Об ортодоксии и гетеродоксии в первых веках христианства.

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • Ksenos
    Участник

    • 16 December 2019
    • 114

    #1

    Об ортодоксии и гетеродоксии в первых веках христианства.

    Об ортодоксии и гетеродоксии в первых веках христианства.Джеймс Данн:

    Понятие "ортодоксия" предполагает, что между истиной и ошибкой можно провести четкую грань, что существует чистая и незамутненная вера, все отклонения от которой в большей или меньшей степени "еретичны".
    Упрощая, это можно представить в форме антитезы: "ортодоксия" абсолютная истина Божия, открытая Церкви; "ересь" любое отклонение от этой единственной, четко определенной веры.

    Но вот две проблемы:

    а) во-первых, богословская проблема, проблема интерпретации. А именно: чья ортодоксия?

    Факт остается фактом: в современном христианстве никакой единой ортодоксии не существует: понятие ортодоксии в восточном христианстве очень отличается от соответствующего понятия у большинства западных христиан;

    римскокатолическая ортодоксия не идентична протестантской, причем ортодоксия пятидесятническая посвоему самобытна; ортодоксия "англокатоликов" иная, чем у "евангеликов", причем обе не удовлетворяют "либералов" и "радикалов".

    Очевидно, что каждый понимает "ортодоксию" по-своему.
    Даже те, у кого критерий ортодоксии один и тот же, видят в интерпретации проблему.
    Скажем, большинство протестантов согласны, что Библии следует отводить центральную и фундаментальную роль в определении веры и жизни (sola scriptum), однако фрагментация протестантства и протестантских сект показывает, что единой ортодоксии не возникло.

    Отсюда возникает принципиальный вопрос: существует ли вообще окончательное выражение христианской веры, однозначное по смыслу?
    Может ли оно существовать?
    Сводима ли истина к какой‑то окончательной и неизменной формуле/утверждению/образу поведения?
    Или субъективность нашего восприятия и ограничения нашей жизненной ситуации не позволяют достичь такой окончательности?
    Не существенно ли, что даже традиционное христианство считает: окончательное откровение истины было сделано в личности Иисуса из Назарета, а не в каком‑то утверждении? (Можно ли человека свести к формуле?)

    Эта проблема имеет колоссальное значение для христианства и богословия.

    (б) Вовторых, историческая проблема. А именно: существовала ли вообще какая‑то ортодоксия? единственная и четко определенная вера, отличавшая христианина от еретика?

    Традиционный христианский ответ был утвердительным. Согласно классическому представлению об ортодоксии, всегда существовала единая и чистая вера, восходящая к апостолам, причем Церковь сохранила учение Иисуса и апостолов неповрежденным.

    В борьбе с ересью, начиная с последних десятилетий II в., ортодоксия обычно рисовала такую картину: ересь испорченная и боковая ветвь, отходящая от ствола истинной веры; сначала возникло чистое ортодоксальное учение, и лишь впоследствии появились волки и лжеучителя, которые смущали паству и искажали веру.

    Например, Евсевий с помощью цитат из Егезиппа пытается доказать: "безбожное заблуждение" стало проникать в Церковь лишь во II в., когда все апостолы умерли, ранее же Церковь "пребывала чистой непорочной девой" (Церковная история, III.32.78).

    Аналогичным образом Тертуллиан, один из самых первых и самых ревностных сторонников этого представления об ортодоксии и ереси, писал:
    "Как могли быть христиане прежде, чем найден был Христос? Как ереси могли существовать прежде истинного учения? На деле, конечно, истина предшествует своему изображению, подобие следует за вещью. Право, совершенно нелепо считать, что ересь существует прежде истинного учения, хотя бы потому, что само это учение возвестило: ереси будут и нужно их остерегаться".(Против еретиков, 29).

    Тот же автор обличает Маркиона: по его словам, Маркион был "отступником, прежде чем стал еретиком" (Против Маркиона 1.1).

    Таково было общепринятое представление об ортодоксии вплоть до XX в.
    Однако важное исследование Вальтера Бауэра "Ортодоксия и ересь в первоначальном христианстве" показало, что этот подход строится на зыбком историческом основании, а потому должен быть оставлен.
    Бауэр продемонстрировал, сколь пестрым явлением было христианство II в.
    Вначале не существовало никакой "чистой" формы христианства, которую можно было бы назвать "ортодоксией".
    Более того, не было и единого понятия ортодоксии, лишь разные формы христианства соревновались за верность верующих.

