказывал: «Я спросил, а почему не лицо Иисуса, а лицо мое?» Передаю смысл, это не цитата. И как он объяснил, ему лично Бог помог выйти из этого недоумения, пастор Сандей в своем смирении даже как бы удивлялся. Бог ему объяснил, что через его служение, через не только его проповеди, но через весь комплекс его служения, имя Иисуса так прославится на территории бывшего Советского союза, как не через кого другого. То есть, чтобы он понял, чтобы не стеснялся того, что Бог будет прославлять его и как широко он станет известен и т.д., чтобы он не смущался, без ложной скромности действовал.
Я думаю, что он верил в это. И я даже вполне допускаю, что это видение было реальным. Конечно же, понятно, что Бог не играет в такие игры с Его служителями, понятно, если мы по Писанию строго это исследуем и потом посмотрим, что получилось в реальности сейчас, в данный момент, по крайней мере, через годы после этого видения, мы поймем от какого духа было это видение. В тоже время, пастор Сандей искренне его принял, как Божье, и стал очень тщательно исполнять. Все вот такое, что оправдывало и возвеличивание самого себя, оправдывало работу на свое имя, на свою репутацию, на свою славу, все это принималось им с жадностью, я бы сказал, с восхищением, и не подвергалось сомнению. Поэтому, если в начале это носило такой детский непосредственный, даже, знаете, иногда трогательный характер, безобидное хвастовство маленьких детей, то через время это стало проявляться все более в таких серьезных и ну не детских формах. В частности, я пропустил тот момент, когда был построен трон пастору Сандею. Я увидел потом этот трон в его кабинете. Но от меня тщательно скрывал и пастор Сандей и другие пастора, зная мои как бы, как они думали, какие-то традиционалистские предрассудки по поводу смирения служителей и тому подобное. Они тщательно скрывали, что там происходило. И когда я был в Германии, и германские пастора начали меня расспрашивать о том служении, где пастора Сандея водрузили на этот трон, и служители церкви кланялись там перед ним, становились на колени, поклонялись и при этом естественно говорили, что они поклоняются не пастору Сандею, а Христу в нем. Я не поверил. Далеко не все верят в это. Но есть много настолько околдованных людей, которые как бы одержимы пастором Сандеем. Он для них и главный посол и главный апостол и архипастор на земле и т.д. Я говорю из своего опыта, я это знаю и испытал это. Конечно, такие люди действительно верят в это. Думаю, они будут верить всегда, что бы не было. Хочу сказать, что этой осенью мы проводили конференцию в Балтиморе, в Соединенных штатах. Совместно с местными церквами и мессианскими общинами проводилась эта конференция, и местные пастора рассказывали, что там есть очень интересная церковь, церковь немаленькая и церковь достаточно богатая, а пастор её сидит в тюрьме, он получил 15 лет за развращение малолетних.
Можно спросить, а при чем тут это, конечно, это развращение малолетних совершенно не при чем. Он сидит в тюрьме, и вся церковь верит что он абсолютно не виновен, хотя в суде, в ходе судебного разбирательства, знаете Америку, неопровержимо его вина была доказана для всех, кроме его фанатичных последователей. Церковь верит только ему, церковь слушает только его слова, больше в мире для неё не авторитет. Перед тем, как пастор сел в тюрьму, в церкви был духовный совет, не помню, как он называется, но скажем, пастора при старшем пасторе. И когда пастор оказался в тюрьме, он назначил исполняющим обязанности пастора вместо себя женщину, которая как бы не имела никакого серьезного лидерского положения в церкви, не входила в этот духовный совет, но которая была рабски предана ему, более чем, как он считал, чем кто-либо из его помощников. И вот именно эта женщина стала исполнять его обязанности, она просто стала его рупором. Её роль сводилась к тому, чтобы точно воспроизводить то, что он ей давал. И что самое смешное, что церковь, которая осталась, приняла и это назначение и стали воспринимать её как полномочного пастора, раз «такова его святая воля». И еще такой момент. Там в церкви был сделал трон. Видимо, когда они смотрят на него, они вспоминают страдающего в тюрьме за правду пастора, который незримо восседает на этом троне, и, наверное, впадают в какое-то блаженство. Ну, это мои предположения.
Прихожане «Посольства Божьего» считают все «нападки» на пастора со стороны протестантских священников завистью служителей к успеху пастора Сандея. Что Вы думаете об этом?
