Сноптическая проблема.
Синоптические Евангелия (Матфей, Марк и Лука) однозначно утверждают, что Тайная Вечеря и была пасхальной трапезой: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим» (Мк 14:12, сходно в Мф 26:17 и Лк 22:7-8).
Но евангелист Иоанн расходится с синоптиками: он ясно говорит, что распятие состоялось в канун Пасхи. Он сначала пишет, что иудейские духовные вожди избегают осквернения, потому что собираются этим вечером участвовать в пасхальной трапезе (18:28), а затем мы встречаем и прямое указание, что Пасха приходилась на субботу (19:14). По Иоанну, Тайная Вечеря не имеет прямого отношения к пасхальному седеру.
Решение.
Два интересных факта (для тех, кого интересует синоптическая проблема) на Иоан 18:28 и Иоан 19:14.
1. От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху (Иоан.18:28)
«Песах» в этом стихе относится не к Седеру, а к другой трапезе этого праздника, а именно к хагиге (праздничной жертве), которую съедали на следующий день.
В первый день [да будет у вас] священное собрание; никакой работы не работайте; и приносите жертву, всесожжение Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев; без порока они должны быть у вас; и при них в приношение хлебное приносите пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части [ефы] на каждого тельца, и две десятых части [ефы] на овна, и по десятой части [ефы] приноси на каждого из семи агнцев, и одного козла в жертву за грех, для очищения вас (Чис.28:18-22)
Напомню, что жертва за грех обязательно съедалась священниками. Именно эту Пасхальную трапезу не смогли бы есть первосвященники, собравшиеся у дома Пилата, если бы они вошли в преторию, так как их нечистота продолжалась бы до захода солнца. А если бы слово «Песах» относилось к Пасхальному ягненку, то осквернение, имевшее место утром, не составило бы для них проблему, поскольку Седер начинался после захода солнца!
2. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! (Иоан.19:14)
Но, дело в том, что день 14 нисана, когда закалывался барашек и происходил Седер до сих пор называется у иудаистов КАНУН ПАСХИ !
Итак, все сложилось. Христос с учениками совершил Пасху вечером 14 нисана и сам был заклан на Кресте за грех мира в этот же день 14 нисана. День 14 нисана назывался у иудеев и Пасхой и кануном Пасхи, ибо в этот день были хлопоты и приготовления, а празник начинался на следующий день 15 нисана.
16 В первый месяц, в четырнадцатый день месяца - Пасха Господня.
17 И в пятнадцатый день сего месяца праздник; семь дней должно есть опресноки.
18 В первый день [да будет у вас] священное собрание; никакой работы не работайте;
(Чис.28:16-18)
Поэтому праздник и полный запрет на работу и ПРАЗНИК начинался у иудеев с вечера 15 нисана, когда Христос уже лежал во гробах.
А 14 нисана строгого запрета на работу не было, ибо в время Исхода, который вспоминался, евреи в день поедания пасхального агнца не не покоились, а активно выходили из Египта. Поэтому Симон Киренеянин мог идти с поля, а Иосиф Аримафейский мог купить принадлежности для погребения.
Синоптические Евангелия (Матфей, Марк и Лука) однозначно утверждают, что Тайная Вечеря и была пасхальной трапезой: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? Мы пойдем и приготовим» (Мк 14:12, сходно в Мф 26:17 и Лк 22:7-8).
Но евангелист Иоанн расходится с синоптиками: он ясно говорит, что распятие состоялось в канун Пасхи. Он сначала пишет, что иудейские духовные вожди избегают осквернения, потому что собираются этим вечером участвовать в пасхальной трапезе (18:28), а затем мы встречаем и прямое указание, что Пасха приходилась на субботу (19:14). По Иоанну, Тайная Вечеря не имеет прямого отношения к пасхальному седеру.
Решение.
Два интересных факта (для тех, кого интересует синоптическая проблема) на Иоан 18:28 и Иоан 19:14.
1. От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху (Иоан.18:28)
«Песах» в этом стихе относится не к Седеру, а к другой трапезе этого праздника, а именно к хагиге (праздничной жертве), которую съедали на следующий день.
В первый день [да будет у вас] священное собрание; никакой работы не работайте; и приносите жертву, всесожжение Господу: из крупного скота двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев; без порока они должны быть у вас; и при них в приношение хлебное приносите пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части [ефы] на каждого тельца, и две десятых части [ефы] на овна, и по десятой части [ефы] приноси на каждого из семи агнцев, и одного козла в жертву за грех, для очищения вас (Чис.28:18-22)
Напомню, что жертва за грех обязательно съедалась священниками. Именно эту Пасхальную трапезу не смогли бы есть первосвященники, собравшиеся у дома Пилата, если бы они вошли в преторию, так как их нечистота продолжалась бы до захода солнца. А если бы слово «Песах» относилось к Пасхальному ягненку, то осквернение, имевшее место утром, не составило бы для них проблему, поскольку Седер начинался после захода солнца!
2. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш! (Иоан.19:14)
Но, дело в том, что день 14 нисана, когда закалывался барашек и происходил Седер до сих пор называется у иудаистов КАНУН ПАСХИ !
Итак, все сложилось. Христос с учениками совершил Пасху вечером 14 нисана и сам был заклан на Кресте за грех мира в этот же день 14 нисана. День 14 нисана назывался у иудеев и Пасхой и кануном Пасхи, ибо в этот день были хлопоты и приготовления, а празник начинался на следующий день 15 нисана.
16 В первый месяц, в четырнадцатый день месяца - Пасха Господня.
17 И в пятнадцатый день сего месяца праздник; семь дней должно есть опресноки.
18 В первый день [да будет у вас] священное собрание; никакой работы не работайте;
(Чис.28:16-18)
Поэтому праздник и полный запрет на работу и ПРАЗНИК начинался у иудеев с вечера 15 нисана, когда Христос уже лежал во гробах.
А 14 нисана строгого запрета на работу не было, ибо в время Исхода, который вспоминался, евреи в день поедания пасхального агнца не не покоились, а активно выходили из Египта. Поэтому Симон Киренеянин мог идти с поля, а Иосиф Аримафейский мог купить принадлежности для погребения.
Комментарий