    Повидимому, в некоторых местах (особенно в Египте и Восточной Сирии) именно то, что более поздние клирики объявили гетеродоксией, было первоначальной формой христианства, доминирующей силой в первые десятилетия укоренения христианства на этих территориях.

    Понятие ортодоксии стало выкристаллизовываться лишь в борьбе между разными точками зрения, и побеждавшая партия объявляла "ортодоксией" именно себя!

    Наша нынешняя точка зрения носит искаженный характер, поскольку мы слышим голос лишь одной из партий Климента, Игнатия, Поликарпа, Иринея и т. д., а от эбионитов, Маркиона, монтанистов и прочих до нас дошли лишь отголоски и цитаты.""Единство и многообразие в Новом Завете". Д. Данн.
    Последний раз редактировалось ilya481; 07 May 2020, 03:21 AM.
    Христианство в лице ортодоксии продало себя иудаизму за чечевичную похлебку ветхого завета.
  • lubow.fedorowa
    Ветеран

    • 06 May 2011
    • 14484

    #2
    Сообщение от Ksenos
    Понятие ортодоксии стало выкристаллизовываться лишь в борьбе между разными точками зрения, и побеждавшая партия объявляла "ортодоксией" именно себя! Наша нынешняя точка зрения носит искаженный характер, поскольку мы слышим голос лишь одной из партий Климента, Игнатия, Поликарпа, Иринея и т. д., а от эбионитов, Маркиона, монтанистов и прочих до нас дошли лишь отголоски и цитаты.""Единство и многообразие в Новом Завете". Д. Данн.
    Зачем так долго и нудно? Хотя бы на абзацы разделили... Кому интересен этот копипаст?
    «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
    (Второе послание к Тимофею 2:19)

    «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!»
    (Псалтирь 18:15)

    «...ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои».
    (Псалтирь 49:21)

    Комментарий

    • Тихий
      Ветеран
      Совет Форума

      • 14 May 2007
      • 8506

      #3
      ...........
      Ad fontes

      Ватник, это человек нетрадиционной умственной ориентации...(с)

      Комментарий

      • ilya481
        спасённый грешник
        Ко-Админ Форума

        • 14 August 2008
        • 7378

        #4
        Сообщение от lubow.fedorowa
        Зачем так долго и нудно? Хотя бы на абзацы разделили... Кому интересен этот копипаст?
        Да, разумеется.
        Я даже читать не буду, думаю, не только я.
        Выделил автора и название работы.
        Кому интересно- найдёт в поисковике.

        Она (эта книга) есть, вот одна из многочисленных ссылок.
        Единство и многообразие в Новом Завете Исследование природы первоначального христианства (fb2) | КулЛиб - Классная библиотека! Скачать книги бесплатно

        А @Ksenos рекомендую отформатировать текст с абзацами, отступами и т. д.
        Ну и, конечно, желательно задать вектор обсуждения.
        Что именно хочет обсудить топикстартер в предъявленном отрывке?
        Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

        Комментарий

        • ilya481
          спасённый грешник
          Ко-Админ Форума

          • 14 August 2008
          • 7378

          #5
          Подумал и сам отформатировал текст.
          Ну чтобы можно было желающим поделиться своим мнением с другими форумчанами, если таковые найдутся.
          И чтобы это можно было сделать и без топикстартера.
          Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. (Иоанн креститель)

          Комментарий

          • ДмитрийВладимир
            Отключен

            • 05 June 2019
            • 20301

            #6
            Сообщение от Ksenos
            Об ортодоксии и гетеродоксии в первых веках христианства.Джеймс Данн:

            Понятие "ортодоксия" предполагает, что между истиной и ошибкой можно провести четкую грань, что существует чистая и незамутненная вера, все отклонения от которой в большей или меньшей степени "еретичны".
            Упрощая, это можно представить в форме антитезы: "ортодоксия" абсолютная истина Божия, открытая Церкви; "ересь" любое отклонение от этой единственной, четко определенной веры.
            Ересь не является порочным ярлыком, слово означает разномыслие, а не заблуждение.