Служение пастора Сандея на Украине само начало потихоньку разваливаться. И то, что произошло с Кинс Кэпитэл, это один, может быть самый яркий, один из симптомов, проявлений этой явной деградации. На данный момент, откровенно говоря, для тех, кто жил здесь и служил все это время, завидовать нечему. Все идет вниз. Единственное чему можно завидовать - это определенным связям и тем многим миллионам долларам, которые, по словам пастора Сандея, стали его богатством за это время. Я думаю, никто в здравом уме не станет завидовать этому, видя, какой ценой и с какими последствиями это приобретено. Поэтому для всех, кто действительно знает ситуацию, обвинение в зависти на данный момент просто смешно. Если бы зависть была главной, то епископы выступили бы, когда не было развала, очевидной деградации, страшных криминальных скандалов, не было бы позора и прочего, а все выглядело очень пристойно, все было на подъеме, церковь была на пике славы, могущества и внешнего величия. Вот тогда можно было бы пытаться, если бы зависть была основным мотивом, что угодно делать, чтобы помешать такой замечательной религиозной карьере. Это по поводу зависти.
Что касается меня, опять-таки, в то время, когда служение пастора Сандея мощно развивалось, тогда, когда у него были самые большие плоды, причем, я говорю не о видимости плодов, а о реальных плодах, потому что мы не можем сбрасывать со счетов те тысячи людей, которые действительно покаялись. Конечно, это не миллионы и не сотни тысяч, но были десятки тысяч людей, которые за все эти годы прошли через церковь, и это количество осталось. Опять-таки, мы должны понимать, что согласно тем данным, которые у меня от пастырей "Посольства", только одна треть постоянных прихожан всех киевских церквей, они покаялись в церкви "Посольства". Я не знаю, сколько из них покаялось, но они киевляне. Две трети - это те, кто приехали, будучи верующими, из других городов и стран, чтобы быть в этой великой церкви, в этом эпицентре пробуждения, чтобы попасть в присутствие этого духовного вождя пастора Сандея и зачерпнуть его помазания. Это то, что мне говорили полномочные представители "Посольства", может, это не точные данные. Мы должны это помнить, потому что представлять себе так: «да, очень много людей каялось, но они куда-то разошлись», как пастор Сандей говорит «я их отдал, мы их отдали в разные церкви» - это просто смешно. Никуда они никого не отдавали, наоборот, людей запугивали, позорили тех, которые хотели куда-то перейти, да и сейчас это видно. Вот что происходит с пастором Софией, которая мягко, спокойно, даже бережно, с официальным благословением пастора Сандея, вышла из-под его опеки. Её уже называют Иудой, вдогонку благословили, а сейчас пошла жара, чтобы другим было неповадно. Я знаю ряд других случаев, никого никуда не передавали, наоборот, делали все, что бы каждый человек, любыми путями попавший в «Посольство Божье», чтобы он не видел никакого света в окошке, кроме этой церковной структуры. Но мало этого, мы должны ясно понять, те люди, которые находятся там постоянно, их большая часть, они не спаслись в этой церкви, они или сами пришли, или перетянуты из других церквей, где действительно они были спасены Богом. Если кому-то показалось, что епископам, пасторам, говорящим на эту тему, приятно это говорить, кто-то это смакует, откровенно говоря, это странное мнение, потому что тут нет ничего приятного, это грустно, и мы были бы так рады, если бы ни говорить, ни думать об этом не нужно было. Это настолько вынужденно, то, что нам приходится обсуждать эти вопросы и участвовать в публичной дискуссии. Публичная дискуссия начата не нами, а пастором Сандеем, и его пиар-соработниками, к сожалению, вы можете посчитать. На каждое письмо, каждое или каждое обращение или высказывание кого-то, кто не хвалит пастора Сандея, какое количество писем, заклинаний, проклятий, запугиваний появляется в СМИ. Интервью размещений. Я даже переделал в некоторых моментах и сделал более сочувственным. На самом деле, я ему сочувствую и понимаю, куда он себя загнал и в каком ужасном положении он находится, поэтому что это человек, который знал Бога, переживал Его присутствие, переживал Божью любовь, переживал действие Святого Духа, и сейчас, оказавшись в этом капкане, куда он себя загнал, будучи перед альтернативой или говорит ложь, или подставить себя так, или обнаружить такие факты и такие грехи.
