Дуглас Келли Дни творения: их библейское значение"

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Николай
    Богу одному поклоняйся
    Совет Форума

    • 20 June 2003
    • 10590

    #1

    Дуглас Келли Дни творения: их библейское значение"

    Дело первого дня творения сталкивает нас с главным различием ме-жду библейским христианством и светским натурализмом. Это различие состоит в следующем: абсолютное творение из ничего вечным Богом или вечность материи и энергии. Возможно, второе важное и непреодо-лимое расхождение между библейской картиной действительности и по-зицией гуманистической философии вопрос времени и, особенно, возраста вселенной. Огромный возраст необходим для обеспечения жизнеспособности секулярной безличностной альтернативы божествен-ному творению, то есть теории эволюции. Благодаря интеллектуальному сдвигу, произошедшему в начале XIX века, сперва в геологии, затем в биологии, а вскоре в истории и во всех других областях знаний возникло предположение об огромном возрасте земли. Вследствие этого те, кто серьёзно воспринимал Писание, столкнулись с трудностями в толкова-нии дней недели творения.

    Поэтому уже с начала или середины XIX века даже среди консерва-тивных толкователей Библии возникло множество подходов к объясне-нию дней творения. Однако прежде, чем мы изучим эти разнообраз-ные интерпретации, следует рассмотреть, что Бытие и другие библей-ские свидетельства говорят о слове день.


    Библейское употребление дня

    Библия широко использует слово день (йом на иврите) для обозначе-ния либо 24-часового солнечного дня, либо дневной части этого времени суток. Когда же слово «день» определяется числом или порядковым чис-лительным (например, день один или день второй), оно имеет уни-версальное библейское значение обычного солнечного дня. Иногда сло-во день используется в Писании для обозначения общего периода вре-мени, конкретно не определённого. Например, в Иове мы читаем: Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды (Иов. 7:6). Или дру-гой пример: Все дни наши прошли во гневе Твоём (Пс. 89:9). Но в та-ких случаях день всё же означает ограниченную последовательность обычных дней, а не огромные эпохи, вызванные полётом экзегетиче-ской фантазии. Изредка день (йом) может также использоваться для обозначения части года, например, жатвы пшеницы (Быт. 30:14), но и в данном случае подразумеваются не тысячелетия или миллионолетия, а ограниченная до нескольких недель продолжительность солнечных дней.

    Часто встречающееся пророческое выражение день Господа, оче-видно, является особым видом дня, и каково бы ни было его пророческое значение, он, по-видимому, означает обычный день, которые становит-ся необычным из-за решающего Божьего вмешательства. Ни в каком отношении оно не может использоваться для обозначения огромных эпох, и в значении обычного солнечного дня оно не противоречит обще-му библейскому употреблению слова день. Как сказал в III веке св. Иларий Пиктавийский о судном дне: Один день скрыт, чтобы все ос-тальные могли быть явными.

    Есть несколько библейских текстов, которые ясно дают понять, что слово день используется в другом смысле, нежели 24 часа. Самым ярким примером такого употребления 2 Пет. 3:8: У Господа один день, как тысяча лет. Но в данном случае сам контекст ясно указыва-ет, что речь не идет о нормальном историко-буквальном значении. Такое исключительное употребление не может правильно толковать нормаль-ную последовательность дней (как будто, к примеру, из-за 2 Пет.3:8 длительность семи дней творения автоматически увеличивается до се-ми тысяч лет), только если дословный и грамматический контекст от-рывка не требует такого изменения в значении. Текст Бытия 1 и 2 до-казывает, что подобного изменения нет, и поэтому требуется принятие такого значения, которое указывает на последовательность нормальных солнечных дней.

    Ученый Генри М. Моррис прав в построении своего доказательства то-го, что день в Бытии 1 и 2 означает обычный солнечный день:



    Далее, И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Как будто в предвиде-нии будущего недопонимания Бог внимательно дает определение своим названиям! Самый первый раз, когда Он использует слово день (йом на иврите), Он определяет его как свет, чтобы отличить от тьмы, ко-торую Он назвал ночью.

    Разделив день и ночь, Бог завершил дело первого дня. И был вечер, и было утро: день один. Та же формулировка используется в завершение каждого из шести дней. Поэтому становится очевидным, что продолжи-тельность каждого из дней, включая первый, была одна и та же... Ясно, что, начиная с первого дня и продолжая, была установлена циклическая последовательность дней и ночей периодов света и периодов тьмы.

    Такой циклический порядок света-тьмы ясно означает, что земля стала вращаться вокруг своей оси, и что на одной стороне земли, обра-щенной к солнцу, был источник света, хотя самого солнца еще не было (Бытие 1:16). Также понятно, что продолжительность таких дней могла быть только продолжительностью обычного солнечного дня.

    В первой главе Бытия завершение каждого дневного дела обознача-ется формулировкой И был вечер, и было утро: день первый (или второй и т.д.). Следовательно, каждый день имел четкие границы и являлся одним из серии дней. Оба этих критерия никогда не присутствуют в кни-гах Ветхого Завета, только если дни не подразумеваются буквально. Ав-тор Бытия пытался всеми возможными способами защитить своих чита-телей от того, чтобы у них после чтения его произведения не сложилось представление о не буквальных днях.



    Дальнейшее подтверждение того, что дни Бытия являются обычны-ми солнечными днями, содержится в причине, приложенной к четвер-той заповеди Помни день субботний, чтобы святить его (Исх. 20:11): Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. Решающим моментом является то, что Божье дело творе-ния, за которым следовал отдых, создает образец здоровой жизни для носителя Его образа, человека. По-видимому, человечество настолько важно для безграничного Бога, что Свою творческую деятельность Он устроил специально так, чтобы создать структуру человеческой жизни. Должно быть, это является главной причиной того, почему Бог творил в течение шести дней, а не доли секунды (или сотни миллионов лет).

    Такой вывод далек от абсурдного, если относиться серьезно к вопло-щению вечного Сына Божьего в подлинном человеке для искупления человечества. Если безграничный Бог унизился до того, что в лице Сво-его Сына принял нашу плоть, то организованная Им серия времени не-дели творения вокруг интересов человеческой расы (будущей невесты Его Сына), хотя и прекрасная для размышления, не может не совме-щаться с такой же заветной любовью и снисхождением. Действительно, воплощение Агента творения в пределах ограниченного периода време-ни (но Сам Он не перестает быть безграничным), является более удиви-тельным чудом, чем само творение. В свете того, что Бог предоставляет Себя самой пыли земли, не должно быть никакого желания понять то, что Он предоставляет Свою устрашающую и безграничную силу особому потоку времени. Время и пыль конечные Божьи творения, а не Его хозяева.

    Существовало три других важных аргумента из текста Писания, объ-ясняющие дни иначе, нежели нормальные солнечные дни. О двух из них можно сказать кратко, а третий требует более детального рассмот-рения. Во-первых, правильно замечают то, что, поскольку солнце было создано только на четвертый день, то первые три не могут быть, строго говоря, названы обычными солнечными днями. Поэтому делается вы-вод о том, что первые три дня могли длиться многие годы. Если бы из контекста Бытия 1 мы могли бы получить больше информации, это на-блюдение стало бы серьезным. Но сам факт того, что, как мы видели, каждый день имел четкие границы и являлся одним из серии дней и оба этих критерия никогда не присутствуют в книгах Ветхого Завета, только если дни не подразумеваются буквально, дает ответ непосред-ственно из самого контекста Бытия. А Исх. 20:11 подкрепляет простое понимание всех семи дней как нормальных дней одинаковой продолжи-тельности.

