СЕМЬДЕСЯТ НЕДЕЛЬ ДАНИИЛА (Даииил, 9:24-27)
Семьдесят недель (cемилетuй) предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых. Но знай и поими, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерусалима до помазанника властелина (пройдет) семь cемилетuй, а (после) шестидесяти двух cемилетuй он вновь будет отстроен, улицы и стены, но в трудные времена. А после этих шестидесяти двух cемилетuй погибнет помазанник, и не будет у него ничего, а народ влаcтелина придет и уничтожит город и святыню; конец же его будет подобен потоку, и до конца войны предопределены разрушения. И укрепит он союз со многими в одно cемилетuе, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения, и власть мерзостная будет существовать, пока не нacтynит полное уничтожение и предначертанное не постигнет разрушителя.
(Даниэль, 9:24-27).
Это - прямой перевод с оригинала. В издании Московской Патриархи (подобно Библии Короля Джеймса - классическом христианском переводе на английский язык) те же строки пророка переданы так:
Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого го рода твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет, а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель пости нет опустошителя.
Вызывающие наши возражения интерпретации.христианских миссионеров выстраиваются в основном на ошибках, допущенных при переводе этих строк Даниила (9:24-27) Королем Джеймсом. Orметим их.
1. Версия Короля Джеймса ставит определенный артикль перед словами Помазанника-властелина (9:25).
А. В оригинале, на иврите его нет, не написано - этот помазанник-властелин, этот Мессия Принц, поэтому пра вильно переводить это просто как «машиах» (- помазанный, «мессия») принц, то есть - царь Персии Кир (Каким он назван у Исаии, 45:1,13; Эзра, 1:1-2, тот властелин, отстроивший Храм)..
Б. Слово машиах никогда не используется в еврейских Писаниях как имя собственное, это - титул царя или первосвященника, которьх перед вступлением в должность «помазывали» маслом.
В. Поэтому правильный перевод с иврита должен быть: «помазанник, принц». (Русский перевод - «Христос Владыка», не оставляя сомнения, что идет речь об Иисусе - фактически является именем собственным -Г.С. )
2. Версия Короля Джеймса игнорирует еврейскую пунктуацию:
А. В этой фразе под словами «семь недель» стоит знак этнахта (это один из знаков «кантилляции», интонации) - основная пауза внутри предложения, примерно, как точка с запятой в современной системе пунктуации. Она отделяет эти семь недель от шестидесяти двух недель: «до помазан ника-властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий вновь будет отстроен» (9:25).
Б. Создавая единый период из шестидесяти девяти недель, не разделенный на два отдельных периода, семь и шестьдесят две, христианские миссионеры, игнорируя присутствие этнахты, делают неверный вывод: Мессия придет через четыреста восемьдесят три года после разрушения Первого Храма.
Некоторые миссионеры утверждают, что существует якобы «пророческий год» длительностью 360 дней (?), укорачивая период в 438 лет, от начала, которым считают 444 год до н.э, до распятия Иисуса. Так они пытаются привести к совпадению дат, но сущствование «пророческого года» в Писаниях не подтверждается.
З. Версия Короля Джеймса (и Московской Патриархии) опускает определенный артикль перед числом недель в стихе Даниила (9:26), который должен читаться так: «И по истечении этих шестидесяти двух седьмин...». Если воспринять шестьдесят две недели как отдельный период, тогда стих в оригинале на иврите показывает, что этот срок в предьщущей фразе правильно отделен этнахтой. Следовательно, в этой главе сказано о двух помазанниках: один придет после семи недель. А второй после этого через шестьдесят две недели.
4. Слова пророка вээйн ло (9:26) Король Джеймс ошибочно переводит: «не для себя» (якобы "не ради себя" а за грехи других). Правильный перевод выражения вээuн ло означает «у него нет ничего», а имея ввиду некого помазанника, - власть его прекращена.
Как же, исходя из текста этого пророчества Даниила, христианские миссионеры могут относить к Иисусу стих Исаии (53:12), в котором сказано, чтоо слуга Бога получает «долю среди великих» и часть добычи?
