«10 И не только, но и Ревекка, от одного имевшая семя, от Исаака, отца нашего, 11 Ибо когда они еще не были рождены и не сделали ничего доброго или злого - для того, чтобы предустановление Божие, по избранию, пребывало в силе, 12 не от дел, но от Призывающего, - было сказано ей: больший будет рабом меньшего» Здесь Апостол Павел показывает, что Бог избирает тех кого Он спасет:
1) Еще до рождения этих людей.
2) Независимо от действий этих людей.
Поэтому мнение, будто Бог до рождения избирает одних людей и отвергает других на основании предвиденья действий этих людей, является ошибочным, потому что в таком случае Бог действительно избирает:
1) Еще до рождения этих людей.
2) Но уже на основании действий этих людей, а не независимо от их действий.
«13 как написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» Здесь Павел пишет, что тех кого Бог избрал спасти, тех Он обязательно спасет. Получается, что спасение следует из избрания, а избрание не может не сбыться. Следовательно, если человек спасен, значит, он избран Богом, и это избрание не может быть нарушено. Вывод: спасение потерять невозможно.
«14 Что же скажем? Неужели у Бога неправда?» Поскольку Павел написал, что Бог исключительно по Своему желанию, еще до рождения людей, одним дарует спасение, а других отвергает, то его могли обвинить, будто он не правильно толкует ТаНаХ, потому что приписывает Богу не справедливость.
«Отнюдь нет. 15 Ибо Моисею Он говорит: Я помилую того, кого милую, и пожалею того, кого жалею» Апостол отвергает ту мысль, будто он считает Бога несправедливым и для доказательства того, что он правильно толкует ТаНаХ ссылается на Слова Бога, которые Он говорил Моисею, когда Моисей просил пощадить евреев. Бог не отвечает, что Он пощадит тех, кто будет совершать правильные поступки, но Он провозгласил, что пощадит тех, кого захочет.
«6 Значит, дело не в том, кто хочет и стремится, но в милующем Боге» Павел заключает, что в таком случае помилование не зависит от желания или стремления со стороны человека быть помилованным, но Бог милует только на основании Своего желания.
«17 Говорит же Писание Фараону: для того самого Я воздвиг тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле 8 Значит Он, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» Если Бог спасает по Своему желанию, то и не дает Он спасение людям, только на основании Своего желания. Для доказательства этого Павел приводит слова из ТаНаХи о том, что Бог ожесточил сердце фараона, чтобы показать Свои казни над Египтом и чтобы о Боге сотворившем столь дивные события узнала вся земля. Из этого следует, что Египет был непокорен и страдал, потому что Бог этого хотел, для показания Своего могущества всем народам.
«19 Ты мне скажешь: что же Он еще укоряет? Ибо кто когда противостал Его воле?» Если Бог кого хочет, ожесточает, то возникает вопрос: за что Он тогда обвиняет в ожесточении? Неужели Он обвиняет за то что человек не стал праведным, противостав Его воли, которая делает человека грешным? Но неужели Его Воли можно противостоять?
«20 О человек, кто ж" ты пререкающийся с Богом? Изваяние скажет ли ваятелю, почему ты меня сделал так? 21 Или не имеет власти горшечник над глиной сделать из одной и той же смеси один сосуд для почётного употребления, другой - для низкого?» Павел отвечает, что человек не может спорить с Богом о мотивах Его поступков. Потому что человек для Бога это все равно, что изваяние для ваятеля. Павел сравнивает Бога с Горшечником, который имеет власть одни сосуды создать для высокого употребления, то есть для того чтобы пить из них воду, а другие сосуды для низкого употребления, например, для того чтобы справить нужду.
«22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, переносил с великим долготерпением сосуды гнева, изготовленные для гибели, 23 чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он предуготовил к славе» Здесь под сосудами подразумеваются люди, под гибелью подразумевается ад, соответственно под славой имеется ввиду рай. Получается следующее: «22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, переносил с великим долготерпением людей гнева, которые изготовленны для ада, 23 чтобы явить богатство славы Своей над людьми милосердия, которых Он предуготовил к раю»
«24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников» Павел особенно подчеркивает, что предопределение Бога отдельных людей к раю, распространяется не только на евреев, но и на язычников.