    Второй аргумент в пользу удлинения 24-часовых дней недели творе-ния до продолжительных периодов времени основывается на отсутствии в тексте Бытия фразы и был вечер, и было утро: день седьмой, завер-шающей субботу. К примеру, доктор Хью Росс утверждает, что отсутст-вие данной формулировки решительно намекает на то, что этот день тогда (или еще) не закончился. Затем он делает следующий вывод: Из этих отрывков (Пс.95 и Евр. 4) мы заключаем, что седьмой день Бытия 1 и 2 представляет собой минимум несколько тысяч лет и максимум то, что он еще не закончен (но конечен). Кажется, будет разумно сделать вывод, согласившись с параллелизмом сказанного о творении в Бытии, что и первые шесть дней могли так же быть длительными периодами времени.

    Без преувеличения, это добавляет большой богословский вес на очень узкий и тонкий экзегетический мост! Разве не более согласуется с оче-видным смыслом контекста Бытия 2 (и Исхода 20) вывод о том, что суб-бота отличается по качеству (хотя, насколько мы можем узнать из само-го контекста, не по количеству), и немного другая завершающая форму-лировка прилагается для того, чтобы показать качественное различие: шесть дней предполагали труд, а один отдых? Формула, использован-ная по окончании той первой субботы И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2:2), согласно нормальным правилам биб-лейского толкования, по-видимому, подразумевают конец так же опре-деленно, как и фраза и был вечер, и было утро: день один. Будет более убедительно, если мы вспомним, какую цель преследовал Бог, посвятив шесть дней труду и один отдыху: дать правильно организованный и жизнеподдерживающий образец для носителей Его образа. Но если от-сутствие завершающей формулировки означает божественный образец субботнего отдыха для человечества, продолжавшегося тысячи лет, как могли люди исполнить Божье повеление работать шесть дней в неделю (Исх. 20:9)?

    Такие аргументы в пользу превращения недели творения в период нескольких тысяч (или миллионов) лет покажутся надуманными и ис-кусственными, стоит только внимательно взглянуть на текст Бытия и другой более широкий библейский контекст. Должно быть, экзегеты за-нимались своего рода современной казуистикой, чтобы утверждать, что день Бытия означает все, что угодно, кроме обычного солнечного дня.

    Присоединившись к похожим евангелическим реставрациям недели творения, следует оценить экзегетическую честность либерального шот-ландского профессора XIX века Маркуса Додса, когда он написал, что если слово день в этих главах не означает периода в 24 часа, толко-вание Писания безнадежно.

    Отец Церкви IV века св. Амвросий Медиоланский верно суммировал библейское употребление дня в своем Шестодневе:



    Начало дня покоится на Божьем слове: Да будет свет, и стал свет. Ко-нец дня это вечер. Теперь следующий день идет после завершения но-чи. Мысль Божья ясна. Сначала он назвал свет днем, а затем тьму ночью. В замечательной манере говорит Писание о дне, а не о пер-вом дне. Потому что за ним должны были последовать второй, затем третий и, наконец, остальные дни. Следуя естественному порядку, мог быть упомянут и первый день. Но Писание установило закон о том, что период в 24 часа, включая и день и ночь, должен иметь названия только дня, как если бы кто-то сказал, что длина одного дня в протяжении равна 24 часам.





    Структурная гипотеза



    Третий способ избежания нормального смысла слова день во время недели творения был назван структурной гипотезой. Эта теория обхо-дит хронологическую последовательность шести 24-х часовых дней (и одного дня отдыха) оригинальным способом: введением разобщения ме-жду буквальным хронологическим порядком и литературной структурой текста Писания. Профессор университета Утрехта Ари Нурджий в 1924 г. впервые развил эту структурную теорию. Он обратил внимание на параллелизм между первыми тремя днями и вторыми тремя днями тво-рения и сделал из этого необычные заключения.

    И. Дж. Янг перефразирует теорию Нурджия так:



    То, что шесть дней не имеют отношения к течению естественного про-цесса можно увидеть, считает Нурджий, из способа, которым автор груп-пирует свой материал. Нам даются две тройки, которые показывают яв-ный параллелизм и имеют своей целью демонстрацию выдающейся славы человека, который фактически достигает своей судьбы в субботу, потому что суббота является кульминацией творческой деятельности Бога, которой она достигает Имеет значение не идея дня, взятого отдельно, а понятие о шести плюс один.

    Ввиду того, что автор говорит о вечерах и утрах, предшествующих не-бесным телам четвертого дня, продолжает Нурджий, ясно, что он ис-пользует термины день и ночь как структуру (kader). Такое разделе-ние времени является проекцией, данной не для того, чтобы изобразить творение в его естественном историческом ходе, а чтобы так же, как в других книгах Св. Писания, показать величие творения в свете великой спасающей цели Божьей Почему тогда, можем мы спросить, упомина-ется шесть дней? Согласно Нурджию, ответ в том, что о них говорится для того, чтобы подготовить нас к седьмому дню.



    Этот подход был широко распространен в последние 30 лет благодаря произведениям профессора Мередита Клайна из Вестминстерской Тео-логической Семинарии (Калифорния), хорошо известного ученого Ветхо-го Завета и автора значительного исследования о заветном богословии. В своих комментариях к книге Бытия он заявляет:



    Литературный образ пролога (т.е. Быт. 1:1-2:3), тем не менее, ограничивает его употребление для создания научных моделей, потому что его язык язык простой наблюдательности и поэтического качества, отраженный в структуре строфы, приникает в его стиль. Экзегеза указывает, что само построение недели творения является поэтической иллюстрацией, и что некоторые картины истории творения располагаются в рамках шести рабочих дней не хронологически, но тематически



    Эта структурная гипотеза с лежащим в ее основе разделением меж-ду буквальным хронологическим значением и литературным смыслом была сильно расширена Генри Блошером, профессором евангелического факультета богословия Vauz sur Seine в его работе Revelation des Origines. Блошер противится буквальному толкованию, которое пред-полагает ясную хронологическую историчность дела шести дней недели творения посредством литературного понимания. Соответственно, форма недели, которая приписывается творению, является художест-венным приемом, здравым антропоморфизмом, который не следует вос-принимать буквально. Таким образом, человек избегает конфликта с современными предположениями об очень древней вселенной, оставляя место для эволюционного развития.

    Одним из частых компонентов всего структурного подхода к тому, чтобы уклониться от хронологического понимания семи дней Бытия 1 и 2, является предложение доктора Клайна о том, что Быт. 2:5 (..всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю..) подразумевает действие предопределенных процессов во время творения, которые не могли подойти к шести двадцатичетырех-часовым дням. Поэтому, считает он, Бытие предназначено учить не хронологической последовательности творения, а ..образной структуре, в которой размещается информация об истории творения, не соответст-вуя строго хронологическим соображениям.