Более того, слова вээйн ло (у него нет, или не будет ничего) не могут иметь отношения к Иисусу - ни при смерти, ни потом.
5. Говоря о шестидесяти девяти неделях, большинство миссионеров об отдельной семидесятой неделе умалчивают, относя ее к неопределенному будущему и придерживаясь разных мнений по поводу того, как она продолжает предшествующий период. В результате, они превращают девятую главу Даниила в «пророчество о шестидесяти девяти неделях».
6. Даниил просит Творца о помощи, чтобы понять смысл пророчества, данного Иеремией, о конце запустения Иерусалима (Даниил, 9:2). Он явно ссьлается на слова Иеремии (25:11-12, 30:18 и 31:37-39), где сказано об обещанном восстановлении рода. Поэтому часть фразы - «с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве. Иерусалима» (Даниил 9:25) указывает на период, когда Бог обратился к Иеремии. том, что отсчет семидесяти лет начинается с времен свидетельствует пророк Захария (около 519 года до н. э.).
Он рассказывает видение, в котором послание Бога доходит до него в форме диалога Бога с ангелом: «И отвечал ангел Бога и сказал: Господь Цеваот! Доколе Ты не смилостивишься над Иерусалимом и над городом Йеуды, на которые гневаешься Ты уже семьдесят лет?» (Захария, 1: 12). Это округленное число примерно равно периоду разрушения Храма, отстроенного через три года после этого. Отвечая ангелу, Бог говорит: «...Возвратился Я к Иерусалиму с милосердием; дом Мой будет построен в нем слово Господа Цеваота и шнур (строительный) будет простерт над Иерусалимом» (Захария, 1: 16).
Итак, семьдесят лет запустения - период, когда Храм бьл в руинах. Лишь манипулируя числами, можно получить такой ре-зультат: 483 года от разрушения Храма, примерно в 586 г. до н.э. (считая этот год началом периода в семьдесят недель) до смерти Иисуса, которая датируется примерно 33 г. н. э.
В отчаянных попытках приспособить период в 483 года к дате смерти Иисуса предлагаются и иные точки отсчета. Но все подобные интерпретации повисают в воздухе и остаются бездоказательными ибо трактовка пророчества изначально не верна.
7. Утверждение, что период в семьдесят недель (восстановление Иерусалима) начинается с времен Нехемии (444 или 455 до н.э.), также не обосновано. Разрешение Артаксеркса, данное Нехемии, не имело формы указа о строительстве Храма. Это было письмо, которое обеспечивало безопасность Нехемии в его передвижениях по разным провинциям Персии на пути в Иудею (Нехемия, 2:7). Другое письмо позволяло ему получить бревна из царских лесов для реализации строительной проrpаммы (Нехемия, 2:8). Но декларации о восстановлении Иерусалима у него не было. Он получил от императора лишь разрешение на то, чтобы обеспечить безопасность иерусалимской общины. К этому он и стремился.
Нехемия описывает Иерусалим в мрачных тонах. Но, видимо, сам город он никогда не посещал. И лишь получал сообщения, что в Иерусалиме должна быть община, по крайней мере, в виде открытой деревни или поселения. Хоть и не бьшо у города прежней славы, но там жили евреи.
По словам Исаии, персидский царь Кир отстроит Иерусалим. Он и назван «помазанником» (см. Исайя 45:1). Действительно, Кир, через сорок девять лет после разрушения города (примерно, в 537 г. до н.э.) издал указ, предусматривающий восстановление Иерусалима.
Писание сообщает, что восстановление Иерусалима начлось при царе Кире -ознаменованное, в первую очередь, строительством Храма, завершившимся к 516 году до н. э., то есть - через семьдесят лет после его разрушения. Возведением Храма официально заканчивается период запустения.
Значит, восстановление Иерусалима надо отнести к временам царя Кира, который издал особый указ, как сказал об этом Бог: «он построит Мой город». Так это было. Поэтому, период в семьдесят две недели нельзя отнести к Артаксерксу, как это делают некоторые теологи христианского миссионерства.
