Из одного форума, человек пишет:
Вот еще пример явного противоречия между девтероканоническими и протоканоническими книгами:
"Давай благочестивому, и не помогай грешнику. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму, и не помогай грешнику." (Сир 12:4-7) Сходная мысль - в Тов 4:17.
Ср.: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе." (Прит 12:21-22) Если помните, эти стихи цитирует апостол Павел в Рим 12.
О противоречии Нагорной проповеди и говорить нечего. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных." (Мф 5:43-45)
Однако обратите также внимание на аргументацию. Сирах: "...ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщение"; Нагорная проповедь: "...да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".
Лишний раз подчеркну, что довод в стиле "подумаешь, это же Ветхий Завет" сразу отпадает, поскольку налицо противоречие с ветхозаветными же книгами. Также неубедительной следует признать попытку оправдать слова Сираха параллелью с Гал 6:10: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере." Очевидно, апостол говорит лишь о правильной расстановке приоритетов в делах милосердия, не налагая ограничений, подобных тем, о которых говорится в Сир 12.
То есть как сами моральные предписания взаимно исключают друг друга, так и их богословское обоснование: в одном случае - не благотвори грешниками, потому что Бог их ненавидит, в другом - благотвори, потому что Бог их любит.
Это я всё к чему пишу? К тому, что, по всей видимости, есть веские основания считать, что Тридентский собор несколько поспешил, дополнив канон Писания.
Мне сейчас подумалось: может, здесь в Нагорной проповеди скрытая полемика как раз с неканоническими текстами, подобными Сир 12:4-7, то есть позднейшими, в том числе и письменными интерпретациями ветхозаветного закона?
Вот еще пример явного противоречия между девтероканоническими и протоканоническими книгами:
"Давай благочестивому, и не помогай грешнику. Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму, и не помогай грешнику." (Сир 12:4-7) Сходная мысль - в Тов 4:17.
Ср.: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе." (Прит 12:21-22) Если помните, эти стихи цитирует апостол Павел в Рим 12.
О противоречии Нагорной проповеди и говорить нечего. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных." (Мф 5:43-45)
Однако обратите также внимание на аргументацию. Сирах: "...ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщение"; Нагорная проповедь: "...да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных".
Лишний раз подчеркну, что довод в стиле "подумаешь, это же Ветхий Завет" сразу отпадает, поскольку налицо противоречие с ветхозаветными же книгами. Также неубедительной следует признать попытку оправдать слова Сираха параллелью с Гал 6:10: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере." Очевидно, апостол говорит лишь о правильной расстановке приоритетов в делах милосердия, не налагая ограничений, подобных тем, о которых говорится в Сир 12.
То есть как сами моральные предписания взаимно исключают друг друга, так и их богословское обоснование: в одном случае - не благотвори грешниками, потому что Бог их ненавидит, в другом - благотвори, потому что Бог их любит.
Это я всё к чему пишу? К тому, что, по всей видимости, есть веские основания считать, что Тридентский собор несколько поспешил, дополнив канон Писания.
Мне сейчас подумалось: может, здесь в Нагорной проповеди скрытая полемика как раз с неканоническими текстами, подобными Сир 12:4-7, то есть позднейшими, в том числе и письменными интерпретациями ветхозаветного закона?
Комментарий