Из предыдущей темы "Образом Божьим души не может быть сама душа" (раздел "Библеистика"). следует, что душа, будучи «из праха», не может быть образом Божьим.
На этот счет, богослов раннего Христианства Ориген пишет: «высшее благо, к которому стремится всякая разумная природа и которое иначе называется целью всего, многие философы определяют таким образом: высшее благо состоит в том, чтобы делаться подобным Богу, насколько это возможно. Но, по моему мнению, они не столько сами нашли это (определение), сколько заимствовали его из священных книг. Ибо прежде всех дает такое определение Моисей, когда рассказывает о первом создании человека, говоря: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Потом он прибавляет: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их» (Быт. 26-29). Он сказал: по образу Божьему сотворил его, но умолчал о подобии. Этим он показывает не что иное, как то, что достоинство образа человек получил в первом творении, совершенство же подобия получается в конце, т.е. человек сам должен приобрести его себе собственными прилежными трудами в подражании Богу, так как возможность совершенства дана ему вначале через достоинство образа, совершенное же подобие он должен получить в конце сам, через исполнение дел» (О Началах, гл.6)
Человеческой душе или сыну человеческому надлежало и надлежит уподобиться Образу Божьему.
Бог «дал Адаму тело смертное» (3Ездр.3:5) как некий «инструмент», дабы, ко времени, «посеяв» его, войти в «тело духовное» и уподобиться образу Божьему(1Кор.15:44), поскольку «есть тела небесные и тела земные» (1Кор.15:40),
Если «первый человек Адам стал душой живущей», то «последний Адам есть дух животворящий», также, «первый человек из земли, из праха; второй человек Господь с неба» (1Кор.15:45-47). Адам буквально как индивидуальность, и Адам символизирующий всех потомков; всем предстояло и предстоит из «первого Адама души живущей» стать «вторым Адамом духом животворящим», но, только по свободной воле. Говоря словами апостола Павла, Адаму и Еве, и всем надлежало, «взирая на славу Господню», преображаться «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:18).
И через посредство образа Божьего, Господь «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор.1:22), как духовные сердца, что позволило Иисусу Христу утвердить: «Ибо вот, Царство Божье внутри вас» (Лк.17:21).
«Бога никто никогда не видел» (Ин.4:12), потому как «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может» (1Тим.6:15-16). Но, «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я [Есмь] Бог Всемогущий; ходи передо Мной и будь непорочен» (Быт.17:1), что говорит о явлении Аврааму его образа Божьего. Это дало основание апостолу Павлу утверждать: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: "и потомкам", как бы о многих, но как об одном: "и семени твоему", которое есть Христос» (Галл.3:16), то есть Христос еще одно имя образа Божьего души. И далее: «в Исааке наречётся тебе семя» (Быт. 21:12).
Павел продолжает: «и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питье: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор.10:2-4), снова об образе Божьем души. И «Христос» в единственном числе, потому, как сущность образа Божьего души, у всех одинакова.
И Господь поясняет процесс соединения со своим образом души: «слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, он верен во всем доме Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Числ.12:6-8).
Этот образ звучит и так: «Вы сыны Господа Бога вашего» (Втор.14:1), или вот так:«о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем» (Втор.33:8); и так:«Об Иосифе сказал: благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих» (Втор.33:16)
И когда Господь говорит: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Пс.88:21,27), может свидетельствовать о соединении Давида со своим образом Божьим.
Много ли это или мало, но Бог говорит: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужчин; всех этих колени не преклонялись перед Ваалом, и всех этих уста не целовали его» (3Цар.19:18).
А Исайя делает пророчество о возрастании сознания этого остатка и принятии семени:«Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7-14), «ибо младенец родился нам Сын дан нам; владычество на раменах Его, и назовут Его: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Также он говорит: «произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской» (Ис.11:1-2,10-12,16)
И таких пророчеств у Исайи и других пророков можно найти множество, в том числе и о миссии Иисуса Христа.
Так как «клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11), то «из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деян.13:23).
Посему Сам Спаситель правильно говорит в Евангелии: «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мк.10:18). Иисус как совершеннейшая душа, родившись, стал Сыном Божьим, приняв на себя полномочия Сына Божьего второй ипостаси Бога, и этим откровением подтверждает свою сущность как сына человеческого.
И пророков повторяет Сам «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла? Это от Господа, и есть дивно в глазах наших» (Мат.21: 42), - то есть «камень» - Христос как образ Божий души, который у всех одинаков.
Когда Он говорил Своим ученикам: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9), «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.10:30), Он говорил об образе Божьем Своей души, который такой же, как у всех детей Божьих. Ему вторит апостол Павел: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божьи» (Рим.8:14)
Спаситель также сказал о переходящем от поколений к поколениям, завете Господа: «Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Есмь Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мтф.22:31-32).