Он выбирает ложь, самооправдание, и все равно я думаю, что совесть его еще болит и ему тяжело, и Дух Святой напоминает ему еще то время, когда он был с Богом, когда думал не о славе, не о деньгах, не о власти над людьми любой ценой, когда он думал о том, как угодить Господу, когда он тратил свои собственные деньги для помощи другим людям, когда он приглашал к себе бомжей, наркоманов, которые его обворовывали пару раз, с этого начиналась церковь. Когда он шел по улице и общался с людьми и помогал им, когда он создавал церковь не из людей, перетянутых с других церквей, а их погибающих. Бог через него вытаскивал из безнадежности, из ада, он же это помнит. Он же производил какую-то трансформацию со своей памятью. Я думаю, что ему очень тяжело, я вам хочу сказать, что, возможно, у него было желание, когда это все уже рухнуло, хотя бы какое-то время помолчать, не то что каяться, но хотя бы не наводнять Интернет и церковь новыми потоками лжи в самооправдание. Если бы он хотя бы замолчал на какое-то время, пусть ушел бы в уединение, молился, искал бы Божьего лица, взял бы не свои книги, а Библию, я думаю, могло бы начаться возрождение и восстановление сына Божьего и служителя Божьего Сандея. Видимо, страх потерять имя, потерять деньги, может еще что-нибудь, потерять власть, страх, что если он помолчит хотя бы одну неделю, кто-то этим может воспользоваться и что-то у него заберет, и что-то против него сделает. Этот страх и видимо еще другие соображения подтолкнули его к той активности, которая с тех пор не прекращается.
И он упустил вот этот шанс, и я себе представляю, как внутренний человек Сандея стонет и мучается в этой ситуации, наподобие Лота, который страдал и мучился в своей праведной душе, окруженный безнадежными грешниками, и это внушает мне надежду, потому что я думаю, может каким-то образом он подойдет к тупику своих усилий, своего самооправдания, попыток любыми средствами удержаться на плаву и доказать, что он победитель над победителями, и он вспомнит о том, что на земле его жизнь не заканчивается, что когда закончится его земная жизнь, вот тогда начнется главное, и он вспомнит об этом. И возможно, произойдет чудо. На что я очень надеюсь. Поэтому сейчас я ему очень сочувствую, просто потерянному, затравившему себя человеку, который когда-то был искренним Божьим ребенком, и не знаю насколько, но думаю, посвященным Божьим слугой. Завидовать пастору Сандею в нынешней ситуации может только сумасшедший. Слова о зависти напоминают мне одно из первых объяснений крушения Кинс Кэпитэл. Может быть, сейчас тоже верные последователи вождя не помнят этого, но было и такое объяснение, что это рейдерская атака на Кинс Кэпител. Вы можете себе представить, рухнувшая пирамида, которая должна многие десятки миллионов долларов людям, стала объектом рейдерской атаки. То есть появились какие-то страшные компании, страшные олигархии, которые хотели захватить эту компанию и сделать себя ответственными, завладеть всеми её долгами, всей её славой, и всеми последствиями её деятельности. Это было конкретно, это было не только провозглашено, это было написано на сайте. И знаете, вот это объяснение насчет зависти к пастору Сандею, всех, кто что-то говорит неприятное в отношении его, нам всем надо молиться за этого человека, который находится в трагической ситуации, и молитвой сострадания можно изменить эту ситуацию, если он захочет. Хочу сказать, что мы молимся обо всех людях "Посольства", мы не молимся колдовскими молитвами, мы не заклинаем и не проклинаем, никого не стараемся запугивать, никому не мстим, упаси нас Господь. Мы осознаем, что мы люди, обычные люди. Конечно, пастор Сандей считает себя необычным человеком.
Я недавно смотрел по ТРК-Киев его интервью, и он говорил следующее: я уникальный, нет подобного мне. В общем-то, эти слова в Библии относятся только к Богу. В определенной степени все люди уникальны, но они на самом деле сотворены по образу и подобию Божьему, и есть много похожих людей разными качествами, и только Бог абсолютно уникален. Бог не создан ни по чьему подобию, и нет такого, как Бог. В Библии эти слова обращены только к Богу «нет подобного Тебе». Пастор Сандей не первый раз публично, на этот раз с телевизионного экрана, исповедовал так о себе, и это о многом говорит. Я думаю, что мы все должны благословлять пастора Сандея, просить, чтобы Бог не вменил ему в грех, то что он делает в последние годы. Молиться о защите его семьи, о защите церкви и просить Божьей милости для «Посольства». Мы молимся о свете Хануки. Ханука это праздник обновления, праздник света и праздник освящения. Он закончился за пару дней до нового года, и мы хотим, что бы этот год был в полном смысле ханукальным, годом обновления для всех нас и для церкви «Посольства» для всех людей вокруг неё, для всех верующих Украины, и для пастора Сандея, и для всего народа Украины.
Комментарий