Рассмотрим некоторые трактовки, пытающиеся представить образ Божий души как саму человеческую душу.
Трактовка: «Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное». Несомненно, человек разумен и достоин человеческого достоинства, но не Божественного, ибо человеческая разумность по свободной воле легко используется, как на добро, так и во зло, ввиду несовершенства души. А Бог - Совершенный Разум, не только неподвластный злу, но и исправляющий зло: «будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божьим, так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божьим вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых» (Иез.28:2-8)
Трактовка: «Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую душу» или «Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие души». Бог есть Дух и вечен. Душа живой потенциал Бога, имеющий вероятность духовного падения, покуда не соединится со своим образом Бога. И душа может быть потеряна окончательно в безвозвратном духовном падении, пройдя через «вторую смерть» (Откр.21:8).
Трактовка: «Бог свободно творит и человек способен свободно участвовать в Божественных совершенствах» и «Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной».
Если Господь, царствуя над всеми вселенными, творит только Жизнь, то человек «наделенный земным царским достоинством», творит и смерть в том числе, о чем наглядно говорит история и нынешнее состояние планеты, когда она поставлена на грань экологической катастрофы; и на этом человек не останавливается в собственном безумстве.
Значит, все аналогичные трактовки, пытающиеся приписать образ Божий души самой, не имеют на то оснований. Человеческой душе или сыну человеческому только надлежит уподобиться Образу Божьему. Действительно «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2:23), но душа «из праха» не может наследовать нетление и вечность бытия Господа, пока не сбросит с себя нетление, ибо «написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1Кор.15:45-47). Это всецело относилось к Адаму и до исхода из рая. Отсюда следует, что «душе живущей» предстояло стать «духом животворящим»; душе в «первом человеке» надлежало стать «вторым человеком Господом с неба», и только тогда уподобиться образу Божьему.
Трактовка: «Бог есть абсолютный разум, и человек также есть существо разумное». Несомненно, человек разумен и достоин человеческого достоинства, но не Божественного, ибо человеческая разумность по свободной воле легко используется, как на добро, так и во зло, ввиду несовершенства души. А Бог - Совершенный Разум, не только неподвластный злу, но и исправляющий зло: «будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божьим, так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божьим вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых» (Иез.28:2-8)
Трактовка: «Бог есть абсолютный Дух, и человек имеет в своем составе нематериальную составляющую душу» или «Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие души». Бог есть Дух и вечен. Душа живой потенциал Бога, имеющий вероятность духовного падения, покуда не соединится со своим образом Бога. И душа может быть потеряна окончательно в безвозвратном духовном падении, пройдя через «вторую смерть» (Откр.21:8).
Трактовка: «Бог свободно творит и человек способен свободно участвовать в Божественных совершенствах» и «Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной».
Если Господь, царствуя над всеми вселенными, творит только Жизнь, то человек «наделенный земным царским достоинством», творит и смерть в том числе, о чем наглядно говорит история и нынешнее состояние планеты, когда она поставлена на грань экологической катастрофы; и на этом человек не останавливается в собственном безумстве.
Значит, все аналогичные трактовки, пытающиеся приписать образ Божий души самой, не имеют на то оснований. Человеческой душе или сыну человеческому только надлежит уподобиться Образу Божьему. Действительно «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.2:23), но душа «из праха» не может наследовать нетление и вечность бытия Господа, пока не сбросит с себя нетление, ибо «написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1Кор.15:45-47). Это всецело относилось к Адаму и до исхода из рая. Отсюда следует, что «душе живущей» предстояло стать «духом животворящим»; душе в «первом человеке» надлежало стать «вторым человеком Господом с неба», и только тогда уподобиться образу Божьему.
Комментарий