Продолжение следует в теме «От Адама первого к Адаму последнему. Часть 2. О перевоплощении души
На этот счет, богослов раннего Христианства Ориген пишет: «высшее благо, к которому стремится всякая разумная природа и которое иначе называется целью всего, многие философы определяют таким образом: высшее благо состоит в том, чтобы делаться подобным Богу, насколько это возможно. Но, по моему мнению, они не столько сами нашли это (определение), сколько заимствовали его из священных книг. Ибо прежде всех дает такое определение Моисей, когда рассказывает о первом создании человека, говоря: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Потом он прибавляет: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их» (Быт. 26-29). Он сказал: по образу Божьему сотворил его, но умолчал о подобии. Этим он показывает не что иное, как то, что достоинство образа человек получил в первом творении, совершенство же подобия получается в конце, т.е. человек сам должен приобрести его себе собственными прилежными трудами в подражании Богу, так как возможность совершенства дана ему вначале через достоинство образа, совершенное же подобие он должен получить в конце сам, через исполнение дел» (О Началах, гл.6)
Человеческой душе или сыну человеческому надлежало и надлежит уподобиться Образу Божьему.
Бог «дал Адаму тело смертное» (3Ездр.3:5) как некий «инструмент», дабы, ко времени, «посеяв» его, войти в «тело духовное» и уподобиться образу Божьему(1Кор.15:44), поскольку «есть тела небесные и тела земные» (1Кор.15:40),
Если «первый человек Адам стал душой живущей», то «последний Адам есть дух животворящий», также, «первый человек из земли, из праха; второй человек Господь с неба» (1Кор.15:45-47). Адам буквально как индивидуальность, и Адам символизирующий всех потомков; всем предстояло и предстоит из «первого Адама души живущей» стать «вторым Адамом духом животворящим», но, только по свободной воле. Говоря словами апостола Павла, Адаму и Еве, и всем надлежало, «взирая на славу Господню», преображаться «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:18).
И через посредство образа Божьего, Господь «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор.1:22), как духовные сердца, что позволило Иисусу Христу утвердить: «Ибо вот, Царство Божье внутри вас» (Лк.17:21).
«Бога никто никогда не видел» (Ин.4:12), потому как «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может» (1Тим.6:15-16). Но, «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я [Есмь] Бог Всемогущий; ходи передо Мной и будь непорочен» (Быт.17:1), что говорит о явлении Аврааму его образа Божьего. Это дало основание апостолу Павлу утверждать: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: "и потомкам", как бы о многих, но как об одном: "и семени твоему", которое есть Христос» (Галл.3:16), то есть Христос еще одно имя образа Божьего души. И далее: «в Исааке наречётся тебе семя» (Быт. 21:12).
Павел продолжает: «и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питье: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор.10:2-4), снова об образе Божьем души. И «Христос» в единственном числе, потому, как сущность образа Божьего души, у всех одинакова.
И Господь поясняет процесс соединения со своим образом души: «слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, он верен во всем доме Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Числ.12:6-8).
Этот образ звучит и так: «Вы сыны Господа Бога вашего» (Втор.14:1), или вот так:«о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем» (Втор.33:8); и так:«Об Иосифе сказал: благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих» (Втор.33:16)
И когда Господь говорит: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Пс.88:21,27), может свидетельствовать о соединении Давида со своим образом Божьим.
Много ли это или мало, но Бог говорит: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужчин; всех этих колени не преклонялись перед Ваалом, и всех этих уста не целовали его» (3Цар.19:18).
А Исайя делает пророчество о возрастании сознания этого остатка и принятии семени:«Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7-14), «ибо младенец родился нам Сын дан нам; владычество на раменах Его, и назовут Его: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Также он говорит: «произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской» (Ис.11:1-2,10-12,16)
И таких пророчеств у Исайи и других пророков можно найти множество, в том числе и о миссии Иисуса Христа.
Так как «клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11), то «из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деян.13:23).
Посему Сам Спаситель правильно говорит в Евангелии: «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мк.10:18). Иисус как совершеннейшая душа, родившись, стал Сыном Божьим, приняв на себя полномочия Сына Божьего второй ипостаси Бога, и этим откровением подтверждает свою сущность как сына человеческого.
И пророков повторяет Сам «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла? Это от Господа, и есть дивно в глазах наших» (Мат.21: 42), - то есть «камень» - Христос как образ Божий души, который у всех одинаков.
Когда Он говорил Своим ученикам: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9), «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.10:30), Он говорил об образе Божьем Своей души, который такой же, как у всех детей Божьих. Ему вторит апостол Павел: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божьи» (Рим.8:14)
Спаситель также сказал о переходящем от поколений к поколениям, завете Господа: «Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Есмь Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мтф.22:31-32).
Продолжение следует в теме «От Адама первого к Адаму последнему. Часть 2. О перевоплощении души
Комментарий