    Как тогда следует оценивать эту структурную гипотезу с лежащей в ее основе дихотомией? Нелегко не согласиться с тем, что такие вы-дающиеся евангелические христианские ученые были не главной по важности проблемой для всего библейского толкования. На карту по-ставлено больше, чем. по общему признанию, сложный вопрос о возрас-те земли. Даже если кто-то пожелал избрать в качестве теории древний возраст вселенной, способ, которым они решили достигнуть этого, слишком высокая цена, которую надо заплатить за истину всего библей-ского текста. Ибо в интересах этой теории они внесли потенциально ги-бельную дихотомию между литературной формой и исторической хроно-логической жизнеспособностью в толковании библейских текстов. На-ивно полагать, что такой далеко идущий герменевтический дуализм мог прекратиться в конце второй главы Бытия и не использоваться в других текстах, которые противоречат текущим натуралистическим предполо-жениям.

    Насколько мне известно, никто не ранил сердце этой проблемы так глубоко, как Жан-Марк Бертод, реформатский ученый из г. Лозанны в Швейцарии. В переписке с профессором Генри Блошером (которая была опубликована) Бертод раскрывает предположение, на основе которого действует структурная теория. Он обсуждает критику Блошером до-словного (или буквального) толкования Библии и замену его литера-турным подходом.

    В ответ на этот дуализм между литературной формой и исторической реальностью Бертод пишет:



    ...буквально-литературное противодействие, которое наблюдается в ва-шей книге, это схема, не отвечающая требованиям библейских ре-альностей Вы начинаете с невыраженного предположения о том, что ваши определения литературной утонченности и буквального понима-ния являются по своей сути взаимоисключающими.



    Бердот правильно утверждает, что это самоочевидное разделение между литературной формой и буквальным смыслом является философ-ской позицией, которая проистекает не из библейского источника:



    Насколько трудно было бы для Творца Вселенной создание самой слож-ной утонченной литературной формы, которая совпадала бы в точности с тем, как Он создавал все вещи в течение шести дней? Художествен-ная форма никоим образом не противопоставляется действительному изложению фактов, особенно потому, что Автор повествования есть ни-кто иной, как сам Творец фактов, которые описываются в этом повест-вовании Таким образом, я подвергаю сомнению ваше постоянное про-тивопоставление буквального толкования литературному. Ибо настоя-щая проблема совсем не в противопоставлении прозы поэзии, литера-турного понимания буквальному, а в истинном толковании по сравне-нию с ложным. Настоящая противоположность существует между ис-тинным литературным стилем и ложным, истинным буквальным стилем и ложным буквальным стилем.



    Похожим образом об этой ненужной дихотомии говорит и Джеймс Б. Джордан:



    Структурная гипотеза [которая] утверждает, что шесть дней это не промежутки времени, а только литературная условность для пред-ставления шестикратного творения. Основная проблема этого взгляда заключается в том, что он бессмысленно противопоставляет богослов-ское толкование литературному теологическое измерение творения за шесть дней основывается именно на том, что это временная последо-вательность У Бога не было иной причины сотворить мир за шесть дней, кроме как создать образец для Его образа, человека, которому тот должен следовать. В других книгах Библии, где теологически использу-ются образцы трех дней, шести дней или семи дней, всегда имеется в виду течение времени от начала до конца. Структурная гипотеза пла-тонизирует ход времени в простой набор идей. В попытке быть теологи-ческой структурная гипотеза упускает весь теологический смысл.



    Бертод считает, что лежащая в основе этого разделения между лите-ратурным и буквальным (или, по Джордану, теологическим и бук-вальным) философия это своего рода возрожденный номинализм, приверженцем которого был средневековый ученый Вилльям Оккам. Комментируя вид экзегезы, примером которой является произведение Блошера, Бертод заявляет:

    То, что здесь происходит, это в действительности номиналистская экзегетика... Для Оккама форма или название не имеют настоящего или истинного отношения к тому, что они обозначают или как называ-ются. Подобным образом, здесь (в структурной гипотезе) литературная форма не имеет действительного отношения к временной реалии тво-рения.

    Отделение Оккамом слов и образов мысли от внешних реалий не-маловажный момент, чтобы понять, как человек смотрит на мир, и как он объясняет литературные тексты (древние или современные). Пол Вигнакс, комментируя Второе отличие Оккама в I книге Комментари-ев к 4-м книгам изречений Петра Ломбардского (вопрос VI, E), замечает, что, следуя классическому номиналистическому образу действий, мы познаем не фактически существующие предметы, а утверждения о них Содержание мысли имеет малое значение; нас в данном случае знакомят с чисто формальной точкой зрения Что-то вроде логики, ко-торая является начальной точкой номинализма, создает простое слово (из мысли человеческого разума); процесс познания не заканчивается истинным пониманием разумом внешней сущности, но просто создает сообщение о предмете, которое по отношению к нему остается внеш-ним, и, следовательно, мышление играет роль алгебры.

    В конечном счете, эта перспектива не оставляет нам ничего, кроме набора слов. Вигнакс ставит правильный вопрос: Что мы познаем? Ут-верждения, состоящие из терминов, которые являются признаками предмета?. Тогда можно сказать, что истинные внешние связи между различными реалиями заменяются связями между словами (как предла-гает Пол Вигнакс, что-то вроде словесной алгебры). Утверждения об Ок-каме в Отличии XXX книги I его Комментариев к изречениям (вопрос 1, S) указывают, что отношения, о которых говорится человеческим сло-вами, не имеют должной реальности вне разума.

    Номинализм, конечно, является отклонением реализма, который ос-новывается на предположении о реальной связи между литературным текстом и историческими фактами, событиями и личностями, о который говорит этот текст. Как пишет Бертод в других источниках, в эстетике Библии (и в великой литературе, основанной на ней) форма соединяет-ся с истиной, а истина всегда господствует над формой. Относительно такого номиналистского уклонения от реальности (или истины бытия) Т. Ф. Торренс в Теологической науке решительно заявляет:



    Поставленная здесь проблема заключается в том, насколько важна ис-тина утверждений по отношению к реальности вещей, стоящих за ними, или же имеет значение только логико-синтаксические связи предложе-ний друг с другом, и поэтому различение в идеологических комплексах. Остаются незамеченными две ошибки: (а) сведение истины к идеям, которые основываются на ошибочном понятии о том, что мы можем вы-разить в идеях их связь с бытием; (б) сведение истины к утверждениям, которые основываются на ошибочном представлении о том, что в ут-верждениях можно установить связь утверждения с тем, что оно опре-деляет. Одна ошибка подразумевает превращение всеобщего в абст-рактные объекты, а другая предполагает, что в крайнем случае и наука занимается утверждениями. Это представляет собой изменение от ин-туитивного познания реального к абстрактному познанию либо идеаль-ного, либо символического, и в обоих случаях показывает отход от исти-ны бытия.



    Что касается реализма и дуалистического толкования, которое различает буквальное и литературное в начальных главах Бытия, нам не следует забывать, что любое философское предположение, особенно, когда оно управляет экзегетикой, должно подвергаться сомнению в свете Писания. Работает ли Писание на основе такого предположения, или оно действует языком иного предположения? Профессор Мередит Клайн, конечно, был прав, когда после предложения своей структурной теории заявлял: Отличая простое описание и поэтический образ от без-условно-понятийного, единственным окончательным руководящим принципом, как и всегда, является сравнение Писания с остальным Писанием.