1) Еще до рождения этих людей.
2) Независимо от действий этих людей.
Поэтому мнение, будто Бог до рождения избирает одних людей и отвергает других на основании предвиденья действий этих людей, является ошибочным, потому что в таком случае Бог действительно избирает:
1) Еще до рождения этих людей.
2) Но уже на основании действий этих людей, а не независимо от их действий.
«13 как написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» Здесь Павел пишет, что тех кого Бог избрал спасти, тех Он обязательно спасет. Получается, что спасение следует из избрания, а избрание не может не сбыться. Следовательно, если человек спасен, значит, он избран Богом, и это избрание не может быть нарушено. Вывод: спасение потерять невозможно.
«14 Что же скажем? Неужели у Бога неправда?» Поскольку Павел написал, что Бог исключительно по Своему желанию, еще до рождения людей, одним дарует спасение, а других отвергает, то его могли обвинить, будто он не правильно толкует ТаНаХ, потому что приписывает Богу не справедливость.
«Отнюдь нет. 15 Ибо Моисею Он говорит: Я помилую того, кого милую, и пожалею того, кого жалею» Апостол отвергает ту мысль, будто он считает Бога несправедливым и для доказательства того, что он правильно толкует ТаНаХ ссылается на Слова Бога, которые Он говорил Моисею, когда Моисей просил пощадить евреев. Бог не отвечает, что Он пощадит тех, кто будет совершать правильные поступки, но Он провозгласил, что пощадит тех, кого захочет.
«6 Значит, дело не в том, кто хочет и стремится, но в милующем Боге» Павел заключает, что в таком случае помилование не зависит от желания или стремления со стороны человека быть помилованным, но Бог милует только на основании Своего желания.
«17 Говорит же Писание Фараону: для того самого Я воздвиг тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле 8 Значит Он, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» Если Бог спасает по Своему желанию, то и не дает Он спасение людям, только на основании Своего желания. Для доказательства этого Павел приводит слова из ТаНаХи о том, что Бог ожесточил сердце фараона, чтобы показать Свои казни над Египтом и чтобы о Боге сотворившем столь дивные события узнала вся земля. Из этого следует, что Египет был непокорен и страдал, потому что Бог этого хотел, для показания Своего могущества всем народам.
«19 Ты мне скажешь: что же Он еще укоряет? Ибо кто когда противостал Его воле?» Если Бог кого хочет, ожесточает, то возникает вопрос: за что Он тогда обвиняет в ожесточении? Неужели Он обвиняет за то что человек не стал праведным, противостав Его воли, которая делает человека грешным? Но неужели Его Воли можно противостоять?
«20 О человек, кто ж" ты пререкающийся с Богом? Изваяние скажет ли ваятелю, почему ты меня сделал так? 21 Или не имеет власти горшечник над глиной сделать из одной и той же смеси один сосуд для почётного употребления, другой - для низкого?» Павел отвечает, что человек не может спорить с Богом о мотивах Его поступков. Потому что человек для Бога это все равно, что изваяние для ваятеля. Павел сравнивает Бога с Горшечником, который имеет власть одни сосуды создать для высокого употребления, то есть для того чтобы пить из них воду, а другие сосуды для низкого употребления, например, для того чтобы справить нужду.
«22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, переносил с великим долготерпением сосуды гнева, изготовленные для гибели, 23 чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он предуготовил к славе» Здесь под сосудами подразумеваются люди, под гибелью подразумевается ад, соответственно под славой имеется ввиду рай. Получается следующее: «22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, переносил с великим долготерпением людей гнева, которые изготовленны для ада, 23 чтобы явить богатство славы Своей над людьми милосердия, которых Он предуготовил к раю»
«24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников» Павел особенно подчеркивает, что предопределение Бога отдельных людей к раю, распространяется не только на евреев, но и на язычников.
Комментарий