            Комментарий

            • shlahani
              христианин

              • 03 March 2007
              • 9820

              #7
              Сообщение от Ksenos
              Понятие "ортодоксия" предполагает, что между истиной и ошибкой можно провести четкую грань, что существует чистая и незамутненная вера, все отклонения от которой в большей или меньшей степени "еретичны".
              Упрощая, это можно представить в форме антитезы: "ортодоксия" абсолютная истина Божия, открытая Церкви; "ересь" любое отклонение от этой единственной, четко определенной веры.
              Интересен тут в связи с этим рассуждением тот факт, что католики называют ортодоксией православие.

              Комментарий

              • ДмитрийВладимир
                Отключен

                • 05 June 2019
                • 20301

                #8
                Как сказано Симеоном встретившим Марию с Иисусом у храма: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.

                И как сказано евреями в Риме:
                Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.

                Слово Божье будоражит умы как возмущение воды. Восточная церковь исторически более древнее место и более просвещённое в отличии от западной, и потому теологическое бурление умов восточной церкви воспринималось западной церковью как болезнями. А когда церкви раскололись и западная церковь повзрослела и паства стала более образованной тогда и в западной церкви началось бурление умов что привело к расколу западную церковь, потому что она окостенела в своём мировоззрении и не предполагала что бурление умов это не болезнь, а животворящая сила благодати слова Божьего.

                Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

                Комментарий

                • Блондинка
                  Белая и пушистая

                  • 26 May 2018
                  • 1142

                  #9
                  Сообщение от shlahani
                  Интересен тут в связи с этим рассуждением тот факт, что католики называют ортодоксией православие.
                  Ортодоксией абсолютно все (не исключая католиков) называют собственное учение. А православных они до середины двадцатого века православными не называли, как и православные не называли католиков католиками (Вселенской церковью). В лучшем случае, "так называемые" и в кавычках. А так "греческие схизматики", "латиняне" и тому подобные экзонимы. Это сейчас торжество экуменизма и такое воспринимается в порядке вещей.
                  И да, слово "православие", отдельное от "ортодоксии" существует только в славянских языках. Как и разница между "католиками" и "кафоликами". В других языках то и другое одно слово. И путаницы не происходит, потому что есть контекст.

                  А по теме: в идее, что никакого единого Евангельского учения первоначально не существовало, были разные партии, Павел и Иаков полемизируют друг с другом, нет ничего нового. Но ее упорно внедряют как основание для экуменического и релятивистского мышления.
                  Вы думаете, я здесь? А меня здесь нет!

                  Комментарий

                  • ДмитрийВладимир
                    Отключен

                    • 05 June 2019
                    • 20301

                    #10
                    Сообщение от Блондинка
                    А по теме: в идее, что никакого единого Евангельского учения первоначально не существовало, были разные партии, Павел и Иаков полемизируют друг с другом, нет ничего нового. Но ее упорно внедряют как основание для экуменического и релятивистского мышления.
                    Не Павел и Иаков полемизируют, они в одном Духе и говорят об одном, полемизируют плотские с материальным мышлением воюя против друг друга словами одних апостолов против других, потому что совесть не чиста и гражданское противостояние царит у них внутри, разруха в головах, мерзость запустения в место царства небесного.

                    Комментарий

                    • SaulStreicher
                      Завсегдатай

                      • 24 December 2012
                      • 756

                      #11
                      Сообщение от Ksenos

                      Наша нынешняя точка зрения носит искаженный характер, поскольку мы слышим голос лишь одной из партий Климента, Игнатия, Поликарпа, Иринея и т. д., а от эбионитов, Маркиона, монтанистов и прочих до нас дошли лишь отголоски и цитаты.""Единство и многообразие в Новом Завете". Д. Данн.
                      До выше приведённого абзаца, все было в соответствии с историей и Библии ей по большей части. Но есть небольшое (или даже большое) добавление. Скажем прямо Библия это одна точка зрения, к нем присоединю аутентичные произведения Поликарпа, Климента Римского и Папия это один голос.

                      Маркион это другая "партия".

                      Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Ориген, Климент Александрийский, Аристид Афинский.... и сотни других это разношерстная некая третья "партия" "христиан" 2-3 веков. "Христианство" Константиново это четвертая и так до бесконечности.

