Когда Церковь, пройдя сквозь все мыслимые испытания, ответив на все вызовы истории восторжествовала был готов и образ христианского Врага (более могучего и более страшного). Интересно отметить, что римляне, эти всеядные поглотители всевозможных богов покорённых народов (если не ошибаюсь, римский Пантеон насчитывал около 1200 богов), обожествивши множество абстрактных понятий: юность, согласие, целомудрие и даже лихорадку, однако не знали Сатану в нашем значении слова. Старший брат Зевса Аид наряду с братом Посейдоном просто не мог претендовать на одно из почётных мест в олимпийском пантеоне. Специфика восприятия мира античным человеком (столь прекрасно описанная А. Лосевым), да и само мироощущения себя и всеобъемлющего Космоса, просто не оставила бы места для столь уродливого образа персонифицируемого Зла.
Именно, в эпоху торжествующей Церкви создается красочная и весьма подробная биография Врага. Само слово «диавол» (от греч. «диаволос» - клеветник, обольститель) встречается в канонических текстах Ветхого Завета только один раз в 108 псалме, стихе 6, в связи с изображением будущих страданий Христа; суда над ним и будущего наказания Иуды. Невероятно! Всего один раз и только в связи со Христом! «Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его», то есть диавол будет (станет) начальствовать над Иудой.
Именно, в эпоху торжествующей Церкви создается красочная и весьма подробная биография Врага. Само слово «диавол» (от греч. «диаволос» - клеветник, обольститель) встречается в канонических текстах Ветхого Завета только один раз в 108 псалме, стихе 6, в связи с изображением будущих страданий Христа; суда над ним и будущего наказания Иуды. Невероятно! Всего один раз и только в связи со Христом! «Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его», то есть диавол будет (станет) начальствовать над Иудой.
Комментарий