    Где-нибудь в другом месте Писания изысканная литературная форма (такая, как, например, структура строфы или гимна в Фил. 2:5-11) не упраздняет буквальное, историческое значение великих сцен унижения и вознесения Христа. Если там нет дихотомии между литературной формой и историческими, хронологическими фактами, почему она должна быть в Бытии 1 и 2? Разве не является эта дихотомия чем-то чуждым Писанию, а не внутренним герменевтическим суждением?

    Более того, Новый Завет, говоря о Бытии 1-11, не только не предлага-ет никакой дихотомии между литературной формой этих глав и их бук-вальным, хронологическим и историческим значением, но и решительно предотвращает ее проведение.

    В этой главе предполагается, что, возможно, что-то извне Писания послужило причиной того, что выдающиеся христианские экзегеты вве-ли такой мучительный способ толкования текста. Эти тексты, хотя и бо-гатые литературной формой, всегда понимали так, чтобы предоставить ясную ссылку на исторические и хронологические реалии. Доктор Хью Росс четко определяет этот внешний фактор:



    Я рассматриваю сообщество ученых, включая астрономов и астрофизи-ков, как этнос. Бог призывает нас общаться с ними, как Он обращается к другим группам людей нашей планеты. И хотя Он предупреждает, что детская наивности веры в Иисуса будет для многих камнем преткнове-ния, мы невольно установили еще одно препятствие на их пути: догму о земле тысячелетнего возраста. Не могу представить более обидного мнения для этой группы.



    Подобным образом доктор Блошер говорит о тех, кто сомневается в общепризнанном натуралистическом мнении о древнем происхождении с сопутствующим положением об эволюционном развитии, как интел-лектуальном эквиваленте пилотов камикадзе, вторгающимся в теорети-ческий мир. Следовательно, чтобы не обижать сообщество ученых и избегать звания добровольцев камикадзе, консервативные христиан-ские авторы ввели в толкование Писания чуждую философскую мето-дику: ненужную дихотомию между литературной формой и историче-ской правдой.

    Было бы несправедливо не похвалить таких ученых за их искреннее христианское желание установить контакт с не обращенными интел-лектуалами с минимальными оскорблениями для последних. Следует также признать, что у них нет стремления приуменьшить утверждение истины Писания. Но если взвесить их подход с точки зрения того, как Писание использует Писание, он не оправдывает надежд. Оценивая истинное качество их веры и попыток установить контакт с не верую-щими, человек не может следовать за ними по двум причинам. Во-первых, введением чуждого метода толкования Писания (дихотомии между литературной формой и действительностью) они невольно заго-раживают ясный свет Слова Божьего, который освещает наше понима-ние пространственно-временной реальности и высшей сферы, управ-ляющей ею. И во-вторых, они оказывают очень плохую услугу натурали-стической науке именно потому, что такое затемнение полного света божественной истины не способно призвать находящихся в темноте к имеющим знания, изменяя на самом глубоком уровне интеллектуальный мир кающегося.

    Данное произведение написано с верой, что существует лучший спо-соб: один, основанный на реалистическом (не номиналистическом) чте-нии Писания, а другой, готовый ставить предположительные и эмпири-ческие вопросы об общепризнанных (хотя менее, чем правильных) нату-ралистических теориях происхождения.





    Технические и библиографические заметки к 6-ой главе





    Подразумевает ли Бытие 2:5 нехронологическое понимание не-дели творения?



    Профессор Клайн в своей статье Потому что не было дождя говорит о смысле Бытия 2:5: И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог на посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли.

    Он утверждает, что замечание Моисея о зависимости растений от во-ды (дождя или орошения человеком) подразумевает, что ..дела прови-дения.. были частью божественного управления миром настолько, что мир уже существовал прежде, чем происходило каждое новое дело тво-рения.. Если бы структура Бытия 2:5 не была тематической, оно бы про-тиворечило учению Бытия 1 (не говоря уже о естественном откровении) о том, что растительность предшествовала человеку на земле. В Бытии 2:5 заключен принцип, смысл которого в том, что modus operandi (образ действия) божественного провидения в период творения был тем же, как и обычного провидения в наше время.

    Далее Клайн утверждает, что намек Бытия 2:5 на обычное Божье провидение в рамках созданного порядка предотвращает его действие в период шести 24-часовых дней:



    В противоположность Бытию 2:5 теория двадцатичетырехчасового дня, должно быть, предполагает, что Бог использовал иные, нежели обычные второстепенные средства, в исполнении Своих дел провидения. К при-меру, делом третьего дня было то, что вся вода собралась в море, поя-вилась суша, которая покрылась растительностью (Быт. 1:9-13). Все это, согласно теории, о которой идет речь, произошло в течение 24-х часов. Но континенты, только что появившиеся из-под воды, не становятся сушей так быстро в процессе обыкновенного испарения. И тем не ме-нее, согласно закону, раскрытому в Бытии 2:5, процесс испарения, дей-ствующий в то время, был обычным.

    Действительно, результаты будут нелепыми, если попытаться согла-совать во времени Бытие 2:5 с Бытием 1, которое истолковывается как неделя, состоящая из семи 24-х часовых дней. Следуя такому понима-нию, растительность была создана в день, который можно назвать вторником. Поэтому отсутствие растительности, описанное в Бытии 2:5, не может иметь место позднее утра вторника. Не может этого быть и ранее, потому что Бытие 2:5 говорит о существовании суши, ко-торая не появлялась до третьего дня... Следовательно, сторонник тео-рии 24-х часов считает, что Всемогущий не решался создавать расти-тельность утром во вторник, потому что до конца дня дождя не будет!



    В общем, профессор Клайн утверждает, что Бытие 2:5 объясняет от-сутствие растительности естественными причинами, и что человек, столкнувшийся с доказательством обычного действия провидения, ..вынужден отвергнуть строго хронологическое понимание Бытия 1 по причине того, что оно обязательно предполагает радикально иные дей-ствия провидения в период творения. Бытие 2:5 лишает Бытие 1 опре-деленного традиционного толкования, кроме того оно утверждает нетрадиционную интерпретацию, согласно которой хронологическая структура Бытия 1 является образным представлением периода творения, и в рамках этой образной структуры информация об истории творения устроена из других, нежели строго хронологических, соображений.





    Ответ



    Более внимательное изучение целей, ради которых были написаны Бытие 1 и Бытие 2, и следующее из этого их взаимоотношение, воз-можно, устранит явное противоречие между делом третьего дня в Бы-тии 1 и замечанием Бытия 2 относительно состояния растений и воды в созданном порядке. Это также лишит основы теорию о том, что шесть дней творения можно истолковать иначе, нежели хронологически.

    Прежде всего, следует заметить, что в контексте первых глав Бытия нет указания на то, что две различные истории творения были написа-ны одновременно (одна в первой главе, а другая во второй), создавая многие противоречия, так что человек должен либо (как либералы) по-ложить в основу доводов два разных и противоречивых источника, либо (как многие евангелисты) считать главу 1 литературной структурой, а не серьезной хронологической последовательностью событий. Профессор Умберто Кассуто мудро напоминает, чтобы мы, привыкшие к эллинско-му способу мышления, помнили о семитическом способе мышления.