                      Но чем дальше тем меньше соответствия с "партией" Бога, Создателя Вселенной Всемогущего Отца ЙГВГ. Христианство уходит все дальше и дальше от Бога. Конечно все "партии" кроме первой условны... их можно делить по разному.
                      Хочу помогать другим узнавать Слово Божье и учить тому, что оставил нам Иисус Христос. Матфея 28;19,20

                      Комментарий

                      • ДмитрийВладимир
                        Отключен

                        • 05 June 2019
                        • 20301

                        #12
                        Сообщение от SaulStreicher
                        Игнатий Богоносец, Ириней Лионский, Ориген, Климент Александрийский, Аристид Афинский.... и сотни других это разношерстная некая третья "партия" "христиан" 2-3 веков. "Христианство" Константиново это четвертая и так до бесконечности.

                        Но чем дальше тем меньше соответствия с "партией" Бога, Создателя Вселенной Всемогущего Отца ЙГВГ. Христианство уходит все дальше и дальше от Бога. Конечно все "партии" кроме первой условны... их можно делить по разному.
                        От того что земная конфессия не может рассудить две стороны от того и происходят расколы, они обескровливают единый организм и совместно не могут со существовать из за собственных недостатков, это поражённая грехом земная природа разрушается не зависимо от сил и желаний конфессий не в их власти избавление от греха. Бог сказал что перстный человек обратится в прах значит обратиться. Бог сказал что от воды и Духа рождаются для Царства небесного так и будет значит.

                        Комментарий

                        • Батёк
                          Ветеран

                          • 13 October 2004
                          • 13862

                          #13
                          В Евангелии мы также видим много иделогических групп которые понятно приходя к власти устанавливали свою ортодоксию. Ортодоксия это именно вопрос власти а не веры и это можно увидеть когда книжники и фарисеи предъевлят Иоанну Крестителю: - Почему ты крестишь? Т.е. либо Иоанн Креститель раньше стоял у власти как Праведник Цаддок и имел право крестить, либо он еретик. Очищать людей вне храма вобще-то святотатство, быть вне церкви. А раз логично что Иоанн рньше имел власть это делать и был изгнан Иродом то всю власть на очищение присвоили иродианцы и по праву предъявляли притензии ортодоксии.
                          Христос - наш Учитель.

                          Комментарий

                          • SaulStreicher
                            Завсегдатай

                            • 24 December 2012
                            • 756

                            #14
                            Сообщение от ДмитрийВладимир
                            От того что земная конфессия не может рассудить две стороны от того и происходят расколы, они обескровливают единый организм и совместно не могут со существовать из за собственных недостатков, это поражённая грехом земная природа разрушается не зависимо от сил и желаний конфессий не в их власти избавление от греха. Бог сказал что перстный человек обратится в прах значит обратиться. Бог сказал что от воды и Духа рождаются для Царства небесного так и будет значит.
                            Рассмотрите внимательно притчу Иисуса.

                            "Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: «господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою». Матфея 13:24-30.
                            "...Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя это сыны Царствия, а плевелы сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" Матфея 13:37-43.

                            Это не один "организм", а это отступление предсказано Иисусом. Он создал Свою Экклесию, но Сатана среди истинных христиан создал ложных, да так что ангелы не могли разобрать, кто есть кто. И только с Парусией Христа после того как Сам Христос покажет, кто есть кто будет понятно кто истинные христиане, кто ложные. Только это Парисия уже произошла.
                            Хочу помогать другим узнавать Слово Божье и учить тому, что оставил нам Иисус Христос. Матфея 28;19,20

                            Комментарий

                            • ДмитрийВладимир
                              Отключен

                              • 05 June 2019
                              • 20301

                              #15
                              Сообщение от SaulStreicher
                              Это не один "организм", а это отступление предсказано Иисусом. Он создал Свою Экклесию, но Сатана среди истинных христиан создал ложных, да так что ангелы не могли разобрать, кто есть кто. И только с Парусией Христа после того как Сам Христос покажет, кто есть кто будет понятно кто истинные христиане, кто ложные. Только это Парисия уже произошла.
                              Верующие во Христе одно тело, а порознь члены. Вот земные конфессии и представляют из себя расчленённый труп который растаскивают орлы обольщением сатаны.

                              Это история Апокалипсиса, первое тысячелетие становление церкви со воскресших со Христом, второе тысячелетие время расколов церкви обольщением сатаны выходящим из бездны.

                              Комментарий

                              Обработка...