От Адама первого к Адаму последнему. Часть 1. Об образе Божьем души

Свернуть
X
 
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения
  • K-17
    Участник

    • 25 May 2009
    • 325

    #1

    От Адама первого к Адаму последнему. Часть 1. Об образе Божьем души

    Из предыдущей темы "Образом Божьим души не может быть сама душа" (раздел "Библеистика"). следует, что душа, будучи «из праха», не может быть образом Божьим.
    На этот счет, богослов раннего Христианства Ориген пишет: «высшее благо, к которому стремится всякая разумная природа и которое иначе называется целью всего, многие философы определяют таким образом: высшее благо состоит в том, чтобы делаться подобным Богу, насколько это возможно. Но, по моему мнению, они не столько сами нашли это (определение), сколько заимствовали его из священных книг. Ибо прежде всех дает такое определение Моисей, когда рассказывает о первом создании человека, говоря: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Потом он прибавляет: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их» (Быт. 26-29). Он сказал: по образу Божьему сотворил его, но умолчал о подобии. Этим он показывает не что иное, как то, что достоинство образа человек получил в первом творении, совершенство же подобия получается в конце, т.е. человек сам должен приобрести его себе собственными прилежными трудами в подражании Богу, так как возможность совершенства дана ему вначале через достоинство образа, совершенное же подобие он должен получить в конце сам, через исполнение дел» (О Началах, гл.6)
    Человеческой душе или сыну человеческому надлежало и надлежит уподобиться Образу Божьему.
    Бог «дал Адаму тело смертное» (3Ездр.3:5) как некий «инструмент», дабы, ко времени, «посеяв» его, войти в «тело духовное» и уподобиться образу Божьему(1Кор.15:44), поскольку «есть тела небесные и тела земные» (1Кор.15:40),
    Если «первый человек Адам стал душой живущей», то «последний Адам есть дух животворящий», также, «первый человек из земли, из праха; второй человек Господь с неба» (1Кор.15:45-47). Адам буквально как индивидуальность, и Адам символизирующий всех потомков; всем предстояло и предстоит из «первого Адама души живущей» стать «вторым Адамом духом животворящим», но, только по свободной воле. Говоря словами апостола Павла, Адаму и Еве, и всем надлежало, «взирая на славу Господню», преображаться «в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:18).
    И через посредство образа Божьего, Господь «запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор.1:22), как духовные сердца, что позволило Иисусу Христу утвердить: «Ибо вот, Царство Божье внутри вас» (Лк.17:21).

    «Бога никто никогда не видел» (Ин.4:12), потому как «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может» (1Тим.6:15-16). Но, «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я [Есмь] Бог Всемогущий; ходи передо Мной и будь непорочен» (Быт.17:1), что говорит о явлении Аврааму его образа Божьего. Это дало основание апостолу Павлу утверждать: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: "и потомкам", как бы о многих, но как об одном: "и семени твоему", которое есть Христос» (Галл.3:16), то есть Христос еще одно имя образа Божьего души. И далее: «в Исааке наречётся тебе семя» (Быт. 21:12).
    Павел продолжает: «и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питье: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1Кор.10:2-4), снова об образе Божьем души. И «Христос» в единственном числе, потому, как сущность образа Божьего души, у всех одинакова.
    И Господь поясняет процесс соединения со своим образом души: «слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, он верен во всем доме Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Числ.12:6-8).
    Этот образ звучит и так: «Вы сыны Господа Бога вашего» (Втор.14:1), или вот так:«о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем» (Втор.33:8); и так:«Об Иосифе сказал: благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих» (Втор.33:16)
    И когда Господь говорит: «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего» (Пс.88:21,27), может свидетельствовать о соединении Давида со своим образом Божьим.
    Много ли это или мало, но Бог говорит: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужчин; всех этих колени не преклонялись перед Ваалом, и всех этих уста не целовали его» (3Цар.19:18).
    А Исайя делает пророчество о возрастании сознания этого остатка и принятии семени:«Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7-14), «ибо младенец родился нам Сын дан нам; владычество на раменах Его, и назовут Его: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6). Также он говорит: «произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской» (Ис.11:1-2,10-12,16)
    И таких пророчеств у Исайи и других пророков можно найти множество, в том числе и о миссии Иисуса Христа.
    Так как «клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11), то «из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса» (Деян.13:23).
    Посему Сам Спаситель правильно говорит в Евангелии: «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Мк.10:18). Иисус как совершеннейшая душа, родившись, стал Сыном Божьим, приняв на себя полномочия Сына Божьего второй ипостаси Бога, и этим откровением подтверждает свою сущность как сына человеческого.
    И пророков повторяет Сам «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главой угла? Это от Господа, и есть дивно в глазах наших» (Мат.21: 42), - то есть «камень» - Христос как образ Божий души, который у всех одинаков.
    Когда Он говорил Своим ученикам: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9), «Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.10:30), Он говорил об образе Божьем Своей души, который такой же, как у всех детей Божьих. Ему вторит апостол Павел: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божьи» (Рим.8:14)
    Спаситель также сказал о переходящем от поколений к поколениям, завете Господа: «Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Есмь Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мтф.22:31-32).
    Продолжение следует в теме «От Адама первого к Адаму последнему. Часть 2. О перевоплощении души
    sigpicГосподи, прости и сохрани!