Семьдесят недель (cемилетuй) предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых. Но знай и поими, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерусалима до помазанника властелина (пройдет) семь cемилетuй, а (после) шестидесяти двух cемилетuй он вновь будет отстроен, улицы и стены, но в трудные времена. А после этих шестидесяти двух cемилетuй погибнет помазанник, и не будет у него ничего, а народ влаcтелина придет и уничтожит город и святыню; конец же его будет подобен потоку, и до конца войны предопределены разрушения. И укрепит он союз со многими в одно cемилетuе, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения, и власть мерзостная будет существовать, пока не нacтynит полное уничтожение и предначертанное не постигнет разрушителя.
(Даниэль, 9:24-27).
Это - прямой перевод с оригинала. В издании Московской Патриархи (подобно Библии Короля Джеймса - классическом христианском переводе на английский язык) те же строки пророка переданы так:
Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого го рода твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет, а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель пости нет опустошителя.
Вызывающие наши возражения интерпретации.христианских миссионеров выстраиваются в основном на ошибках, допущенных при переводе этих строк Даниила (9:24-27) Королем Джеймсом. Orметим их.
1. Версия Короля Джеймса ставит определенный артикль перед словами Помазанника-властелина (9:25).
А. В оригинале, на иврите его нет, не написано - этот помазанник-властелин, этот Мессия Принц, поэтому пра вильно переводить это просто как «машиах» (- помазанный, «мессия») принц, то есть - царь Персии Кир (Каким он назван у Исаии, 45:1,13; Эзра, 1:1-2, тот властелин, отстроивший Храм)..
Б. Слово машиах никогда не используется в еврейских Писаниях как имя собственное, это - титул царя или первосвященника, которьх перед вступлением в должность «помазывали» маслом.
В. Поэтому правильный перевод с иврита должен быть: «помазанник, принц». (Русский перевод - «Христос Владыка», не оставляя сомнения, что идет речь об Иисусе - фактически является именем собственным -Г.С. )
2. Версия Короля Джеймса игнорирует еврейскую пунктуацию:
А. В этой фразе под словами «семь недель» стоит знак этнахта (это один из знаков «кантилляции», интонации) - основная пауза внутри предложения, примерно, как точка с запятой в современной системе пунктуации. Она отделяет эти семь недель от шестидесяти двух недель: «до помазан ника-властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий вновь будет отстроен» (9:25).
Б. Создавая единый период из шестидесяти девяти недель, не разделенный на два отдельных периода, семь и шестьдесят две, христианские миссионеры, игнорируя присутствие этнахты, делают неверный вывод: Мессия придет через четыреста восемьдесят три года после разрушения Первого Храма.
Некоторые миссионеры утверждают, что существует якобы «пророческий год» длительностью 360 дней (?), укорачивая период в 438 лет, от начала, которым считают 444 год до н.э, до распятия Иисуса. Так они пытаются привести к совпадению дат, но сущствование «пророческого года» в Писаниях не подтверждается.
З. Версия Короля Джеймса (и Московской Патриархии) опускает определенный артикль перед числом недель в стихе Даниила (9:26), который должен читаться так: «И по истечении этих шестидесяти двух седьмин...». Если воспринять шестьдесят две недели как отдельный период, тогда стих в оригинале на иврите показывает, что этот срок в предьщущей фразе правильно отделен этнахтой. Следовательно, в этой главе сказано о двух помазанниках: один придет после семи недель. А второй после этого через шестьдесят две недели.
4. Слова пророка вээйн ло (9:26) Король Джеймс ошибочно переводит: «не для себя» (якобы "не ради себя" а за грехи других). Правильный перевод выражения вээuн ло означает «у него нет ничего», а имея ввиду некого помазанника, - власть его прекращена.
Как же, исходя из текста этого пророчества Даниила, христианские миссионеры могут относить к Иисусу стих Исаии (53:12), в котором сказано, чтоо слуга Бога получает «долю среди великих» и часть добычи?