    Кассуто так описывает древнееврейский способ написания истории: Сначала сформулируйте общее утверждение, а затем уточните подробности. Расхождения между событиями, описанными в Бытии 1 и 2, можно объяснить, если понять, что согласно широко распространенному приему, за общим утверждением следует в данном случае (т.е. Бытие 2:4 и далее) детальное описание. То есть можно сказать, что Бытие 1 представляет космогонию, тогда как Бытие 2:4 выделяет определенные детали, важные для истории человечества и вхождения зла, а затем подробно излагает их значение.



    Когда мы читаем Тору как сплошной рассказ, мы не находим разногла-сия между первым утверждением о том, что сначала мир был сосредо-точением воды, и тем, что нам говорится о суше в начале данного раз-дела. Полагаясь на вышесказанное сообщение об этапах творения, наш отрывок не резюмирует рассказ; он просто изображает состояние завер-шающей фазы творения, когда недоставало только человека. Несоот-ветствие возникает, только если мы разделим соединенные отрывки и будем считать наш раздел независимым повествованием. Тогда, ко-нечно, нам нужно найти в нем начало истории творения. Таким обра-зом, противоречие возникает, когда считается доказанным то, что про-тиворечие должно доказать. Яркий пример тому, как спорный вопрос считают решенным! Теория о том, что два раздела не являются единст-вом, не помогает нам разрешить неотъемлемую проблему текста, а вме-сто этого создает другую несуществующую проблему.



    Вместо эллинского способа мышления, который создает проблемы предположением о двух конфликтующих изложениях фактов, Кассуто показывает, что второе изложение это вовсе не другая космогония. Бытие 2:4, как мы видели у Янга, не подпись Бытия 1, а надпись, указатель на другую логическую часть. Как утверждает Кассуто, Бытие 2:4 это краткая общая схема... отчет о создании одного из творений материального мира и вторая по длине и деталям история творения главного существа нравственного мира... такое повторение совместимо со стилистическим принципом представления сначала общего утвер-ждения, а затем детального уточнения, который широко распространен не только в библейской литературе, но и в работах всего древнего Восто-ка. В этом отношении Кассуто цитирует книгу The Midrash of R. Eliezer b. R. Jose the Galilean: Слушатель может подумать, что это дру-гой рассказ, тогда как это всего лишь развитие первого.

    Имея в виду такой смысл Бытия 2:4, утверждение в Бытии 2:5 (И всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую по-левую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог на посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли) полностью со-гласуется с простым хронологическим чтением шестидневного дела творения в Бытии 1. Другого объяснения недели творения оно не дает. Наоборот, оно сосредоточивает внимание на одном аспекте уже создан-ного порядка и подробно излагает относящиеся к нему подробности. Что касается первой части предложения стиха 5 (И всякий полевой кустар-ник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла), Кассуто объясняет:



    Рассказ начинается с описания существующих условий, предшествую-щих созданию человека. Еще не было полевого siah и полевой esebh. Слово terem означает еще нет...

    Что подразумевается в данном случае под siah и esebh? Современ-ные толкователи обычно считают, что эти термины означают расти-тельность в целом; отсюда следует, что наш раздел противоречит пре-дыдущей главе, согласно которой растительность появилась на третий день... Все подобные толкования вводят в текст то, чего в нем нет, и создают несовместимость. Когда стих заявляет, что данных видов не было, это означает, что эти виды отсутствовали, а не другие. Если мы хотим понять значение siah и esebh в контексте нашего рассказа, сле-дует взглянуть на конец истории. Там, в словах Господа Бога Адаму по-сле его грехопадения, сказано: Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою (esebh) (Быт. 3:18). Слова полевою травою идентичны тем, которые используются в нашем стихе, а тер-ние и волчцы, синонимы siah (полевой кустарник), это подробность по-следнего общего понятия (ср. под одним из кустом в Быт. 21:15). Дан-ные виды не существовали, или не были обнаружены в известной нам разновидности, до грехопадения Адама, и то, что они появились в этом мире и приобрели свой внешний вид, является следствием этого грехо-падения. Человек, который больше не мог пользоваться плодами Едем-ского сада, был вынужден возделывать землю (Быт. 3:23 - та же фраза используется в нашем стихе), чтобы есть хлеб, а вышеприведенная фраза будешь питаться полевою травою (Быт. 3:18) согласуется со следующей за ней в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3:19). Следовательно, термин полевая трава означает пшеницу, ячмень и другие виды зерновых, из которых делают хлеб. Ясно, что полей пшени-цы и ячменя не было в мире, пока человек не стал возделывать землю. Однако там, где ее не возделывали, земля произвела в наказание чело-веку терние и волчцы - полевой кустарник, который мы видим по сей день в земле Израильской после дождей... Здесь следует указать, что две причины, которыми наш стих объясняет отсутствие кустарников и тра-вы, следуют тому же порядку, что и два предыдущих предложения, ко-торые они объясняют: на земле не было полевого кустарника, потому что Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было полевой травы, потому что не было человека для возделывания земли...

    Писание снова и снова подчеркивает, что мир растительности в том виде, в котором он было создан на третий день, состоял из тех деревьев и трав, которые естественным образом размножались единственно при помощи семени. Исключались растения, которые нуждались в чем-то еще, кроме семени. К этой категории относились, с одной стороны, все виды хлеба, которые хотя, может, и существовали в виде отдельных эк-земпляров с самого начала, но не имели вид полей зерновых до того, как человек стал возделывать землю; а с другой стороны, терние и волчцы, или полевой кустарник, который не способен размножаться семенами и сохранять свежесть без дождя. После грехопадения человека и изгна-ния его из Едемского сада, когда его заставили возделывать землю, и того, что начал выпадать дождь, по земле распространились терние, волчцы и поля пшеницы - полевой кустарник и полевая трава.



    Генри Блошер в Revelation des origines поддерживает Клайна в от-рицании хронологического понимания Бытия 1 в пользу структурной гипотезы как лучшем способе объяснения Бытия 2:5. В ответ Блошеру д-р Сердж Рамберт предлагает экзегезу Бытия 2:5, похожую на толкова-ние Кассуто, но независимую от него, на которую ссылаются читатели французского языка.





    Придерживался ли св. Августин ранней формы структурной ги-потезы?



    Даже поверхностное чтение работ Августина о шести днях творения покажет, что его понимание дня отличается, например, от его наставника, св. Амвросия Медиоланского, который считает, что день просто и ясно означает период в 24 часа. Некоторые утверждают, что именно по этой причине Августина можно отнести к сторонникам структурной гипотезы. Свидетельства о том, что в действительности писал Августин, тем не менее, не оправдывает его включение в школу дневной эпохи (или более изощренного ее варианта в структурной гипотезе).

    В О книге Бытия (буквально) Августин подробно рассматривает во-прос о трудности понимания материального значения фразы да будет свет и последовательности дня и ночи. Особенно, он пытается опреде-лить смысл двух взаимосвязанных фактов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми: когда Бог призывает к существованию фи-зическую реальность, очевидно, что это произошло в течение какой-то доли секунды, но тем не менее, согласно тексту Бытия, потребовалось шесть дней для исполнения всего дела.