    Мой сайт >>
  • K-17
    Участник

    • 25 May 2009
    • 325

    #2
    Данная тема, предыдущая тема «Образом Божьим души не может быть сама душа», и последующие есть результат личного исследования Библии, определенным толчком к которому послужили работы богословов раннего Христианства Оригена и, отчасти Августина.
    -------

    Тождественность и соотношение «образа» и подобия» Божьих исследовали многие, как богословы раннего христианства (изречение Оригена было показано в первом посте), так и современности. В качестве примера, рассмотрим некоторые выдержки из «Догматического богословия» доктора богословия, профессора, протоиерея Ливерия Воронова.

    Он пишет: «Часто обращали и обращают внимание на то, что в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится о намерении Бога сотворить человека по образу и подобию Божию, тогда как в стихе 27-м той же главы сказано лишь о сотворении по образу Божию: 1, 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему («бецалмену») и по подобию Нашему («бидмутену»)» 1,27: «И сотворил Бог человека по образу Своему («бецалмо»), по образу Божию («бецелем Элогим») сотворил его Так, святитель Василий Великий рассуждает: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент ведь здесь (то есть в стихе 27-м) Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию» Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волей приобретаем мы бытие по подобию Божиему Если бы Господь, создавая нас, не сказал предопределительно: «Сотворим» и «по подобию», если бы нам не была дарована возможность стать «по подобию», то своими собственными силами мы бы не стяжали подобия Божия. Но в том-то и дело, что Он сотворил нас способными уподобляться Богу. Одарив нас способностью уподобляться Богу, Он предоставил нам самим быть тружениками в уподоблении Богу, чтобы мы получили за (этот) труд вознаграждение Подобно святителю Василию, отличает «образ» от «подобия» святой Иоанн Дамаскин: «Выражение "по образу", пишет он, обозначает разум и свободу воли; выражение же "по подобию" уподобление Богу чрез доброделание, насколько это возможно» Однако такое различение не является общим для святых Отцов. «Святой Афанасий, замечает профессор архимандрит Киприан (Керн), по-видимому, не делает различия между образом и подобием». Кирилл Александрийский не одобряет этого различия, считая оба слова имеющими одно значение», - то есть речь идет о тождественности одного слова другому относительно лексического значения.
    Далее Л. Воронов подтверждает: «По мнению митрополита Филарета (Дроздова), «образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе».

    О соотношении «образа» и подобия» c точки зрения богословия, Л. Воронов пишет: «Неупоминаниеже о подобии Божием в Быт.1:27, на которое, в целях нравственного назидания и побуждения к усовершенствованию, обращает внимание слушателей святитель Василий Великий, имеет свое значение для подчеркивания оттенков смысла двуединого понятия: «богообразность богоподобие». «Образ» напоминает преимущественно о даре Божием человеку, «подобие» о духовно-нравственной обязанности человека хранить этот дар и содействовать его просиянию». Здесь несколько внесем коррективы. Бог Сам решил сохранять этот дар, почему «и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). «Дерево жизни» или Христос - как символ образа Божьего души.

    По этому поводу Л. Воронов продолжает: «Нет возможности из самого библейского текста со всей бесспорностью определить, что именно в книгах Священного Писания подразумевается под образом Божиим в человеке. Поэтому отцы и учители Церкви по-разному отвечали на этот вопрос. «Следует напомнить, что в древнейшее время усматривали образ Божий в одной какой-то способности человека, тогда как со временем церковные писатели готовы под образом Божиим понимать совокупность духовных дарований или способностей, да и вообще в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания», - таким образом, склоняясь к тому, что, все же душа сама в совокупности ее свойств и есть образ Божий. На этот счет дан краткий анализ в теме «Образом Божьим души не может быть сама душа» в разделе «Библеистика».

    Потом же профессор делает превосходный акцент: «В Новом Завете понятие об образе Божием ставится в прямую связь с христологией и сотериологией. Истинный Образ Божий есть Христос. Он есть «образ Бога невидимого» δς έστιν εικων τοΰ Θεοΰ τοΰ αοράτου (2 Кор. 4, 4; Кол. 1, 15); «сияние славы и образ ипостаси Его» ός ών οπαυγασμα τής δόξης καί χαρακτήρ τής υποστάσεως αύτοΰ (Евр. 1, 3). Имея это в виду, можно сказать, что богообразность есть христообразность».

    Только когда он утверждает, что: «В общении со Христом человек восстанавливает в себе образ Божий, помраченный грехом», - смеем заметить, что образ Божий, или «дерево жизни», или Христос не помрачается грехом,ибо находятся под защитой Господа. Душа же действительно помрачается грехом, почему и, пока не обрела вечной жизни, соединившись со своим образом Божьим, имеет относительное бессмертие, т.е. бессмертие относительно физического тела, которое умирает. Сама же душа, пока не вырвалась из пут материального мира, имеет потенциальную угрозу окончательно умереть во «второй смерти».

    Но не все, и потому согласимся с акцентом Л. Воронова: «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:49). Как Адаму первому, так и Адаму последнему, т.е. всем нам, сохраняющим единство с Богом, надлежало и надлежит уподобиться образу Божьему. Выражаем согласие и со следующей ссылкой профессора: «Возлюбленные, говорит святой апостол Иоанн Богослов, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» όμοιοι αύτω έσόμεθα (1Ин.3:2).

    А «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим.8:29)
    sigpicГосподи, прости и сохрани!

    Мой сайт >>

    Комментарий

    Обработка...