Более того, слова вээйн ло (у него нет, или не будет ничего) не могут иметь отношения к Иисусу - ни при смерти, ни потом.
5. Говоря о шестидесяти девяти неделях, большинство миссионеров об отдельной семидесятой неделе умалчивают, относя ее к неопределенному будущему и придерживаясь разных мнений по поводу того, как она продолжает предшествующий период. В результате, они превращают девятую главу Даниила в «пророчество о шестидесяти девяти неделях».
6. Даниил просит Творца о помощи, чтобы понять смысл пророчества, данного Иеремией, о конце запустения Иерусалима (Даниил, 9:2). Он явно ссьлается на слова Иеремии (25:11-12, 30:18 и 31:37-39), где сказано об обещанном восстановлении рода. Поэтому часть фразы - «с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве. Иерусалима» (Даниил 9:25) указывает на период, когда Бог обратился к Иеремии. том, что отсчет семидесяти лет начинается с времен свидетельствует пророк Захария (около 519 года до н. э.).
Он рассказывает видение, в котором послание Бога доходит до него в форме диалога Бога с ангелом: «И отвечал ангел Бога и сказал: Господь Цеваот! Доколе Ты не смилостивишься над Иерусалимом и над городом Йеуды, на которые гневаешься Ты уже семьдесят лет?» (Захария, 1: 12). Это округленное число примерно равно периоду разрушения Храма, отстроенного через три года после этого. Отвечая ангелу, Бог говорит: «...Возвратился Я к Иерусалиму с милосердием; дом Мой будет построен в нем слово Господа Цеваота и шнур (строительный) будет простерт над Иерусалимом» (Захария, 1: 16).
Итак, семьдесят лет запустения - период, когда Храм бьл в руинах. Лишь манипулируя числами, можно получить такой ре-зультат: 483 года от разрушения Храма, примерно в 586 г. до н.э. (считая этот год началом периода в семьдесят недель) до смерти Иисуса, которая датируется примерно 33 г. н. э.
В отчаянных попытках приспособить период в 483 года к дате смерти Иисуса предлагаются и иные точки отсчета. Но все подобные интерпретации повисают в воздухе и остаются бездоказательными ибо трактовка пророчества изначально не верна.
7. Утверждение, что период в семьдесят недель (восстановление Иерусалима) начинается с времен Нехемии (444 или 455 до н.э.), также не обосновано. Разрешение Артаксеркса, данное Нехемии, не имело формы указа о строительстве Храма. Это было письмо, которое обеспечивало безопасность Нехемии в его передвижениях по разным провинциям Персии на пути в Иудею (Нехемия, 2:7). Другое письмо позволяло ему получить бревна из царских лесов для реализации строительной проrpаммы (Нехемия, 2:8). Но декларации о восстановлении Иерусалима у него не было. Он получил от императора лишь разрешение на то, чтобы обеспечить безопасность иерусалимской общины. К этому он и стремился.
Нехемия описывает Иерусалим в мрачных тонах. Но, видимо, сам город он никогда не посещал. И лишь получал сообщения, что в Иерусалиме должна быть община, по крайней мере, в виде открытой деревни или поселения. Хоть и не бьшо у города прежней славы, но там жили евреи.
По словам Исаии, персидский царь Кир отстроит Иерусалим. Он и назван «помазанником» (см. Исайя 45:1). Действительно, Кир, через сорок девять лет после разрушения города (примерно, в 537 г. до н.э.) издал указ, предусматривающий восстановление Иерусалима.
Писание сообщает, что восстановление Иерусалима начлось при царе Кире -ознаменованное, в первую очередь, строительством Храма, завершившимся к 516 году до н. э., то есть - через семьдесят лет после его разрушения. Возведением Храма официально заканчивается период запустения.
Значит, восстановление Иерусалима надо отнести к временам царя Кира, который издал особый указ, как сказал об этом Бог: «он построит Мой город». Так это было. Поэтому, период в семьдесят две недели нельзя отнести к Артаксерксу, как это делают некоторые теологи христианского миссионерства.
Комментарий