    Он предлагает в качестве возможного решения символический смысл совершенного числа шесть (совершенного, потому что это сумма его кратных частей - то есть, число можно разделить на части, а затем сложить их без остатка (1+2+3=6). Это означает, что каким-то образом шесть дней творения выражают совершенный Божий способ видения и проектирования реальности в том виде, который могут созерцать Его творения (особенно, ангелы). В книге 4 Августин пишет:



    Поэтому более похожим объяснением будет следующее: семь дней на-шего времени, хотя и подобные по названию и исчислению семи дням творения, следуют друг за другом последовательно и проводят границы времени, но те первые шесть дней имели незнакомую нам форму суще-ственных принципов в пределах созданных творений. Следовательно, вечер и утро, как свет и тьма, то есть, день и ночь, не производили те изменения, которые они делают для нас с движением солнца. Это, ко-нечно, мы вынуждены признать относительно первых трех дней, кото-рые были записаны и исчислены до сотворения небесных тел.



    Кажется, что Августин считает, будто в действительности все было создано за один день (или долю секунды этого дня): Мы должны таким образом представлять мир, что Бог сотворил одновременно все, что было в нем и с ним, когда был создан день, и тем самым, во всех днях тво-рения есть один день, и не следует понимать его в значении нашего дня.... Но одновременно он определенно поддерживает шестикратное повторение одного дня творения:



    В этом рассказе о творении Святое Писание говорит, что Творец завер-шил Свою работу через шесть дней; и в других местах Библии, не проти-вореча этому, написано, что тот же Творец создал все одновременно. Из этого следует, что Он, который сотворил все вместе, в то же самое время творил в течение этих шести дней, или семи, или одного, повто-ренного шесть или семь раз.



    Выводы Августина из вышесказанного будут более удивительным для нас, чем его размышления о значении кратных частей числа шесть. Он говорит, что основное значение прихода света и сотворения всего в один день с его шестикратным повтором в материальной вселенной в последующие дни имеет отношение к знаниям, которые имеют ангелы о совершенном Божьем деянии.

    Резюме Джона Тайлора о позиции Августина в целом по этому слож-ному вопросу верно:



    Дни творения, предлагает он, это не периоды времени, а категории, в которых автор расположил творения по дидактическим соображениям, чтобы описать дела, которые в действительности произошли одновре-менно. Свет это не видимый свет мира, а освещение интеллектуальных созданий (ангелов). Утро относится к знаниям ангелов о созданиях, ко-торыми они обладают в видении Бога; вечер говорит о знаниях ангелов о творениях и том, как они существуют в их собственной созданной сущности.



    Следовательно, что бы ни понимал Августин под словом день, он не имеет в виду, как говорит Тайлор, длительный периода времени (что было бы существенно для структурной гипотезы). В действительности, в другом источнике (Град Божий) он ясно дает понять, что продолжи-тельности мира от Адама до потопа составляет 2262 года.

    По-видимому, Августина более беспокоит не то, как долго проходил процесс творения, а желание обдумать со всех сторон взаимоотношение двух очень разных взглядов на реальность: с одной стороны, неоплато-ническую идею о чистых интеллектах (к примеру, ангелов), предпола-гающую абсолютные существа или формы (например, как они проявле-ны во всех вещах, которые возникают в течение шести дней), и с дру-гой стороны, древнееврейское понятие о внезапном, но организованном божественном творении различных видов из ничего. Странный взгляд Августина на шесть дней, очевидно, является результатом его попытки соединить эти две несопоставимые философии таким способом, кото-рый, по его мнению, является по меньшей мере точно верным учению Бытия 1 и 2. Было бы анахронично предполагать, что он хочет заново истолковать слово день и продлить его настолько, чтобы дать достаточ-но времени для постепенного развития. Пожалуй, он скорее сокращает продолжительность действительного времени творения (до одного дня или даже мгновения), а не увеличивает его до долгого срока.


    Примечание

    [Не вдаваясь в подробности данного вопроса, следует заметить, что попытки запи-сать Августина в ряды теистических эволюционистов такие же анахроничные, как и утверждения о том, что является сторонником структурной гипотезы. И вновь, стремление Августина соотнести платоническую теорию о «зародышевых причинах» (или рациональных формах) с древнееврейской теорией о сотворённых «видах» обу-словлено его истоками в неоплатонизме. Устанавливая связь между этими двумя отличающимися концепциями, Августин подчёркивает библейскую идею о мгно-венном создании различных «полностью высеянных» видов (или «зародышевых причин»). Для него нет места эволюционному развитию от одного вида или зароды-ша к другому. Он даёт возможность нормальному росту растений и других живых существ (или «зародышевых причин») «после их видов». Августин пишет в «О книге Бытия (буквально):» (книга 4, гл. 33): «Действительно, Премудрость ведь досязает все и вся не пространственно, как бы шагая (из конца в конец). А раз так, раз дви-жется она не в пространстве и не во времени, то Ей не требуется время и для дей-ствий. Таким образом, то что ныне медленно, тогда было сотворено без промедле-ний; даже сами века были созданы мгновенно, а не так, как проходят они теперь. В самом деле, времена проходят те числа, которые они получили вне времени». Данный вопрос внимательнейшим образом рассматривается в книге Генри Вудса «Августин и эволюция» (Нью-Йорк, 1924)].

    Новый Завет предполагает хронологический, исторический смысл глав 1 и 2 Бытия

    Принимающие авторитетность Нового Завета будут считать, что ссылки на Бытие 1-11 в 27 новозаветных книгах чрезвычайно важны для правильного толкования основного текста. Внимательное изучение разбросанных в Новом Завете ссылок на первые одиннадцать глав Свя-того Писания не покажет и намека на что-то вроде структурной гипо-тезы среди апостольских авторов. Вместо этого они единодушно пред-полагают ясное историческое/ хронологическое толкование этих ранних текстов; так сказать, буквальное, а не литературное их понимание.

    Губерт Томас в своем произведении Mentions de la creation (Ge. 1-11) dans le Nouveau Testament собрал из различных источников большое количество относящихся к делу свидетельств. В своем вступлении он говорит:


    В действительности в результате чтения данного списка обнаруживают-ся три главных момента. Эти три момента подтверждают, что Новый Завет ни коим образом не поддерживает теорию эволюции. Прежде все-го, все без исключения ссылки на творение и особенно упоминания Бы-тия 1 и 11 указывают на исторические события. В этом отношении нет никаких отличий от исторической смерти Господа Иисуса Христа на Гол-гофе. Новый Завет, касаясь творения из небытия, сотворения Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя, а также потопа, не видит во всем этом леген-ды или иносказания; все касается личностей и событий исторической и универсальной важности.

    Во-вторых, творение всегда упоминается как уникальное событие, которое произошло в особый момент прошлого. Творение произошло; его осуществили. Произошли события, которые изменили мир, и теперь он ожидает новое творение, которое произойдет в определенный момент будущего.

    В-третьих, подробности и перечисления фактов творения, данных в Бытии 1-3, являются дословно истинными, историческими, а также ис-ключительно важными. Учение Нового Завета, основанное на этих ссылках, не имело бы никакой обоснованности и было бы даже ошибоч-ным, если бы первобытные события не были исторически верными. На-пример, рассмотрите вход в мир греха. Если Адам не был главой всего рода человеческого, тогда Иисус Христос (последний Адам) не является главой нового творения.



    Далее Томас дает список шести категорий ссылок на Бытие 1-11 в Новом Завете:


    1. Творец и творение мира

    Мф. 13:35 «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».

    Мк. 13:19 «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала тво-рения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет».

    Ин. 1:3 «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

    Деян. 4:24 «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!».

    Деян. 14:15 «чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Кото-рый сотворил небо и землю, и море, и все, что в них».

    Рим. 1:20 «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».

    2 Кор. 4:6 «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил паши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».

    Кол. 1:16 «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано».

    Евр. 1:10 «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса дело рук Твоих».

    Евр. 1 1:3 «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».


    2. Сотворение мужчины и женщины

    Мф. 19:4-6 «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?».

    Мк. 10:6 «В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил их».

    Мф. 19:8 «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводи ться с женами вашими, а сначала не было так».

    Деян. 17:26 «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию».

    1 Кор. 6:16 «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею стано-вится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть».

    1 Кор. 1 1:8-9 «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа».

    Еф. 5:31 «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть».

    1 Тим. 2:13,14 «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева».

    Откр. 2:7 «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия».

    Откр. 22:2 и 14 «...древо жизни».



    3. Грехопадение


    Рим. 5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

    Рим. 5:14 «Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над не-согрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего».

    Рим. 5:17 «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредст-вом одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведно-сти будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа».

    Рим. 5:19 «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие».

    Рим. 8:19-20 «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде».

    1 Кор. 15:21-22 «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все ожи-вут».

    2 Кор. 11:3 «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе».

    Откр. 20:2 «дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана».



    4. Патриархи


    Мф. 23:35 «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина».

    Лк. 11:50-51 «...кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии».

    Лк. 3:34-38 «Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий».

    Евр. 11:4-7 «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин.. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти... Верою Ной, полу-чив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего... Верою Авраам повиновался призва-нию идти в страну».

    Евр. 11:23 «Верою Моисей по рождении...».

    Евр. 12:24 «И к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, го-ворящей лучше, нежели Авелева...».

    1 Ин. 3:12 «Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата сво-его...».

    Иуда 1:11 «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются оболь-щению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей».

    Иуда 1:14 «И Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьма-ми святых Ангелов Своих».


    5. Потоп

    Мф. 24:37 «..как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Чело-веческого».

    Лк. 17:26 «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческо-го».

    1 Пет. 3:20 «во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немно-гие, то есть восемь душ, спаслись от воды».

    2 Пет. 2:5 «и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохра-нил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых».

    2 Пет. 3:5-6 «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим не-беса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою».


    6. Ссылки на творение


    Еф. 3:9 «тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом».

    Иак. 3:9 «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по

    подобию Божию».

    Откр. 3:14 «так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия».

    Откр. 4:11 «...достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по

    Твоей воле существует и сотворено».

    Откр. 10:6 «и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем,

    землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет».

    Откр. 14:7 «...поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод».

    Рим. 1:25 «..и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».

    Рим. 14:24 «по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано».

    1 Тим. 4:4 «Ибо всякое творение Божие хорошо...».

    Евр. 2:10 «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все».

    Евр. 4:10 «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог о т Своих» Евр. 9:26 «..иначе надлежало бы Ему много-кратно страдать от начала мира».

    Ни в одной из этих ссылок, ни в контексте, где эти ссылки располо-жены, нет и малейшего намека ни на что, кроме буквального, хроноло-гического понимания шести дней творения и следующую за этим пат-риархальную историю. Авторы Нового Завета не внушают мысль о неоп-ределенной, «небуквальной» атмосфере «литературной» структурной ги-потезы. Не обнаруживает этого и внимательная экзегетика Бытия 1и 2. Должно быть, источник этой гипотезы находится вне библейского поля зрения.


    (Дуглас Келли, профессор систематического богословия в Ре-форматской Теологической Семинарии г. Джексона, Миссисипи; 6-ая глава из книги Creation and Change)
    Последний раз редактировалось Николай; 04 July 2006, 02:58 PM.
    https://esxatos.com
  • free_kick
    Ветеран

    • 04 January 2007
    • 2363

    #2
    " Ученый Генри М. Моррис прав в построении своего доказательства то-го, что день в Бытии 1 и 2 означает обычный солнечный день"

    Это очередная липа. Ведь видимый свет и звезды (а значит и Солнце)появились лишь на четвертый день творения,то есть о каких солнечных сутках в 24 часа можно говорить в первый день творения. Тогда еще свет не имел значения видимого, это был своего рода эфирный свет
    На свете счастья нет, но ес ть покой и воля А.Пушкин

    Комментарий

    • KPbI3
      Отключен

      • 27 February 2003
      • 29661

      #3
      Фри Кик

      Это очередная липа. Ведь видимый свет и звезды (а значит и Солнце)появились лишь на четвертый день творения,то есть о каких солнечных сутках в 24 часа можно говорить в первый день творения. Тогда еще свет не имел значения видимого, это был своего рода эфирный свет


      Вы полагаете, что для Всемогущего Бога проблемы осветить Землю до создания Солнца, или звезд?

      Да и причем тут звезды? Ведь они созданы не для освещения вообще. Бог их укрепил на тверди небесной совсем для других целей.

      Комментарий

      • free_kick
        Ветеран

        • 04 January 2007
        • 2363

        #4
        Мы говорим о сутках которые длятся 24 часа. А продолжительность их именно такая, потому что Земля вращается вокруг Солнца, да к тому же еще и вокруг своей оси. А раз не было звезд, не было и Солнца - значит не было и земных суток. Так о каких земных сутках может идти речьдо четвертого дня творения?
        На свете счастья нет, но ес ть покой и воля А.Пушкин

        Комментарий

        • KPbI3
          Отключен

          • 27 February 2003
          • 29661

          #5
          Сообщение от free_kick
          Мы говорим о сутках которые длятся 24 часа. А продолжительность их именно такая, потому что Земля вращается вокруг Солнца, да к тому же еще и вокруг своей оси. А раз не было звезд, не было и Солнца - значит не было и земных суток. Так о каких земных сутках может идти речьдо четвертого дня творения?
          Вы что хотите сказать, что Иисус творя Землю не знал сколько часов будет в сутках?!

          Комментарий

          • free_kick
            Ветеран

            • 04 January 2007
            • 2363

            #6
            Бог то конечно знал, но человек меряет время по восходу и заходу Солнца, и если уже сейчас ученые замечают некоторое замедление вращения Земли вокруг своей оси, то это значит что сутки уже продолжаются не 24 часа. А при изменении орбиты земли и год будет продолжаться не 365 дней. Так что деление на сутки по 24 часа да и само понятие времени это чисто человеческое изобретение . Так что Богу Богово - а кесарю -кесарево
            На свете счастья нет, но ес ть покой и воля А.Пушкин

            Комментарий

            • KPbI3
              Отключен

              • 27 February 2003
              • 29661

              #7
              Сообщение от free_kick
              Бог то конечно знал, но человек меряет время по восходу и заходу Солнца, и если уже сейчас ученые замечают некоторое замедление вращения Земли вокруг своей оси, то это значит что сутки уже продолжаются не 24 часа. А при изменении орбиты земли и год будет продолжаться не 365 дней. Так что деление на сутки по 24 часа да и само понятие времени это чисто человеческое изобретение . Так что Богу Богово - а кесарю -кесарево
              Давайте отделим мух от котлет.

              1. Не многие ученые замечают, а замедление вращения Земли - общеизвестный факт.
              2. Сутки можно делить на люое количество часов, это вопрос измерения времени, но само понятие суток от этого не меняется, 24 часа в них, или 153.
              3. Причем тут орбита Земли? Если замедляется ее вращение вокруг своей оси? Мало того, Земля вращается вообще неравномерно, так как не является твердым телом.

              Но какое это отношение имеет к тем суткам, за которые Бог делал один божественный акт творения? Если бы Бог творил рыб не за сутки, а за двое суток, кто мешал ему прямо об этом заявить? Или Вы не верите Библии, что там отражена Истина?

              Комментарий

              • free_kick
                Ветеран

                • 04 January 2007
                • 2363

                #8
                Когда Бог творил не было суток. И потом. Непонятно было ли в тот момент пространство однородно и прямолинейно. Ведь в искривленном пространстве время течет непонятно как (для нас по крайней мере) Имел ли тот процесс, который мы называем время ту же скорость, что и сейчас. Если нет-то вопрос об адекватности суток современных и суток творения отпадает сам по себе.Деление творение на сутки-это как бы приземленность человеческого сознания.
                На свете счастья нет, но ес ть покой и воля А.Пушкин

                Комментарий

                • KPbI3
                  Отключен

                  • 27 February 2003
                  • 29661

                  #9
                  Фри Кик

                  Когда Бог творил не было суток.


                  В плане Бога они уже были.

                  И потом. Непонятно было ли в тот момент пространство однородно.

                  Какое еще пространство?

                  Имел ли тот процесс, который мы называем время ту же скорость, что и сейчас.

                  Безусловно имел, раз Господь не написал иного.

                  Если нет-то вопрос об адекватности суток современных и суток творения отпадает сам по себе.

                  Не отпадает, 6000 лет назад, когда Господь сотворил Землю продолжительность суток была практически равна нынешней.

                  Я не пойму, Вы что отрицаете Библию?

                  Комментарий

                  • free_kick
                    Ветеран

                    • 04 January 2007
                    • 2363

                    #10
                    Позволю с вами не согласиться
                    Маханаим / Еврейская Библия / Пинхас Полонский. "Две истории
                    сотворения мира"
                    "С другой стороны, если физические процессы в Дни Сотворения шли не так, как сегодня, т. е. и современного "времени" тоже еще не было, а его создание было завершено вместе со всем завершением Сотворения мира - то вопрос о продолжительности каждого из Дней Творения является весьма специфичным. Конечно, они не были обычными днями; но точно также нельзя сказать, что "один день Творения равен миллиону обычных лет", т. к. это было совершенно особое время, не такое как сейчас. А это значит, что Тора не имела целью просто сообщить нам хронологию Сотворения мира. Но тогда возникает вопрос: если целью Торы не является хронология, то зачем же Тора вообще рассказывает нам о числе Дней Творения? Этот вопрос мы подробнее обсудим ниже, в главе 3."
                    Последний раз редактировалось free_kick; 07 March 2007, 09:00 AM.
                    На свете счастья нет, но ес ть покой и воля А.Пушкин

                    Комментарий

                    • KPbI3
                      Отключен

                      • 27 February 2003
                      • 29661

                      #11
                      Сообщение от free_kick
                      Позволю с вами не согласиться
                      Маханаим / Еврейская Библия / Пинхас Полонский. "Две истории
                      сотворения мира"
                      "С другой стороны, если физические процессы в Дни Сотворения шли не так, как сегодня, т. е. и современного "времени" тоже еще не было, а его создание было завершено вместе со всем завершением Сотворения мира - то вопрос о продолжительности каждого из Дней Творения является весьма специфичным. Конечно, они не были обычными днями; но точно также нельзя сказать, что "один день Творения равен миллиону обычных лет", т. к. это было совершенно особое время, не такое как сейчас. А это значит, что Тора не имела целью просто сообщить нам хронологию Сотворения мира. Но тогда возникает вопрос: если целью Торы не является хронология, то зачем же Тора вообще рассказывает нам о числе Дней Творения? Этот вопрос мы подробнее обсудим ниже, в главе 3."
                      Маловеры вызывают только презрение.

                      Комментарий

                      • free_kick
                        Ветеран

                        • 04 January 2007
                        • 2363

                        #12
                        И вот что удивительно,Бог избрал еврейский народ чтобы спасти человечество, через Моисея дал 10 заповедей, Библия изначально написана на иврите. Язычники же лишь воспользовались готовым учением иудеев, преобразовали его под свой лад,обильно приправив языческими культами вроде масленницы , иконопоклонничества и т.п... и стали называть евреев маловерами
                        На свете счастья нет, но ес ть покой и воля А.Пушкин

                        Комментарий

                        • KPbI3
                          Отключен

                          • 27 February 2003
                          • 29661

                          #13
                          Фри Кик

                          И вот что удивительно,Бог избрал еврейский народ чтобы спасти человечество,


                          Точнее евреи изобрели очередного бога.

                          через Моисея дал 10 заповедей,

                          Эти заповеди не открыли ничего нового. В любом самом диком племени есть нечто подобное. Конечно с вариациями. Давайте их рассмотрим.

                          2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

                          Типичная заповедь в языческой религии. где есть верховный бог.

                          3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

                          Причем верховный бог не совсем уверен в своем могуществе, ведь на вского Урана найдется острый серп и Кронос.

                          4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

                          Это в сущности необчная заповедь, но ведь любой народ хочет выделиться.

                          5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,

                          Обычное запугивание.

                          6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

                          Ну и пряник. Интересно холокост это 5, или 6 пункт?

                          7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

                          Учитывая, что у еврейского бога вообще не было имени...

                          8 Помни день субботний, чтобы святить его;


                          Ведь надо что то чтить.

                          9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
                          10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

                          А вот и процедура почитания. Не очень сложная, хотя поход в туалет в субботу для правоверного иудея явно осложнен душевными муками, вытирать, или так сойдет...

                          11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

                          Объяснение, зачем собственно говоря весь этот огород.

                          12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

                          Норома для большинства более-менее цивилизованных народов. Т.е. тех кто уже прошел стадию собирательства.

                          13 Не убивай.

                          То же самое. Впрочем эта заповедь явно относится только к соплеменникам, глядя как далее бог лично убивает противников израиля и приказывает Иисуса к геноциду. Вобщем, формулировка неверная.

                          14 Не прелюбодействуй.

                          Ну как дикари, да без табу?

                          15 Не кради.

                          Норма для взаимоотношений внутри племени, на иноземцев явно не распространяется.

                          16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

                          Социум, ничего не поделаешь. Но тут хоть явно написано что лжесвидетельствовать нельзя на ближнего и на том спасибо.

                          17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

                          Обычные социальные нормы.

                          18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.
                          (Исх.20:2-18)

                          Ну чиста Копперфилд...

                          Так что ничего особенного в этих заповедях нет, мало того, половина их банальна, а вторая устарела еще пару тысяч лет назад.

                          Библия изначально написана на иврите.

                          Да хоть на хинди.

                          Язычники же лишь воспользовались готовым учением иудеев, преобразовали его под свой лад,обильно приправив языческими культами вроде масленницы , иконопоклонничества и т.п... и стали называть евреев маловерами

                          Простите, но евреи тоже язычники. Да и бога они своего вечно норовили кинуть, так что маловеры и есть.

                          Комментарий

                          Обработка...